Церковь донской иконы божией матери. Мытищидонская церковь Храм в перловке расписание богослужений
Главная » Инструменты » Церковь донской иконы божией матери. Мытищидонская церковь Храм в перловке расписание богослужений

Церковь донской иконы божией матери. Мытищидонская церковь Храм в перловке расписание богослужений

В 1894 году, 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праз­дникам церковные богослужения. …Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского».

Строительным отделением Московского Губерн­ского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществлять­ся строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путе­водитель 1897 года сообщал: «...богатые крестья­не, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой».

6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из са­мых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одногла­вый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими сло­вами, кубический объем главного храмового про­странства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

Храм перестал существовать в начале 1980-х годов. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах.

Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В это время в Мытищинском райо­не (Пролетарской волости) велась антирелигиозная компания, было объявлено о соревновании в закрытии церквей. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев.

Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнитель­ного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть». Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это вре­мя священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне за веру Христову. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских. Память его совершается 27 ноября. Несмотря на все старания союза во­инствующих безбожников, люди смогли сохранить и веру, и свой храм. Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года. Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб свя­зана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева).

Но и это решение не было последним. Исполни­тельный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание пере­оборудовать под школу», «с предметами культа пос­тупить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяс­нив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пи­онеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинс­кого исполкома было перестроено и заселено кварти­рантами. В 1981 году Донская церковь была полно­стью уничтожена, остался только кирпичный фунда­мент. Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня.

С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской право­славной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возрос­ло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Ал­тарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии. Параллельно с ведением богослужебной деятель­ности в новом здании приход вел переписку с городскими властями о воз­вращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссозда­ния храма прежнего участка площадью 0,4 га.

Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь на­ходилась изначально. При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохра­нились остатки фундамента былой церкви. Часть дома № 32 община Донской церкви про­сила у администрации для организации в ней Эс­тетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия. В 1998 году в штат храма был назначен второй священник - иерей Георгий Болгарский (ныне на­стоятель храма святителя Николая в поселке Дружба). На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь.

К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к праз­днику Пресвятой Троицы и торжественному освяще­нию закладного камня. С помощью Опытного завода в Перловке, группы компаний «Стройтэкс» и других организаций города с фасадной стороны будущего Пра­вославного центра в короткие сроки был сооружен кир­пичный забор с красивой металлической решеткой, мытищинские озеленители разбили газоны, засеяли их травой и высадили в грунт множество цветов. Центральная до­рожка была выложена тротуарной плиткой. На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками...

Но несмотря ни на что праздник состоялся. Приехал владыка Григорий, многолюдный крестный ход проследо­вал от все еще тлевшего дома к историческому месту Донской церкви, и закладной камень был освящен. Глава Мытищинского райо­на А.К. Астрахов подарил приходу поднос работы жостовских мастеров с изображением Донской церкви. Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администра­цией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

С марта 2000 года начали проводиться и бесе­ды с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2001 году священник Анатолий Проскурня по состоянию здоровья подал прошение о снятии с него обязанностей настоятеля храма. Следующим настоятелем Донской церкви стал священник Виталий Лихонин, который трудился на этом поприще до июня 2004 года. За этот период было завершено строительство Троицкого храма и дома причта.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви, в ко­торой проводятся духовные беседы, молебны и акафисты. 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий. 24 декабря 2004 года после продолжительной и тяжелой болезни скончался первый настоятель возрожденного прихода Донской церкви священник Анатолий Проскурня. В этот день храм не смог вместить всех желающих проститься с ним. Похоронен отец Анатолий в церковной ограде Богоявленского храма села Бородино. С середины 2004 года до декабря 2006 года настоятелем храма являлся священник Владимир Воробьев. Его трудами в храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас и фресковая роспись.

В декабре 2006 года настоятелем Донской церкви был назначен священник Александр Краля. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной царской семье.

М.В.Нащокина

Поселок Перловка относится к числу самых старых подмосковных дачных местностей. Это неудивительно, поскольку он находился в ближайших городских окрестностях - всего в 15 верстах от центра Москвы (сейчас сразу за Окружной дорогой). Места эти славились чистым здоровым воздухом, прекрасным купанием на Яузе, великолепным сосновым лесом и живописными окрестностями.

Поселок был образован знаменитым московским чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым на земле своего имения. Сначала дач в Перловке было немного, но они были весьма комфортабельны, а потому дороги. Их могли снимать только люди с достаточными средствами.

Развитию дачных поселков в Подмосковье особенно способствовало открытие движения по строившимся железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860 года железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом сразу сделал доступными многие местности, которые ранее казались отдаленными. Дешевизна и быстрота железнодорожного сообщения обусловили то, что уже в 1870-1880-х годах Северная железная дорога оказалась наиболее густо заселена дачниками.

Первоначальные дачные поселки возникали на основе старых сел или деревень, а их новая застройка была достаточно хаотичной. К примеру, в территорию поселка Перловка, кроме перловского имения, вошли и крестьянские земли деревни Малые Мытищи. Когда количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали правила по предварительной разбивке застраиваемых территорий на кварталы, с дорогами шириной в 10 саженей для удобства проезда и пожарной безопасности. Внешние границы поселка, совпадавшие, как правило, с границами землепользования, были зачастую очень причудливы. Границы Перловки относительно более правильны - с запада их определяла река Яуза, с востока - Московское (Ярославское) шоссе.

В конце 1880-х годов Перловка стала весьма оживленным дачным поселком. Вот как его описывал современник: "Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по которым можно гулять даже в сырую погоду, вскоре после дождя. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями (на Яузе была устроена запруда. - М.Н.). (...)Устройство дач со всеми приспособлениями к летней жизни привлекает сюда москвичей, которые так полюбили эту местность, что каждое лето все дачи бывают переполнены жителями, а угодливый хозяин для развлечения своих жильцов приглашает музыку, которая играет в Перловке два раза в неделю" 1 .

Центром таких поселков часто становился общественный парк - место отдыха и прогулок дачников. Нередко он располагался рядом со станцией, также являвшейся сосредоточением дачной жизни. В Перловке обширный сад для гуляния был разбит неподалеку от станции в западной части поселка. К нему вели аллеи, посаженные вдоль железной дороги, - липовая и хвойная (из елей и сосен). В общественном саду Перловки в 1895-1896 годах был выстроен новый деревянный храм во имя Донской иконы Божией Матери 2 .

Кроме того, в саду располагались небольшой копаный пруд, танцевальный павильон и летний деревянный театр в "мавританском стиле", в котором в 1900-1910-х годах выступала антреприза Н.Н.Чукмалдина, обслуживавшая и поселок Пушкино. В свободные от спектаклей дни в театре устраивались балы и сеансы синематографа 3 . Около станции в Перловке уже в начале 1890-х годов к услугам дачников работали почтово-телеграфная станция, телефон, лавки, сновало множество разносчиков.

Поселок славился и архитектурой дач. Среди них выделялась по своей отделке дача самого В.С.Перлова, где были комнаты в "японском", "малороссийском" и "русском" стилях 4 . В 1910-х годах, когда уже было около 200 дач, появилось несколько в стиле неоклассицизма. Например, дача Л.Собинова в восточной части поселка.

План поселка, опубликованный в 1930 году, показывает его непростую планировку, сложившуюся еще в предреволюционные годы, имевшую лишь элементы регулярности, что красноречиво говорит о возрасте поселка, возникшего в 1860-х годах. Застройка Перловки вдоль железной дороги слилась с дачами Тайнинки.

Послереволюционная жилищная нужда тоже отразилась на плане Перловки - в юго-восточной части поселка вдоль Московского (теперь Ярославского) шоссе легко заметить пятнадцать параллельных прямых улиц с мелкой нарезкой на участки. Эта часть была несколько перепланирована и застроена в 1920-е годы, когда началось бурное уплотнение жилья и застройки. Статистика тех лет насчитывала в Перловке более 400 дач, большая часть которых использовалась уже для постоянного проживания. Многие большие дачи превратились в коммуналки, а их обширные участки были разделены на более мелкие, где также появились постройки. В эти годы началась интенсивная вырубка деревьев, которая сегодня привела к полному уничтожению прекрасного соснового леса, бывшего достопримечательностью Перловки.

В 1880-1890-е годы, когда складывались основные черты застройки подмосковных дачных пригородов, во многих поселках появились новые храмы, часто из дерева. Жители Перловки и ее дачники относились к приходу Благовещенской церкви села Тайнинского, но ходить туда было далековато. Приход обратился в Московскую духовную консисторию с инициативой строительства своего поселкового храма. Место для него было выбрано примерно в 150 км от железной дороги.

План поселка 1930 года показывает, что территория храма была выделена - церковный участок правильной квадратной формы окружен дорожками, соединявшими храм с улицей к северу от него, с аллеей вдоль железной дороги и линией Мытищинского водопровода. Площадка, на которой был возведен храм, была обсажена по периметру соснами и другими деревьями.

Архивные документы свидетельствуют, что проект перловской церкви был утвержден 30 ноября 1894 года Строительным Отделением Московского Губернского правления и, вероятно, начал осуществляться уже в следующем году, а в 1896 году был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: "...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой" 5 .

Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова (1821-1887) - выпускника, а затем и преподавателя Московского Дворцового архитектурного училища, одного из самых плодовитых московских зодчих. (Среди множества работ Зыкова-отца можно назвать проекты храмов и церковных интерьеров, несколько десятков (!) иконостасов для храмов в разных городах и селах страны.)

Зыков-сын первоначально, видимо, не предполагал заниматься архитектурой - в 1874 году он окончил физико-математический факультет Московского университета. Однако семейная традиция и склонности привели его сразу после Университета в Санкт-Петербургскую Академию художеств, учебу в которой он успешно завершил в 1877 году со званием художника 1-й степени. В течение своей не очень длинной жизни П.П.Зыков-второй занимал разные административные должности - был архитектором Московского попечительного комитета о бедных, архитектором Мариинской больницы, сверхштатным техником Строительного отделения Московского Губернского правления, сотрудником попечительства Усачевско-Чернявского училища.

Объем созданного им в архитектуре был значительно меньше, чем у Зыкова-первого, но храмостроительство занимало в творчестве сына, пожалуй, более значительное место, чем у его отца, который и передавал ему строительный и архитектурный опыт в этой сфере. Зыков-сын, например, наблюдал за строительством по отцовскому проекту колокольни церкви Спаса Преображения на Большой Спасской, а вскоре сам создал проект колокольни при храме Святого Трифона в Напрудном (не сохранилась) и звонницы церкви Святой Троицы при Черкасской богадельне. Кроме того, он построил церковь близ станции Фаустово Казанской железной дороги, осуществил перестройку Никольской церкви в селе Покровском, пристройки к церкви Богоявления Господня в Елохове, осуществил и другие церковные заказы. Будучи глубоко религиозным человеком, он состоял в 1880-х годах старостой московской церкви Святого Алексия в Глинищах.

Деревянная церковь во имя Донской иконы Божией Матери была, безусловно, одним из самых значительных архитектурных произведений П.П.Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - "восьмерик на четверике". Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым деревянным лемехом (по-старинному!).

Подобные деревянные церкви в конце XIX - начале XX века появились во многих подмосковных поселках - Удельной, Клязьме, Малаховке, Шереметевке, Петровском-Разумовском, Сокольниках. Все они восходили в своей основе к деревянным шатровым храмам Русского Севера, красота которых особенно стала привлекательна на рубеже веков, а в декоре использовали мотивы московского узорочья середины XVII века. Впрочем, несмотря на типологическое и конструктивное родство, все возводившиеся в то время подмосковные церкви были неповторимы.

План перловской церкви представлял собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16 х 16 м) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5 х 8,5 м), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика.

Храмовый четверик, прорезанный тремя окнами с трех сторон, окружали обширные галереи-паперти. В отличие от своих средневековых прообразов они с самого начала предполагались закрытыми. Их широкие проемы были застеклены, что делало этот зимний храм, в котором изначально было задумано отопление, еще более теплым. Галереи-паперти роднили церковь в Перловке с уже упоминавшимся храмом Святого Тихона Задонского в Сокольниках, который возвел еще в 1864 году П.П.Зыков-первый. Многократно перестраивавшаяся и находящаяся в настоящее время в процессе реставрации, эта церковь обнаруживала некоторое сходство с перловским храмом.

17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Троицкая церковь освящена в 2004 году и входит в приход Донской церкви.



Донская церковь в Перловке была построена в 1894—1896 гг. по проекту архитектора П.П. Зыкова усердием дворян Перловых. В 1938 г. храм закрыли и приспособили под жилой дом, в 1981 г. окончательно разрушили.

11 октября 1994 г. был зарегистрирован вновь созданный приход Донской церкви в Перловке. Первое богослужение прошло 4 декабря 1995 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в частном доме. Потом богослужения совершались на первом этаже двухэтажного дома по улице Николая Селезнева, 32; а также в полевой военной палатке.

21 апреля 1999 г. приходу выделили землю под бывшим Донским храмом. На месте подожженного злоумышленниками храма на ул. Селезнева решили построить Православный культурно-просветительский центр с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=431



В 1894 году, 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. …Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери».

Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу — «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

Храм перестал существовать в начале 1980-х годов. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах. Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев.

Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть». Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это время священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских.

Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года. Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб связана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева). Но и это решение не было последним. Исполнительный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание переоборудовать под школу», «с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пионеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами. В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.

Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня. С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии. Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка.

На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь.

К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к празднику Пресвятой Троицы и торжественному освящению закладного камня. На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками. Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администрацией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви, в которой проводятся духовные беседы, молебны и акафисты. 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной царской семье.

Пока восстановление Донской церкви находится на этапе проектирования, на территории воинской части №41427, дислоцированной в черте города Мытищи, возводится деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. По окончании строительства храм сможет вместить около сотни молящихся. Он, наряду с церковью Святой Живоначальной Троицы и часовней преподобного Серафима Саровского, также является частью прихода Донской иконы Божией Матери.

Донская церковь города Мытищи основана в 1897 году в Мытищинском районе. Престольным является праздник иконы Божией Матери Донская - 1 сентября. Настоятелем церкви служит священник Осипов Иоанн Павлович , 1975 года рождения. Ему помогают священники - Тунгусов Иоанн Эдмундович , Красненков Александр Владимирович , Григорьев Герман Георгиевич , Мумриков Олег Александрович , Горшков Алексий Владимирович , Тимофеев Борис Юрьевич ; диакон Ведяшкин Димитрий Александрович . К церкви приписаны: храм Царственных страстотерпцев, храм Святой Троицы, храм в в/ч великомученика Георгия Победоносца и часовня преподобного Серафима Саровского.
Донской храм располагается по адресу: город Мытищи, Мытищинского района, улица Селезнева, дом 32 .
Позвонить в храм можно по следующим телефонам: 8-495-582-96-70, 8-495-582-99-42, 8-495-582-94-16 .

Митрополит Московский Сергий, по фамилии в миру Ляпидевский, получил 4 октября 1894 года прошение от потомственного дворянина Перлова Николая Семёновича с изъявлением желания"... построить в "Перловке" на свои средства, неприходскую однопрестольную деревянную церковь во имя Донской Божией Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещения по праздникам церковных богослужений. ...Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского".

Этот план начал осуществляться уже со следующего года Строительным отделением Московского Губернского правления и был осуществлён в 1896 году. Это можно понять из сообщения путеводителя 1897 года:" ...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооружённого недавно рядом с Перловкой". В 9 часов утра 6 мая 1897 года состоялось освящение воды и храма Донской иконы Божией Матери, расположенного в Московской губернии, на удалении 17-ти километров от Кремля, по направлению Московско-Ярославской железной дороги.

Архитектор Пётр Павлович Зыков , живший с 1852 по 1899 годы, разработал проект церковного здания. Петра Павловича звали Зыков-второй, потому что его отцом был один из знаменитейших зодчих Москвы Павел Петрович Зыков. Храм Донской иконы Божией Матери, выстроенный из дерева, стал почти самым значимым из архитектурных творений Зыкова-второго. Небольшая одноглавая шатровая церковь в русском классическом стиле, относившаяся к типу - "восьмерик на четверике", многократно используемому на Руси в средние века. То есть главное кубическое пространство храма было увенчано не очень большим срубом с восемью гранями, на котором находился шатёр с луковичной главкой, крытый деревянным лемехом по старинному русскому способу.
Поодаль от храма была выстроена звонница, колокола которой были выполнены Финландским П.Н.

В начале восьмидесятых годов 20-го века храм прекратил своё существование, а вот когда были прекращены там службы - этого никто точно не знает. По архивным материалам видно, что он трижды - в 1930-м, 1935-м, 1940-м годах был закрыт Московским городским исполкомом.

Особенно усиленно проводилась антирелигиозная борьба в Мытищинском районе (по новому - в Пролетарской волости) в 1929-30 годах, когда даже соревновались в быстрейшем закрытии церквей. Был создан союз воинствующих безбожников в Тайнинском клубе "Пролетарий" , возглавляемый неким товарищем Сергеевым. Всех агитировали за закрытие Перловской церкви, а ярых церковников вместе с председателем исполнительного органа Афанасьевым и священнослужителями выслать из Мытищинского района и прекратить всякие религиозные моления.

Штаб этого союза провёл антирелигиозную демонстрацию и сбор подписей на закрытие храма. В это самое время священника Перловской церкви отца Георгия Извекова истязали на долгих следственных допросах в ЧК, после чего он погиб за веру Христову на Бутовском полигоне. В 2004 году отца Георгия причислили к лику святых новомучеников Российских. 27 ноября совершается служение в его память. Однако люди сохранили и свой храм, и свою веру, игнорируя все выпады оголтелых безбожников. И вот, по прошествии пяти лет, опять попадается пресловутое постановление в мособлисполкомовских документах, датированное 22 сентября 1935 года, о закрытии в посёлке Перловка церкви .

Скорее всего, очередное закрытие храма и переквалифицирование его в клуб было тесно связано с принятием решения о постройке в Перловке средней школы рядом с Донской церковью на улице Московской - сейчас это улица Селезнева. К сожалению и это решение не последнее. Исполкомом Московской области 23 августа 1940 года принимается очередное решение о закрытии Перловского храма города Мытищи. Выдержки из этого решения гласят:" Здание переоборудовать под школу; с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года; решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР".

В здании этого многострадального храма за все эти годы не было никакого клуба или дома пионеров, никакой школы. Мытищинским исполкомом было решено перестроить это здание церковного культа и сдать под квартиры, что и было сделано с конца 1940 года и по 1970 год. Только кирпичный фундамент остался от Донского храма в 1981 году, всё-таки его уничтожили. Нынешний православный приход в честь Донской иконы Божией Матери в посёлке Перловка создан заново и прошёл регистрацию в 1994 году, 11 октября. После возрождения храма его первым настоятелем был ныне уже покойный иерей Проскурня Анатолий.

Веранда частного дома номер 5 по Первому Ярославскому переулку стала первым местом совершения богослужений в восстановленном приходе с 4 декабря 1995 года - в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, и велись там службы до 11 мая 1997 года. Администрацией Мытищинского прихода была удовлетворена в марте 1997 года просьба Перловского прихода о выделении части дома № 32 по улице Селезнева для православной общины, поскольку число прихожан увеличивается и на небольшой частной веранде вести приходскую жизнь весьма неудобно.

Крестный ход 18 мая 1997 года перенес богослужение на рыночную площадь перед домом № 32 на улице Селезнева. Прихожане возносили молитвы под открытым небом, а под устройство алтаря была использована военно-полевая палатка. На втором этаже выделенной части дома обитали жильцы; первый этаж, бывший в крайне запущенном состоянии, начала благоустраивать церковная община - по согласованности с районной Мытищинской администрацией. Одновременно с богослужебной деятельностью в новом помещении церковным приходом велась переписка с властями города о возвращении земли, на которой столетие назад стояла Донская церковь.

Положительное решение по возвращению земельного участка в четыре сотых гектара под восстановление Перловского храма было принято Земельной комиссией и зафиксировано в протоколе № 15 от 23 июня 1998 года. Сначала приходу выделили участок на улице Ульяновской, совсем не тот, на котором стояла когда-то церковь. Но личное участие главы Мытищинского района, тогда это был Астрахов Анатолий Константинович , помогло переоформить документы на нужный участок по улице Селезнева, на котором ещё видны были камни фундамента бывшего храма.

Общиной Перловского прихода была испрошена у администрации часть тридцать второго дома для создания Центра духовного и эстетического воспитания детей и подростков в православных традициях.

В 1998 году штат храма получил ещё одного священника - иерея Георгия Болгарского , который сейчас служит в посёлке Дружба настоятелем храма святителя Николая. Освящение закладного камня на месте, где раньше возвышался Донской храм, было намечено на 30 мая 1999 года, это событие было весьма знаменательным для всего прихода. В полночь с 29-го на 30-е мая всё было приготовлено к празднованию Пресвятой Троицы и проведению торжественного освящения закладного камня. Город принял активнейшее участие в этом долгожданном празднике.

Группа компаний "Стройтэкс" , Перловский Опытный завод и ряд других организаций города оказали посильную помощь в сооружении кирпичного забора с красивой решёткой из металла со стороны фасада будущего Православного центра. Мытищинскими озеленителями были разбиты и засеяны травой прекрасные газоны, множество разнообразных цветов было высажено в грунт. Тротуарной плиткой выложили центральную дорожку. Ожидали прибытие викария митрополита Ювеналия, а также высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского на совершение службы по освящению камня. Однако во второй половине ночи неизвестными злоумышленниками был совершён поджог временного церковного здания.

Но праздник всё-таки состоялся, не смотря, ни на какие пакости. Приехавший владыка Григорий освятил закладной камень нового храма, проведя множество людей крестным ходом с места ещё дымящегося церковного дома до исторического местонахождения Донского храма. Перловскому приходу был подарен Главой Мытищинского района Астраховым А.К., прекрасный поднос тончайшей работы жостовских мастеров, изображающий Донскую церковь.

Общиной Донского храма и его настоятелем священником Проскурнёй Анатолием, а также с активной помощью администрации Мытищинского района уже начато, несмотря на устроенный пожар, возведение первой очереди здания, в котором расположится Православный культпросветцентр и домовая церковь в честь Святой Живоначальной Троицы.

В марте месяце двухтысячного года стали проводить духовные беседы уже и с младшими школьниками. Успешно созданы группы хорового пения, вышивки и шитья, бисероплетения и иконописи. А осенью этого же года стала действовать воскресная школа и для взрослых, и для детей. Никто не остался без внимания. Священником Проскурней Анатолием, настоятелем храма, было подано в 2001 году прошение об отставке по состоянию здоровья. Новый настоятель Донского храма священник Лихонин Виталий выполнял свои обязанности до июня месяца 2004 года. За это время был выстроен дом причта и полностью достроен Троицкий храм.

Часовня в честь преподобного Серафима Саровского , что находится при Донской церкви, освящена была первого августа 2003 года. Теперь в ней ведутся молебны, акафисты и духовные беседы со всеми желающими. С благословения митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых. Все торжества по этому поводу возглавлялись архиепископом Можайским Григорием.

Тяжёлая и продолжительная болезнь священника Анатолия Проскурни, первого настоятеля вновь возрождённого прихода Донской церкви, оборвала его жизнь в 2004 году, 24 декабря. В храме не смогли поместиться все желающие с ним проститься в этот день. Похоронили отца Анатолия в селе Бородино - в церковной ограде Богоявленского храма. Священник Воробьёв Владимир служил настоятелем храма начиная с половины 2004 года и до декабря 2006 года. За этот период времени, благодаря его заботам, в храме возобновлены занятия в воскресной школе, а также был преображён нижний храм. Внутри храма появились фресковые росписи, был установлен новый резной работы иконостас.

С декабря 2006 года очередным настоятелем Донского храма назначили священника Александра Кралю. Стодесятилетний юбилей приходом Донской церкви отмечался 17 июня 2007 года. Архиепископом Можайским Григорием были возглавлены праздничные торжества по этому случаю, им же совершено освящение нижнего придела Троицкого храма, проведённое в честь Царственных Страстотерпцев. Это один из храмов, увековечивших память о царской семье, зверски уничтоженной.

В настоящее время восстановление Донского храма в Мытищах находится пока ещё в процессе проектирования. На территории расположенной в черте города в/ч №41427 строится деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. После завершения строительства в помещении может находиться примерно сто человек молящихся. Эта церковь также приписана к приходу храма Донской иконы Божией Матери, как и часовня преподобного Серафима Саровского, и храм Святой Живоначальной Троицы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта