Бом дэвид голографическая концепция вселенной. Голографическая модель вселенной и мозг человека. Математический язык голограммы
Главная » Инструменты » Бом дэвид голографическая концепция вселенной. Голографическая модель вселенной и мозг человека. Математический язык голограммы

Бом дэвид голографическая концепция вселенной. Голографическая модель вселенной и мозг человека. Математический язык голограммы

известный учёный-физик, знаменитый своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

Смерть Дэвида Бома 27 декабря 1992 года стала огромной потерей не только для научного мира, Дэвид Бом был одним из самых выдающихся физиков теоретиков своего поколения, он был бесстрашным противником научной ортодоксии.

Его интересы простирались далеко за пределы физики и затрагивали биологию, психологию, философию, религию, искусство, а также будущее общества.

В основе его инновационного подхода ко многим вопросам была фундаментальная идея, о том, что за гранью видимого и материального мира, глубже, лежит импликативный порядок неделимого единства.

Дэвид Джозеф Бом родился в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, в 1917 году. Он заинтересовался наукой в ранние годы; будучи еще мальчиком, он изобрел чайник, не проливающий мимо ни капли воды, его отец, преуспевающий бизнесмен, уговорил его заработать на этом денег. Но после того как он узнал, что ему необходимо провести исследование и выяснить будет ли этот товар востребован на рынке, его интерес к бизнесу сразу же увял, и вместо этого он решил стать физиком теоретиком.

В 1930-х годах, он поступил в Колледж штата Пенсильвания, где глубоко заинтересовался квантовой физикой, физикой субатомного мира. После окончания колледжа он поступил в Калифорнийский Университет в Беркли. В то же самое время он работал в Радиационной Лаборатории им. Лоуренса, где после получения степени доктора в 1943 году, он начал свою поворотную работу в своей карьере над плазмой (плазма это газ, содержащий в себе повышенную концентрацию электронов и позитивных ионов).

Бом удивился, обнаружив, что когда электроны находятся в плазме, они прекращают вести себя как индивиды, и начинают действовать как часть большей и взаимосвязанной целостности. Позже он отметил, что он у него часто возникало впечатление, что море электронов было в каком-то смысле живым.

В 1947 году, Бом занял место ассистента профессора в Принстонском Университете, где он расширил свое исследование электронов в металлах. И снова на лицо были, казалось бы, случайные передвижения отдельных электронов, каким-то образом создавали высокоорганизованные общие результаты. Инновационная работа Бома в этой области, упрочила его репутацию как физика теоретика.

В 1951 году, Бом написал классический учебник озаглавленный «Квантовая Теория», в которой он представил ясную оценку ортодоксии Копенгагенской Интерпретации квантовой физики.

Копенгагенская Интерпретация была сформулирована Нильсом Бором и Вернером Хейзенбергом в 1920-х годах, и по-прежнему имеет сильное влияние сегодня. Но даже еще до публикации книги, Бома одолевали сомнения о постулатах, заложенных в основе общепринятого подхода.

Он испытывал трудности в принятии того, что субатомные частицы не существовали в реальности, а принимали определенные свойства, только тогда, когда физики пытались проводить их наблюдение и измерение.

Ему также было трудно поверить в то, что квантовый мир характеризовался абсолютной непредсказуемостью и случаем, и что все вещи происходили безо всякой причины. Он начал подозревать, что могут быть более глубокие причины, скрывающиеся за видимостью случайной и сумасшедшей природы субатомного мира.

Бом отправил копии своего учебника Нильсу Бору и Альберту Эйнштейну. Бор не ответил, а вот Эйнштейн позвонил ему и сказал ему, что хотел бы обсудить с ним его работу. В итоге это обернулось шестимесячной серией оживленных бесед, Эйнштейн с энтузиазмом рассказывал Бому, что он никогда видел квантовою теорию, представленную так ясно, и признался, что тоже не удовлетворен ортодоксальным подходом.

Они оба восхищались способностью квантовой теории предсказывать события, однако они не могли принять мнение, что она закончена, и что представляется невозможным прийти к полному пониманию происходящего в квантовом царстве.

Пока он писал «Квантовую Теорию», у него возник конфликт с Маккартизмом. Его вызвали, чтобы предстать перед Комитетом по Антиамериканской Деятельности с целью дачи показаний против своих коллег и товарищей. Будучи человеком принципа, он отказался.

Результаты не заставили себя долго ждать, вскоре его контракт с Принстоном был аннулирован, и он был лишен возможности найти работу в США. Сначала он поехал в Бразилию, затем в Израиль, и наконец в 1957 году он приехал в Британию, где работал в Бристольском Университете и позже Профессором Теоретической Физики в Беркбек-Колледже, при Лондонском Университете, вплоть до своей отставки в 1987 году.

Бома будут помнить превыше всего за две радикальные научные теории:

Свободную интерпретацию квантовой физики;

Теорию импликативного порядка и неделимого единства;

Так же стоит упомянуть и о других работах этого знаменитого ученого:

  • Манхэттенский проект,
  • Диффузия Бома,
  • Эффект Ааронова - Бома,
  • Приближение случайных фаз,
  • Голографическая модель мозга,
  • Бомовский диалог.

В 1952 году, спустя год после дискуссий с Эйнштейном, Бом опубликовал два исследования, которые затем назовут свободной интерпретацией квантовой теории, и он продолжил развивать и совершенствовать свои идеи до конца своей жизни.

«Свободная интерпретация, — говорил Бом, — открывает дверь в творческий процесс скрытых и более тонких уровней реальности». По его точке зрения, субатомные частицы, такие как электроны не простые, бесструктурные частицы, а весьма сложные и динамичные объекты.

Он отклонял мнение о том, будто бы движение этих частиц, полностью неопределенно и изменчиво; наоборот они следуют по точной и определенной траектории, но это происходит не только за счет действия обычных физических сил, но и при участии едва уловимой силой, которую он называл квантовым потенциалом.

Квантовый потенциал руководит движением частиц, обеспечивая их «активной информацией» обо всей окружающей среде. В качестве примера, Дэвид Джозеф Бом приводит корабль, который ведется с помощью радаров; радарный сигнал несет в себе информацию обо всем, что окружает корабль, и дает ему направление движения, энергия которого производится более мощной, но бесцельной, силой его двигателей.

Квантовый потенциал пронизывает собой весь космос и обеспечивает прямые соединения между квантовыми системами.

В 1959 году, Бом и молодой студент-исследователь Якир Ахаронов, обнаружили важный пример, иллюстрирующий квантовую взаимосвязанность. Они установили, что в определенных условиях электроны способны «чувствовать» присутствие ближайшего к ним магнитного поля, даже если они путешествуют в тех регионах пространства, где сила поля равна нулю.

Этот феномен известен сегодня как эффект Ахаронова-Бома, и когда было впервые объявлено об открытии, многие физики отреагировали скептически. Даже сегодня, несмотря на подтверждение эффекта в бесчисленных экспериментах, время от времени появляются публикации, утверждающие, что его не существует.

В 1982 году, в Париже, исследовательской командой под руководством физика Алена Аспекта, был поставлен выдающийся эксперимент, с целью протестировать квантовую взаимосвязанность. В его основе был мысленный эксперимент (известный также как «парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена»), предложенный в 1935 году, Альбертом Эйнштейном, Борисом Подольским и Натаном Розеном.

Но еще больше в его основе было фундаментальной теоретической работы, проделанной Дэвидом Бомом и одним из его, приверженцев-энтузиастов физиком Джоном Беллом из ЦЕРНА, Европейской организации по ядерным исследованиям вблизи Женевы.

Результаты эксперимента показали, что субатомные частицы, находясь, далеко друг от друга, способны обмениваться информацией путями, которые невозможно объяснить передачей сигналов идущих со скоростью света, или медленнее.

Многие физики считают эти «нелокальные» соединения обладают молниеносной скоростью передачи данных. Альтернативная точка зрения гласит, что здесь вовлечены более тонкие, нефизические энергии, способные двигаться быстрее света, однако у этой точки зрения, мало сторонников, поскольку до сих пор, большинство физиков убеждено, что ничто не может передвигаться быстрее скорости света.

Свободная интерпретация квантовой теории, с самого начала столкнулась с равнодушием и враждебностью со стороны других физиков, которые не одобряли могучие вызовы, которые, Бом бросал всеобщему консенсусу. Однако, в последние годы его теория стала набирать «респектабельность».

Представляется вполне возможным, что подход Бома будет развиваться в разных направлениях. Например, большое количество физиков, включая Жана-Пьера Вигиера и еще нескольких физиков из Института Анри Пуанкаре в Париже, описывают квантовый потенциал в терминах флуктуаций эфирного поля.

В 1960-х, Бом начал внимательней присматриваться к идее о порядке. Однажды в одной телевизионной программе он увидел устройство, которое разожгло огонь его воображения. Оно состояло из двух стеклянных концентрических цилиндра, пространство между ними было заполнено глицерином, крайне вязкой жидкостью. Если добавить чернильную каплю в жидкость, и затем перевернуть внешний цилиндр, то капля вытянется в тонкую нить и в конце концов станет настолько тонкой, что исчезнет из виду; частицы чернил сворачиваются в глицерине.

Но если цилиндр перевернуть в противоположном направлении, то нитеобразная форма появиться снова и обратно превратиться в каплю; весь процесс происходит вспять. Бом осознал, что когда чернила рассеиваются в глицерине, то они не находятся в состоянии «беспорядка», нет, однако они находятся в состоянии скрытого, невидимого порядка.

По мнению Бома, все видимые объекты, частицы, структуры и события в окружающем нас мире, это относительно автономные, стабильные и временные «подединства», являющиеся проекциями более глубокого, импликативного порядка, неделимого единства.

Бом приводит в качестве примера текущий поток:

В потоке можно увидеть постоянно меняющийся узор водоворотов, ряби, волн, брызг и т.д., и с виду кажется, что у него нет независимости как таковой.

Скорее всего, они абстрагируются от общего движения потока, появляясь и исчезая во всеобщем процессе течения. Подобное мимолетное существование, которое присуще этим абстрактным формам, подразумевает лишь относительную независимость или автономию, нежели абсолютно самостоятельное существование как абсолютных сущностей.

Мы обязаны научиться видеть во всем «Неделимое Единство в Текущем Моменте». Другая метафора, которую использовал Бом, чтобы проиллюстрировать импликативный порядок – это голограмма. Чтобы создать голограмму, нужно расщепить лазерный свет на два луча, один из которых будет отражаться от фотографируемого объекта на пленку, где оба луча соединяются и создают интерференционную картинку.

Для невооруженного глаза сложнейшие завитки интерференционного узора ни чего не значат, и выглядят как беспорядочная масса.

Но подобно чернилам, растворенным в глицерине, узор обладает скрытым, свернутым порядком, и когда на пленку направляется лазерный луч, то возникает трехмерное изображение первоначального объекта, которое можно рассмотреть с любого угла. Отличительной чертой голограммы, является то, что можно разрезать пленку с изображением на множество маленьких частей, и каждая будет содержать в себе оригинальное изображение, однако, чес меньше будет кусочек, тем мутнее будет становиться картинка.

Это происходит, поскольку форма и структура всего объекта закодирована по всей поверхности фотографической записи.

Бом предположил, что вся вселенная представляет собой, своего рода гигантскую, текущую голограмму, или голодвижение, как он называл это, в котором всеобщий порядок содержится в каждой, отдельно взятой части пространства и времени.

Скрытый порядок является проекцией более высоких уровней реальности, и видимое постоянство и твердость объектов и частиц, создается и поддерживается благодаря нескончаемому процессу свертывания и развертывания, в котором субатомные частицы постоянно растворяются и рекристаллизуются в импликативном порядке.

В свободной интерпретации постулируется, что квантовый потенциал соотносится с импликативным порядком. Но Бом предполагал, что квантовый потенциал в свою очередь управляется и формируется супер квантовым потенциалом, представляющий собой второй импликативный порядок или супер импликативный порядок.

Более того он полагал, что может быть бесконечная череда серий, или иерархий, импликативных (или «порождающих») порядков, некоторые из них могут являться замкнутыми системами, а некоторые нет. Вышестоящие импликативные порядки создают нижестоящие, которые затем оказывают влияние на еще более низшие и так далее.

Верил, что жизнь и сознание лежат где-то глубоко в порождающем порядке и соответственно они представлены на разных уровнях материи, включая такие «неживые» субстанции как электроны и плазма. Он наводил на мысль о том, что в материи может быть своего рода«проторазум», отсюда следует, что новые эволюционные модели развития не появляются случайным образом, а творчески создаются и интегрируются из импликативных уровней реальности.

Мистический смысл идей Бома подчеркиваются в его замечании, что импликативная сфера «может быть в равной степени названа идеализмом, духом, сознанием. Разделение на два – материи и духа – не более чем абстракция. Основа всегда одна и та же».

Как и у всех подлинно великих мыслителей, философские идеи Дэвида Бома нашли свое отражение в его характере и стиле жизни. Его студенты и коллеги описывали его как абсолютно не эгоистичного и неконфликтного человека, всегда готового делиться своими последними идеями с другими, открытого свежим идеям, и всецело преданного страстному исследованию природы реальности. Или словами одного из его бывших студентов, «Его можно охарактеризовать лишь как светского святого».

Бом считал всеобщую тенденцию индивидов, социальных групп, наций, рас и т.д., к дифференциации и разделению, главным источником всех конфликтов на планете. Он надеялся, что однажды люди осознают естественную взаимосвязанность всех вещей и объединятся с целью построить единый и гармоничный мир.

Нельзя придумать лучшей дани памяти Дэвиду Бому, его жизни и работе, чем принять это послание как можно ближе к сердцу и сделать идею о вселенском братстве основным принципом нашей жизни.

Голографическая модель Вселенной и мозг человека

В настоящее время имеется немало данных, позволяющих
предположить, что и наша вселенная и наше мышление работают на одном и
том же голографическом принципе. Ученые, наблюдающие за нашей вселенной,
всё чаще приходят к мысли о том, что внешний мир построен по
голографическому принципу, и точно так же нейрологи и психологи приходят
к выводу о голографической организации нервной системы.

Рассмотрим некоторые аспекты голографической реальности.

Самой
этой идее – голографии – уже больше полувека. Основные положения
голографического принципа были сформулированы еще Дэвидом Бомом в
середине XX века. Дэвид Бом был профессором Лондонского университета,
любимым учеником Эйнштейна и одним из наиболее выдающихся специалистов в
области квантовой физики. Согласно теории Бома, весь мир устроен
примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок
голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта, так и
каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных
частей.

Основой для рассуждений ученого стал
парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена (ЭПР), когда «сцепленные»
частицы ведут себя строго взаимосвязанно, так что изменение состояния
одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой. И самое главное
– расстояние тут не играет абсолютно никакой роли.

Существование
этого феномена – подтвержденный научный факт, который тем не менее
противоречит и здравому смыслу, и теории относительности Эйнштейна.
Размышляя над этим вопросом, Бом пришел к выводу, что элементарные
частицы взаимодействуют между собой не потому, что существует какой-то
исключительный механизм обмена информацией со скоростью, превышающей
скорость света, а потому, что на более глубоком уровне реальности они
представляют собой один объект.

Раздельными мы
видим эти частицы только потому, что способны наблюдать только один
аспект реально существующего мира. Бом пошел даже дальше, предположив,
что порождающей наблюдаемый мир матрицей служит некий «скрытый» порядок,
проекцией которого является не только материя, но и сознание.

И
вот наконец в 2008 году физик Крейг Хоган из Национальной лаборатории
им. Ферми (США) сформулировал концепцию, согласно которой наша
физическая реальность является результатом проекции границ Вселенной. Он
назвал это голографическим принципом. Информация, которая сосредоточена
на границах Вселенной, не распределена по ней непрерывно, но состоит из
«битов», размеры которых соответствуют так называемым квантам
пространства. Хоган даже попытался предсказать, как его теория может
быть подтверждена экспериментом: детекторы гравитационных волн должны
зафиксировать «шум» пространства-времени. И какой-то шум в самом деле
был зафиксирован.

А теперь по поводу гипотезы
голографического принципа работы мозга. Возможно, кому-то эта гипотеза
покажется спорной и фантастической, но результаты квантовой физики
просто заставляют пересмотреть многие уже устоявшиеся научные концепции.

Итак, Дэвид Бом тщательно проанализировал
современные парадоксы и проблемы, связанные с теорией относительности и
квантовой физикой, и высказал мысль, что эти противоречия возникли от
того, что наши представления об организации наблюдаемых явлений в
значительной мере зависят от тех аппаратов, с помощью которых
осуществляется наше восприятие.

Однако тогда еще не были раскрыты те законы, которые дают возможность как психологу, так и физику обеспечить описание единой структуры мира.

Еще
один выдающийся мыслитель нашего времени внес огромный вклад в развитие
теории голографического принципа – Карл Прибрам, нейрофизиолог при
Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга», которая
является классическим трудом по нейропсихологии.

Голографическая
модель вселенной открыла природу и механику многих явлений, ранее
ускользавших от объяснения, – таких, например, как телепатия,
предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже
психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на
расстоянии.

Всё больше ученых убеждается в том,
что с помощью голографической модели можно объяснить практически все
паранормальные явления и любой мистический опыт.

Как происходило становление гипотезы голографической модели.

В
начале 1940-х годов Прибрам, исследовал природу памяти, а в частности,
ее местонахождение. В то время считалось, что память о каждом явлении
или вещи запечатлена в определенных клетках мозга. Такие следы памяти
получили наименование энграмы, и хотя никто не мог толком
сказать, что они такое – нейроны или, возможно, молекулы особого рода, –
большинство ученых было уверено, что со временем эти самые энграмы
непременно обнаружат.

Основанием этой
уверенности были исследования, проведенные в 1920-е годы канадским
нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, которые показали, что у специфической
памяти действительно имеется конкретная локализация в головном мозге.
Благодаря нечувствительности к боли можно проводить эксперименты над
мозгом человека под местной анестезии кожи головы и костных тканей,
причем при полном сознании оперируемого. Пенфилд использовал этот факт
при проведении ряда экспериментов на мозге людей, у которых имелись
показания к лечению эпилепсии оперативным путем.

Пенфилд
стимулировал электрическим током те или иные участки мозга и к своему
изумлению обнаружил, что стимулирование височных долей мозга приводит к
тому, что оперируемый начинает вспоминать прошлые события во всех
мельчайших подробностях. Один человек вдруг услышал давнюю свою беседу с
друзьями из Южной Африки; один мальчик вспомнил свой разговор с матерью
по телефону и после нескольких прикосновений электрода был в состоянии
повторить слово в слово каждую реплику; одна женщина вдруг обнаружила,
что она у себя в кухне и слышит все, что делает ее ребенок в другой
комнате. Интересно, что когда Пенфилд делал вид, что стимулирует совсем
другую область мозга, обмануть пациентов все же не удавалось: касание к
одной и той же точке неизменно вызывало одни и те же воспоминания.

В
книге «Загадка сознания», опубликованной незадолго до смерти в 1975
году, Пенфилд написал: «Это не фантазии на манер сновидений. Я вызывал
электрическую активацию записей прошлого опыта пациентов. Пациенты
заново переживали свой опыт, словно он был заснят на кинопленке».

На
основании своих исследований Пенфилд заключил, что все, что мы
когда-либо испытывали в жизни, записывается мозгом. Наша память содержит
полную запись всех, даже самых незначительных, ежедневных событий.

Вначале
Прибрам принял на веру теорию энграм. Но затем его взгляды изменились. В
1946 г. он начал работать с другим выдающимся нейропсихологом Карлом
Лэшли из Йеркешской лаборатории высших приматов в Ориндж-Парк (штат
Флорида). В распоряжении Прибрама оказался огромный опыт, накопленный
Лэшли в течение тридцати лет исследований загадочного механизма памяти, и
оказалось, что эксперименты Лэшли ставят под сомнение не только само
существование энграм, но и все выводы Пенфилда.

Лэшли
занимался тем, что обучал крыс выискивать наперегонки кратчайший путь в
лабиринте. Затем он удалял различные участки мозга крыс и заново
подвергал их испытанию. Его целью было локализовать и удалить тот
участок мозга, в котором хранилась память о способности бежать по
лабиринту. К своему удивлению он обнаружил, что вне зависимости от того,
какие участки мозга были удалены, память в целом нельзя было устранить.
При любых удалениях частей мозга была лишь нарушена моторика крыс, так
что они еле передвигались по лабиринту, и даже при удалении значительной
части мозга их память оставалась нетронутой.

Для
Прибрама это были исключительно важные открытия. Если бы память
хранилась в определенных участках мозга, подобно тому как книги
располагаются в определенных местах на полках, то почему хирургическое
вмешательство не влияло на память? В понимании Прибрама единственным
ответом могло быть то, что конкретная память не локализуется в
определенных участках мозга, а каким-то образом распределена по
всему мозгу, как единое целое. А надо отметить, что Прибрам тогда
совсем не знал, какой механизм или процесс может дать удовлетворительное
обоснование этой гипотезе, ибо он был далек от квантовой физики. Да и
Лэшли тоже не мог найти никакого объяснения.

В
1948 году Прибраму предложили должность в Йейльском университете, и
перед тем, как туда перебраться, он помог Лэшли описать его
монументальные тридцатилетние эксперименты. А в Йейльском университете
Прибрам обдумал всё как следует и выдвинул свою гипотезу о том, что
память скорее всего распределена в мозговой ткани. Все пациенты, у
которых мозг был частично удален по медицинским показаниям, никогда не
жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части
мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но
никто еще не терял после операции избирательную, так называемую
селективную память. Например, люди, получившие травму головы в
автомобильных катастрофах, всегда помнили всех членов своей семьи или
прочитанный ранее роман. Даже удаление височных долей – той области
мозга, которую Пенфилд подверг особенно пристальному изучению, – не
приводило к каким-либо провалам в памяти пациента. Идеи Прибрама были
подтверждены в экспериментах, проведенных впоследствии как им самим,
так и другими исследователями на пациентах, не относящихся к
эпилептикам.

Итак, не удалось подтвердить выводы
Пенфилда об избирательной стимуляции памяти. Сам Пенфилд не смог
повторить свои результаты на пациентах, не страдающих эпилепсией.

Прибрам
еще долго не мог понять, как мозгу удается сохранять память при
удалении значительных кусков мозга. И только к середине 1960-х годов
Прибрам прочел в журнале "Scientific American" статью, где описывались
первые опыты построения голограммы. Как только Прибрам понял принцип
голограммы, он сразу же понял, что нашел разгадку. Открытие принципа
голограммы для Прибрама привело к полноценному решению той головоломки, с
которой Прибрам столько лет безуспешно боролся. Всё вставало на свои
места.

Необходимо знать хотя бы приблизительно,
что такое голограмма, чтобы понять почему голограмма подходит как
разгадка работы памяти. Одно из явлений, лежащих в основе голограммы, –
это интерференция, то есть паттерн (узор), возникающий в результате
наложения двух или более волн (например, на поверхности воды). Если,
например, бросить в пруд камешек, это произведет серию концентрических,
расходящихся волн. Если же бросить два камешка, мы увидим соответственно
два ряда волн, которые, расходясь, налагаются друг на друга.
Возникающая при этом сложная конфигурация из пересекающихся вершин и
впадин известна как интерференционная картина.

Такую
картину может создавать любое волновое явление, включая свет и
радиоволны. Особенно эффективен в данном случае лазерный луч, поскольку
он является исключительно чистым источником света. Лазерный луч создает,
так сказать, совершенный камешек и совершенный пруд. Поэтому лишь с
изобретением лазера открылась возможность получать искусственные
голограммы.

Голограмма создается, когда
одиночный луч лазера расщепляется на два отдельных луча. Первый луч
отражается от фотографируемого объекта, после чего второй луч
сталкивается с отраженным светом первого. При этом они создают
интерференционное изображение, которое затем записывается на пленку.

Для
невооруженного глаза картинка, получаемая на пленке, совершенно не
похожа на фотографируемый объект. Отдаленно она напоминает
концентрические круги, получаемые после броска в воду целой горсти
камешков. Но как только луч другого лазера (или, в некоторых случаях,
просто направленный яркий свет) попадает на пленку, возникает трехмерное
изображение первоначального объекта. Трехмерность изображения таких
объектов удивительно реальна. Можно обойти голографическую картинку и
увидеть ее под разными углами, как будто это реальный объект. Однако при
попытке потрогать голограмму рука просто пройдет через воздух и вы
ничего не обнаружите.

Трехмерность – не
единственное замечательное свойство голограммы. Если часть
голографической пленки, содержащей, например, изображение розы,
разрезать на две половинки и затем осветить лазером, каждая половинка
будет содержать целое изображение розы! Даже если каждую из половинок
снова и снова делить пополам, целая роза по-прежнему будет появляться на
каждом маленьком кусочке пленки (хотя изображения будут ухудшаться по
мере уменьшения кусочков). В отличие от обычных фотографий, каждая
небольшая частичка голографической пленки содержит всю информацию
целого.

А теперь об экстрасенсах

Стефан
Оссовецкий, поляк, родившийся в России, был одним из самых одаренных
ясновидящих XX века. Способность видеть прошлое пробудилась в нем, когда
он держал в руке кусочек окаменелой человеческой ступни (1935 год).

Оссовецким
заинтересовался Станислав Понятовский, профессор Варшавского
университета и самый известный польский этнолог того времени.
Понятовский проверил способности Оссовецкого, показав ему различные
осколки каменных инструментов, собранных с археологических раскопок по
всему миру. Большинство этих окаменелостей напоминало обычные камни, и
только взгляд специалиста мог угадать в них продукты человеческого
труда. Но Оссовецкий неизменно угадывал предметы, описывая их возраст,
происхождение и место, где они были найдены. Несколько раз места
обнаружения, указываемые Оссовецким, не совпадали с записями
Понятовского, и каждый раз Понятовский обнаруживал ошибку в своих
записях.

Оссовецкий во всех случаях использовал
один и тот же метод:брал объект в руки и концентрировался на нем, пока
комната и даже его собственное тело не растворялись и не исчезали из
поля зрения. После этого перед ним возникало трехмерное изображение
прошлого, где он мог перейти к любому месту по желанию и увидеть то, что
хотел. Во время этих экспериментов Оссовецкий представил около сотни
такого рода деталей прошлого, казавшихся вначале ошибочными, однако
подтвердившихся впоследствии. Он сказал, что люди каменного века
использовали масляные лампы – что и подтвердили раскопки в городе
Дордонь (Франция). В ходе этих раскопок были обнаружены масляные лампы
точно таких размеров и вида, которые он описал. Он сделал подробные
рисунки животных, на которых в то время охотились, обрисовал хижины и
ритуалы похорон – все было впоследствии подтверждено археологическими
находками.

Ретрокогнитивность, или
способность некоторых индивидуумов сдвигать фокус своего внимания и
буквально вглядываться в прошлое, многократно подтверждалась
исследователями. В серии экспериментов, проведенных в 1960-е годы с
участием выдающегося голландского экстрасенса Жерара Круазе, инициаторы
экспериментов В. X. К. Тенхаефф, директор Института парапсихологии при
Утрехтском государственном университете, и Мариус Волкофф, декан
факультета искусств Университета Витвотерсранд (Йоханнесбург, Южная
Африка), обнаружили, что Круазе может проводить психометрию мельчайших
фрагментов костей и точно описывать их прошлое. Д-р Лоренс Лешан,
психолог нью-йоркской городской больницы и еще один бывший скептик,
провел подобные эксперименты с известным американским экстрасенсом Эйлин
Гарретт. На ежегодной конференции Американской антропологической
ассоциации в 1961 году археолог Кларенс В. Вейянт признался, что не смог
бы сделать сенсационного открытия Трез Запотес, если бы не помощь
экстрасенса. Стивен А. Шварц, бывший редактор журнала «National
Geographic» и член секретариата Дискуссионной Группы по вопросам
обороны, связанной с инновациями, технологиями и социальными проблемами
при Массачусетском технологическом институте, считает, что
ретрокогнитивность не только вполне достоверна и надежна, но и вызовет в
будущем переворот в научном мышлении, наподобие тех, которые произошли
после открытий Коперника и Дарвина. Шварц настолько уверен в своих
открытиях, что посвятил истории сотрудничества между ясновидящими и
археологами фундаментальный труд, озаглавленный «Тайны в складках
времени». «Вот уже три четверти века как экстрасенсорная археология
стала реальностью, – говорит Шварц. – Этот новый подход показал с
большой убедительностью, что пространственно-временные рамки, принятые
большинством ученых в качестве основного инструмента материалистического
понимания вселенной, не являются абсолютными».

Наличие
у экстрасенсов описанных выше способностей указывает на то, что прошлое
не теряется, но продолжает существовать в некоторой форме, доступной
для человеческого восприятия. Общепринятая теория вселенной не допускает
такого положения вещей, другое дело – голографическая модель. Из идеи
Бома о том, что поток времени – это продукт постоянного свертывания и
развертывания вселенной, вытекает, что настоящее свертывается и
становится частью прошлого, оно не перестает существовать, а просто
возвращается в космическое хранилище импликативного порядка. Бом так и
говорил: «Прошлое действует в настоящем в виде импликативного порядка».

Если, как полагает Бом, сознание также имеет
свой источник в импликативном, то это означает, что человеческая психика
и голографическая запись прошлого существуют в одной области и являются
соседями. Поэтому для доступа к прошлому может понадобиться всего лишь
особая концентрация внимания. Возможно, именно врожденной способностью к
ней обладают ясновидящие, такие, как Макмюллен и Оссовецкий; однако,
если вспомнить все необычные способности человека, можно прийти к
выводу, что, согласно голографической теории, этот талант в скрытой
форме имеется у каждого из нас.

В голограмме
можно обнаружить способ, с помощью которого прошлое записывается в
импликативном. Если каждый момент некого события, например выдувания
мыльных шариков, записывается как ряд последовательных картинок на
голограмме, каждая картинка становится подобной кинокадру. Если эта
голограмма «белого света», то есть представляет собой аналог
голографической пленки, изображения на которой можно видеть
невооруженным глазом без дополнительного света лазера, то человек,
проходящий мимо «пленки» под разными углами, увидит трехмерную
движущуюся картинку выдувания мыльного шарика. Другими словами, по мере
развертывания и свертывания различных изображений будет создаваться
иллюзия движения.

Можно предположить, что
различные моменты выдувания шариков преходящи и невоспроизводимы, но это
не так. На голограмме записывается все действие полностью, и только
смена угла зрения создает иллюзию того, что данное действие
развертывается во времени. В голографической теории предполагается, что
нечто подобное происходит и с прошлым. Вместо того чтобы кануть в
небытие, прошлое записывается в космической голограмме и может стать
вновь доступным.

Еще одно свойство
ретрокогнитивного опыта, доказывающее реальность голограммы, –
трехмерность воспринимаемых сцен. Например, экстрасенс Рич, которая
может выполнять психометрию предметов, согласна с Оссовецким в том, что
видение может обладать большей реальностью, чем фактическое окружение.
«Такое впечатление, что сцена, развертывающаяся перед глазами, вытесняет
все остальное, – говорит Рич. – Как только она начинает развертываться,
я становлюсь ее частью. Я словно нахожусь одновременно в двух местах.
Сознавая свое присутствие в комнате, я в то же время нахожусь внутри
своего видения». Такую же нелокальность проявляет и голография.
Экстрасенсы способны входить в конкретное прошлое, находясь как на самом
месте археологических раскопок, так и за много миль от них. Другими
словами, запись прошлого, судя по всему, не привязана к конкретному
месту соответствующих прошлых событий, а, подобно информации в
голограмме, имеет нелокальный характер. Доступ к ней возможен из любой
точки пространственно-временного континуума. Нелокальный аспект данного
явления подтверждается еще и тем фактом, что многим экстрасенсам даже не
нужна психометрия для подключения к прошлому. Знаменитый ясновидящий из
штата Кентукки Эдгар Кейси мог подключаться к прошлому, лежа в
состоянии дремоты на диване у себя дома. Он надиктовывал целые тома об
истории человеческой расы и был поразительно точен в деталях. Например,
он указал на местоположение и историческую роль общины ессеев в Кумране
за одиннадцать лет до обнаружения свитков Мертвого моря, подтвердивших
его прозрения.

Интересно заметить, что многие
ретрокогнитивные личности способны видеть энергетическое поле человека.
Когда Оссовецкий был еще ребенком, мать давала ему глазные капли для
того, чтобы он перестал видеть цветной ореол вокруг людей. Макмюллен
также может ставить диагноз по состоянию энергетического поля. Это дает
нам основание предположить, что ретрокогнитивные личности могут
подключаться к более тонким и вибрирующим аспектам реальности. Другими
словами, прошлое может быть закодировано в частотной области Прибрама,
являясь частью космических интерференционных картин. На эту часть
голограммы, которую большинство из нас вычеркнули из памяти, только
немногие способны настраиваться и преобразовывать воспринимаемое в
видимые образы. Как говорит Прибрам: «Возможно, в голографической форме,
в частотной области, прошлое, имевшее место четыре тысячи лет назад,
соседствует с завтрашним днем».

Голографическая
теория все еще находится на стадии разработки и представляет собой
мозаику различных взглядов и фактов. Некоторые ученые считают, что она
не может называться теорией или моделью, так как эти разрозненные факты
не объединены в единое целое.

Голографическая
теория открывает нам существование паранормального. Это немаловажный
аргумент, если учесть, что за последние десятилетия накопилось большое
количество фактов, свидетельствующих о неадекватном нынешнем понимании
реальности.

Дэвид Бом и Карл Прибрам пришли к
выводу, что вся наша вселенная представляет собой гигантскую голограмму,
где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей
картине бытия и где всё взаимосвязано и взаимозависимо, а наш мозг
вполне способен настраиваться на определенные частоты и извлекать нужные
нам голограммы из космических интерференционных картин вселенной.

Дэвид Бом (очерк Сергея Санько)

Дэвид Бом родился 20 декабря 1917 г. в Уайлс-Беррэ штата Пенсильвания в еврейской семье. Его детство было не из легких. Мать страдала душевным расстройством и воспитывал его преимущественно отец, владелец мебельного магазина и помощник местного раввина. Мир отца был чужд Дэвиду и он искал вдохновения в мире своих собственных мыслей и чаяний. И в дальнейшем, ступив на путь научных изысканий, он больше полагался на интуицию, нежели на математику. Уже тогда, в юношеские годы, у него сложились основные компоненты его будущего мировоззрения, чем-то напоминающего средневековый герметизм с его максимой о подобии макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека). И это чувство всеобщей взаимосвязи всего сущего, включая материю и разум, не покидали его до конца жизни. Но именно это мировоззрение определило его будущую карьеру как физика-теоретика.

Однако можно представить себе тот дискомфорт, который молодой Бом ощутил в суетливых университетских кампусах, где, как ему казалось, все было закручено только вокруг решения каких-то частных проблем, могущих давать реальный практический эффект. И ему самому не удалось избежать необходимости заниматься такими проблемами. Однако и тут он находил возможность удивляться глубинной гармонии сущего. Так, уже получив степень доктора в 1943 году, он приступает к занятиям физикой плазмы и с удивлением для себя обнаруживает, что электроны в плазме больше не ведут себя как отдельные частицы, а, скорее, как часть какого-то большего, взаимосвязанного целого. Как свидетельствует его друг и коллега Дэвид Пратт, позднее он часто делился своим впечатлением и отмечал, что электронное море казалось ему в некотором смысле живым. Это впечатление возникло у него и немного позднее, когда он перешел в 1947 году в Принстон и занялся изучением поведения электронов в металлах.

В значительной степени поворотным для Бома стало начало 50-х. В 1951 году он пишет свой классический труд "Квантовая теория", по праву считающийся одним из лучших изложений ортодоксальной, копенгагенской интерпретации квантовой механики. А. Эйнштейн, получив экземпляр книги, восторженно заявил, что никогда не видел столь ясного представления квантовой теории. Но сам Бом, еще когда только завершал свой труд, стал очень сильно сомневаться в справедливости именно такой интерпретации квантовой механики. Его сомнения укрепились после продолжительных обсуждений этой темы с Эйнштейном, который, как известно, был непримиримым оппонентом лидера копенгагенской школы Нильса Бора. И уже через год Бом публикует две статьи с изложением основных идей того, что позднее получило название причинной интерпретации квантовой механики, которая, как он сам говорил, "открывала двери для созидательного действия подлежащих, более тонких уровней реальности". Эту теорию еще называют квантовой теорией с локальными скрытыми переменными.

Эта была первая теоретическая манифестация его глубокой, почти мистической веры в то, что за всеми случайностями феноменального мира стоит некая скрытая, более тонкая, гармонизирующая целое Вселенной реальность. И над этой идеей в тех или иных вариантах он продолжал работать до конца своей жизни. Отвергая индетерминизм ортодоксальной квантовой теории, Бом полагал, что частицы двигаются по вполне однозначным траекториям, но определяемым не только обычными физическими законами, но и тем, что он назвал "квантовым потенциалом", управляющим движением частицы посредством так называемой "активной (или действующей) информации" обо всем окружении данной частицы, т.е. о Вселенной в целом. Бом сравнивал такое движение с кораблем, ведомым с помощью радара. Важным свойством квантового потенциала является то, что он не зависит от расстояния и, таким образом, обеспечивает прямую взаимосвязь между квантовыми системами. Это было, пожалуй, первым введением информации в саму ткань физической теории, что в настоящее время представляет собой фактически постулат квантовой теории информации и вычислений.

Но в начале 50-х, как раз во время работы над своей "Квантовой теорией", Бом был уличен в приверженности марксизму сторонниками сенатора Маккарти и вынужден был покинуть Принстон. Он перебирается в Бразилию, где занимает кафедру профессора физики университета Сан-Паулу. Но ненадолго. Судьба забросит его еще в Израиль, где он будет преподавать в Высшей технической школе Хайфы. И лишь затем, в 1957 году, он оказывается сначала в Бристольском университете, а затем в Лондоне, в знаменитом Birkbeck College Лондонского университета, где проработал профессором теоретической физики вплоть до своей отставки в 1984 году. Здесь же он будет в 1990 г. избран действительным членом Английского Королевского общества. Здесь же в 1992 г. встретит свой конец.

В 1959 году, еще работая в Бристоле, Бом и его студент Якир Ааронов открывают замечательный пример квантовой взаимосвязанности, эффект, получивший название эффекта Ааронова-Бома. Его суть заключается в том, что при определенных условиях электроны способны как бы "чувствовать" наличие магнитного поля, даже двигаясь в зонах, где само поле было нулевым. Эффект был подтвержден многочисленными экспериментами, но скептицизм многих физиков в отношении его не преодолен до сих пор.

Предложенная Бомом причинная интерпретация квантовой механики имела далеко идущие последствия не только на дальнейшее развитие его собственных взглядов, но и на развитие квантовой физики в целом. Причина в том, что, в отличие от множества других интерпретаций квантовой механики (например, волновой механики Шрёдингера или матричной механики Гейзенберга-Борна), просто надстраивающихся над существующим формализмом теории, теория Бома предполагала не только иной взгляд на саму квантовую реальность, но и иной способ ее описания, а, стало быть, и детектируемые экспериментальные следствия, отличные от предсказываемых обычной квантовой механикой. Необходим был "решающий эксперимент".

Теорию такого эксперимента предложил в 1964 году Дж.С. Белл из ЦЕРНа, выведя свои знаменитые неравенства, которые позволяли однозначно делать выбор в пользу одной или другой теории. Были проведены многочисленные эксперименты, в том числе действительно "решающий" эксперимент 1982 года группы Алена Аспекта, которые показали, что справедлива обычная квантовая механика, а не теория с локальными скрытыми переменными.

Работа Белла и его последователей, а также проведенные эксперименты, по сути, положили конец любым попыткам спасти локальную причинность квантовой механики. Локальные скрытые переменные не имеют никакого отношения к локальной причинности! Квантовая механика существенно нелокальна. Это, в частности, имеет то, для нас уже эпохальное, последствие, что две квантовые системы, взаимодействовавшие в какой-то момент времени (т.е. образовывавшие в этот момент единую квантовую систему), будут продолжать оказывать взаимное влияние и в последующие моменты, независимо от того, как далеко друг от друга они будут находиться (хоть на бесконечности). Такие состояния получили названия "спутанных" состояний (entangled states) и именно они лежат в основе современных квантовой криптографии, коммуникации, телепортации, вычислений.

Правда, позднее было осознано, что неравенства Белла, в принципе, не запрещают существование нелокальных скрытых параметров. И, возможно, это одна из причин того, что, начиная с 60-х годов, Бом все активнее углубляется в разработку своей теории импликативных (неявных, implicate) и экспликативных (явных, explicate) порядков как аспектов единой целостности (wholeness) сущего. Любопытно отметить, что именно в это время во Франции исключительно близкие идеи высказывает один из оригинальнейших постмодернистских философов Жиль Делёз. Совпадения в ряде случаев даже терминологические: emplication и explication; сворачивание и разворачивание. В литературе подобного рода схождения стали обсуждаться только в последнее время, что само по себе удивительно. Так, кроме отмеченной А. Плотницким линии Деррида (боровской) и линии Делёза (бомовской) в постмодернизме (2001), можно отметить еще эссе Тимоти Мерфи "Квантовая онтология" (Film-Philosophy, Vol. 5, No. 32, 2001). Однако в литературе постмодернистский поворот в научном мышлении почти однозначно связывают с Дэвидом Бомом. В целом же, можно говорить именно о парадигме Делёза-Бома в постмодернизме.

С годами чувство сопричастности целостности бытия у Бома только углублялось, доходя до мистических прозрений. Его и считали ученым-мистиком. Один из его прежних студентов высказался так: "Он может быть охарактеризован только как светский святой". Не случайно его близкое и продолжительное знакомство с индийским мистиком Кришнамурти в 70-е годы. Однако доверие к последнему было подорвано, когда после его смерти выяснилось, что, несмотря на обет безбрачия, он имел любовницу, которая сделала несколько абортов. У Бома это обстоятельство вызвало сильнейшее душевное потрясение. В 80-е Бом со своей женой Сэрэл устанавливают связь с тибетским Далай Ламой, с которым Бом имеет продолжительные беседы...

Умирают люди по-разному, сообразно строю своей души. Одни распадаются на первоэлементы, чтобы опять увлечься в эволюционные цепи. Другие меняют порядки своего существования: экспликативный на импликативный.

Вечером 27 октября 1992 года Дэвид Бом еще раз поправил почти завершенную рукопись в своем кабинете в Birkbeck College и в начале седьмого позвонил жене, чтобы сказать, что уже выезжает. При этом прибавил: "Ты знаешь... Я чувствую, что я на рубеже чего-то". Через час, когда такси уже подъехало к дому, у Бома случился острый сердечный приступ, и он ушел...

Оставленная в рабочем кабинете рукопись - совместная с Бэзилом Хайли книга "Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории".

Сергей САНЬКО,
[email protected]

Бом Дэвид Джозеф
Bohm David Joseph (20.12.1917-27.10.1992), один из выдающихся физиков ХХ столетия, оригинальный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и интерпретацию квантовой механики.

Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера.

Степень бакалавра получил в 1939 г. в университете штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике - в 1943 г. в Калифорнийском университете в Беркли. В этом же университете работал в качестве исследователя в области теории плазмы и теории синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947 г. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском университете в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элементарных частиц.

В 1990 г. был избран действительным членом Английского Королевского общества.

Д. Бом автор многих известных книг, таких, как "Квантовая теория" (1951), считающаяся классическим изложением копенгагенской интерпретации квантовой механики, "Причинность и изменение в современной физике" (1957), "Специальная теория относительности" (1966), "Целостность и неявный порядок" (Wholeness and the Implicate Order, 1980), "Разворачивание смысла" (Unfolding Meaning, 1985), "Наука, порядок и созидательность" (Science, Order and Creativity, 1987), "Неделимая Вселенная" (совместно с Б. Хайли, 1993) и "Мысль как система" (1994).

Умер Дэвид Бом в 1992 г. в Лондоне.

По "ящику"(вторая программа) смотрел сегодня интересный научно-популярный фильм о нашем мозге, памяти, делающей нас людьми. По мнению некоторых учёных, мозг голографичен- любая часть его содержит целое(поэтому до сих пор не удалось найти участков, отвечающих за память), его возможности- необьятны и мы используем лишь ничтожную часть запасов; всё виденное- запечатляется в нём и мы вспоминаем изображения, запахи далёеого детства (подсознательно может всплыть через годы-подобно сцене из ф-ма Гайдая- "Наваждение") и много др. интересных открытий и выводов учёных, в.ч. гепотеза физика Дэвида Бома, что и сама Вселенная голографична и есть общее с мозгом и памятью.

И вот открыл в интернете статью о Д. Боме- столь научную, что ничего не понял.Может кому покажется интересной и сможет более популярно прокомментироаать суть её, не понятную даже его коллегам- физикам...

ИЗ ИНТЕРНЕТА
...............
http://www.proza.ru/2009/05/10/18

Голографическая Вселенная Дэвида Бома
Владимир Бутков

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

(продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/10/72)

2) Интересуищимся- предлагается путешествие далее...

Http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-24-58444

Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."

Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем.

02 Alexei2012 (24.01.2014 14:50)
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage

23 vitkon (24.01.2014 16:25)
хм...одно верно - СОЗНАНИЕ стоит голограмму картинки мира,Но не на уровне мозга (передатчик) а на уровне ментального Тела.
Много инфо в книгах М РАДУГА...внетелесные путешествия. Вредно, опасно,но интересно.
"путешественник " обладает ВИДЕНИЕМ реальности,при этом ГЛАЗА лежат на кровати (вместе с телом,естественно...).
Клиническая смерть - тысячи фактов..,но этого похоже мало...

05 Wandorg (24.01.2014 16:47)
Сами пробовали выйти из тела?

У меня пока было 5 попыток. Не могу отделиться до конца. Хотя уже взлетал, двигал "частями тела" не двигаясь физически.

04 Wandorg (24.01.2014 16:43)
МАТРИЦА

06 Fabius (24.01.2014 17:29)
Весь мир - иллюзия. Программа, частью которой мы являемся. Набор переменных, взаимодействующих в жестко фиксированных рамках.
Даже фундаментальные физические законы - это лишь заданные при создании базовые директивы.

07 AG (24.01.2014 21:42)
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...

08 kalliopa (25.01.2014 01:18)
Если принять тот факт, что эмоции вредны, о чем говорят все на все лады. Т.е. они стремятся к 0. то и мозг, как линза, не должен быть окрашен эмоциями для принятия правильной картины.

По "ящику"(вторая программа) смотрел сегодня интересный научно-популярный фильм о нашем мозге, памяти, делающей нас людьми. По мнению некоторых учёных, мозг голографичен- любая часть его содержит целое(поэтому до сих пор не удалось найти участков, отвечающих за память), его возможности- необьятны и мы используем лишь ничтожную часть запасов; всё виденное- запечатляется в нём и мы вспоминаем изображения, запахи далёеого детства (подсознательно может всплыть через годы-подобно сцене из ф-ма Гайдая- "Наваждение") и много др. интересных открытий и выводов учёных, в.ч. гепотеза физика Дэвида Бома, что и сама Вселенная голографична и есть общее с мозгом и памятью.

И вот открыл в интернете статью о Д. Боме- столь научную, что ничего не понял.Может кому покажется интересной и сможет более популярно прокомментироаать суть её, не понятную даже его коллегам- физикам...

Голографическая Вселенная Дэвида Бома
Владимир Бутков

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

2) Интересуищимся- предлагается путешествие далее...

Http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-24-58444

Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."

Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем.

02 Alexei2012 (24.01.2014 14:50)
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage

23 vitkon (24.01.2014 16:25)
хм...одно верно - СОЗНАНИЕ стоит голограмму картинки мира,Но не на уровне мозга (передатчик) а на уровне ментального Тела.
Много инфо в книгах М РАДУГА...внетелесные путешествия. Вредно, опасно,но интересно.
"путешественник " обладает ВИДЕНИЕМ реальности,при этом ГЛАЗА лежат на кровати (вместе с телом,естественно...).
Клиническая смерть - тысячи фактов..,но этого похоже мало...

05 Wandorg (24.01.2014 16:47)
Сами пробовали выйти из тела?

У меня пока было 5 попыток. Не могу отделиться до конца. Хотя уже взлетал, двигал "частями тела" не двигаясь физически.

04 Wandorg (24.01.2014 16:43)
МАТРИЦА

06 Fabius (24.01.2014 17:29)
Весь мир - иллюзия. Программа, частью которой мы являемся. Набор переменных, взаимодействующих в жестко фиксированных рамках.
Даже фундаментальные физические законы - это лишь заданные при создании базовые директивы.

07 AG (24.01.2014 21:42)
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...

08 kalliopa (25.01.2014 01:18)
Если принять тот факт, что эмоции вредны, о чем говорят все на все лады. Т.е. они стремятся к 0. то и мозг, как линза, не должен быть окрашен эмоциями для принятия правильной картины.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта