Чемезов сменит рогозина в правительстве россии
Главная » Расчет » Чемезов сменит рогозина в правительстве россии

Чемезов сменит рогозина в правительстве россии

Фото Алексей Никольский / РИА Новости

Стали известны подробности о первых кадровых перестановках, которые будут произведены в правительстве России после президентских выборов. Куратором оборонно-промышленного комплекса России вместо Дмитрия Рогозина станет нынешний глава государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

Кому доверят оборонку

Место в правительстве России Дмитрия Рогозина , который курировал военно-промышленный комплекс России с 2011 года, по данным близких к Кремлю источников, займет Сергей Чемезов . Собеседник из администрации президента сообщил корреспонденту ПАСМИ о том, что данная кадровая перестановка совершится после президентских выборов, скорее всего, в мае 2018 года.

Напомним, после инаугурации вновь избранного президента России, которая произойдет в мае, должна быть проведена так называемая техническая отставка правительства (закон обязывает президента распустить правительство и назначить врио премьер-министра после инаугурации).

По данным собеседника ПАСМИ, Сергей Чемезов займет место вице-премьера. Кто станет премьер-министром в новом правительстве, не сообщается, однако известно, что свой пост оставит также министр промышленности и торговли Денис Мантуров , который сменит Чемезова в «Ростехе».

Заместителю Сергея Чемезова в «Ростехе» Александру Назарову , который претендовал на место руководителя оборонной госкорпорации, повысить свой статус, скорее всего, не удастся. По словам источника, Назарову предложено место в руководстве ФАНО (Федеральное агентство научных организаций).

В этой перестановке пока непонятно, какую должность предложат Дмитрию Рогозину и кто займет место Дениса Мантурова. По данным наших источников, учитывая вхождение Сергея Чемезова в правительство, место в министерстве промышленности также останется за кем-то из близких ему людей.

История взлета будущего вице-премьера

Сергей Чемезов возглавил госкорпорацию «Ростех» в 2007 году. До этого работал на руководящих должностях в «Рособоронэкспорте» и «Государственной компании Промэкспорт». В сфере внешней торговли - с 1988 года. С 1983 по 1988 год возглавлял представительство объединения «Луч» в ГДР, где познакомился с нынешним президентом России. Сегодня входит в члены совета директоров Аэрофлота, АвтоВАЗа, «Объединенной авиастроительной корпорации».

Семейные доходы

Вторая жена Сергея Чемезова Екатерина Игнатова владеет контрольным пакетом предприятия, которое получило от АвтоВАЗа крупный заказ на сумму, по разным данным, от 300 до 500 млн рублей для разработки и организации производства автоматических коробок передач. Позже проект был закрыт без объяснения причин, а российский автогигант заявил, что будет закупать АКПП у японцев. С 2009 по 2015 год совокупный доход супруги Сергея Чемезова, по данным СМИ, составил 4,25 млрд руб . Семья Сергея Чемезова упоминается в прессе среди бенефициаров ряда офшорных компаний , через которые, по данным журналистов, оформлен в собственность телекоммуникационный холдинг Yota.

Немного о Yota

Первый так называемый российский смартфон под названием YotaPhone был представлен Дмитрию Медведеву главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым в декабре 2013 года. Правда, отечественным назвать это чудо техники сложно: процессоры для YotaPhone делает американская компания Qualcomm, жидкокристаллические экраны - японская Japan Display Inc., экраны на электронных чернилах производит в Тайване американская компания E-Ink Corporation. Сборка аппарата идет в Китае на фабрике Hi-P.

Проблемы ОПК

В состав госкорпорации «Ростех», которую возглавляет Сергей Чемезов, входит более 700 организаций - такие как концерн «Техмаш», «Высокоточные комплексы», концерн «Калашников», НПО «Сплав» и другие. Прибыль корпорации за 2016 год снизилась на 11% по сравнению с 2015 годом и составила 88 млрд руб . Отчетность за 2017 год еще не публиковалась.

Проблемы отрасли видны невооруженным глазом. Посмотреть хотя бы на число банкротств (мы сейчас говорим только об оборонке): «Мотовилихинские заводы» - производитель РСЗО «Смерч» - введена процедура наблюдения, концерн «Тракторные заводы» - производитель БМП - получает миллиардные иски от кредиторов, а Сергей Чемезов поддерживает банкротство. Концерн «Калашников» - это уже обанкроченный «Ижмаш».

И всякий раз Сергей Чемезов заявляет: оздоровление невозможно, банкротство необходимо для выправления финансовой ситуации. В то же время активы обанкроченных компаний зачастую уходят в офшоры. Так, ОАО «Ижмашэнерго», объединявшее теплосети столицы Удмуртии и входившее в концерн «ИжМаш», после процедуры банкротства передало основной имущественный комплекс предприятия в ООО «Ижмашэнерго сервис», который через ЗАО «Армани» принадлежал Cetrara Trading Limited.

Личность Дмитрия Рогозина

Возможной перестановке предшествовал ряд скандалов, связанных с именем Дмитрия Рогозина. Например, нашумевшая история с утоплением таксы во время демонстрации новой жидкости, насыщенной кислородом. Или скандал с Романом, который, по данным «Новой газеты», вошел в совет директоров фирмы, созданной для реализации стратегической задачи - создания специальной матрицы для тепловизоров, на что был выделен миллиард из бюджета . Еще примечательно расследование Transparency International, которая приписала Рогозину владение квартирой стоимостью в 500 млн рублей , а также вызвавшее общественное возмущение замдиректора Департамента имущественных отношений в Минобороны сына Рогозина - Алексея.

Краткие итоги аппаратных интриг

В свете описанного выше возможное назначение на место Дмитрия Рогозина Сергея Чемезова - аппаратная победа последнего. Ведь если раньше Рогозин, будучи, по сути, глазами президента в оборонке, мог наблюдать и докладывать о банкротствах в «Ростехе», то теперь наблюдать за «Ростехом», руководимым Мантуровым, будет сам Чемезов. Сами по себе скандалы, разразившиеся в последнее время вокруг фигуры Рогозина, выглядят как спланированная акция по дискредитации вице-премьера перед возможным увольнением, что, учитывая должность и обязанности Дмитрия Рогозина, - ожидаемое явление.

Политологи вычислили факторы, влияющие на отставки губернаторов в регионах России. Правда, говорят они, работают эти законы не всегда, иногда назначения не поддаются никакой логике.

Алексей Куденко/Коммерсантъ

Президент России Владимир Путин подписал указ об отставке по собственному желанию губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Срок его полномочий истекал в 2019 году, уже экс-губернатору 64 года. Толоконский стал четвертым губернатором, которого Путин отправил в отставку за пять дней, с 25 сентября. О предстоящем сложении полномочий также объявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Последний в разговоре с журналистами объяснил свой уход «озеленением кадров». С чем еще связана осенняя волна отставок глав регионов, выясняла «Фонтанка».

По разным оценкам, в ближайшие дни свои посты должны покинуть еще 7-10 губернаторов. Это будет уже вторая волна отставок. Первая состоялась минувшей зимой и весной. Тогда были назначены новые врио губернаторов в семи регионах - Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях, Бурятии, Республике Марий Эл, Карелии и Удмуртии. Все новички победили в первом туре на выборах в единый день голосования в 2017 году. Сразу после этого в Кремле решились на осеннюю волну перестановок: с 25 сентября помимо Красноярского края сменились главы в Самарской и Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и Дагестане, хотя последняя отставка официально еще не оформлена.

Как говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, все ушедшие губернаторы (кроме главы Ненецкого автономного округа) – проблемные: у них низкие рейтинги и скандальная политическая повестка. На их место приходят «молодые технократы». «Это – политика молодых технократов. Иллюзий у населений сейчас нет, ситуация в стране стабильно плохая, вот и пытаются вместо смены идей организовать смену лиц», – объяснил политолог волну губернаторских отставок.

По словам Кынева, несмотря на наметившиеся тренды, они не всегда работают: так, хотя большинство уходящих губернаторов имеют пенсионный возраст, 73-летнему и часто болеющему главе Кузбасса Аману Тулееву отставка не грозит. «Он – символ для региона, у него есть политическая сила и рейтинг, что нужно для предстоящих президентских выборов», – добавил Кынев.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что следующим, кто покинет губернаторское кресло, может быть … кто угодно. «Вроде есть закон о том, что губернаторов выбирает народ, а значит они должны досидеть до конца своего срока, а на самом деле губернаторы работают до тех пор, пока они угодны президенту», – утверждает он. По его словам, логика отставок сложно вычисляема, так как для каждого из кажущихся таковыми правил (возраст, срок правления, экономическая стабильность региона) есть исключения.

Еще один критерий для смены власти в субъекте называет политический консультант Петр Быстров: это – конфликты с элитами. «У абсолютного большинства нынешних отставников сложились конфликты с элитой региона, а значит они не могли гарантировать высокий уровень поддержки при голосовании на президентских выборах», – объясняет он. По словам Быстрова, логика в ходе осенней волны отставок есть, точнее то, что ее кто-то не понимает, вовсе не означает, что ее нет.

Более масштабную аналитику составили специалисты из холдинга «Минченко и консалтинг». Они вычленили 9 критериев, которые влияют на возможные отставки и на выживаемость. Первый – поддержка так называемого Политбюро 2.0 (лидеры крупных российских элитных групп), больше всего баллов по этому критерию может получить тот, кто имеет прямой контакт с главой государства. Второй и третий критерий – наличие большого проекта в городе под управлением губернатора и экономическая привлекательность региона, чем она ниже, тем меньше групп влияния будут претендовать на руководство регионом и, соответственно, больший балл в рейтинг выживаемости получает губернатор по этой статье. Еще один критерий – окончание полномочий: чем ближе следующий электоральный цикл, тем менее прочными оказываются позиции губернатора. Также оцениваются наличие у губернатора уникального позиционирования, качество политического менеджмента. Последние три критерия связаны с конфликтами губернатора на федеральном и региональном уровне, а также уголовные преследования членов команды губернатора.

Таким образом группа специалистов под руководством Евгения Минченко определила 16 губернаторов в группу риска. Все пятеро уже заявивших об отставке оказались там. По версии авторов исследования, следующими главами регионов, которые будут отставлены, могут оказаться главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев. Кроме того, согласно Минченко, перешел красную отметку и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По информации же «Фонтанки», он не входит в список губернаторов нынешнего отзыва. Вероятно, он мог получить низкий балл по критериям Минченко из-за оценки экономической привлекательности региона, вызывающей у многих интересантов желание побороться за влияние на него.

К слову, проанализировали эксперты и тех, кто приходит на места уволенных и ушедших. Как утверждается в докладе, после назначений определенные бонусы в качестве лояльности новых врио губернаторов получили Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко, Николай Патрушев, Сергей Кириенко, Алексей Белоусов, Алишер Усманов, Алексей Миллер и другие представители элиты. Что же касается самого отбора кандидатов, то им занималась команда администрации президента под руководством куратора внутреннего политического блока – Сергея Кириенко.

Как замечает «Минченко и консалтинг», многие представители «молодой поросли», пришедшей на смену прежним руководителям регионов, познакомились с Владимиром Путиным в непростой период его нахождения на посту председателя Правительства РФ и существования так называемого «властного тандема».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

P. S.: согласно опросу «Фонтанки», "губернаторопад" – это к чему? 58.25 % ответили, что к выборам по весне, 21.62 % считают, что чего-то не знают, 7.14 % уверены – чтоб в регионах Москву не забывали, 7.00 % не видят смысла в этом вопросе, 5.99 % согласились с высказыванием Абдулатипова про озеленение. В голосовании приняли участие 1485 человек.

Перестановки в правительстве могут стать сюрпризом

Почти сразу после того, как стало понятно, что Владимир Путин выиграл президентские выборы, снова заговорили о смене премьера. Мы собрали предположения экспертов о том, кто может занять должность председателя правительства и в ближайшие шесть лет будет управлять экономикой, образованием, здравоохранением, в общем - уровнем благополучия страны.

За два дня до выборов Путин поручил до 15 апреля разработать проект указа о «национальных целях» на следующие шесть лет. Озвученные президентом требования по мотивам его недавнего послания к Федеральному собранию касаются экономики и социальной сферы, причем выглядят более чем амбициозно. Среди них - вхождение в пятерку крупнейших экономик мира, рост доходов населения и пенсий, снижение уровня бедности, повышение продолжительности жизни до 78 лет, увеличение «народонаселения» страны, улучшение жилищных условий семей. Результаты выполнения такого «домашнего задания» для правительства могут стать определяющими при выборе нового премьера, поскольку они определят повестку на ближайшую шестилетку, которую придется воплощать в жизнь главе кабмина.

«Основные решения будут приниматься после того, как будут выполнены поручения о «национальных целях»: тогда станет видно, как цели будут ранжированы, какие приоритеты расставятся», - полагает руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, премьер-2018–2024 должен понимать структурную повестку, уметь работать в обозначенных направлениях, обладать серьезными знаниями в области финансов и денежно-кредитной политики, пользоваться уважением в экспертном сообществе и бизнес-кругах, уметь дискутировать, аргументировать свою точку зрения и вести диалог, потому что возможные в будущем структурные реформы потребуют постоянного поиска компромиссов, умения идти «под парусами против ветра, а иногда и без парусов».

«В шорт-листе кандидатур на эту должность люди, которые в той или иной степени всеми этими качествами обладают. В кресле вполне может остаться Дмитрий Медведев. Претендует на пост нынешний первый вице-премьер Игорь Шувалов, который активно себя проявляет в последнее время. Вполне достойна должности председатель Центробанка Эльвира Набиуллина: действия ЦБ задают логику работы правительства на ближайшую перспективу, а создание низкой инфляционной среды определяет возможность и необходимость структурных реформ. Еще один фигурант «листа ожидания» - глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, как человек очень опытный с точки зрения финансовой дисциплины: она сумеет эффективно и рачительно расходовать средства страны, что сейчас крайне важно. Вполне логично смотрится в этом списке Алексей Кудрин, поскольку знает, как действовать в направлении преодоления ограничений для экономического роста. Последним в этот перечень я бы добавил помощника президента Андрея Белоусова, который тоже сложился как опытный управленец со стратегическим мышлением» - такие предположения озвучил эксперт.

«В нынешней системе координат гораздо важнее политическая воля президента, а руководители второго-третьего уровня не имеют кардинального значения и выполняют номинальную функцию, даже председатель правительства, - высказал альтернативную точку зрения директор Института актуальной экономики Никита Исаев. - Правительство в период 2012–2018 годов было лишь неким громоотводом для поддержания положительного имиджа главы государства. В этой связи самые высокие перспективы стать премьером у Дмитрия Медведева. Однако от Владимира Путина можно ждать любых сюрпризов - это визитная карточка президента. Сюрпризом в 2004 году был Михаил Фрадков, а в 2007-м - Виктор Зубков. Такие люди могут быть внесены в расклад, чтобы оказаться над схваткой различных групп влияния, которые будут бороться уже не за статус премьера, а за статус преемника», - убежден экономист.

С ним не согласен Никита Масленников. «Сейчас сюрпризы неуместны, а время технических премьеров закончилось: функционал правительства меняется и требует от главы правительства политического веса. Думаю, мы увидим много нового в качестве управления, но не в его структуре: едва ли в правительство придут новые люди, скорее будут лишь рокировки», - заметил эксперт. На пост председателя правительства прочат и других чиновников - министра обороны Сергея Шойгу, министра экономического развития Максима Орешкина, мэра Москвы Сергея Собянина. В любом случае пока президент взял паузу для размышлений и до мая даст возможность кандидатам проявить себя.

После победы на президентских выборах Владимир Путин анонсировал перестановки в кабинете министров. Политические аналитики уже обращали внимание, что ранее в послании Федеральному собранию действующий глава государства трижды упоминал «новое правительство». О возможных кадровых решениях ведущий «Коммерсантъ FM» Борис Блохин побеседовал с президентом холдинга «Минченко консалтинг» Евгением Минченко.


— Насколько масштабные перестановки в правительстве могут состояться с учетом рекордной поддержки действующего президента на выборах?

— Я думаю, что достаточно серьезные, но напрямую это не связано с высоким уровнем поддержки президента. Скорее, скажем, результаты заочной дуэли Кудрина и Титова могут оказать большее влияние, потому что тот результат, полученный президентским омбудсменом, который претендовал на роль одного из авторов программы следующего президентского срока, говорит о том, что эту заочную конкуренцию Титов Кудрину проиграл.

— Так называемые условные либералы в лице Алексея Кудрина и его сторонников сейчас могут получить реальный шанс войти в новое правительство, усилить свои позиции там?

— Не совсем так. Я бы сказал, что у Кудрина и его команды есть возможность зайти в один из блоков. С другой стороны, результат-то получен при очень жесткой внешнеполитической мобилизации против внешнего врага. Я думаю, что все-таки главные бенефициары сегодня — это военно-промышленный комплекс и силовая корпорация в целом. Дальше разбираться в деталях, кто именно, и мы в ближайшее время это сделаем. Плюс Владимир Путин заявил, что проведет достаточно масштабные реформы.

Фамилия премьер-министра неочевидна. Думаю, что сейчас будет достаточно большой торг. Я думаю, что там принципиально новых фамилий не возникнет, но, если Владимир Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура. Так что я не исключаю, что будет совершенно неочевидная фамилия, если мы получим нового премьер-министра.

Если говорить там о конкретном кадровом составе правительства, то есть люди, у которых позиции или сохранятся, или будут усилены — типа министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра энергетики Александра Новака, министра финансов Антона Силуанова, и Максим Орешкин, я думаю, как относительно новый министр экономического развития имеет хорошие шансы в правительстве сохраниться. По всем остальным, я думаю, могут быть движения, может быть делегирован кто-то из губернаторского корпуса.

— Есть ли какие-то очевидные кандидатуры на отставку из действующих министров?

— Это могут быть те посты, за которые ведется борьба и где, на мой взгляд, есть признаки системной информационной кампании. Номер один — это Минтранс, особенно учитывая то, что Путин заявил масштабнейшую программу инфраструктурных проектов дорожного строительства, малой авиации, то есть за Минтранс будет большая схватка. Я думаю, что может появиться у нас что-то типа Министерства Арктики или там структуры, которая его курирует, достаточно высокого уровня, потому что это один из топовых проектов, за эту позицию борьба тоже будет продолжаться. Минкульт, Минздрав, Минобрнауки — я думаю, что там тоже игра идет достаточно серьезная. Кстати говоря, несмотря на то, что, скажем, Александр Новак проявил себя как очень сильный переговорщик, который в какой-то момент спас фактически бюджет – я говорю о сделке «ОПЕК плюс», — удержав цены на нефть, насколько я знаю, есть желающие продвинуть своих кандидатов и на эту позицию как на одну из ключевых.

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта