Под темпераментом понимают характеристики психики. Психологическая характеристика темпераментов. К основным методам психологии не относится
Главная » Инструменты » Под темпераментом понимают характеристики психики. Психологическая характеристика темпераментов. К основным методам психологии не относится

Под темпераментом понимают характеристики психики. Психологическая характеристика темпераментов. К основным методам психологии не относится

Занятие 2. Темперамент. Характер.

Задания и упражнения

I. Заполните пробелы

1. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности.

2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с Гиппократа , который выделил четыре типа темперамента: Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

3. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамику протекания психической деятельности.

4. В основе темперамента лежит характер.

II. Выберите правильный ответ

1. Динамику психической жизни человека определяет:

а) направленность личности;

б) эмоциональность;

в) темперамент;

г) способности.

2. Понятие «способности» находится в том же отношении к понятию

«задатки», что и «темперамент» (по И.П. Павлову) к понятию:

а) активность;

б) талант;

в) тип нервной системы;

г) индивидуальность.

II. Ответ:

1- В(темперамент)

2- Б(талант)

III. Терминологический диктант

1. Назовите теорию, устанавливающую связь между телосложением и типом

темперамента.

1. Ответ: Теория темперамента Э. Кречмера.(Конституционная)

2. Назовите свойство темперамента, характеризующее быстрое и легкое

приспособление к новым условиям.

2. Ответ: пластичность.

3. Назовите свойство темперамента, характеризующее сопротивляемость

неблагоприятным условиям.

3. Ответ: Резистентность.

4. Назовите свойство темперамента, характеризующее спонтанность, непроизвольность действий.

4. Ответ: Реактивность

5. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой

работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью,

раздражительностью, вспыльчивостью.

5. Ответ: Холерик

6. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем

поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики,

высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения.

6. Ответ: Флегматик

7. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой психической

активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач.

7. Ответ: Сангвиник

8. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем

психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью.

8. Ответ: Меланхолик

IV. Кейс

Рассмотрите реальные проблемные ситуации.

Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

Решение разрабатывается группой (подгруппой или индивидуально).

Необходимо защитить разработанные варианты решения ситуаций.

В соответствии с типами акцентуации, с тем, на каких чертах поставлен акцент, можно выделить несколько типов трудных подростков. У каждого из

них есть свои сильные и слабые стороны. Если жизненные обстоятельства

оказывают воздействие на слабые черты характера, то их формирование может быть деформировано. Познакомьтесь с ситуациями, описанными в работе профессора А.Е. Личко «Эти трудные подростки». Определите тип акцентуации каждого из них, предложите пути и средства педагогического воздействия в целях психокоррекции.

А. Гриша был неугомонным с раннего детства, шумный, всюду лез и всем

интересовался. «Живой ребенок», - говорила бабушка. Школьный путь у него

был тоже беспокойным. Усидеть за партой ему было трудно, особенно без

активной работы. Учительница младших классов предоставляла ему возможность больше действовать: он все время что-то собирал, раздавал,

приносил, уносил. В четвертом классе у Гриши начались осложнения: слишком неровные отношения сложились со школьными учителями. С некоторыми учителями с первой встречи установилась глухая вражда, других учителей Гриша искренне уважал. Ребята его любили за веселый нрав, за смелость, находчивость и остроумие, называли «заводила- парень». В лагере труда и отдыха ребята сначала потянулись к Грише, но постепенно ситуация изменилась. Гриша стал вызывать у ребят глухое раздражение: «Чего командуешь, чего везде лезешь!». Чем только Гриша не увлекался! Собирал марки, значки, ходил в секцию бокса, потом вольной борьбы, пробовал собирать радиоприемники, фотографировать… Все его увлекало, всем он интересовался, за все брался, но вскоре остывал.

Осложнения в семье начались лет с 12-13. Почему бабушка и мама смотрят

на него как на маленького, суются в его дела, за всем следят? В ответ на

требование взрослых быть дома к 9 часам, он нарочно стал гулять на улице до 10-11, хотя все приятели к этому времени уже расходились, а одному ему было скучно. Это и привело его в компанию ребят постарше. В выборе знакомств Гриша никогда не отличался щепетильностью. Итог получился плачевный – невыученные уроки, прогулы, двойки, конфликты. Новые знакомства втянули мальчика в карточную игру. Азартный, горячий,

он сразу проиграл большую сумму денег. Гриша унес из дома дорогую книгу – отдал ее в счет карточного долга.

В восьмом классе все пошло кувырком с самого начала. На групповом

собрании за двойки и прогулы ему устроили жесткую проработку. Он вспылил, наговорил много дерзостей и грубостей. Тогда Гриша решил больше в школу не ходить, дома тоже ничего не сказал. С парой приятелей, у которых тоже были нелады в школе, поехали на пустующую дачу. Прихватив из дома денег, еды, по дороге купили вина. Вечером навеселе отправились в местный клуб, с кем-то подрались. На следующий день его, грязного, побитого и ободранного передали с рук на руки в милиции отцу и матери.

Б. Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой держаться словно все время выставлял себя напоказ.

Его детство было безоблачным и безмятежным. Мать воспитывала его одна

и любила беспредельно – для нее он был кумиром. В школу его отвели особую– «английскую». Учился он шутя, играя, хватал все буквально на лету. В 13 лет у Игоря появился отчим. Мысль о том, что у матери может

появиться кто-то другой, кроме него самого, вызвала в душе Игоря гневный

протест. Учиться Игорь стал хуже. Объяснял это тем, что дома у него теперь

нет условий, а на самом деле с годами учиться становилось труднее, не

удавалось все хватать на лету, как раньше. Привычки же работать не было, он подолгу сидеть за уроками не мог. Чтобы как-то выделиться среди ребят, он стал придумывать про себя разные невероятные истории.

Случилось так, что в ответ на требование матери в первом часу ночи идти и

ложиться спать, разбросал тетради и учебники по полу и убежал из дома.

Надеялся, что мать бросится ему вслед, но она из дома не вышла. Тогда Игорь в центре большого проспекта, на глазах у постового милиционера, стал укладываться спать прямо на скамейке. Расчет оказался верным – хмурого, молчаливого мальчика отвели в милицию. Там он рассказал, что бежал из дома, от «невыносимой жизни» с отчимом. Из милиции позвонили домой, и мать вместе с отчимом примчались за ним.

(По О.В. Турусовой)

IV. Ответ:

А. Я считаю у него темперамент был холерический, для такого темперамента ему надо было найти друга, противоположенного темперамента, что бы если вдруг он захотел поиграть в азартные игры, другой остановил его. Рассудительно и тактично объяснил, что лучше не играть в это.

Б. Сильный характер, мальчик не мог смириться с отчимом. Это раздражало его, а когда что-то раздражает, то человек не может подойти к делу с полной ответственностью, и настроем, концентрацией. Проблему можно было решить поговорив серьёзно с ним. Или же он должен был сам для себя сделать вывод, о том, что жизнь продолжается, и надо идти дальше, несмотря на то, что тебе не нравится.

Задача 1

Как известно, психические свойства личности подразделяют на три основные

группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Ниже

приведен перечень понятий, обозначающих психические свойства личности.

Классифицируйте приведенные слова по трем группам:

Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой,

энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный,

предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с

чувством юмора, последовательный, недотепа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.

1. Ответ:

Свойства темперамента- недотепа, краснобай, непоседа.

Свойства характера- Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, энергичный, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, доброжелательный, небрежный, последовательный, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, решительный, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, отходчивый, умный, черствый, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый, ловкий, пылкий, деловой, горячий, живой, чуткий.

Способности- хороший организатор, с чувством юмора, с золотыми руками, с горячим сердцем.

Задача 2

Какие прилагательные служат для описания двигательной сферы

темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы?

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный,

чувственный, жизнерадостный, энергичный, заторможенный, стремительный, впечатлительный.

2. Ответ:

Двигательная сфера- Быстрый, подвижный, живой, резкий.

Эмоциональная сфера- вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувственный, жизнерадостный, энергичный, заторможенный, стремительный, впечатлительный.

Задача 3

Определите тип темперамента (в соответствии с учением о типах нервной

системы И.П. Павлова).

1.Тыниссон . «Вот там, медленно переминаясь с ноги на ногу, стоял какой-то

толстощекий крепыш и ел... Кто-то, проходя мимо, наступил ему на ногу. Но

мальчуган и бровью не повел, только буркнул: “Ну и слепая курица! ” - и

продолжал жевать... Нет, этот Тыниссон совсем не такой, как другие мальчики.

Во-первых, хотя бы то, что он вечно ест и никогда не шалит, а во-вторых,

гляди-ка, он и сейчас не рассмеялся...

Тыниссон был тот, кто в трудном деле сначала думал, прежде чем что-либо

сказать».

2.Тоотс. «Мимо него с грохотом промчался сначала один мальчик, потом

другой, и началась бешеная гонка: впереди бежал перепуганный Петерсон, за

ним по пятам с кровожадной гримасой Тоотс. Сжав кулаки и угрожая беглецу, он то и дело выкрикивал на ходу: “Я тебе задам! Я тебе покажу! Будешь знать ябедничать!” Прошло несколько минут, ярость Тоотса все остывала и остывала. Еще секунда - и недавние враги уже торговались не на жизнь, а на смерть из-за ножика со штопором».

3.Арне . «Если бы вдруг в реке закипела вода, Арне, наверное, не так

испугался, как сейчас, услышав эти слова. В первую минуту он застыл на месте, глаза его широко раскрылись, руки беспомощно повисли. Потом он чуть было не заплакал... Потом повернулся и, грустный, поплелся домой.

Будь сейчас май, Арне знал бы что ему делать. Он пошел бы к реке и

просидел бы там до зари, слушая, как просыпаются птицы и приветствуют

новый день; как с восходом солнца первый ветерок играет листвой деревьев,

покрывая речку серебристой рябью».

4.Имелик. «... И прежде чем Имелик успел заметить его жест, он схватил с кровати конфеты, вытряс одну из них, застрявшую внутри, тронул несколько

раз струны и снова тихо заиграл...

Он махнул рукой и усмехнулся...

О, Ясан Имелик пробьется, главное - никогда не унывать».

(Оскар Лутс)

3. Ответ:

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Задача 4

На основании характеристик определите тип темперамента.

А. Виктор Г. III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку.

Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с

довольно добродушным лицом; сам руки не поднимает, но на вопрос учителя

обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так …». Его трудно рассмешить или

рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится

равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р. III класс . Безгранично увлекающийся. Часто берется за работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Бысто и часто

поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал

быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы.

Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не

торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные

игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив на хорошее, и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется

большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя

сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его выполнить не дослушивает до конца.

В. Саша Д. II класс . Очень впечатлительный. Малейшая неприятность

выводит из равновесия, он плачет по каждому пустяку. Однажды Саша

заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле дневник. Очень

обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный.

Нередко задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами.

Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто

обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит не хуже других.

(По Я.Л. Коломинскому).

4. Ответ:

А. Флегматик

Б. Холерик

В. Меланхолик

Задача 5

Как влияет темперамент на стиль общения (характер активности в

налаживании контактов, чувствительности)?

Какие примеры классических типов темперамента приведены ниже?

А. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на

желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям

могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании

незнакомых людей как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только

возбуждает. Любовь чаще дебютирует с взрыва, с первого взгляда.

Б. Он не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои

чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода

познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к

человеку, поэтому любит находится в узком кругу старых знакомых, в обычной привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз. Его скептическая натура требует большого количества доказательств дружеских чувств.

(По Р.М. Грановской)

В каких межличностных ситуациях, по вашему мнению, будет более

успешным представитель первого типа темперамента, а в каких - второго?

Представьте, что вы - руководитель научно-исследовательской группы.

Какие коммуникативные задачи вы бы поставили перед сотрудником с типом

темперамента А, а какие - с типом темперамента Б. Почему?

5. Ответ:

А. Сангвиник.

Б. Флегматик.

Темперамент влияет на людей по разному. Кто-то уживается с ним, а кому-то хочется поменять его. Влияет темперамент на людей как и с хорошей, так и с плохой стороны. Если ты к примеру холерик, вспыльчивый, то у тебя могут быть неприятности. А если к примеру сангвиник, который весёлый, общительный, то наоборот, это поможет тебе к примеру устроится на подходящую работу, без проблем, ибо ты коммуникабельный и можешь расположить к себе внимание.

Задача 6

Познакомьтесь с примером из книги Круга «Торопись не спеша».

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота

заперты и стража спит. Первый сел на землю: «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Что тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый. Какие эмоциональные реакции проявили странники? Чем они вызваны? Можно ли данную ситуацию охарактеризовать как ту, в которой проявляется индивидуальный порог эмоционального реагирования? Почему?

6. Ответ:

Данная история мне напомнила ещё одну историю, суть такова, стая лошадей оказались в пустыне, одна часть говорила: давайте останемся и подождём пока за нами придёт хозяин, тем более не знаем куда идти, другие сомневались, говорили лучше посидеть проанализировать, а третье сразу побежали в одну сторону, и сказали, куда-нибудь то прибежим, и побежали, которые остались, сомневались, но в скорее побежали тоже, так как хотели пить, есть, которые бежали первые, они на своём пути встречали еду, которые бежали за ними меньше еды, и третьи ничего не ели, первые прибежали сытые, вторые прибежали но не все, третьи нет. Суть такова, что надо принимать решения.

Данная ситуация тоже рассматривает эмоциональные реакции. Такие как:страх, неизвестность, нерешительность, и так далее.

Задача 7

Как обладатели разных темпераментов относятся к одному и тому же

представьте себе отношение обладателей различных типов темпераментов к

одному и тому же происшествию. Какие компоненты темперамента акцентируются в данном описании?

«Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие

повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не

обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался

слишком поздно.

А., волнуясь, скажет: “Это была ужасная картина - раздался раздирающий

крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта

картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа”. Б. скажет: “При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская

судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под

семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о

невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в

В., волнуясь, скажет: “Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское

управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать

управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно

звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот

результат. Судить надо за эти упущения и строго судить”.

Г. скажет: “Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что- то смотрят; я привстал на пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее”».

Какова взаимосвязь способа реагирования с темпераментом? Представители

каких типов темперамента участвовали в обсуждении происшествия? Какие

теоретические представления и каких именно концепций о темпераменте подтверждает приведенное описание?

7. Ответ:

В зависимости от темперамента, эмоциональной устойчивости люди отвечают на одно и тоже событие по разному. Для кого-то это ужасное происшествие, для кого-то ничего не обычного. Я думаю в обсуждении участвовали темпераменты такие как: Флегматик,Сангвиник,возможно, Меланхолик.

Задача 8

Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип,

а какие - интровертированный?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу,

импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения.

8. Ответ:

Экстраверт - Инициативность, импульсивность, беззаботность, социальная адаптированность, подвижность, заразительность поведения.

Интроверт - необщительность, склонность к самоанализу, мечтательность, вдумчивость, расчетливость, аутизм.

Задача 9

Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и

те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно

установить?

У детей дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении

различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда

что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно

следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и

настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость,

неаккуратность;

ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто

мешают другим детям;

з) часто не доделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней.

  • 1. Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить (сдержать), проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго. Как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все валится из рук). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
  • 2. Сангвиник обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым; отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
  • 3. Флегматик - человек с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
  • 4. Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Трудно точно ответить, какой именно тип темперамента у того

или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключа- емость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники. Они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов. Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Вот почему редко встречаются чистые типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности (воины), сангвиники - для организованной деятельности (политики), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве (мыслители), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности (созидатели). Для некоторых видов деятельности летчика-истребите- ля противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения. Например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  • 1) профессиональный отбор, одна из задач которого не допустить к данной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе в профессиях, предъявляющих повышенные требования к свойствам личности;
  • 2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход);
  • 3) преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  • 4) формирование индивидуального стиля деятельности (это основной и наиболее универсальный путь).

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает. Меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Характер личности - важное ее свойство, это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
  • порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.п.).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:

  • 1) самоуверенность - неуверенность;
  • 2) согласие, дружелюбие - враждебность;
  • 3) сознательность - импульсивность;
  • 4) эмоциональная стабильность - тревожность;
  • 5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди локальных (частных) свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

  • общительность - замкнутость;
  • доминантность (лидерство) - подчиненность;
  • оптимизм - уныние;
  • совестливость - бессовестность;
  • смелость - осторожность;
  • впечатлительность - толстокожесть;
  • доверчивость - подозрительность;
  • мечтательность - практицизм;
  • тревожная ранимость - спокойная безмятежность;
  • деликатность - грубость;
  • самостоятельность - конформизм (зависимость от группы);
  • самоконтроль - импульсивность;
  • страстная увлеченность - апатичная вялость;
  • миролюбие - агрессивность;
  • деятельная активность - пассивность;
  • гибкость - ригидность;
  • демонстративность - скромность;
  • честолюбие - непритязательность;
  • оригинальность - стереотипность.

Акцентуации характера (К. Леонгард) - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии .

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Рассмотрим краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

  • гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного; отсутствует самокритичность;
  • дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность; тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаше является в них пассивной стороной;
  • циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
  • эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
  • демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, наряды, ложь); легко забывает о своих неблаговидных поступках;
  • возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе; активно и часто конфликтует;
  • застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам; в конфликтах чаше бывает активной стороной;
  • педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; на службе способен «замучить» формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
  • тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность; долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
  • экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
  • интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости; погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость;
  • экстравертированный (комфортный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости; своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Каждая личность обладает своими отличными от других способностями. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении, легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать:

  • на природные (или естественные) способности, которые в основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • 1) на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературнолингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • 2) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям);
  • 3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
  • 4) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обуславливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные), анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом в развитии способностей у военнослужащих является комплектность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Пути развития способностей:

  • правильное назначение военнослужащего на ту или иную должность;
  • постоянное внимание развитию тех психических процессов и качеств личности, которые необходимы для овладения определенной специальностью;
  • развитие мышления;
  • развитие интересов и склонностей;
  • умение личности правильно оценить свои положительные качества и недостатки;
  • участие в коллективных действиях.

Таким образом, учет психологии личности в индивидуально-воспитательной работе - важное условие правильной организации воспитательного процесса.

  • Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающимилюдьми; психопаты могут быть социально опасны.

1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

в) динамические;

г) приобретенные.

2. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

б) динамических свойств;

в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

3. Критерием темперамента является:

а) раннее проявление в детстве;

б) приобретенность;

в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;

г) зависимость от черт характера.

4. Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода является(ются):

а) темперамент;

б) направленность;

в) характер;

г) способности.

5. К темпераменту не следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», по мнению:

а) С.Л. Рубинштейна;

б) Б.М.Теплова;

в) В.Н. Небылицына;

г) И.П. Павлова.

6. Темперамент не является компонентом личности, по мнению:

а) В.С. Мерлина;

б) Г. Айзенка;

в) Дж. Гилфорда;

г) Л. Тёрстона.

7. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:

а) Гиппократ;

б) Гален;

в) И. Кант;

г) Платон.

8. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается:

а) с Демокрита;

б) с Платона;

в) с Гиппократа;

г) с Галена.

9. У Гиппократа был подход к темпераменту:

а) физиологический;

б) психологический;

в) психофизиологический;

г) психофизический.

10. Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:

а) гуморальным;

б) конституциональным;

в) нейродинамическим;

а) И.П. Павлов;

б) Э. Кречмер;

в) Дж. Гилфорд;

г) Л. Тёрстон.

12. Одним из подходов к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента, является подход:

а) френологический;

б) конституциональный;

в) физиогномический;

г) нейродинамический.

13. Происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента связано с теорией темперамента:

а) гуморальной;

б) конституциональной;

в) нейродинамической;

г) физиологической.

14. Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:

а) до конца XVIII в.;

б) до середины XIX в.;

в) до конца XIX в.;

г) до середины XX в.

15. Слово «темперамент» И.П. Павлов заменил:

а) на генотип;

б) на фенотип;

в) на социотип;

г) на биотип.

16. Э. Кречмер к темпераменту относил:

а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;

в) соотношение устойчивости эмоций и сопротивления воли;

г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.

17. Н. Ах к темпераменту относил:

а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;

б) любовь к господству и наслаждение властью;

в) соотношение между собой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли;

г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.

18. В структуре темперамента Э. Шелдон не выделил как его компонент:

а) висцеротонию;

б) соматонию;

в) церебротонию;

г) мезоморфию.

19. Темперамент как любовь к господству и наслаждению рассматривал:

а) Э. Кречмер;

б) У. Шелдон;

в) Э. Мейман;

20. Темперамент как аффективные предрасположения анализировал:

а) Э. Кречмер;

б) У. Шелдон;

в) Э. Мейман;

21. Возникновение темперамента как интегрального психического явления обусловливает (ют):

а) воспитание;

б) факторы социальной среды;

в) конституциональные факторы;

г) обучение.

22. Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:

а) Э. Кречмер;

б) У. Шелдон;

в) И.П. Павлов;

г) Дж. Гилфорд.

23. К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в импульсивности и «впечатлительности», согласно:

а) С.Л. Рубинштейну;

б) Б.М. Теплову;

в) В.Д. Небылицыну;

г) Л.С. Выготскому.

24. Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность, его моторика и эмоциональность, предложил выделить:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) Б.М. Теплов;

в) В.Д. Небылицын;

г) А.Н. Леонтьев.

25. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:

а) пикников;

б) астеников;

в) атлетов;

г) диспластиков.

26. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют:

а) пикников;

б) астеников;

в) атлетов;

г) диспластиков.

27. Физиологические основы темперамента изучал:

а) У. Шелдон;

б) Э. Кречмер;

в) И.П. Павлов;

г) Дж. Гилфорд.

28. По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:

а) силы;

б) активности;

в) соотношения жидкостей в организме;

г) особенностей строения тела.

29. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:

а) сила;

б) уравновешенность;

в) подвижность;

г) динамичность.

30. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:

б) уравновешенность;

в) подвижность;

г) динамичность.

31. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

а) сензитивности;

б) реактивности;

в) активности;

г) пластичности и ригидности.

32. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

а) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

33. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

а) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

34. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:

а) сангвиник;

б) холерик;

в) флегматик;

г) меланхолик.

35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

а) холерику;

б) сангвинику;

в) флегматику;

г) меланхолику.

36. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:

а) холерика;

б) сангвиника;

в) флегматика;

г) меланхолика.

37. Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:

а) гораздо более широком;

б) гораздо менее широком;

в) незначительно более широком;

г) незначительно менее широком.

38. По И.П.Павлову, основанием для классификации типов нервной системы
являются параметры силы, уравновешенности и … нервных процессов.
а) работоспособности;
б) активности;
в) подвижности;
г) динамичности;
д) импульсивности.

39. Свойства темперамента зависят от …
а) характера;
б) поведения;
в) типа нервной системы;
г) воспитания.

40. Темперамент человека можно описать при помощи характеристик импульсивности и …
а) устойчивости;
б) впечатлительности;
в) ритмичности;
г) подвижности.

41. Холерический темперамент характеризуется …


42. Сангвинический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

43. Меланхолический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

44. Флегматический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

45. Темперамент человека характеризуется…
а) изменчивостью;
б) постоянством в течение жизни;
в) изменчивостью в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
г) изменчивостью после сильных переживаний.

46. Самыми хорошими работниками являются …
а) холерики;
б) сангвиники;
в) меланхолики;
г) флегматики;
е) люди разных темпераментов, в зависимости от требований и условий работы.

47. Темперамент относятся к …
а) психическим процессам;
б) психическим состояниям;
в) психологическим свойствам;
г) психическим образованиям.

Темперамент – одна из индивидных характеристик человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности .

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

Общая активность – определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Моторная сфера – частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность –впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Понятие Т. возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что пропорция 4 элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней (гуморальная концепция).

Свойства Т.:

– индивидуальный темп и ритм психических процессов,

– степень устойчивости эмоций,

– экспрессивность и энергичность движений,

– напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства м. б. связаны с др. психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Свойства Т. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. 1. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2. Медлительного, невозмутимо; го человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. 3. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения. 4. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств м. б. различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между которым возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных его свойств. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи стремились доказать непосредственную зависимость типа Т. от сочетания (типа) свойств н. с. (нейродинамическая концепция Т.). Имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа Т. от анатомо-физиологических особенностей всего организма в целом. Каждое отдельные свойство Т. коррелирует с несколькими свойствами общего типа н. с. (и наоборот). Лишь типу н. с. в целом соответствует один определенный тип Т. Поэтому, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать свойства его общего типа н. с.; необходимо провести психологическое исследование.

Тип Т., как и врожденный тип н. с., может изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа Т. в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия воспитания. Вопросы о степени наследственной обусловленности типа Т., изменчивости отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследованы.

Т. человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного Т. могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового Т. м. б. очень различными по своим социально-нравственным ценностям.

Т. не предопределяет также черт характера, но между Т. и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От Т. зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Напр., общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчивости его привязанности к своим друзьям и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д. Т. влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства Т. способствуют формированию определенных черт характера, др. противодействуют. Поэтому в зависимости от типа Т. ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера (см. Индивидуальный подход). Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в себе, своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений Т. от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления Т.

Т. не определяет уровня общих или специальных (напр., профессиональных) способностей. Те или иные свойства Т. в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в др. при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат к.-л. свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицат. в данных условиях проявлений Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль - это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодным для данной профессии (см. Профессиональная пригодность, Профессиональный отбор).

Т. о., ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа Т.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, «социальный характер» в работах Э. Фромма).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования .

Различия между характером и личностью: черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как "типологии характера") возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или "групп") характеров; у Леонгарда и Личко - десять-одиннадцать.

Характер может быть более или мене выражен. Три зоны выраженности характера: зона абсолютно "нормальных" характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций – явные и скрытые) и зона сильных отклонений характеров (психопатии) . Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы .

он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: "Каков в колыбельке, таков и в могилку".

тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а "на людях" - другой, то он не психопат.

социальная дезадаптация . У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу .

Анализ проблемы "биологических основ характера" приводит нас к следующим выводам:

–детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий.

–степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной.

–генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или "логика".

Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Нормальный характер – это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой - и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый - и не излишне открытый, не излишне тревожный - не излишне беззаботный... - и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер - это "золотая середина" целого ряда качеств.

Теории темперамента:

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу рассматривает темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности.

Фундаментальными характеристиками темперамента:

–реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

–активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории:

–Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

–Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.

– Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, в определенных границах все же может изменяться.

Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

–эргичность (выносливость),

–пластичность,

–скорость,

–эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента"" (ОСТ).

5. Гуморальная теория Гиппократа:

Понятие "темперамент" ввёл Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Холерик. Преобладание жёлтой желчи (греч. холе - «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим».

Флегматик. Преобладание лимфы (греч. флегма - «мокрота») делает человека спокойным и медлительным.

Сангвиник. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым.

Меланхолик. Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым.

6. Нейродинамическая теория И.П.Павлова:

Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы является наследственным типом.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

7. Конституциональные теории:

В основе идеи соматотипов лежит предположение о том, что поведение или личность определяются физическими характеристиками тела. Процесс определения соматотипов представляет собой метод, посредством которого описываются физические аспекты тела человека.

Начало эпохи соматотипирования связывают с работами Э. Кречмера, предложившего в начале 1920-х гг. классификацию человеческого телосложения:

пикник (широкий, с округлыми формами и большим количеством жира, сильный и коренастый)

атлетический тип (мускулистый, с широкой грудной клеткой и узкими бедрами)

астенический тип (длинный, тонкий и хрупкий)

диспластический тип (дис - плохо, пластик - сформированный) - отклоняющийся от любой из трех основных категорий.

Кречмер пришёл к заключению о существовании однозначной связи между типами телосложений и психическими расстройствами:

Пикник – маниакально-депрессивный психоз

Астеник – шизофрения

Атлетический тип – эпилепсия

7. Теория соматотипов Шелдона

Находясь под влиянием взглядов Кречмера, У. Шелдон предложил теорию соматотипов, иначе связывавшую телосложение с темпераментом.

3 основные измерения для оценки физической конституции:

Эндоморфия - проявляется в мягкой округлости в разнообразных частях тела и тенденции к доминированию в его общей структуре внутренних пищеварительных органов.

Мезоморфия связана с относительным преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей. Мезоморфное телосложение обычно выглядит тяжелым, прочным и прямоугольным, с выраженным преобладанием мускулов и костей.

Эктоморфия – длинные, тонкие конечности со слабо выраженной мускулатурой. В общей массе тела эктоморфа выделяется крупный головной мозг.

В предложенной Шелдоном методике соматотипирования каждый индивидуум ранжируется по степени выраженности в его телосложении каждого из трех первичных физических измерений.

Параллельно с тремя основными физическими компонентами Шелдон выделил 3 темпераментальных компонента:

Висцеротония характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Соматотония проявляется в повышенной склонности к мышечной активности и в целом связано с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску.

Церебротония в ее крайнем выражении означает чрезмерную сдержанность в проявлении чувств, скованность и боязнь социальных контактов.

Каждый тип телосложения соответствует типу темперамента:

Эктоморф - церебратония

Т.е. человек с длинными, тонкими конечностями сдержан в проявлении чувств, скован и боится социальных контактов.

Эндоморф – висциратония

Т.е. человек с мягкими округлостями в разнообразных частях тела характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Мезаморф - соматотония

Т.е. человек с преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей характеризуется повышенной склонностью к мышечной активности и в целом связан с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску

Темперамент представляет собой индивидную характеристику человека.Под темпераментом в настоящее время понимают динамические характеристики психической деятельности . Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности .

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами , или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. choie - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina choie - черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н. э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И.Кант. Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.

Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений об органических основах темпераментов. В качестве этой основы рассматривались: химический состав крови (кровь - главная жидкость в организме); ширина и толщина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ; деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных и мышечных тканей, и наконец (последняя гипотеза), свойства нервной системы.

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал работу "Строение тела и характер". Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э.Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. С названными типами строения тела Э.Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик , иксотимик и циклотимик .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта