Курсы по сурдопереводу для глухонемых. Курсы. Жесты и цифры
Главная » Инструменты » Курсы по сурдопереводу для глухонемых. Курсы. Жесты и цифры

Курсы по сурдопереводу для глухонемых. Курсы. Жесты и цифры

МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. День сурдопереводчика отмечается в России в среду. Сурдопереводчик - одна из самых востребованных и при этом одна из самых недоступных профессий в России. О том, почему ее так сложно получить и где все-таки найти такую возможность, рассказала директор Центра и образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анна Комарова.

Жесты и цифры

В России жестовый язык использует 120,5 тысяч человек. Профессию сурдопереводчика признали полноценной специальностью только в 1992 году, и по ходатайству Центрального правления Всероссийского общества глухих (ВОГ) она была внесена министерством труда РФ в тарифно-квалификационный справочник. По данным ВОГ, в России работает всего 1100 сурдопереводчиков, в то время как необходимо подготовить не менее 7600 специалистов.

Чтобы обеспечить страну таким количеством переводчиков, потребуется не один год, уверяют эксперты. К тому же система подготовки должна быть разветвленной по всей стране. В настоящее же время в России всего один вуз - Московский лингвистический университет - готовит первую и единственную группу бакалавров-сурдопереводчиков. В ней десять человек, и занятия по специальности начнутся у студентов только во втором семестре. «Я очень удивилась, что не нужно было сдавать вступительного экзамена по жестовому языку. У нас в группе с ним вообще никто не знаком, кроме меня», - рассказала Валерия, одна из студенток МГЛУ.

Помимо этого, в российских вузах существуют факультативные занятия и курсы повышения квалификации, в том числе в МГУ, РГСУ, Московском педагогическом, Волгоградском и Орловском государственных университетах. Но, как отмечают специалисты, этого недостаточно, чтобы выполнить госпостановление и обеспечить все социальные учреждения сурдопереводчиками.

Лингва инкогнито

Преподаватели Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой совместно с ВОГ разработали программу подготовки сурдопереводчиков и предложили ее Министерству образования и науки. Но проект приостановлен до неопределенного времени: сами создатели признают, что для подготовки необходимого числа сурдопереводчиков преподавателей не хватает. «Всего в стране около 20 человек имеют «корочки» сурдопедагогов, при этом из них работают по специальности около семи», - пояснила директор центра Анна Комарова.

Кроме того, жестовый язык - это богатое поле для изучения, быстро развивающееся, но мало изученное. До сих пор находятся скептики, утверждающие, что полноценным языком его считать нельзя. Тем не менее у него есть вокабулярий, грамматика, письменное обозначение, но из-за недостатка исследований и учебной литературы возникает много проблем. Язык жестов, как и любой другой, нужно чувствовать. А лучше всего это могут делать только носители - глухие люди. Именно их не хватает среди сурдопедагогов, констатировала специалист.

«Я могу бегло говорить на жестовом языке и переводить, но я могу не уловить какой-то нюанс, который может почувствовать только глухой», - пояснила директор центра.

Как официально стать сурдопереводчиком

Выучить жестовый язык не так трудно, уверяют специалисты. По их мнению, он проще, чем, например, английский. Освоить его на бытовом уровне можно за несколько месяцев, но все, конечно же, зависит от учащегося и от того, как много он практикуется. Для этого не нужно поступать в вуз - достаточно записаться на курсы.

Основной метод обучения - погружение в среду, обязательное изучение фраз в контексте.

По словарям этот язык не выучить - нужна постоянная практика, чтобы жесты запоминала не только голова, но и руки.

«Определение всегда ставится после существительного, вопросительное слово - в конце предложения, временной маркер - после глагола. Очень важен пассивный или активный залог - от этого зависит скорость и интенсивность жестов. К этому нужно привыкнуть и усвоить, а это достигается только практикой», - добавила Комарова.

По окончании курсов студенты при желании могут пройти аттестацию и получить официальное разрешение на работу сурдопереводчиком - для этого в Москве работают две аттестационные комиссии. Для начала экзаменуемый отвечает на вопросы по этике сурдопереводчика, всего их около 20: как он должен быть одет, могут ли на нем быть украшения, где он должен стоять по отношению к собеседникам и так далее. «Все всегда очень боятся. Мы их успокаиваем, но они все равно боятся», - смеется преподаватель.

Основная часть - это, естественно, перевод: синхронный, с жестового языка на русский, с русского на жестовый. Студенты также должны уметь переводить с экрана - это намного сложнее, чем непосредственная беседа с человеком, но этот навык необходим, потому что сурдопереводчику часто приходится работать по Skype.

За все задания присваиваются баллы, а по их результатам - квалификация. Самая высшая оценка - это допуск к работе в суде. «Одно дело работать сурдопереводчиком, например, в больнице, и совсем другое - в суде. Там точность перевода невероятно важна, потому что от слов зависят судьбы людей», - пояснила Комарова.

Целевая аудитория: курс для широкого круга лиц, желающих изучить РЖЯ «с нуля».

Объём курса: 72 часов.

Назначение: для саморазвития и начальной практики общения с глухими.

Курс «Русский жестовый язык. Начала». 80 часов

Целевая аудитория: курс для педагогических работников, обучающих глухих в организациях СПО и ВПО. Дополнен лекциями по психологическим особенностям глухих.

Объём курса: 80 часов.

Назначение: для начальной практики общения с глухими в рамках образовательного процесса.

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для глухих, для которых РЖЯ является родным языком: они смогут увидеть живую связь жестов с языком слышащих.

Объём курса 72 академических часа.

В данном курсе даются самые начала русского жестового языка: базовый лексикон и начала лингвистики РЖЯ. Впервые жесты, как лексические единицы, даются не в виде зеркального отражения русских слов, но как самостоятельные понятия, чем они и являются по сути, и к этим понятиям предлагается вариативный перевод оных на русский язык.
В курс включены лекции по основам психологии глухоты, которые читает кандидат психологических наук, профессиональный переводчик жестового языка, председатель Учёного совета института Кузьмин Вячеслав Вячеславович .

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для преподавателей среднего и высшего профессионального образования, работающих с глухими в инклюзивных группах.

Объём курса 80 академических часов.

Впервые курс жестового языка снабжён полной мультимедийной поддержкой - то есть, все жесты, входящие в учебный лексикон, отсняты на видео, что избавляет слушателей от необходимости конспектирования лекций и записи жестов, показываемых преподавателем (при этом каждый конспект превращался в шифровку Штирлица), что неизбежно приводило к искажениям и затрудняло запоминание изучаемого материала. Теперь в этом нет необходимости: каждому слушателю выдаётся комплект из 3х книг - учебника, рабочей тетради и словаря. Об этом комплекте учебных пособий скажем подробнее.

Сурдопереводчик – профессия из тех редких, что позволяют человеку почувствовать себя незаменимым.

Средняя заработная плата: 28400 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Сурдопереводчик - это человек, который помогает глухим общаться с другими людьми посредством специального языка жестов. Он воспринимает звуковой текст и трансформирует его в жесты или производит перевод в обратном направлении. Название произошло от латинского слова surdus, то означает "глухой". До 1995 года в России использовался термин "переводчик-дактилолог", от греческих слов daktylos - палец и logos - слово.

История профессии

В течение длительного времени поиск способов общения с глухими людьми был проблемой их родных. Однако со временем стали формироваться различные жестовые языки. Так, в XVIII веке в Германии и Франции были созданы первые учебно-воспитательные центры для плохо слышащих детей. В том же веке Лоран Клерк, глухой французский учитель, работая в США, разработал и распространил в этой стране систему жестов. Постепенно его примеру последовали представители других государств, и сейчас в мире насчитывается несколько десятков жестовых зыков и их диалектов. Поскольку эти языки создавались изолированно друг от друга, они очень отличаются. Так, если французский LSF и американский Amslen имеют значительное сходство, то британский и немецкий языки жестов на них совсем не похожи.

В России первым сурдопедагогическим заведением была школа в Павловске, которая открылась в 1806 году и использовала французские методики. Появившаяся на полвека позже школа такого рода в Москве опиралась на немецкие разработки. В СССР была создана целая сеть специальных заведений для людей с проблемами слуха, и постепенно сформировался русский жестовый язык.

Описание и характеристика профессии

Профессия сурдопереводчик относится к числу редких. После распада Советского Союза из-за невысокой зарплаты специалисты этого профиля массово переквалифицировались на другие специальности, поэтому возникла серьезная проблема на государственном уровне, как наладить общение с людьми, которые не способны слышать.

При невербальном общении с другими людьми используется два вида сурдоперевода:

  1. Жестовый язык. Он не очень похож на привычный нам звуковой язык. В зависимости от разных факторов, в стране с единым словесным языком может сформироваться несколько жестовых. И наоборот, одна система жестов может использоваться на территории, где применяются различные словесные языки. Для упрощения общения людей из разных стран экспертами Международной федерации глухих был разработан международный язык жестов жестуно.
  2. Знаковый язык (дактология). Здесь слова "произносятся" путем отображения руками последовательно каждой его буквы. Этот способ применяется при воспроизведении слов, для которых нет специальных жестов в других наречиях (сложные наименования, фамилии, термины и т.д.).

Для своей деятельности сурдопереводчики определяют одну из нескольких сфер: политика, медицина, культура, педагогика. Некоторые владеют несколькими видами языка жестов и могут стать сурдопереводчиками с иностранных языков.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать сурдопереводчиком, необходимо пройти специальный курс обучения в высших или средних специальных учебных заведениях. Для получения высшего образования надо выбирать вузы со специальностью "Сурдопедагогика", в колледжах обычно преподают курс "Организация сурдокоммуникаций".

Есть еще один способ, как стать сурдопереводчиком. Чтобы получить необходимые знания и навыки, нужно предоставить диплом о среднем специальном или высшем образовании гуманитарного профиля (психология, социология, педагогика) и пройти специальные курсы длительностью 3-6 месяцев при региональных или городских учебных центрах для глухих.

Учебных заведений подобного профиля в России не так много, чтобы удовлетворить потребность в сурдопереводчиках: вузов, где предлагается специальность "Сурдопедагогика" всего около полутора десятков, среди них ведущие:

  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и его филиал в г. Томске,
  • Волгоградский государственный педагогический университет,
  • Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
  • Уральский государственный педагогический университет,
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.

Среднее профессиональное образование по направлению "Организация сурдокоммуникации" можно получить в таких учреждениях:

  • Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (г. Павловск). Это старейшее в России заведение подобного профиля, которое функционирует более 200 лет. Срок обучения здесь 1 год и 10 месяцев.
  • Институт социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета дает квалификацию "Сурдопереводчик";
  • Пермский педагогический колледж №1 предлагает заочное обучение длительностью 2 года и 10 месяцев.

Абитуриенту нужно перед поступлением внимательно пересмотреть официальные веб-сайты учебных заведений, поскольку специальности "Сурдопедагогика" и "Сурдокоммуникации" начинают постепенно добавлять в учебные планы вузов и ссузов.

Профессиональные обязанности

К обязанностям сурдопереводчиков относится не только изложение знаками словесного языка. Этот специалист должен способствовать полноценному участию глухих людей (особенно детей) в общественной жизни. Жестовый переводчик может выполнять такие обязанности:

  • сопровождение клиента и обеспечение его коммуникации с различными представителями государственных и негосударственных структур (врачом, работодателем, юристом и т.п.);
  • перевод телевизионных и радиопередач, телефонных разговоров;
  • организация общения на предприятиях, где трудятся люди с проблемами слуха (постановка заданий, инструктаж, решение текущих вопросов);
  • синхронный перевод различных выступлений, семинаров, лекций;
  • обеспечение коммуникации во время проведения общественных, культурных или спортивных мероприятий.

В условиях инклюзивного обучения сурдопереводчик выступает в роль тьютора.При наличии специального педагогического образовани он может использовать свои знания жестовых языков для обучения глухого ребенка отдельным предметам в качестве репетитора.

Кому подходит

Сурдопереводчики постоянно имеют дело с людьми, у которые из-за физических ограничений возникают проблемы ссоциализацией. Профессиональные качества, как то: пластичность и подвижность рук, выразительная мимика и артикуляция для четкой передачи смысла сказанного, хорошая память (моторная, слуховая и зрительная), отличное знание языка - для него, пожалуй, вторичны после человеческих. Во всяком случае, отличным специалистом по сурдопереводу не стать без таких свойств характера, как:

  • доброжелательность, открытость и искреннее желание помочь;
  • умение контактировать с людьми, найти точки соприкосновения с замкнутым человеком, каковыми нередко бывают слабослышащие;
  • терпение и работоспособность.

Для работы по этой специальности есть некоторые особые условия. Так, необходимо соблюдать дресс-код, поскольку жесты лучше читаются на фоне темной одежды. Нежелательны яркий макияж и маникюр, а также броские аксессуары и украшения.

К плюсам профессии относятся ее востребованность на рынке труда, благодарность клиентов, уважение в обществе, самореализация в любимом общественно полезном деле.

Минусы - невысокая заработная плата, умственно и физически тяжелый труд, поскольку сурдопереводчик в течение всего дня находится на ногах, активно жестикулирует и использует мимику.

Зарплата сурдопереводчиков

Что касается уровня зарплаты, то здесь все не слишком радужно. В государственных органах (специальных учебных заведениях, организациях глухих) платят мало (от 8 до 15 тысяч рублей), если есть специализация сурдопедагога, то здесь заработная плата может достигать 40-45 тысяч рублей. На частных предприятиях, где работают люди с нарушениями слуха, зарплата составляет в среднем 20 тысяч рублей.

Многие работают на фрилансе, что предполагает почасовую оплату. В зависимости от региона час работы сурдопереводчика может стоить от 200 до 400 рублей, в Москве - до 800 рублей. Лучшие специалисты могут рассчитывать на 1500 рублей в час, некоторые подрабатывают на телевидении, переводя новости и другие передачи.

По российскому законодательству каждому слабослышащему человеку государство ежемесячно оплачивает 40 часов услуг сурдопереводчика, причем получать эту услугу клиент может как при непосредственном общении, так и в онлайн режиме через программы, установленные в компьютере, планшете или смартфоне.

Как построить карьеру

Данная профессия практически не имеет карьерной схемы. Обычно молодые специалисты работают в обществах глухих, нарабатывая необходимый опыт. После этого наиболее опытные и способные могут найти себе работу в частных фирмах или перейти на фриланс, самостоятельно находя клиентов. Всё более востребованным становится тьюторство в детских садах и особенно в школах.

Зачастую сурдопереводчиками становятся люди, у которых есть глухие или слабослышащие члены семьи. Мотивацией таких людей обычно является желание помочь другим людям найти свое место в обществе. Профессия переводчика жестового языка является во многом самодостаточной, поэтому хорошие специалисты особо не стремятся к руководящим должностям.

Перспективы профессии

Во многом невысокий престиж профессии среди молодежи обусловлен тем, что жестовые языки в нашей стране имеют статус только межличностного общения. В то же время в ряде стран эти языки признаны на официальном уровне.

Также за рубежом и в нашей стране все большей популярностью пользуются курсы жестовых языков для слышащих людей. Таким способом общаются между собой военные, моряки, работники шумных предприятий или, наоборот, требующих полной тишины. Некоторые люди специально ходят на такие курсы, чтобы иметь возможность при необходимости найти контакт с человеком с нарушением слуха. Интересные перспективы перед сурдопереводчиками открывает государственный курс на интеграцию в общество людей с ОВЗ.

Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

Сегодня, чтобы выучить язык, достаточно иметь доступ к сети с любого устройства. Паутина пестрит сайтами, помогающими познать тонкости иностранных языков, с помощью видеоуроков. А приложения для мобильных устройств предлагают осваивать программу в увлекательной форме, проходя интересные задания. Но существует один уникальный язык, отличающийся от других невербальным способом передачи информации. Это жестовый язык. Как выучить его с нуля? С чего начать и каковы его особенности, расскажет эта статья.

Русский дактильный алфавит

Дактильный алфавит являет собой набор из 33 букв, соответствующих русскому алфавиту и визуально воспроизведенных с помощью жестов руки. Поэтому общение по средствам дактиля считается вербальным. Для обозначения той или иной буквы изменяется положение пальцев.

Большее количество букв дактильного алфавита схожи с печатными, что облегчает изучение. С помощью «пальцевой азбуки» происходит общение между глухим и слышащим человеком.

Однако такой способ передачи информации второстепенен, чаще используется для слов или словосочетаний, у которых нет специальных жестов, например, для названия учреждений или имен собственных. Быстро выучить русский дактильный алфавит помогут видеоуроки, найти их можно на следующих ресурсах в интернете:

  • Youtube – популярнейший видеохостинг, на котором вы подберете удобные для вас видеокурсы по изучению дактиля;
  • «Город жестов» – удобный для изучения жестового языка ресурс, с простым интерфейсом видеословарем и постоянной поддержкой пользователей;
  • Группы в популярной социальной сети ВКонтакте – видеоуроки, знакомства, интересные истории от глухих и слабослышащих.

Жестовая речь

В общении глухих выделяются две речевые системы: КЖР (калькирующая жестовая речь) и РЖР (русская жестовая речь).

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» - среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы. Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта