Психологические тесты (бланковые и проективные). Психологические тесты, методики, анкеты Требования к тестам
Главная » Инструменты » Психологические тесты (бланковые и проективные). Психологические тесты, методики, анкеты Требования к тестам

Психологические тесты (бланковые и проективные). Психологические тесты, методики, анкеты Требования к тестам

Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

Инструкция.

Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки , при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.


Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и на их потенциальное развитие.

Виды психологических тестов

По предмету диагностики:

  1. На конкретные психические процессы, их отдельные особенности;
  2. На интеллект;
  3. На способности (специальные, уровень достижений);
  4. Психомоторные – на ручную умелость, координацию движений и т.д.;
  5. Психофизиологические – при изучении некоторых психологических свойств и качеств;
  6. Личностные – на отдельные особенности или свойства личности в целом:

По форме:

  1. Тесты в виде опросников (вопрос и несколько вариантов ответов);
  2. Ситуационные тесты (задания, игры);
  3. Проективные тесты (представлен неясный стимул, требуется его развить, дополнить, интерпретировать, при этом личность самораскрывается, отсутствуют ошибочные ответы и защитные механизмы, врать невозможно). Недостатки проективных методик – не стандартизованы, отсутствует однозначная структура проведения, субъективность интерпретации, валидность не всегда доказана.

Психодиагностические опросники

Опросники – это обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов.

Виды опросников

  1. Опросники-анкеты – опросники, предназначенные для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека называется биографическими опросниками. Наиболее типичные вопросы биографических опросников относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям.
  2. Личностные опросники – опросники, направленные на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники получили широчайшее распространение в психодиагностических исследованиях. Эти опросники могут быть подразделены на несколько видов:
    • Опросники черт личности – группа опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности в этом случае выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования опросников типологических, такой подход требует группировки личностных признаков, а не самих обследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Примером данного вида опросников является “Шестнадцатифакторный личностный опросник” Р. Кэттелла.
    • Опросники типологические – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Данный подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В данном случае диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усреднённым) типом личности. Примером таких опросников являются личностные опросники Айзенка.
    • Опросники мотивов, опросники интересов , опросники ценностей , опросники установок и т.д. – группы опросников, предназначенных для измерения индивидуальных особенностей различных сфер и проявлений личности.

Преимущества тестов и опросников

  • простота;
  • кратковременность;
  • стандартная процедура обработки;
  • наличие нормативов для сравнения;
  • низкие затраты на сбор данных;
  • свобода от предубеждений со стороны интервьюера;
  • возможность опросить одновременно большое количество людей;
  • испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности;
  • предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы;
  • легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации результатов.

Требования к тестам

  1. Тест должен иметь указание на теоретическую основу или на фамилию автора;
  2. Должен быть проверен на определенном контингенте испытуемых;
  3. Должны быть заданы стандарты и указано, для кого этот стандарт;
  4. Должна быть пометка, нуждается ли тест в профессиональном использовании или возможно применение непрофессионалами;
  5. Должны удовлетворять следующим критериям:
    • Стандартизация (условия проведения, контингент, правила обработки результатов, интерпретация);
    • Надежность (получение тех же результатов при повторном проведении);
    • Валидность (способность теста измерять именно то, для измерения чего он предназначен).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН)

Данный опросник составлен как ориентировочная методика для выявления суицидально опасных установок у подростков 13-18 лет, но может применяться и для обследования взрослых. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал в опроснике - 4, количество утверждений - 74.

1 шкала «И» - шкала искренности.

Определяет достоверность результатов. 8-10 баллов означают высокий уровень искренности ответов; 4-7 баллов - средний уровень; 0-3 балла свидетельствует о низком уровне искренности ответов, ориентации только на социальное одобрение, исследование признается недостоверным.

2 шкала «Д» - шкала депрессивности.

Определяет уровень склонности к депрессивному состоянию. 17-21 балл - высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению. 8-16 баллов - средний уровень, 1-7 баллов - низкий уровень депрессивности.

3 шкала «Н» - шкала невротизации.

Определяет уровень невротизации. 17-21 балл - высокие оценки, могут соответствовать невротическому синдрому, проявляющемуся, в эмоциональной неустойчивости, тревожности.

4 шкала «О» - шкала общительности.

Определяет уровень развития общительности. 17-21 балл - высокий уровень общительности; 8-16 баллов - средний уровень; 1-7 баллов - низкий уровень. Низкий уровень общительности, в сочетании с высокими показателями депрессивности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до степени «пассивного согласия на смерть».

Инструкция для испытуемого

Представьте себе, что все услышанное вами далее сказано от вашего имени человеком, который давно и хорошо вас знает. Кое-что из сказанного верно, подходит к вам, а кое-что - не верно, то есть вы с этим утверждением не согласны. На бланке ответов отметьте то из утверждений, с которым вы согласны знаком «плюс» против соответствующего номера утверждения, а то, с которым вы не согласны - знаком «минус». Если вы не можете или не хотите ответить, обведите номер утверждения кружочком. Будьте внимательны, задание выполняется за ограниченное время. Следите за тем, чтобы номер ответа совпадал с номером утверждения. Постарайтесь не ставить кружочки, а ставьте наиболее вероятный ответ. Не старайтесь долго рассуждать. Обычно то, что в начале приходит в голову и является наиболее точным ответом.

Предлагаемые утверждения

(будьте внимательны и аккуратны, следуйте инструкции)

  1. Я внимательно выслушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.
  2. Я часто легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
  3. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  4. Иногда я могу похвастаться.
  5. У меня часто бывает веселое настроение.
  6. Меня часто одолевают грустные мысли.
  7. Я люблю общение с людьми.
  8. Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  9. Я быстро забываю об огорчениях.
  10. Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  11. Я люблю развлекаться в веселой компании.
  12. В моей семье есть нервные люди.
  13. Бывает что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.
  14. Временами чувствую себя беспомощным.
  15. У меня много хороших знакомых.
  16. У меня часто болит голова.
  17. Я почти всегда подвижен и активен.
  18. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружиться голова.
  19. Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.
  20. Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.
  21. У меня часто бывают приступы плохого настроения.
  22. Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.
  23. Я человек чувствительный и возбудимый.
  24. Все проблемы в жизни разрешимы.
  25. У меня бывают приступы дрожи.
  26. Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.
  27. Временами мне хотелось навсегда уйти из дома.
  28. Я часто волнуюсь из-за пустяков.
  29. В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.
  30. Иногда вдруг весь покрываюсь потом.
  31. Бывает, что я не выполняю своих обещаний.
  32. Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.
  33. Не все мои знакомые мне нравятся.
  34. Часто у меня нет аппетита.
  35. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  36. Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.
  37. Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.
  38. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  39. Часто мне хочется умереть.
  40. Меня считают человеком веселым и общительным.
  41. Я все принимаю близко к сердцу.
  42. У меня часто возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Я всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  44. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  45. Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.
  46. Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда - совсем вялый.
  47. Я не всегда говорю правду.
  48. На спор я могу сделать все, что угодно.
  49. Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.
  50. Я часто чувствую себя вялым и усталым.
  51. Я люблю подшучивать над другими.
  52. Критика и замечания всегда очень задевают меня.
  53. Мне часто снятся кошмары.
  54. Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.
  55. Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.
  56. У меня часто бывает бессонница.
  57. Иногда я передаю слухи и сплетни.
  58. Я ко всему отношусь достаточно легко.
  59. Почти ежедневно думаю о том, насколько бы я лучше жил, если бы меня преследовали неудачи.
  60. Я - уверенный в себе человек.
  61. Меня часто беспокоит чувство вины.
  62. Я хожу быстро.
  63. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.
  64. Часто мне не спиться из-за того, что в голову лезут разные мысли.
  65. Мне кажется, что другие часто смеются надо мной.
  66. Я - человек беспечный.
  67. Иногда у меня бывают такие мысли, которых нужно стыдиться.
  68. У меня часто бывают сильные сердцебиения.
  69. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
  70. Иногда я много говорю и мне трудно остановиться.
  71. Я постоянно нуждаюсь в друзьях, которые меня понимают, могут ободрить, утешить.
  72. Иногда я отказываюсь от начатого дела, так как не верю в свои силы.
  73. У меня бывают периоды, когда меня сильно раздражают яркий свет, яркие краски, сильный шум, хотя на других людей это так не действует.
  74. У меня есть плохие привычки.

Ключ подсчета баллов по шкалам

Тесты-опросники - это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов) . Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное). Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тесты-опросники - психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов. Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей. Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым.

Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Отвечая на прямые вопросы, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или другого психологического качества. Эти вопросы обращены непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (Большинство людей честны?) . Косвенными называются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по ним косвенно можно судить об уровне психологического развития обследуемого индивидуума.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков). Широко известны личностные опросники Айзенка, существует несколько их форм. Г.Ю. Айзенк применил идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системы - силы и возбудимости - для обоснования выделенных им черт или, скорее, суперфакторов личности - экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма). Дальнейшие исследования подтвердили обоснованность этих факторов, они вошли в широко обсуждаемую в настоящее время пятифакторную модель личности.

Однако однозначного соответствия между экстраверсией, эмоциональностью и свойствами нервной системы установить не удалось: помимо терминологических разногласий, связанных с понятиями возбуждения и торможения, противоречивыми оказались и эмпирические данные . Биологическая теория личности Айзенка развивалась на протяжении сорока лет и отражена в ряде авторских монографий. Начиная с 1975 года в модели Айзенка присутствует и третий фактор - психотизм. Эта шкала оказалась менее гомогенной, но чрезвычайно информативной для предсказания противоправных действий и злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем и наркотиками). Факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма дали модели Айзенка название ПЭН. Эта концепция рассматривает психофизиологические основы индивидуальных различий, которые обычно относят к темпераменту, поэтому её можно отнести и к теории темперамента в его традиционном понимании. Исследователи британской школы рассматривают темперамент и личность как устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени обусловленные генетически; они достаточно стабильны на протяжении жизни и проявляются в самых различных ситуациях. Теория Айзенка на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных, обоснованных теоретически и подкреплённых эмпирически, а иерархическая модель ПЭН признаётся хорошим описанием личности . Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождало конструирование опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надёжность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Широко известен личностный опросник Айзенка (ЛОА) и его стандартизированная русская версия. В модифицированной версии ЛОА-М авторам удалось улучшить надёжность шкалы психотизма. Шкалы ЛОА оказались информативны для предсказания эмоциональных расстройств, отклонений в поведении и отношения к употреблению психоактивных веществ у подростков. В широкомасштабных психологических исследованиях размер опросников имеет существенное значение. В этом отношении ЛОА, состоящий из 101 вопроса, обладает определёнными ограничениями. Ранее была сконструирована сокращённая форма ЛОА из 56 вопросов (ЛОА-С) и продемонстрирована достаточная надёжность и валидность этого инструмента. Известно, что при уменьшении числа входящих в шкалу вопросов, её психометрические свойства (например, внутренняя согласованность) ухудшаются, однако некоторые короткие версии известных опросников, созданные для практических нужд, оказались достаточно надёжными и информативными .

Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.

Психология стресса и методы коррекции Щербатых Юрий Викторович

Психологические тесты (бланковые и проективные)

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний – тревоги, страха, агрессии и т. д. @@@@@1#####. При оценке стресса исследователи часто измеряют уровень тревожности, и здесь подходы разных авторов существенно различаются. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других – ее вегетативные проявления. К сожалению, в ряде клинических тестов не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями.

Например, шкала Гамильтона неразделяет симпатическиеи парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как покраснение кожных покровов и бледность кожных покровов.

По шкале Цунга, предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).

Для измерения индивидуальных различий в тревожности Тейлор был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй – как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко– и слаботревожными людьми проявляются резче.

Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

Согласно результатам собственных исследований автора, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов – на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким @@@@@11#####. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов @@@@@5#####. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

Рис. 16. Частотная диаграмма распределении показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими – 16%, имеющих сверхвысокую тревожность – 0,7% (рис. 17, а).

В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% – сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

Рис. 17. Доля низко-, средне– и высокотревожных людей в исследуемой популяции в норме (а) и в ситуации экзаменационного стресса (б).

Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс @@@@@4#####. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности – ОАС @@@@@18#####. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 + 4,7 балла, для женщин – 104,0 + 2,5 балла (р < 0,001). Таким образом, общий уровень актуальных страхов был достоверно более высоким у лиц женского пола.

Корреляционный анализ позволил выявить тесную взаимосвязь уровня личностной тревожности, по Спилбергеру, с ИПС (r = 0,49; р< 0,001). В то же время величина ИПС практически не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у здоровых испытуемых в обычных условиях (r> 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (r = 0,47; р < 0,001).

Из этого может быть сделан вывод, что люди, имеющие большое количество актуальных страхов, в привычных, обыденных ситуациях могут не проявлять своих негативных эмоций, однако в стрессовой ситуации демонстрируют резко выраженную тревожность. Таким образом, заблаговременное определение величины ИПС позволяет прогнозировать и выявлять «скрытую» ситуативную тревожность на фоне эмоционального стресса.

В некоторых исследованиях для экспресс-диагностики уровня стресса предлагается использовать цветовой тест Люшера.

Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ОАС, – с другой.

Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой.

Отсутствие значимой корреляции между так называемым вегетативным коэффициентом и результатами, полученными с помощью непосредственного измерения пульса и артериального давления, не позволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы.

Чтобы не перегружать основную часть учебного пособия разнообразными тестами, направленными на оценку уровня стресса, мы поместили их в приложении №1. При этом следует отметить, что общее количество «тестов на стресс», используемых психологами, превышает несколько десятков @@@@@1##### и каждый исследователь выбирает из этого набора те методики, к которым испытывает доверие, или же они соответствуют целям и задачам исследования. Пока же имеется немного тестов, имеющих непосредственное отношение к стрессу, для которых набрана достаточная статистика по полу, возрасту и профессиональной принадлежности; исчерпывающий сбор такой статистики – дело будущего.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

8. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в

Из книги Легкий способ перестать бояться летать автора Герваш Алексей Евгеньевич

Тесты Вы закончили изучение авиационной части. Перед тем как мы с вами перейдем к психологической части книги, ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Пометьте карандашом, соответствуют ли истине следующие утверждения.1. Самолеты постоянно падают с высоты 10–11

автора Щербатых Юрий Викторович

Приложение Психологические тесты Гордыняа) Пройдите тест на выраженность у вас греха гордыни. Читайте утверждения и отмечайте справа те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют вашей личности. Над ответами долго не раздумывайте и отмечайте то, что первым

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Проективные рисуночные тесты в работе практического и клинического психолога Подъем интереса к рисуночным тестам особенно возрос после выхода монографий Mahover (1949) и Buck (1948). Среди психологов-практиков проективные рисуночные методики приобрели большую популярность в

Из книги Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей автора Иванова Наталья Львовна

О. Т. Мельникова, Н.В. Шевнина Проективные методики в качественном исследовании трудовой мотивации Исследования, посвященные выявлению трудовой мотивации, давно стали обычными во многих организациях. Руководители компаний, специалисты по управлению персоналом

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Глава 3 Психологические рисуночные и цветовые тесты для здоровья и успеха Цветовой личностный тест Макса Люшера Для определения своего психологического состояния можно воспользоваться восьмицветовым (быстрым) тестом Макса Люшера. В настоящее время трудно себе

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

Тесты для жен Тест № 1. Какие у вас с мужем отношения? 1. Делится ли ваш супруг своими личными тайнами с вами?а) да;б) редко;в) я не хочу знать лишнего.2. Как ваш муж предпочитает снимать стресс?а) обсуждает свои проблемы с вами на кухней за бокалом вина;б) выпивает с

Из книги Гипнотические приемы в общении автора Бубличенко Михаил Михайлович

Психологические тесты 1. Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста, составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Тесты Для определения, достойна ли некая измерительная операция называться тестом, не существует общепринятых критериев. В том смысле, в котором данный термин употребляется здесь, это измерительный инструмент, выполняющий функцию оценки ряда важнейших психологических

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, тесты… Будучи учеником средней школы, я проваливал все тесты, которые мне приходилось сдавать. Проблема тестирования беспокоила меня беспредельно. Один лишь вид школьного психолога, входящего в классную комнату с намерением предложить группе очередной IQ-тест,

Из книги Метод «Все врут» [Манипулируем реальностью – техники доктора Хауса] автора Кузина Светлана Валерьевна

Тесты ТЕСТ 1 Посчитайте, сколько лет вы проживетеАмериканские психологи Роджер Аллен и Шерон Линди разработали тест для определения вероятной продолжительности предстоящей жизни.Для того чтобы сориентироваться в своих перспективах, следует к исходным цифрам: 70 лет

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта