Социальный педагог. Социальный педагог в школе. Формы работы с родителями
Главная » Инструменты » Социальный педагог. Социальный педагог в школе. Формы работы с родителями

Социальный педагог. Социальный педагог в школе. Формы работы с родителями

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

Аналитический отчет
социального педагога

МБОУ «СОШ п. Малиновский»

за 2016 – 2017 учебный год

Подготовила: социальный педагог

МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Гладкова Н.В.

2017 год

Анализ работы социального педагога Гладковой Н.В.

за 2016– 2017 учебный год.

Работа социального педагога МБОУ «СОШ п. Малиновский» ведется по плану работы школы на 2016-2017 уч. год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнёрских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
  • Поддерживает связи с родителями;
  • Изучает социальные проблемы учеников;
  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных, военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий, малоимущих.
  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;

Контингент обучающихся МБОУ «СОШ п. Малиновский» составляет 365 детей.

Обновление и создание документации.

Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:

План работы социального педагога;

План работы совета профилактики;

Совместный план работы МБОУ «СОШ п. Малиновский» и инспектора ОУУП и ПДН отдела полиции №1 п. Пионерский на 2016-2017уч.год.;

План работы МБОУ «СОШ п. Малиновский» и КДН и ЗП администрации Советского района по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2016-2017 уч.год;

План работы МБОУ «СОШ п. Малиновский» и Администрации г.п. Малиновский по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2016-2017 уч.год;

План работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете.

Разработаны и утверждены следующие положения (это относится к локальным актам школы):

Положение о порядке ведения учета обучающихся, находящихся в социально – опасном положении;

О совете профилактики;

Положение о системе контроля и учета нарушений Устава школы обучающимися МБОУ «СОШ п. Малиновский».

Обновлены и созданы следующие списки:

Банк данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Банк данных детей, находящихся в социально-опасном положении;

Банк данных детей из малообеспеченных семей;

Банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Банк данных детей-инвалидов;

Банк данных детей из многодетных семей.

Социальная работа с многодетными и социально-незащищенными семьями.

К социально-незащищенным семьям относятся семьи из группы риска. Из них в том числе:

на начало года

на конец года

Дети из многодетных семей

Дети из малоимущих семей

Неблагополучные семьи

Семьи коренных народов Севера

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети-сироты

Дети-инвалиды

В течение года осуществлялся периодический патронаж неблагополучных семей, в которых воспитываются учащиеся школы, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних.

С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи.

Для всех детей из семей льготных категорий было организовано двухразовое бесплатное питание. Для обеспечения питания социальным педагогом формировался банк данных.

В течение учебного 2016-2017года осуществлялся контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающегося. С родителями проводилась большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

Социальный педагог проводил изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживалась тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями - предметниками, медицинским работником, психологом, администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних администрации Советского района, комнатой по делам несовершеннолетних МО МВД России ОП №1 п. Пионерский, специалистами СРЦ «Берегиня».

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализовалась согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполнял следующие функции:

1. Диагностическая и аналитическая – формировал банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;

2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей-предметников;

3. Коррекционно-индивидуальная работа с «трудными» детьми, с целью усиления позитивных влияний социальной среды;

4. Социально-профилактическая - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

В результате профилактической работы социального педагога и всего педагогического коллектива школы в течение 2016-2017 уч. года выявились следующие результаты:

Количество ОДН

Количество КДН

Сентябрь 2016

Снято за уч.год

Поставлено за уч.год

Май 2017

Сентябрь 2016

Снято за уч.год

Поставлено за уч.год

Май

2017

1реб.

1 семья

1 реб.

1 семья

1 реб.

1 семья

1 реб.

1 семья

1реб.

1 семья

1 реб.

1 семья

1 реб.

1 семья

1 реб.

1семья

Социально-педагогическое консультирование .

Работа с классными руководителями. В течение года велась работа с классными руководителями, посещались классные часы, предлагалась тематика классных часов, проводились беседы, совместно с ними проводились подворный обход детей, даны необходимые рекомендации в проведении воспитательный мероприятий и предупреждению конфликтных ситуаций в классе и с другими работниками школы.

Работа с родителями. В течение года были проведены консультации по вопросам опеки и попечительства, по вопросам получения материальной помощи

Работа с учащимися. В течение года с учащимися проводилась профилактическая работа по наркомании, курению, алкоголизму и терроризму. Под руководством зам. директора по ВР проводились встречи с инспектором ПДН. Классные руководители по рекомендациям проводили беседы в классах по наркомании и другим вредным привычкам. Среди учеников проводились также опросы и анкетирования. Выявляли уровень агрессивности среди детей и отношение к общественным явлениям и к учебе. По результатам анкетирования и опросов предпринимались необходимые меры классными руководителями – беседы, посещение на дому, вызов родителей в школу, родительские собрания.

Недостатком в этом направлении является то, что и педагоги и учащиеся за консультациями обращаются редко и не по форме.

Мероприятия, проведенные социальным педагогом в течение 2016-2017 уч. года.

Мероприятия с учащимися

  • Классные часы в 5 – 11 классах: «Комендантский час».
  • Классные часы в 1-4-х классах: «Правила поведения на железной дороге».
  • Классные часы в 5-7-х классах: «Мои права и обязанности».
  • Классные часы в 5-7 классах: «Мы в ответе за свои поступки»
  • Беседы с привлечением инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Советскому району Аверкиной Г.Г. в 7-10 классах на темы: «Ответственность за совершение преступлений и административных правонарушений, неотвратимость наказания», «Пагубное воздействие наркотиков», «Внимательное и бережное отношение к вещам», «Уголовная ответственность за совершение преступлений террористической направленности».
  • Беседы с привлечением инспектора ГИБДД ОМВД России по Советскому району Ноздрина Д.А. в 1-10 классах на тему: «Пешеход, пассажир».
  • Классные часы в 6-х классах на тему: « Профилактика употребления спайсов, солей и курительных смесей».
  • Классные часы в 2-6 классах на тему: «Правила поведения в школе».
  • Беседы с привлечением участкового полиции ОП № 1 ОМВД России по Советскому району лейтенанта полиции Токарева Д.А. в 6-7-х классах на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
  • Беседы с привлечением оперуполномоченного уголовного розыска ОМВД России по Советскому району капитана полиции Шестакова А.Ю. в 8-9-х классах на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
  • Беседы с привлечением инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Советскому району Кузнецовой У.Л. в 3 классе на темы: «Правила поведения в образовательном учреждении. Береги свое имущество-не трогай чужое. Причинение телесных повреждений»; в 5-7-х классах на темы: «Административная, уголовная ответственность. Причинение телесных повреждений и совершение имущественных правонарушений и преступлений. Береги свое имущество. Ответственность за употребление алкогольной продукции»; в 8-10-х классах на темы: «Административная, уголовная ответственность. Причинение телесных повреждений и совершение имущественных правонарушений и преступлений. Береги свое имущество. Ответственность за употребление алкогольной продукции. Половая неприкосновенность».
  • Акция «Я имею право!»

Мероприятия с родителями

  • Родительское собрание «Права и обязанности родителей. Комендантский час» - 3 «А», 3 «Б» кл.
  • Родительское собрание «Права и обязанности родителей. Комендантский час» - 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 11 кл.
  • Родительское собрание в 9 классе: «Обязанности родителей».
  • Акция: «Всемирный день телефона доверия» - 1-11кл.
  • Беседа: «Телефон доверия».

Социально-педагогическое сопровождение ребенка.

В рамках ПМПК проведено обследование классных коллективов(1а, 1б, 4а, 4б, 5а, 5б, 10), результаты которых отражены в итоговых справках.

Информационное обеспечение социально-педагогической деятельности.

В методическом кабинете социального педагога есть подборка журналов «Социальная педагогика», «Воспитание школьников», «Участковый».

Оформлен уголок в кабинете социального педагога «Я имею право!» и в холле школы по нормативно-правовой тематике.

В течение года совершенствовались знания, методическая литература дополнялась новыми пособиями и информацией с Интернет сайтов. С каждым годом пополняется база вспомогательного материала: анкеты, тесты, разработки воспитательных мероприятий и т.д. По ходу работы приходится сталкиваться с вопросами юридического характера (опека и попечительство), с изменениями в законопроектах были ознакомлены родители и классные руководители. Банк данных пополнился справками о проведенных мероприятиях, социальными паспортами классов и школы, ведутся журналы:

Индивидуальных консультаций родителей, детей и педагогов;

Групповых консультаций педагогов и родителей.

Отрицательное влияние на состояние правонарушений оказывают как субъективные, так и объективные причины:

  1. Не всегда классными руководителями глубоко изучаются индивидуальные особенности обучающихся, отрицательное влияние родителей, не прогнозируются результаты работы с несовершеннолетними.
  2. Со стороны ряда классных руководителей не всегда проявляется инициатива по взаимодействию с Советом профилактики по принятию мер к обучающимися, имеющим пропуски уроков без уважительной причины и неуспеваемостью.

Для достижения положительных результатов по состоянию правонарушений необходимо учесть следующее:

1. Классным руководителям своевременно, на раннем этапе, выявлять обучающихся, склонных к правонарушениям, глубже изучать особенности подростков, влияние семьи, социума, использовать в полной мере имеющиеся в школе возможности. Необходимо проводить раннюю коррекцию поведения обучающихся, прогнозировать результаты, своевременно принимать надлежащие меры, проявлять инициативу во взаимодействии с Советом профилактики, эффективнее использовать ресурсы школы, родительскую общественность.

2. Классным руководителям 1 классов более детально изучать социальные условия первоклассников, пригласить на первое родительское собрание специалистов для разъяснения ответственности родителей за воспитание и обучения ребят.

3. При переходе обучающихся из I ступени соблюдать преемственность, представлять новым классным руководителям исчерпывающие характеристики обучающихся, их семей, анализ работы с соответствующими выводами.

Цель работы на 2017– 2018 уч. год:

1.Осуществление мероприятий по социальной защите детей, о рганизация профилактической, социально значимой деятельности несовершеннолетних в образовательном учреждении.

2. Формирование законопослушного поведения обучающихся.

2.1. Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

2.2. Развитие правового самопознания.

2.3. Оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

2.4. Усиление контроля над посещением учащимися учебных занятий.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни.
  2. Социально - педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на профилактическом учете.
  3. Выполнение комплекса профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их социализацию.
  4. Оказание консультативной или иной помощи учащимся, родителям, классным руководителям по ликвидации кризисных ситуаций.

Мы привыкли видеть в школе в первую очередь учителей и представителей администрации (директора, его заместителей по учебной части). Однако в современной школе есть и другие должности, например, психолог или социальный педагог. А родители зачастую не знают, что входит в их обязанности, с какими вопросами они могут к ним обратиться. Эта статья о том, что входит в функции и обязанности социального педагога в школе.


Кто такой школьный социальный педагог

Этот вопрос для многих родителей остается секретом. Так кто такой социальный педагог? Постараемся на него ответить.

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога в школе

Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.

Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

Функции социального педагога

Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

Должностная инструкция социального педагога школы

Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;

2. Функции социального педагога


2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

6 Взаимоотношения. Связи по должности.

Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

Обязанности социального педагога в школе

Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

  • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
  • гуманизации взаимоотношений между детьми;
  • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
  • мерах по защите прав каждого учащегося;
  • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
  • поддержании контактов с семьями школьников;
  • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
  • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
  • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
  • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.

Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.

Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.

Документация социального педагога школы

Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:

  1. Нормативно-правовые документы.
  2. Планирование работы.
  3. Материалы по основной деятельности.

1 группа. Нормативно-правовые документы

Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:

  1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
  2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
  3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
  4. Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
  5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)

2 группа. Планирование работы

  1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
  2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
  3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
  4. План работы на месяц, неделю.
  5. Циклограмма работы на неделю.

3 группа. Материалы основной деятельности

  1. Социальный паспорт школы за 3 года.
  2. Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией
    • из многодетных семей;
    • из малообеспеченных семей;
    • из неблагополучных семей;
    • дети с ограниченными физическими возможностями;
    • опекаемые дети;
    • состоящие на внутришкольном учете в школе;
    • состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
    • склонные к бродяжничеству, суициду;
    • поставленные на бесплатное питание по категориям.
  3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
  4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
  5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
  6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
  7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
  8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
  9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
  10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
  11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
  12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
  13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
  14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
  15. Журнал посещений уроков, их анализ.
  16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
  17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
  18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 77-11337 от 05.12.01 Практический журнал для социальных работников и педагогов Редакторы выпуска: Наталия Соколова, Ричард Соколов Зам. главного редактора: Алексей Кушнир Социальная ПЕДАГОГИКА 1-2/2017 Ответственный секретарь: Светлана Лячина Дизайн: Анна Ладанюк Вёрстка: Марина Столбова Технолог: Артём Цыганков Корректор: Людмила Асанова В состав редакционной коллегии журнала входят: С.В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук Адрес: 109341, г. Москва, ул. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Начинающий талантливый публицист С.Л. Соловейчик газетным очерком в «Комсомольской правде» удивил миллионы читателей появлением новой детской политической организации, ставшей родоначальником самодеятельного массового детского движения, из которого выросли и юношеское движение юных коммунаров , и молодёжное движение педотрядов, и многое другое… <...> Движение педагогических отрядов, педагогика сотрудничества , семейно-педагогические клубы и «первые ласточки» нарождающегося гражданского общества. <...> Политические препятствия в период создания «Коммуны юных фрунзенцев » . <...> Всесоюзный коммунарский труддесант на строительство Братской ГЭС летом 1964 г. Караковский В.А. <...> Коммунарская методика и коммунарское движение : судьба субкультурного феномена . <...> Методику КТД нужно рассматривать лишь как важный компонент в жизни коммунарского коллектива, коммунарского движения и даже в более широком контексте - как компонент коммунарства. <...> Ведущие идеи воспитательной педагогики общей заботы. <...> Методика коллективной организации жизнедеятельности - стержень всей методической системы коммунарского движения. <...> Общий сбор - необходимое условие для жизни и деятельности коллектива. <...> Педагогика сотрудничества , коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами. <...> Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической <...>

Социальная_педагогика_№1-2_2017.pdf

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 7711337 от 05.12.01 Редакторы выпуска: Наталия Соколова, Ричард Соколов Зам. главного редактора: Алексей Кушнир Социальная педагогика 1-2/2017 Ответственный секретарь: Светлана Лячина Дизайн: Анна Ладанюк Вёрстка: Марина Столбова Технолог: Артём Цыганков Корректор: Людмила Асанова В состав редакционной коллегии журнала входят: С.В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук Адрес: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2 Телефон: (495) 3455900 Электронная почта: [email protected] [email protected] narodnoe.org www.narodnoe.org www.narobraz.ru Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук А.М. Кушнир, кандидат психологических наук Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук А.А. Остапенко, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук Институт рецензирования журнала представлен группой экспертов: А.М. Кушнир, кандидат психологических наук А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук Ф.А. Мустаева, кандидат педагогических наук © «Социальная педагогика», 2017 Практический журнал для социальных работников и педагогов

Стр.2

Cодержание: От составителей 7 педагогика и политика Соловейчик С.Л. Фрунзенская коммуна Начинающий талантливый публицист С.Л. Соловейчик газетным очерком в «Комсомольской правде» удивил миллионы читателей появлением новой детской политической организации, ставшей родоначальником самодеятельного массового детского движения, из которого выросли и юношеское движение юных коммунаров, и молодёжное движение педотрядов, и многое другое… В том числе и «педагогика социального творчества». Борисова Л.Г. Академик И П Иванов - выдающийся педагог России Деятельный, творческий и организационный механизм Педагогики общей заботы, созданный И.П. Ивановым. Методика коллективных творческих дел. «Энциклопедия КТД». Отношение к авторитарной педагогике. Шубин А.В. Педагогика и коммунализм 18 Место и роль «коммунарства» 1960х в развитии. Его предыстория, история, «разветвившееся» «посткоммунарство». Коммунарство во взаимосвязи с «самодеятельными» социальными явлениями. Движение педагогических отрядов, педагогика сотрудничества, семейнопедагогические клубы и «первые ласточки» нарождающегося гражданского общества. Царёва Н.П. Политические препятствия в период создания «Коммуны юных фрунзенцев» Опыт Союза энтузиастов (СЭН). Методика коллективной организаторской деятельности. Пионерская организация «как организация самих детей, а не за детей и не для детей». Предъявляемые И.П. Иванову обвинения в создании альтернативной политической детской организации. Сидак В. А. Уроки коммунарского движения 31 «Пришёл сам - приведи товарища». Всесоюзный комсомольский клуб юных коммунаров. Горловка - столица коммунарского движения в СССР. Всесоюзный коммунарский труддесант на строительство Братской ГЭС летом 1964 г. Караковский В.А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи Выступление на межрегиональной научнопрактической конференции 2001 года. Образование - часть национальной культуры. Гражданский выбор педагога в новой социальной ситуации. иСТоРиЯ и ТеоРиЯ Борисова Л.Г. Педагогика социального творчества И П Иванова Вклад академика И.П. Иванова в развитие педагогики. Сравнительный анализ педагогических систем «педагогики урока» и «педагогики жизни». Социальная педагогика «по Иванову» - педагогика социального творчества. 2 « С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 1  2 / 2 0 1 7 39 34 25 14 9

Стр.3

Ситников В.Л. Воспитательная педагогика будущего в настоящем 45 Воспоминания психолога о коммунарском опыте, полученном им в юношеские годы. Опыт внутри системы, где не только воспитывают детей, но и сами дети могут воспитывать взрослых. Коммунарская методика - не только методика гармонизации отношений человека с другими людьми, обществом, самим собой, но и психотерапевтическая методика развития и воспитания личности. Автор утверждает, что И.П. Иванов совершил открытие на 40 лет раньше, чем американцы: личностью человека делает только забота о других. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена Коммунарская методика не сводится к набору правил проведения коллективных творческих дел (КТД). Методику КТД нужно рассматривать лишь как важный компонент в жизни коммунарского коллектива, коммунарского движения и даже в более широком контексте - как компонент коммунарства. Многоэтапный трудный путь коммунарства, которое возрождалось вновь и вновь, пережило распад СССР, и его развитие продолжается сегодня в разных формах. Гусаковский М.А. Коллективная творческая деятельность как перформатив и её воспитательные возможности Реинтерпретация концепта «КТД» в терминах теорий современной лингвистики, теории коммуникаций и критических дискурсивных исследований. Теория, система понятий, позволяющая поновому взглянуть на прошлый опыт и попробовать переписать его в новом языке, прежде всего в языке современной прагматики. Смирнова Г.Э., Захаров К.П. Ведущие идеи воспитательной педагогики общей заботы Никому из выдающихся педагогов не удавалось найти последователей среди детей, кроме И.П. Иванова. Десять ведущих идей воспитательной педагогики общей заботы И.П. Иванова, предложенные подросткам, сумевшие не только их заинтересовать, но и подвигнуть на объединение в сообщества, коллективы и приносить пользу окружающим людям, своей стране. Эти идеи продолжаем применять и делиться ими. Царёва Н.П. Традиции и причины инноваций коллективной творческой деятельности Коллективное творческое дело как комплексное средство воспитания. Научная разработка и распространение идеи коллективного творческого воспитания. Практические формы освоения методики. Технология и практика Аванесян И.Д., Гнездилова В.В. Методика, объединяющая людей Жизнь - верховная цель, она должна быть главной заботой не только воспитателей, но и воспитанников, а «воспитание по Иванову» идёт в соответствии с решением жизненно важных задач. Методика коллективной организации жизнедеятельности - стержень всей методической системы коммунарского движения. Как обеспечить право детей строить жизнь в своей организации? Постановка методических вопросов и предложенные ответы. 83 73 70 64 49 « С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 1  2 / 2 0 1 7 3

Стр.4

Островски А., Платонова С.М. Развитие личностных качеств школьника в коллективном самоуправлении 87 Коллективная организаторская деятельность (КОД) - наиболее демократичная форма детского самоуправления. Сущность и механизмы КОД. Анализ воспитательных возможностей КОД. Этапы КОД: коллективное планирование, коллективная работа, коллективная оценка сделанного. Петроченко А.В. Педагогика общей заботы в условиях профильного подросткового лагеря Методика КТД в профильном лагере: сущностные, организационные и смысловые отличия. Тузова В.Л. Педагогика общей заботы - последействие Начало жизни и общей работы каждого коллектива. Установление товарищеских отношений с учащимися начальной школы, их родителями и педагогами - самое важное дело. Общий сбор - необходимое условие для жизни и деятельности коллектива. Система работы над праздником. Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами Педагогические основы комплексного подхода к воспитанию будущих учителей. «Площадка опыта» педагогических отрядов. Идеи педагогического сотрудничества, темы студенческих работ и практика. Царёва Н.П. Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации ЭкСпеРиМеНТ и иССЛедоВаНиЯ Три составляющих методики. Характеристика. Освоение. Миняйло С.С. 112 105 97 95 Современные идеологические коллизии и педагогическое наследие И П Иванова 119 Коллизии школы, сеющей разумное, доброе, прекрасное, и социума, мировоззренческая направленность которого перечёркивает усилия педагогов. Опасности и острейшие проблемы для духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Важность правильных смысловых интонаций и святынь народа. Нагавкина Л.С. Творческое содружество поколений в педагогике общей заботы 122 Гуманистическая и демократическая составляющие в воспитательных отношениях. Преодоление «авторитаризма» взрослых, «чрезмерной опеки» и «свободного воспитания». Развитие отношений творческого содружества поколений в общей заботе об улучшении своей и окружающей жизни. Платонова С.М., Дементей Н.В. Педагогика общей заботы как продолжение традиций русской педагогики Забота как сущность воспитания. Требования к её осуществлению. Необходимость обучения заботе. 130 4 « С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 1  2 / 2 0 1 7

Стр.5

Поляков С.Д. Некоторые аспекты «биографии» педагогики коллективного творческого воспитания и как опыт педагогов. Характеристика периодов развития педагогики коллективного творческого воспитания. Ситников В.Л. Педагогика общей заботы - источник психологии командообразования 137 Обращение к собственному уникальному опыту создания эффективно действующих образовательных учреждений и высокотехнологических производств на основе глубокого понимания психологических механизмов целенаправленного формирования высокоэффективных социально значимых коллективов творческих личностей. Титова Е.В. Методологический потенциал воспитательной концепции И П Иванова Методологичность и конструктивность авторской концепции коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Конструктивность, вытекающая из практики, порождение практики, её опережение, ориентир для дальнейшего развития. пРоБЛеМЫ и диСкУССии Белянова О.А. Евангельские смыслы воспитательной системы академика образования И П Иванова Ямбург Е.А. 146 133 Любое сложное педагогическое новшество, с «богатой» историей существует в трёх взаимосвязанных формах: как тексты авторов инновации, как феномен массового педагогического сознания 155 Педагогическое размышлениевоспоминание, оценка опыта с точки зрения философии и культурологии. Движение юных коммунаров как педагогическая утопия Размышления над книгой «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980е гг.)». Соколов Р.В. Апология И П Иванова и его коммунарской педагогики общей заботы 169 Нуждались ли «педагогика общей заботы» И.П. Иванова и её приверженцы (участники коммунарского движения) в защите раньше и теперь? В статье показаны причины критики и недооценка критикующими политической обстановки 6080х гг., возможностей «коммунарства» в дальней перспективе развития цивилизации. Русаков А. «Троянский конь» форпостов культуры 177 Работа педагога клубного «форпоста» - жизненная практика детей, в которой они могли бы воплотить многообразный опыт самореализации; установление связей между «коллективным осваиванием детей в культуре» и педагогической самодеятельностью населения, изыскание потенциальных педагогических соратников среди всех окружающих людей. Мосолов В.А. Гражданское общество, государство и проблемы воспитания в детских и молодёжных общественных организациях 179 Парадоксальность коммунарской педагогики как культурнодуховного феномена в общественноисторическом контексте. Сочетание гражданственности с чрезвычайно слабым развитием гражданского общества. « С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 1  2 / 2 0 1 7 5 165

Стр.6

Царёва Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации воспитательных идей коммунарской педагогики Социальное проектирование и преобразование коллектива как образовательная технология. Импульс к социальному творчеству. Интеллектуальнотворческий вклад участников организации. Опыт созидательной деятельности. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат 190 Специфическое педагогическое знание и оригинальный практический опыт через взаимосвязь понятий и терминов, их определения, толкования, интерпретацию. Большая часть формулировок взята из трудов И.П.Иванова. Составлен ученицей И.П. Иванова, доктором педагогических наук Е.В.Титовой. 184 6 « С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 1  2 / 2 0 1 7



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта