Необыкновенно популярная порода Брабансон по праву заслужила любовь заводчиков лошадей по всему миру. Несмотря на то, что эти кони относятся к тяжеловозам, они обладают привлекательным экстерьером и покладистым характером - идеальный образец силы и доброты.
В русском варианте написания можно встретить как название Брабансон, так и Брабант. Обе версии являются правильными и указывают на одну породу - бельгийскую рабочую тяжеловозную лошадь.
В древности, во времена рыцарей и кровавых битв на мечах, были распространены бельгийские лошади, которые замечательно подходили для описанного периода. Компактные (до 140 см в холке), но выносливые, с крепким костяком и подвижными суставами, они с легкостью выносили на себе вес человека, облаченного в доспехи и орудующего мечом. В Средние века таких лошадей называли «фландерскими». Полагают, что благодаря им и появился Брабансон.
Брабант, уютная провинция в Бельгии, стала центром разведения этой породы в XIX веке, поэтому за ней и закрепилось столь интересное название.
Долгое время разводчики, проводя близкородственное скрещивание и строжайший отбор, доводили породу до совершенства.
Брабансон использовался не только как кавалерийский скакун. Трудолюбие и выносливость животного не могли не применять и в сельском хозяйстве для работы на земле. Несмотря на то, что сегодня с пахотой легко справляются трактора и прочая агротехника, в родной Бельгии кони до сих пор остаются востребованными. На полях в России и США также предпочитают применять Брабансонов.
Подходят эти лошадки и для выпаса скота, и для непрофессиональной верховой езды.
Во Франции, Бельгии, Голландии и некоторых районах Северной Германии питомцев по сей день используют на лесопилках. Для этого их обучают не один год.
В селекции бельгийский тяжеловоз также сыграл очень важную роль. Его использовали при выведении пород Суффольк и Шайр, знаменитых холоднокровных европейских коней. Предполагается, что благодаря ему были улучшены некоторые качества других тяжеловозов: Ирландского, Суффолк-панч, Клейдесдаль и др.
В росте Брабансон достигает 160-170 см, но встречаются особи и по 180 см, иногда даже выше. При столь солидном росте и вес будет приличным: 800-1000 кг.
В общих чертах Брабансон - это коренастая лошадь с короткой шеей, невысокими конечностями, мощным и объемным корпусом, крепкими плечами. Но в последнем десятилетии XIX века порода Брабансон была разделена на три линии:
Все они отличаются по внешнему виду, а также по происхождению. Жеребец по кличке Оранж Первый стал родоначальником для первой линии лошадей. Они выделяются могучим внешним видом и имеют гнедой окрас.
Жеребец Байярд - основатель второй линии. Такие лошади выделяются рыжим, серым, чалым (встречается чаще остальных) и буланым (редко) окрасом.
Жан Первый стал жеребцом, от которого пошла третья линия - самая выносливая и сильная, с невероятно крепкими ногами.
Одной из главных особенностей, выделяющих бельгийских тяжеловозов, являются их сухие ноги: широкие пясти, мускулистый верх, толстые скакательные суставы, отличный угол сгиба, сухопарые, плотные сухожилья. Слегка плоские круглые и большие копыта, светлый рог. Именно их конечности позволяют животным выносить огромные физические нагрузки.
Путовые суставы и бабки ног украшены густыми «челками».
Голова у них заметно вытянутая, небольшая, но выразительная. Лоб широкий и прямой, в профиле иногда чуть приплюснутый. Глаза не очень большие, но красивые, ноздри широкие, уши прямые, губы «пышные».
Сильная шея имеет дугообразный изгиб, прекрасно поставлена. Брюхо глубокое с округлыми ребрами.
Среди широкого многообразия мастей, вороную и серую масть встретить тяжело.
Может показаться, что такую сильную и выносливую лошадку будет непросто содержать. Однако этот тяжеловоз не слишком прихотлив в этом плане.
Первым его плюсом является то, что Брабансон легко идет на контакт с человеком. Следующим положительным качеством будет его непривередливость в питании и способность переносить разные изменения в погоде. Морозы питомцам не страшны, ведь их согревает толстая мышечная прослойка, густая грива с хвостом и «щетки» на конечностях.
Да и в сравнении с рысаками или с теплокровными лошадками Брабансон ниже в цене.
Как уже было подмечено, Брабансон - конь со спокойным характером, необычайно трудолюбивый, покорный и кроткий, за что его и ценят фермеры в Бельгии, Северной Америке и т.д.
Лесозаготовщики, например, управляют животными только при помощи устных команд, а внимательная и умная лошадь все понимает.
Кстати, те же работники, занимающиеся заготовками леса, настолько привязываются к своим четвероногим помощникам, что повсеместно называют их дочками и сыночками. Такое вот дружелюбное животное.
Бельгийская лошадь издавна не была приучена к нежностям. Так, кобыла, едва давшая жизнь маленькому жеребенку, может быть отправлена на следующую случку уже на 9-й день. В 80% случаев покрытая кобыла приносит потомство.
Своего детеныша она кормит до 3-6 месяцев (другие породы - 10-12 месяцев). Частоту кормления молоком сокращают уже на 35 день, добавляя в пищу малышам дробленый овес, отруби и др., затем они уже сами пасутся на лугах.
Если становится понятно, что жеребенок не годится для племенных целей, его кастрируют в годовалом возрасте.
Кстати, Брабансон – необычайно скороспелая порода. Первые выездки молодняка осуществляют с 20 месяца жизни, а к работе их привлекают с 2 лет (другие тяжеловозные виды - с 3 лет).
Конь годен для племенной службы в течение 22 лет и даже дольше. За 5-8 случных периодов один самец покрывает по 120-150 самок. Если сводить их с крестьянскими простыми кобылами, то стойко наблюдается наследование потомством исключительных качеств тяжеловоза: выведенная лошадка получается сильной, сбитой и отлично сложенной.
Конь Бруклин Суприм (Огден, штат Айова, США) из Брабансонов - один из самых тяжелых в мире. Его вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при росте в 198 см.
В ХХ веке на одном из аукционов лошадь этой же породы, жеребец Балагур, была продана за 47500$, что стало рекордной суммой. Кстати, событие имело место также в штате Айова США.
Бельгийским тяжеловозам принадлежит еще ряд побед на крупнейших состязаниях международного уровня конца XIX века, что, несомненно, послужило росту спроса на них. Это и победа в 1878 году жеребца Бриллианта (сына Оранжа Первого) на международном чемпионате, который был проведен в Париже. Плюс чемпионство жеребца Реве Д’Орм из линии Gros de la Dendre, и титул суперчемпиона у жеребца из этой же линии.
В ХХ веке порода продолжила завоевывать первые призы (национальные выставки и т.д.).
Бельгийский тяжеловоз (брабансон) — древняя тяжелоупряжная порода лошадей, которая стала основой для выведения клейдесдалей, шайров и суффольк-панчей. Она получила свое название от местечка Брабансон в Центральной Бельгии, в котором их разводят.
Древняя порода лошади
Тяжелоупряжный конь
Конь брабансон
Белый тяжеловоз
Мускулистый конь
Конь породы брабансон
Лошади тяжеловозы
Серый брабансон
Лошадь на берегу
Серый брабансон бежит
Точная история происхождения данной породы неизвестна. Первые упоминания о тяжеловозах (брабансонах) встречаются в греческой и римской литературе.
Тяжелоупряжные лошади пользовались большим спросом в Средневековье: воины из Бельгии применяли их во время Крестовых походов. Это было обусловлено тем, что рыцари были закованы в тяжелые доспехи весом в несколько десятков килограммов, такую массу на себе могли нести не все кони.
После изобретения более совершенного оружия кони стали применяться в легкой кавалерии, но брабансон — лошадь, которая осталась нужна на войне. В 1885 г. было основано «Общество по улучшению бельгийской лошади», главной задачей которого являлось очищение данной породы от генетических примесей. С тех пор регулярно стали проводиться выставки брабансонов, люди начали вести их родословные.
Во время двух мировых войн работы по селекции брабансона были приостановлены, но порода сохранилась. В дальнейшем лошадей-тяжеловозов стали использовать в сельском хозяйстве. Сильные кони были востребованы и во время развития городов, при прокладке дорог, постройке заводов.
В 21 веке эта порода охраняется правительством Бельгии, т. к. является достопримечательностью страны.
В животных из Бельгии сочетаются красота, сила и подвижность. Раньше эти качества делали тяжелоупряжную породу лошадей полезной в военное и мирное время.
Брабансоны отличаются покорным, робким нравом, причина этого — суровые условия содержания и разведения. Бельгийские заводчики отправляли кобыл на случку через 9 недель после родов, а жеребят отлучали от матери уже через 2-3 недели после рождения. С детства они трудились и питались простыми кормами без излишеств. Для размножения отбирают только спокойных особей, поэтому каждое новое поколение обладает еще более невозмутимым характером.
Тяжеловозы умны, они реагируют на речь человека и подчиняются устным командам, хорошо поддаются дрессировке. Эти животные не требуют большого внимания, но сильно привязываются к своим хозяевам при достаточном уровне ласки с их стороны.
Брабонсоны используются в лесоповальных зонах и в фермерских хозяйствах северной и западной Европы в качестве тягловой силы из-за выносливости и неприхотливости. Этих умных коней часто учат пасти скот. Они также служат в лесных хозяйствах Канады.
Эта порода была основой для выведения многих видов тяжеловозных пород: шайра, суффолька, советского и ирландского тяжеловозов, клейдесдайля и др. Работа ученых Бельгии по усовершенствованию данного вида продолжается.
Брабансонские кони могут участвовать в непрофессиональных скачках, но чаще они используются для перевозки тяжелых предметов или служат украшением на выставках.
Тяжеловозы - лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.
В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.
Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.
Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.
Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.
Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику - желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.
По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.
Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы - 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.
Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.
Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.
В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:
Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.
Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.
Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.
Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:
Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из города Огден американского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.
Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.
Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».
Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.
Преимуществами породы брабансон являются:
К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.
Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США на одном из аукционов за рекордную сумму - более 47 тыс. долларов.
В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.
Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.
Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке - там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.
Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.
Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360 °, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.
Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так.
Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:
Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку.
Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.
Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.
Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.
Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.
Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.
К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.
Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.
Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:
Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.
Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.
Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.
Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.
Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.
Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.
Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.
В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.
Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.
Представители породы бельгийская теплокровная рабочая лошадь тяжеловоз, являются одними из самых красивых и необычных пород лошадей, которые, несомненно, заслужили собственное место в исторических фактах о наиболее тяжелых, сильных лошадях мира. Доказано, что данная порода напрямую обладает связью с арденами. Несколько столетий назад такую разновидность называли фландской. При любом названии питомцы известны тем, что сыграли значащую роль в выведение множества пород-тяжеловозов, например, более известные из них: шайры, суффольк-панчи, а также клейдесдали. В современности уже редко можно услышать их истинное название, питомцев называют скорее брабансонами, из-за местности, где они пользуются большой популярностью в разведении, на территориях Центральной Бельгии.
Прошло много лет, и те селекционеры, которые занимались усовершенствование представленной разновидности тяжелоупряжной лошади, используя методы тщательных отборов и воспроизводительных скрещиваний, создали практически идеальных питомцев. Шейная область компактная, плечи сильные, окончания недлинные, достаточно массивная конституция, рельефный круп. Черты характера также отличаются миролюбивостью, спокойным нравом, именно поэтому лошади идеально подходят для представленных им работ на земляных участках. Сам процесс наблюдения за милыми животными удивляют и вдохновляют. Часто их использую для повозок, которые занимаются перевозкой пива. В упряжке тяжеловесы смотрятся превосходно.
Породы считается довольно-таки древней, поэтому сам факт того, что лошади живут до сих пор – большое достижение. Известно, что всегда по различным причинам, некоторые из пород начинают понемногу исчезать, но, как видим бельгийские рабочие тяжеловозы представители, смогли пережить все и дальше радуют владельцев своим существованием. Большой популярностью в разведении, животные пользуются на территориях Бельгии, также их высоко оценивают в Регионах Северной Америки. Особенно их любят из-за спокойного и податливого характера. Само сочетания таких конных гигантов и в то же время полное усмирение, кажется невозможным.
В среднем, высота поголовье холка колебнется от 170 см до 175 см. Внешне заметна расцветка шерстяного покрова, преимущественно светлых оранжевых оттенков, на окончаниях – черные цвета, но также встречаются рыжие или тусклые желтые тона. Как редкость, бывают питомцы коричневой, или серой окраски.
Рассмотрим более детально экстерьерные характеристики породы бельгийских теплокровных рабочих лошадей. Наиболее популярна среди тяжеловозов красивая чалая масть черных насыщенных оттенков, но красиво смотрится и ярко-оранжевая или же гнедая расцветка. Кроме этих палитр, рождаются представители тусклых кремовых цветов, светлых коричневых оттенков или же просто серые. Если основной цвет шерстяного покрова более светлых тонов, но окончания обязательно темные, причем волоски на ногах достаточно длинные.
Головная часть средних размеров, удлиненная, гармонично смотрится с корпусом; лоб просторный и плоский; в профиле лошадка несколько плоская; область ганашей рельефная и сильно выражена; ушки прямостоячие и маленькие; выразительные глаза, с пронзающим нежным взглядом; орбиты более выпуклые; губы пухлые, мясистые; ноздри большие; шейная область недлинная, но сильная и вначале широкая, похожа на форму буквы «с»; спинная часть крепкая, рельефная и довольно-таки длинная.
Холка находится на низком уровне, достаточно широкая и мощная; линия поясницы коротковатая, широкая, но устойчивая; спина немного прогибается; хорошо развит круп, немного закругленный и создает эффект двойного, возле области хребта заметна красивая поставка; грудная клетка глубокая, большая; брюшная часть широкая и выпуклая; ребра большие и округлены.
Окончания отличаются тем, что достаточно короткие, но широкие и обладают сильной артикуляцией, также достаточно устойчивы. Плечевые делянки рельефные, сильные; пясти большие и мощные; массивные области скакательных суставов, на которых хорошо заметен уровень сгибания; обильные сухожилья и сухопарые; средних размеров бабки, которые обладают идентичным покровом с путовыми суставами и рослыми челками. Копыта закругленные, прямые, на них размещен аккуратных рог светлых цветов.