Новые требования к воспитателям детских садов. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования. Руководитель физического воспитания
Главная » Монтаж » Новые требования к воспитателям детских садов. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования. Руководитель физического воспитания

Новые требования к воспитателям детских садов. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования. Руководитель физического воспитания

Требования к личности воспитателя в рамках ФГОС

В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности к дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этнических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, которые будут играть решающую роль на жизненном пути человека. Ответственность за развитие этих качеств ложится на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет нахождения ребёнка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребёнка, исходя и его способностей, врождённых особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя ДОУ.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

    Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

    Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

    Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

    Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

    Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).

    Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

    Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

    Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

    Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

    Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

    Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Педагог дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам безукоризненное поведение. Ведь дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя » — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

Не знаете свои права?

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования , какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  2. Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  3. Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  4. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В СООТВЕТСТВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт(ФГОС). В плане внедрения ФГОС особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования.. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел" Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н.

Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен :

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  • Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) Обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребенком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально- культурным, религиозным общностями социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

Создание условий для овладевания культурными средствами деятельности;

Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей их поддержки образовательных инициатив семьи.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности:

Профессиональная направленность, в основе которой лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям.

Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка.

Знать возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств.

Создавать условия для проявления способностей каждого ребёнка и помогать раскрытию личного потенциала дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагог должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам безукоризненное поведение. Ведь дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Быть преданным своему делу и бороться за свой авторитет, дорожить им. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. - -Педагог дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Быть добросовестным, требовательным к себе, проявлять инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту . И поэтому, компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.


Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Требования профстандарта педагога к образованию учителей и воспитателей представлены в описании обобщенных трудовых функций и включают также требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

В соответствии с профстандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
  • либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

  • требования к опыту практической работы не предъявляются:
  • к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Источник: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Зарегистрировано в Минюсте России 6 12.2013 г. , регистрационный N 30550

Профстандарт педагога — требования к образованию : 92 комментария

    уточните, пожалуйста, у двух воспитателей в детском саду нет дошкольного образования а только высшее педагогическое по специальности учитель географии и педагог-психолог, должны ли они дополнительно проходить курсы переподготовки.

    Мне бы тоже хотелось узнать ответ на вопрос о переобучении педагогов, имеющих педагогическое образование «Учитель начальных классов», «Учитель русского языка». Нужно ли им проходить переобучение на «Воспитатель в дошкольных учреждениях»? Это не курсы повышения квалификации, а профессиональная переподготовка.

    [email protected]
    Добрый день!
    Я работаю в ЦЕНТРЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ, педагог дополнительного образования, руковожу студией анимации для школьников. Имею высшее образование Педагогический институт по специальности педагогика и психология дошкольная,с присвоением квалификации преподаватель педагогики и психологии, воспитатель.Кроме этого повышаю квалификацию по различным направлениям имею свидетельства:психология,психоконсультирование,психокорекция -400час. (г. Москва),семейная терапия-240часов(г. Москва),детская психотерапия- около 200-т час.(г. Москва),более 100часов -курсы ПИПКРО поФГОС и прочим темам,по Мультипликационной педагогике в объеме 100 часов. Систематически осваиваю различные методики и направления в педагогики и психологии, медиаобразовании и IT-технологиям на курсах повышения квалификации, провожу мастер-классы для педагогов на курсах ПК.
    Достаточно ли моего образования, для соответствиям новым стандартам образования 2016 года, что бы вести кружок у детей школьного возраста, делать с ними мультфильмы.А именно придумывать с детьми истории,рисовать героев, фотографировать покадрово сцены, озвучивать мультфильм.Монтаж на компьютере осуществляю я сама, без участия детей.(Учавствуем с нашими мультфильмами в кинофестивалях, в городских мероприятиях, активны в сооцсетях, проводим с ребятми МК и показы для школьников города и детей ДД.И еще, есть много чего интересного!).Мария Иванишко

    Работаю воспитателем в детском саду с 2003 года. Образование высшее -психолог в социальной сфере,т.е. не педагогическое. Меня могт уволить,если я не пройду за свой счет переподготовку по направлению «образование.педагогика»?

    Работаю учителем физики 21 год. Имею Высшую квалификационную категорию,я Почётный работник общего образования Российской Федерации По образованию я инженер.Вопрос: должен ли я переучиваться понаправлению «Образование и педагогика»

    Прошу ответить на вопросу о необходимости педагогического образования для педагога дополнительного образования и концертмейстера в УДО,если педагог д/о и концертмейстер прошли аттестацию

    Работаю воспитателем в ДОУ, педагогический стаж 24 года, образование — педкласс. Руководство поставило в известность, что по Закону об образовании и введением ФГОС, я буду уволена с работы с 1 января 2017 года, как не имеющая должного образования. Разъясните, пожалуйста, по какой статье будет произведено увольнение.

    Здравствуйте!Я имею средне-специальное дошкольное образование.На работе сказали что нужно высшее.Обязательно ли получать именно дошкольное высшее,или можно психолого-педагогическое,для работы воспитателем?

    Добрый день?
    Я имею среднее профессиональное образование «повар» и учусь на учителя начальных классов заочно на 2 курсе, могу ли я уже работать в школе.

    Добрый день! Я имею высшее образование. По диплому -учитель географии. Работаю более 20 лет учителем начальных классов. Имею высшую категорию. Срок последней аттестации декабрь 2015.Имею ли я право продолжать работу в качестве учителя нач. классов, или нужно мне проходить дополнительное обучение?

    Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, правильно ли я поняла, что исходя из 761 приказа, педагогом дополнительного образования может быть работник имеющий только профессиональное образование по профилю. Педагог работает в аэрокосмической школе, имеет образование летное училище, инстркутор по парашютизму — преподает парашютизм, другой имеет высшее техническое образование (КАИ) преподает аэродинамику и конструкцию самолетов. Заранее благодарна за комментарий!

    Здравствуйте! Я работаю в специальной коррекционной школе 8 вида педагогом дополнительного образования, преподаю Ритмику, должна ли я проходить курсы ФГОС?

    eduinspector! У нас сложилось впечатление, что Вы абсолютно не знаете требования Профстандарта по вопросу соответствия квалификации по диплому и занимаемой должности педагога. В связи с этими расхождениями необходимости профессиональной переподготовки. Вы ссылаетесь на старые квалификационные характеристики, которые исправляет профстандарт!

    Здравстуйте. Работаю соцпедагогом в социальной сфере с июня 2014 года(Центр семьи), до этого была должность музруководителя, которую сократили и меня «сделали» соцпедагогм. Сейчас, как и раьше, кроме работы с клиентами по ФЗ 442, выполняю функции музруководителя, реализуя 2 коррекционнные музыкальные программы (по образованию я преподаватель детской музшколы), имею 1 категорию, как музруководитель от января 2014 года. При аттестации на соответствие занимаемой должнности мне сказали, что моё образование не соответстует направлеию «Образование и педагогика» и мне нужно пройти переподготовку с записью в Дипломе «Образоание и педагогика» или «Социальный педагог». Правильны ли действаия нашей аттестационой комиссии, если я уже получаю досрочную пенсию, как педагог. Почему, в таком случае, моё образование и должность не защитана, как педагогическая?

    Добрый день, у меня педагогический стаж работы 32 года. имею педагогическое образование учителя начальных классов, работаю учителем технологии 20 лет. прошла последние курсы в августе 2016. в 2015 году прошла аттестацию, категория высшая, являюсь 8 лет общественным методистом учителей технологии. После проверки обрнадзора мне рекомендовали до 17 года пройти переподготовку по предмету. т. к. с 1 января не смогу работать учителем технологии.Правомерно ли это, должна ли я проходить переподготовку?

    Добрый день! У меня очень похожая ситуация со Светланой Генриховной Костюченко. Кроме этого я в 2015 году аттестована на I кв категорию как педагог -психолог. Если я откажусь от прохождения переподготовки, смогу ли я продолжить работу преподавателем технологии.

    Здравствуйте. Я учитель технологии 20 лет. Имею достижения (грант Главы город, грант Губернатора, лауреат конкурса «Учитель года» в городе, победы обучающихся). Образование у меня средне-профессиональное «закройщик». Мне достаточно пройти обучение по переподготовке?

    Здравствуйте. В соответствии с требованиями к квалификации Единого квалификационного справочника должностей работников образования мастер производственного обучения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по профилю и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». У нас в ЦДО структурное подразделение «Автошкола» работают мастера производственного обучения, имеющие образование по профилю (техническое) Вопрос 1.Обязательно ли им для доп. образования пройти переподготовку с выдачей диплома по квалификации «Мастер производственного обучения» или достаточно курсов повышения квалификации, например, по программе «Организация работы мастера п/о образовательной организации»? Или же нужно пройти и то и другое? Вопрос 2. Мастер п/о, имеющий высшее образование не по профилю,в данный момент обучается заочно в колледже, получая образование по профилю. Нужно ли ему проходить курсы повышения квалификации? Спасибо.

    Добрый день, подскажите пожалуйста у профессора вуза в апреле заканчивается договор срочный,об аттестации не было объявлено, можно ли его продлить до июня(договор), чтобы провести в июне аттестацию. спасибо

    Доброго времени! Имею высшее юридическое образование (бакалавр). Могу ли я в соответствии с ныне дейтвующими НПА осуществлять педагогическую деятельность (преподаватель обществознания/истории в школе), или мне необходимо получить дополнительное педагогическое образование (возможно окончить магистратуру в педагогическом ВУЗе)? Благодарю за ответ!

    Здравствуйте! Английский язык преподает женщина с высшим техническим образованием, после устройства в школу она получила, за четыре месяца, дистанционное пед.образование. У меня не укладывается в голове, как электрик с высшим образованием, окончив 4-х месячные курсы, может быть учителем!!?? Это законно? Такое вообще может быть?

    Здравствуйте,имею высшее образование «Социальная работа».Если пройду профессиональную переподготовку два года «Педагогика и психология » дошкольного образования,смогу ли работать воспитателем.

    Добрый день. У меня диплом бакалавра психологии и диплом о профессиональной переподготовке «Преподаватель английского языка в условиях реализации ФГОС». Могу ли я идти в школу работать педагогом дополнительного образования (вести кружок по психологии) и взять совмещение с должностью учителя английского языка?

    Здравствуйте!
    Подскажите, имея высшее экономическое образование и диплом о профессиональной переподготовке «Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС», могу ли я работать учителем математики в школе?

    Добрый день! Я молодой педагог (7 мес), пришла В СПО из производства по своей специальности. И в первый же день мне сказали, что я должна разработать по своему предметы МДК (кое как разобралась). Затем мне дали новую дисциплину (с готовым ПМ) и сказали написать КОС (кое как разобралась). Вопрос- должна ли я была это делать в первые пол года работы? так как опыта в этом совсем нет. Спасибо

    Здравствуйте! Я работаю в ГКОУ «Центр образования детей с ОВЗ» более 25 лет, имею среднее педобразование (окончила музучилище), прошла переподготовку: «Учитель технологии. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС»; «Практическая олигофренопедагогика и психология». Дают ли эти курсы переподготовки право мне работать в данной организации учителем? Спасибо.

    Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста. Имею высшее образование по направлению «Экология и природопользование», а также диплом о профессиональной переподготовке по программе «Педагогические современные технологии». Работала в школе учителем биологии по срочному договору, на следующий учебный год меня не берут, потому что не соответствую проф. стандарту и в дипломах отсутствует фраза «Учитель биологии». В законодательных актах и постановлениях таких жестких рамок не нашла (приказ Mин. здравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и приказ Мин. труда России от 18.10.2013 N 544н) Подскажите, как быть? Так и не могу понять соответствую или нет должности. Идти учиться дальше конкретно на учителя-биологии, проходить курсы? Возможен ли вариант, чтобы организация отправила на курсы и оплачивала или все это за личный счет?
    Больше спасибо

    Здравствуйте! Нахожусь в декретном отпуске (от коррекционной школы интернат) работала воспитателем, по образованию учитель начальных классов. Ввиду определённых обстоятельств вынуждена сменить место работы. Хотела устроиться в детский сад воспитателем, но директор сказала что сначала я должна пройти курсы повышения квалификации правомерно ли это? Что мне делать чтоб меня приняли на эту должность? Спасибо!

    Здравствуйте. Я по образованию менеджер, могу ли я работать воспитателем после прохождения профессиональной переподготовки (256 часов)?

    • Добрый день, Полина! Согласно квалификационной характеристике по должности «воспитатель», утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

      • То есть могу? Уже голова кипит. Это всё я читала, дело в том что в организации куда я поступила работать, пока я оформляла документы, сменилась заведующая, и новая ссылается на новые проф.стандарты 2017 года, говоря что я не могу работать воспитателем с курсами переподготовки. Спасибо за ответ.

        То есть могу? Уже голова кипит. Дело в том, что я устраиваюсь в ДОУ, пока оформляли документы и готовили садик к новому учебному году сменилась заведующая и если предыдущая сказала, что все хорошо, то новая говорит, что по новым стандартам, с 2017 года, я не могу работать в данной должности. Что если бы база была не менеджмент, а к примеру психолог или учитель, то тогда да, с курсами переподготовки я бы вступила в должность воспитателя, а так только помощник.

    Здравствуйте! В нашей школе проходила проверка Рособрнадзором. Члены комиссии указали директору на нарушение: у учителей, преподающих несколько предметов есть высшее или среднее проф. образование по основному предмету, а по остальным — только курсы. В акте записали необходимость получения переподготовки по каждому преподаваемому предмету. Т.е. даже если ведет астрономию (34 часа за год) должен заплатить как минимум 4.5 т.р. за переподготовку. В сельской малокомплектной школе педагог не вернет эту сумму за 5 лет (за 1 час). Правомерны ли требования контроля? Если нет — как доказать, что нами не нарушены требования к должности учитель? Заранее спасибо за ответ.

    Здравствуйте. Имею образование педагогический класс-воспитатель, стаж 26 лет, курсы повышения квалификации, аттестована на высшую категорию, учусь на 3 курсе в пед.колледже по специальности -дошкольное образование. Имею право работать воспитателем? На работе грозит увольнение.

    Здравствуйте!Подскажите!Работаю в институте водного транспорта преподавателем спецдисциплин»судовождение»,имею 1 категорию 3 года,образование:средне-специальное»морское судовождение»,высшее:педагогический университет-учитель истории,действующий диплом капитана дальнего плавания,заканчиваю в феврале 2019г. институт водного транспорта:инженер-судоводитель,подал на высшую категорию-отказ от аттестационной комиссии,мотивировка-отсутствие высшего образования по специальности»судовождение»,



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта