Священник о голодании. Сергей Иванович Филонов Сухое лечебное голодание — мифы и реальность. Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья
Главная » Расчет » Священник о голодании. Сергей Иванович Филонов Сухое лечебное голодание — мифы и реальность. Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья

Священник о голодании. Сергей Иванович Филонов Сухое лечебное голодание — мифы и реальность. Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья

Голодание – это процесс повышенной физической регенерации, обновления всех клеток, их молекулярного и химического состава. После голодания происходит значительное обновление организма, своеобразное его омоложение.

С давних пор люди знали об очищающей силе и пользе для здоровья лечебного голодания. Однако омолаживающее значение осмысленного голодания для человеческой жизни часто маскировалось его религиозным значением.

Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла (запретный плод).

В индуизме разнообразные течения и секты активно используют голодание как средство очищения. Из 64 томов еврейского Талмуда «Мегиллат Таамит» один полностью посвящён этой теме и переводится как «Свиток о Голодании».

В трактате подробно разбираются особенности каждого из 25 дней в году, по которым евреи обязаны голодать.
В древние века, когда возникала реальная угроза государству, высший орган власти – Синедрион сионских мудрецов имел полномочия объявлять всеобщее голодание, чтобы испрашивать у господа спасения. Эти массовые голодания обычно длились от нескольких дней до недели.

Ортодоксальные иудеи до сих пор отмечают дни трагических событий в истории евреев голоданием, в отличие от других народов, которые предпочитают в большинстве случаев обильные застолья с алкогольными напитками.

Все современные религиозные евреи голодают в самый священный день иудаизма Йом Кипур – день очищения, который приходится на конец сентября, когда они не едят и не пьют 24 часа. Члены партии фарисеев должны голодать регулярно по два дня в неделю.

В Библии в книге «Исходе», второй книге Ветхого Завета и еврейского Пятикнижия, говорится о том, что Моисей, перед тем как получить от Бога десять заповедей и скрижали для Израиля, дважды голодал на горе Синай (Хорив) всего 40 дней и ночей, и только тогда Бог удостоил Моисея вниманием.

В христианстве всем известна легенда о том, что, Иисус Христос, как и Моисей, перед тем как начать проповедовать Божье послание ушёл в пустыню и не ел 40 дней и ночей.

Иисус голодал в полном соответствии с законами иудаизма, к которому принадлежал по рождению и воспитанию.

Именно в конце своего 40-дневного голодания Иисус Христос изрёк: «Не хлебом единым живёт человек, но и тем, что говорит ему Господь Бог».

Таким образом, он подтвердил своим личным опытом, как и Моисей, что с голодавшим начинает говорить сам Господь Бог.

Подтверждением серьёзного отношения к голоданию у христиан служат периоды постов.

К многодневным постам православные относят - Великий пост, Петров пост. Успенский пост и Рождественский пост. Таким образом истинный христианин может поститься до 220 дней в году.

Мусульмане строго соблюдают месячный пост – Рамадан. В этот месяц все мусульмане не едят и не пьют от рассвета до заката. Начало и конец Рамадана являются большими народными праздниками.

Рамадан настолько серьёзен, что люди, которые не могут его соблюдать по причине болезни или беременности, должны соблюсти Рамадан позже, то есть отдать долг.

В течение дня ничто не может входить в желудочно-кишечный тракт – нельзя даже проглатывать слюну.

Однако, после захода солнца мусульмане употребляют скромную постную пищу, например фасоль, чечевичный суп со специями, финики и др.

Согласно учению пророка Мухаммеда, голодание помогает человеку избегать греха, поэтому настоящий мусульманин должен воздерживаться от приёма пищи два дня в каждую неделю, как и иудейские фарисеи.

Голодание является неотъемлемой частью практики Йогов. В частности, занимающимся Хатха-йогой рекомендуется ежемесячное голодание сроком от 1 до 3 дней и голодание до криса (от 5 до 12 дней) от 1 до 4 раз в году.

У многих народов голодание было частью не только религиозной, но и традиционной культурной практики. Так, например, американские индейцы рассматривали голодание как важнейшее и непременное испытание при превращении юноши в воина.

Обычно мальчиков, достигших определенного возраста, приводили на вершину горы и оставляли на четыре дня и четыре ночи без еды и воды. Голодание рассматривалось как средство воспитания воли, очищения и укрепления.

Голодание как осмысленный массовый метод лечения болезней и очищения организма стал популярным в конце XIX в. одновременно в Америке и Европе.

Здравствуйте дорогие друзья.

Сегодня главная статья на этом сайте. Она скучная, но всё же – главная.

Итак, что же такое лечебное голодание? Для многих людей это словосочетание может показаться абсурдным. По крайней мере, большинство людей моего окружения в офф-лайне с удивлением смотрели на меня, когда я это делал.

Ведь многие помнят слова бабушки: «кушай, внучек, а то ослабнешь и заболеешь» или что-то в таком роде.

Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья.

Процедура лечебного голодания условно делится на 3 три части:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственное воздержание от пищи.
  3. Выход.

О каких же «определённых правилах» идёт речь?

_______________________

При подготовке к лечебному голоданию необходимо:

Перейти на так называемое « », которое содержит 80% натуральной естественной пищи (фрукты, овощи, орехи, мёд, травы, ); срок подготовительного периода я рекомендовал бы как можно дольше, но не меньше, чем сам период воздержания от пищи;

Второй этап подготовки – это очищение кишечника (клизмы, шанкх пракшаляна);

Третий – очищение печени (особенно перед длительным постом);

_______________________

Во время непосредственного воздержания от пищи НИЧЕГО ВНУТРЬ НЕ ПРИНИМАТЬ , кроме чистой (в идеале дистиллированной) воды, в отдельных случаях можно слабый раствор мёда. Если съесть овощи или фрукты, то это будет означать выход из голодания. Если съесть что-либо белковое – мясное или молочное – Вы нанесёте себе вред вплоть до летального исхода.

_______________________

Выход. Этот этап очень индивидуальный. Кто-то выходит на соках цитрусовых, и всё нормально. Этот метод подходит людям, которые уже долго практикуют такой образ жизни. Для меня этот метод не подошёл. Можно так же выходить из лечебного голодания на комбинированных фруктово-овощных соках, а так же на самих овощах, фруктах, салатах. Можно даже использовать каши или проросшие семена пшеницы или гречихи. Это обширная тема.

_______________________

Лечебное голодание – это природный метод оздоровления и омоложения своего организма. Он известен так же давно, как существует жизнь. Животные, когда болеют – ничего не едят. Скорее всего, так раньше делало и большинство людей. Однако почему-то этот метод «замусорился». Забыт принцип лечебного голодания и навеяна теория химических лекарств.

Да чуть не забыл. Помимо трёх 3 частей есть ещё одно условие. Необходимо выполнить следующий комплекс мероприятий:

  1. Обеспечить себе источник .
  2. Питание натуральной пищей в течение зимы (как сохранить натуральность овощей и фруктов на зимний промежуток времени в городских условиях).
  3. Отказ от наркотиков (в том числе от курения и алкоголя) ПОЛНОСТЬЮ!
  4. Отказ от вредной пищи (фаст-фуд, сладкая газированная вода, гормональное мясо, дрожжевой хлеб и т.п.).

Даже если не вникать в практику лечебного голодания, а просто придерживаться хотя бы этих четырёх пунктов, Вашему телу уже станет гораздо легче жить. Выполнение этих условий – фундамент

«Голодание, или разгрузочно-диетическая терапия (РДТ), - очень сильный терапевтический метод, способный излечить тяжелые телесные и душевные недуги, - считает старший научный сотрудник НИИ психиатрии Мин-здрава РФ Валерий Гурвич . - Но применять его должны исключительно врачи - специалисты по РДТ. Самодеятельность крайне опасна».

Сильнее скальпеля

Понятие лечебного голодания ассоциируется с Полем Брэггом и Гербертом Шелтоном. В Россию эта мода пришла в 70-х годах. И адепты Шелтона не подозревали, что в Москве давно существует научная , которую создал доктор медицинских наук, психиатр Юрий Николаев.

«Россия по-прежнему лидер в научном изучении голодания», - говорит Валерий Гурвич (он ученик профессора). По его словам, лучшие школы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии, Ростове-на-Дону, Тюмени.

До конца не изучена. Но никто не сомневается, что самый главный момент - переход на эндогенное питание. Запасы животного сахара - гликогена - иссякают на второй день, и организм начинает расщеплять жир. При этом отложившиеся в жировой ткани токсические вещества - консерванты, лекарства, красители - выходят в кровь. Нужно быть готовым к головной боли, тошноте, чувству слабости и недомоганию. Обострившееся обоняние (невыносимыми становятся привычные ароматы), запах ацетона изо рта, обложенный неприятным налетом язык - обязательные спутники очищения организма. Чтобы уменьшить самоотравление, применяются клизмы и душ. Те же, кто сумел пережить кризис, будут вознаграждены. Где-то на 10-й день резко наступает улучшение. Появляется блеск в глазах, энергия бьет ключом. Человек легко переносит голодание до тех пор, пока в организме есть запасы жира и белка. В первую очередь «проедается» больная ткань - опухоли, спайки, рубцы.

Войти и выйти

Самое важное - тщательно соблюдать правила выхода из РДТ.

«На него необходимо затратить столько дней, сколько шло само , - напоминает Валерий Гурвич. - Применяют свежие, поначалу разбавленные фруктовые и овощные соки, потом добавляют каши, овощные отвары, кефир».

В это время полностью исключаются мясо, яйца и рыба. Во время РДТ желудок и кишечник не сокращаются, а печень и поджелудочная железа не вырабатывают ферменты. Если сразу съесть белковую пищу, она будет разлагаться в желудке, не перевариваясь, что приведет к отравлению организма. Возможен смертельный исход.

РДТ оказалась настолько успешной, что была официально утверждена Минздравом как метод лечения душевных заболеваний, в том числе шизофрении, эпилепсии и депрессий.

И телесные недуги. Его применяют при гипертонической болезни и астме, заболеваниях органов пищеварения и сахарном диабете, артритах и артрозах. Считается, что при голодании в мозге формируется доминанта, которая вытесняет болезненную симптоматику. Можно сказать, что организм «перезагружается». После выхода из голодания он начинает работать, не вспоминая о болезни. Правда, если человек болеет давно и тяжело, единоразовое голодание его не излечит, но состояние улучшит. Чтобы поддержать эффект, понадобится голодать повторно. По скольку дней и сколько раз в год, решит врач.

В старину люди на Руси хорошо знали, что такое пост. В наши дни это понятие утрачено или сильно искажено, и сейчас многие люди не понимают сути Православного поста, сводя его к простому воздержанию от определенных видов пищи. А есть такие, которые путают понятие поста и диеты или даже голодания. В этом немалую роль играют различные книги современных авторов, в которых смешаны совершенно несовместимые понятия. Так, на научной конференции «Традиционная медицина и питание» в 1994 г. был зачитан доклад «Значение кратковременных постов для лечения простудных заболеваний» - очевидно неправильное употребление ставшего модным слова «пост» . Попробуем разобраться, что же такое пост и лечебное голодание.

В медицине существует понятие «лечебное голодание». Это немедикаментозный метод лечения некоторых заболеваний, который возможен только при участии специалиста. Голодание с лечебной целью известно с глубокой древности, к нему прибегали еще Пифагор, Сократ, Гиппократ и Авиценна. В Средние века идею голодания поддерживали Парацельс и Ф.Гоффман. В России идеи лечебного голодания получили развитие в середине XVII в. В начале ХХ в. основоположником этого метода стал ученик С.В. Боткина профессор В.В. Пашутин.

С 1940-х гг. на практике успешно применялся метод разгрузочно-диетической терапии профессора Ю.С.Николаева (он и ввел термин РДТ). Согласно этой методике, популярной и сегодня, проходит лечение нервно-психических заболеваний, алкоголизма, астмы, гипертонической болезни, больных с непереносимостью медикаментов. По словам самого Ю.С.Николаева, РДТ - «не специфический метод для какой-либо болезни или группы заболеваний. Это метод общеукрепляющий, мобилизующий защитные силы организма, и поэтому имеющий широкий круг показаний» . Но в книге данного автора снова можно наблюдать смешение понятий поста и лечебного голодания (диетического питания). Далее он пишет: «В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях… Сергий Радонежский очень часто голодал сам. …Пост, по существу, являлся выражением народной мудрости, подсказанная инстинктом необходимость периодического очищения организма помогала сохранять здоровье» . Остается гадать, как «сохраняли здоровье» и «очищали организм» на Руси до принятия христианства с его системой постов? Кроме того, система Николаева - не совсем научный метод, это, скорее, натуропатия, призывающая вернуться к «природе», отдающая предпочтение натуральной, не прошедшей химической обработки, пище, видящая причину болезней в «отходе от природы и нарушении ее законов» . Это уже совсем далеко от Православного вероучения, тем более от православного понятия поста.

Медицинское лечебное голодание бывает полное («влажное») и абсолютное («сухое»); частичное («недоедание») лечебного значения не имеет. Наиболее распространена и изучена методика полного («влажного») голодания. «Сухое» голодание, без употребления воды, проводится реже и ограничено по срокам. У лечебного голодания есть свои границы. Так, потеря массы тела не должна составлять более 20–25%, срок голодания - не более 40 суток, крайний возраст голодающих - от 17 до 60 лет. При РДТ активизируются выделительные системы организма, регулярно проводимые процедуры очищения обеспечивают выведение токсинов. Происходят изменения в обмене веществ, начинают расходоваться «внутренние резервы». Одно из важнейших условий РДТ - правильный «выход из голодания», т.е. строго постепенное восстановительное питание. К проведению РДТ есть противопоказания, поэтому заниматься «самодеятельностью» здесь недопустимо.

Как видим, методика РДТ является научно обоснованной и проводится в специализированных клиниках под наблюдением специалистов. Однако существуют еще различные авторские методики, из которых наибольшую известность получили системы оздоровления и голодания П.Брэгга, Г.С.Шаталовой и Г.П.Малахова.

Поль С.Брэгг - американский врач (1881–1970). Основное значение в оздоровлении человека он придавал лечебному голоданию и правильному питанию. У нас вышла его книга «Чудо голодания», имевшая широкий резонанс. Оптимальной для здоровья человека Брэгг считал диету с вегетарианской направленностью, основу которой составляют овощи и фрукты, потребление мяса и яиц ограничено, не рекомендуются колбасы и консервы - все, что содержит пищевые красители и консерванты. Сахар заменяется медом и соками, соль исключается из рациона полностью. При некоторых заболеваниях Брэгг рекомендует суточное - 24-часовое - полное воздержание от пищи, раз в три месяца голодание в течение 3 суток, раз в году - 7–10 дней.

С медицинской точки зрения, система П.Брэгга содержит много спорных моментов. Рекомендованные им краткие голодания не ведут к перестройке организма на внутреннее питание и не могут иметь лечебного эффекта, способствуя, скорее, простому «отдыху» желудочно-кишечного тракта. Также недостаточно внимания он уделил очистке организма во время голодания и правильному «выходу» из него. Да и вообще система Брэгга практически неприменима в наших условиях лимитированного режима труда, ограниченного выбора растительной пищи и повышенном содержании в ней токсинов.

Также можно усмотреть в системе П.Брэгга множество пунктов, не соответствующих Православному вероучению. В своих «заповедях» и «моральных установках» он раскрывает мировоззрение, чуждое Православию по своему духу. Так, желающий очистить организм должен: «…почитать свое тело как величайшее проявление жизни… посвятить годы преданному и бескорыстному служению своему здоровью… содержать свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными». На время проведения голодания Брэгг рекомендует удаляться ото всех, отгораживаться от внешнего мира, никому не говорить о своем воздержании, чтобы «избежать влияния чужих отрицательных мыслей» . Сам П.Брэгг в предисловии к своей книге говорит, что он выступает в ней «как учитель, а не доктор» . Звучит призыв «следовать естественным законам жизни», т.е. в культ возводится природа. Брэгг настаивает на необходимости «культивировать положительные мысли… Считайте ваши мысли реальной силой. При помощи голодания вы можете создать из себя того человека, которым хотели бы быть» (Чудо голодания»). Это уже можно отнести к методикам визуализации, а самому автору поставить в вину то, что он выходит за рамки научно-популярной работы о физическом здоровье и претендует на некий контроль сознания читателей, навязывая им разные мистические воззрения. В книге идет речь о некой «жизненной силе», а главной заботой голодающего признается продление человеческой жизни. Однако в Православии причиной смерти является не нарушение законов природы, а грех - нарушение связи человека со своим Творцом . Смешивая понятия диеты, голодания и поста, П.Брэгг приводит в пример «лечебного голодания» Моисея, Давида и Самого Христа, что, конечно, исходит от полного непонимания им сути поста как аскетического подвига. Также мы знаем, что жизненной силой для христианина является Божественная благодать (Деян.17:28), которая не зависит от свойств съедаемой пищи. Христианин не возводит здоровье тела в культ, что делает П.Брэгг; мы помним, что не тело существует для пищи, а пища для тела. Таким образом, можно сделать вывод, что система П.Брэгга по своей сути не приемлема для православного человека.

Еще один автор популярной методики оздоровления организма с применением голодания и диет - Галина Сергеевна Шаталова (род. в 1916 г.), кандидат медицинских наук. Здесь уже налицо обращение к «солнечной энергии продуктов». Из рациона предлагается полностью исключить мясные и молочные продукты (мясо считается источником бед, вроде акселерации у детей, а молоко и вовсе вредит здоровью, после 3 лет организм в нем больше не нуждается), питаться овощами, травами, фруктами, собранными по сезону. Желательно при этом употреблять те плоды, которые выросли «в вашей климатической зоне» . Однако эксперты ВОЗ установили, что человеку необходим животный белок в количестве не менее 1 г на 1 кг, иначе в организме начинаются нежелательные изменения. Также Г.С.Шаталова рекомендует «пережевывать пищу не менее 50 раз», «не смешивать растительную и животную пищу», «не разогревать остывшую пищу повторно», не пользоваться сковородками и скороварками.

Если пристальнее приглядеться к этой системе, то можно найти здесь те же антихристианские элементы обожествления природы, которые присутствуют в системах Брэгга и рассуждениях Николаева. По словам Г.С.Шаталовой, ее система основана на «нерасторжимом единстве человека и природы Земли, Вселенной в целом. Мысль о разумном начале Природы высказывалась еще в глубокой древности» . По признанию самой Шаталовой, ее система основана на восточных учениях о здоровье человека (в т.ч. йога, цигун) и опыте «народных целителей» (например, П.Иванова), т.е. далека от традиционной медицины. Болезнь, по мнению Шаталовой, это нарушение связи «человек-природа», а ее лечение, соответственно, будет заключаться в восстановлении этой связи. Пост же рекомендуется как составная часть видового (т.е. раздельного) питания. На первом месте в системе естественного оздоровления стоит «достижение положительного психического настроя». Сама же система открыто декларируется как «переход на другой образ жизни, жизни в единстве и гармонии с природой и самим собой» .

Еще одной популярной в нашей стране методикой является методика «раздельного питания», популяризатором которой выступал американский врач Герберт Шелтон (1895–1985). Он написал книгу «Ортотрофия. Основы правильного питания», в котором изложил свои взгляды на проблему правильного рациона человека. Однако при пристальном рассмотрении оказывается, что эта система ошибочна и построена на незнании процессов пищеварения. Так, предполагается, что переваривание белков происходит в кислой среде желудка, а углеводов - в щелочной, зелень и фрукты перевариваются в любой среде и со всем «совместимы». Но эти представления неверны! В желудке пища, во-первых, перемешивается под влиянием перистальтики, а во-вторых, переваривание происходит в тонком кишечнике, где среда щелочная, в желудке же идет только подготовка белков к этому процессу. Также следует учесть еще один важный момент - не существует «монопродуктов», т.е. белков и углеводов в чистом виде, к таковым можно отнести только соль, сахар и масло, остальные состоят из гармонической смеси разных веществ. Т.о., утверждения Шелтона несостоятельны с медицинской точки зрения. У системы раздельного питания есть два недостатка: психологический дискомфорт (боязнь съесть что-нибудь «не то») и перестройка выработки ферментов (при систематическом следовании системе), так что в определенное время вырабатываются только определенные ферменты для переваривания белковой или углеводной пищи. Сбой в питании при этом может повести за собой очень серьезные последствия и грозить жизни человека. Система Шелтона была разработана в южных штатах США, рацион жителей которых был перегружен мясными продуктами, так что это привело к серьезным проблемам с пищеварением. Однако в России потребление мяса гораздо меньше (ок. 62 кг в год против 180 кг). Вместо раздельного питания достаточно снизить уровень потребления белка до 100 г в сутки.

Энциклопедия обрядов и обычаев.
Медико-гигиенические аспекты питания во время постов (meat.ru).
Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов, В.Г.Черкасов. Голодание ради здоровья. - М., 1988.
Лечебное голодание. Методические рекомендации врачам (lenmed.spb.ru).
Ю.Н.Кудрявцев, канд.мед.наук. Критический анализ метода П.Брэгга (abgym.ru).
П.Брэгг. Чудо голодания (lib.ru).
«Чудо голодания» как восьмое чудо света (tvplus.dn.ua).
Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. - М., 2002.

Голодание как религиозный обряд издавна практиковалось «во исполнение некоторых благодеяний». Религиозное голодание имеет древнее происхождение, уходящее в предысторию. Частичное или полное воздержание от пищи или от определенных видов пищи в установленные периоды времени существовало в Ассирии, Персии, Вавилоне, Скифии, Греции, Риме, Индии, Палестине, Китае, в Европе среди друидов и в Америке среди индейцев. Это была широко распространенная практика, часто используемая как средство покаяния, при трауре и в качестве подготовки к участию в таких религиозных ритуалах, как крещение и причастие.

На самой заре цивилизации древние таинства, тайное поклонение или религия, тысячелетия процветавшие в Египте, Индии, Греции, Персии, Фракии, Скандинавии, у готов и кельтов, предписывали и практиковали голодание. Религия друидов среди кельтских племен требовала длительного переходного голодания и молитв прежде, чем посвященный мог продвинуться дальше. В религии Митры (древний Иран) требовалось голодание из пятидесяти дней. Фактически голодание было общим для всех таинств, которые были сходными с таинствами древнего Египта и, возможно, от них происходили. Говорят, что Моисей, который был обучен «всей мудрости Египта», голодал более 120 дней на горе Синай. Таинства Тира, которые были представлены в Иудее тайным обществом, известным под названием «ессеи» (hessenses), также предписывали голодание. В I веке нашей эры в Александрии существовала секта евреев-аскетов, которые назывались «терапевты» (therapeute), напоминали ессеев и многое заимствовали из Каббалы и из пифагорийской и орфической систем. Терапевты обращали большое внимание на больных и очень высоко ценили голодание как лечебную меру. О голодании довольно часто упоминается в Библии, где зафиксированы несколько голоданий большой длительности: Моисей - 40 дней (Исход, 24:18, 34:28), Илия - сорок дней (Первая Книга Царств), Давид - семь дней (Четвертая Книга Царств), Иисус - сорок дней (Евангелие от Матфея, 4:2), Лука: «Пощусь дважды в неделю» (Евангелие от Луки, 18:12), «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея, 17:21). Библия предостерегает против голодания ради тщеславия (Евангелие от Матфея, 6:17,18). Она также советует святым отцам не носить печального выражения лица (Евангелие от Матфея, 6:16), а искать удовольствие в голодании и исполнении своей работы (Книга пророка Исаии, 58:3), посты должны быть постами радости (Книга пророка Захарии,8:19).

Мы вполне можем предположить, что некое великое добро было целью многих голоданий, упомянутых в Библии, даже если (можно считать это) они не всегда предназначались для «исцеления» от «болезней». Можно быть также уверенными в том, что у древних не было страха пред смертельным голодом в результате пропуска нескольких приемов пищи.

В течение двух тысяч лет христианская религия рекомендовала «молитву и пост», и тысячи проповедников излагали историю о сорока днях голодания в пустыне. Религиозные посты часто практиковались в раннем христианстве, в средние века. Томмазо Кампанелла рассказывает, что болезненные монахини в периоды своих истерик нередко искали спасение в голодании «семь раз по семьдесят часов» или в течение двадцати одного с половиной дня. Джон Кальвин и Джон Уэсли - оба решительно настаивали на голодании в качестве благотворной меры как для знати, так и для простого народа. Среди ранних христиан голодание было одним из обрядов очищения. До сих пор голодание является обычной практикой среди народов Дальнего Востока, особенно среди индийцев Восточной Индии. Хорошо известны многочисленные голодовки Ганди.

Члены раннехристианской церкви, на которых была наложена епитимья, часто удалялись в пустыню на месяц или два, чтобы побороть соблазны. В это время они пили воду из старой дряхлой посудины, и прием даже просяного зернышка рассматривался ими как нарушение обета и разрушал достоинства раскаяния. В конце второго месяца «исхудалые и от мира отрешенные» обычно имели достаточно сил, чтобы вернуться домой без посторонней помощи.

Автор книги «Пилигрим Сильвий», описывая Великий Пост в Иерусалиме при посещении его около 386 года н. э., отмечает: «Во время Великого Поста они полностью воздерживались от всякой пищи, за исключением суббот и воскресений. Они ели в поддень в воскресенье и после этого не принимали ничего вплоть до утра следующей субботы. И так на протяжении всего Великого Поста». Хотя католическая церковь и не имеет закона, требующего голодания, в прошлом оно добровольно практиковалось многими католиками. Эта церковь рассматривает воздержание - полное или от предписанной пищи - в качестве покаяния. Она также учит, что Иисус голодал, дабы обучать и поощрять веру в практику покаяния.

Римская церковь имеет как «дни голода», так и «дни воздержания», что необязательно одно и то же. «Закон воздержания» имеет основой дифференцирование пищи и регулирует не количество, а качество разрешенной пиши. Он закрепляет прием мяса или мясного бульона, но не яиц, молока или приправ любого вида, даже из животного жира. В голодании правило церкви гласит: «Что образует голодание - так это лишь один прием пищи в день». В древности строгое голодание соблюдалось до захода солнца. Ныне полный прием пищи может быть в любое время после полудня или, как считают признанные церковные авторы, вскоре после него. Некоторые даже полагают, что полный прием пищи может быть в любое время суток. Однако этот один полный прием пищи за двадцать четыре часа не запрещает приема какой-нибудь пищи утром и вечером. Фактически «местный обычай», который часто есть некое неясное выражение, исходящее от местного священнослужителя, определяет, какую дополнительную пищу можно принимать ежедневно. В Америке правило заключается в том, чтобы утром прием пищи не превышал двух унций хлеба, в Вестминстере (Англия) лимитом являются три унции хлеба. Конечно, такого рода «голодание» не то, что мы имеем в виду под действительным голоданием, ибо таким образом человек может есть достаточно для того, чтобы потолстеть. Не могут гигиенисты принять и так называемый моральный принцип Римской Церкви - «парвум про нихило репутатур» и «не потус нокеат»: «малое считается ничем», дабы «питье, не сопровождаемое ничем твердым, не стало вредным». Мы считаем, как это заявил и Пейдж, что малые дробные приемы пищи не являются голоданием.

Великий Пост у католиков - это лишь период воздержания от определенных видов пищи, хотя некоторые из них используют этот период для голодания. Древняя практика голодания до заката солнца с последующим пиршеством сходна с практикой мусульман - их так называемым постом во время Рамадана. В этот период они не едят, не имеют права пить вино, курить с восхода до заката солнца. Но как только солнце заходит, они начинают курить и пировать. Ночная пирушка компенсирует их дневное воздержание. В городах идут ночные карнавалы, рестораны освещены, улицы заполнены кутилами, базары - в иллюминации, и уличные торговцы лимонадом и сладостями торжествуют. Богачи просиживают всю ночь, принимают и отдают визиты, устраивают приемы. После дней такого пиршества и веселья люди отмечают завершение месяца «голодания» праздником Байрам.

Когда нам говорят, что Архангел Михаил явился к некоему священнику из Сиппонте после того, как последний голодал в течение года, мы должны понимать, что священник этот воздерживался тогда не вообще от пищи, а от некоторых ее видов. Это лишь религиозное применение данного термина, за которым скрываются многие из дошедших до нас рассказов о религиозных постах; мы не всегда уверены, что человек воздерживался от пищи, вероятно, он просто воздерживался от приема определенных предписанных ее видов.

Когда религия обязывает людей воздерживаться от мяса в определенные дни недели для снижения их «животного аппетита», но разрешает пить вино, свободно потреблять рыбу (которая тоже мясо), к коей добавляются острые и стимулирующие соусы, какие добавляются к яйцам, омарам и моллюскам, то это явно является отказом от того, что, возможно, изначально являлось здравым взглядом диететики и соблюдением суеверного ритуала. Когда мусульманам запрещают пить вино, но позволяют отравлять себя безграничным потреблением кофе, табака и опиума, то это, определенно, отход от прежнего правила, направленного против опьянения всякого рода. Если во время Рамадана мусульманин обязан не прикасаться ни к твердой, ни к жидкой пище с восхода до заката солнца, но имеет право погрязнуть в обжорстве, пьянстве, распущенности с захода и до восхода солнца, то какая же от этого польза? Здесь мы имеем только символическое воздержание, просто ритуал или церемониальный обряд, который лишь слабо имитирует то, что первоначально было здоровой практикой.

Дело в том, и это должно быть ясно мало-мальски думающему, что в законе Природы нет ничего, что допускает какие-либо нарушения или отклонения от трезвости, воздержания, умеренности и праведного поведения. Законы Природы не указывают ни на какие-то специфические дни или определенные количества дней для особых постов или особых периодов воздержания от какой-то пищи или излишеств. По естественному закону, голоданию надо следовать тогда, когда в нем есть потребность, и нужно от него воздерживаться, если такой потребности нет. Голод и жажду следует удовлетворять во все дни и во все времена года, и всегда они должны удовлетворяться здоровой пищей и чистой водой. Человек, который отказывается удовлетюрять нормальные потребности организма, подсказываемые жаждой и голодом, так же виновен в нарушении естественного закона, как и человек, истязающий свой организм излишествами.

В наше время христиане всех мастей и вероисповеданий редко подвергают себя настоящему голоданию. Большинство постов римской, православной и протестантской церквей являются всего лишь периодами воздержания от мясной пищи. Воздержание в дни «поста» от мясной пищи, но не рыбной, проводится, похоже, просто для того, чтобы содействовать рыбной и судостроительной отраслям промышленности.

Среди евреев голодание всегда означает полное воздержание от пищи, и, по крайней мере, один из дней голодания проводится с воздержанием также и от приема воды. Их периоды голодания обычно лишь очень краткие.

Хотя индусский националистический лидер Ганди полностью понимал гигиеническую пользу голодания и часто голодал с гигиеническими целями, однако большая часть его голодовок была голодовками «очищения», покаяния и политическим средством, с помощью которого он заставлял Англию согласиться с его требованиями. Он голодал даже во имя очищения Индии, а не только его личного очищения. Голодовки «самоочищения» из нескольких дней - частое явление в Индии. Несколько лет назад лидер индийской социалистической партии Джаяпракашан Нараин предпринял голодовку в двадцать один день, чтобы дать себе возможность лучше выполнять свои собственные задачи в будущем. Он провел это очистительное голодание в клинике естественного лечения под наблюдением человека, который наблюдал за несколькими голодовками Ганди.

Голодание составляло часть религиозных обрядов у ацтеков и толтеков в Мексике, у инков в Перу и среди других американских народностей. Голодание практиковали жители тихоокеанских островов, голодание отмечено в Китае и Японии даже до их контактов с буддизмом. Голодание сохранилось в Восточной Азии и там, где распространены брахманизм и буддизм.

По словам доктора Бенедикта, многие зафиксированные случаи длительных и более или менее полных религиозных голоданий несколько «затуманены суеверием и обнаруживают отсутствие четкого наблюдения за ними, поэтому не представляют для науки никакой ценности». Хотя я и соглашусь, что их ценность для науки ограничена, но не согласен, что они лишены всякой ценности. Они, определенно, имеют ценность, подтверждая возможность воздержания от пищи длительное время в различных жизненных обстоятельствах. Суть в том, что у ученых так мало наблюдений за голодающими, что их взгляды на процесс голодания столь же путаные, как и рассказы самих голодающих.

ГОЛОДАНИЕ КАК МАГИЯ

С голоданием как магией мы не имеем ничего общего, разве только для изучения этого феномена. Голодание у племен, например у американских индейцев, с целью отвести от себя грозящую опасность, или у Ганди для очищения Индии есть использование голодания в качестве магического средства. У американских индейцев голодание широко применялось в частных и общественных церемониалах. В Меланезии требуют голодания от отца новорожденного. У многих племен голодание часто является частью ритуала посвящения в возраст мужчины и женщины или во имя священных и ритуальных актов. Семидневное голодание Давида (как описано в Библии) во время болезни сына являлось магическим голоданием. Церемониальное голодание в некоторых религиях также можно назвать магическим. При внимательном рассмотрении различия между магическим голоданием и голодовкой протеста, как, например, при стачках, можно сказать, что магическое голодание проводится для достижения какой-то желанной цели вне личности самого голодающего. Нас интересуют подобные голодания просто как еще одно свидетельство того, что человек, как и низшее животное, может голодать длительное время и делать это не только без вреда для себя, но с явной пользой.

ГОЛОДАНИЕ КАК ДИСЦИПЛИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР

Как говорит доктор У. Готшелл, «в голодании нет ничего нового. У древних оно признавалось как прекрасный метод достижения и поддержания лучшей умственной и физической активности. Два величайших греческих философа и учителя Сократ и Платон регулярно голодали по десять дней за один раз. Регулярно голодал другой греческий философ, Пифагор, который до экзамена в Александрийском университете проголодал сорок дней. Он требовал от своих учеников до поступления в его класс сорокадневного голодания». В работе «История индейцев чекто, чикасо и натчес» X. Кашман рассказывает, что воин и охотник племени чекто «часто проводил длительные голодания», дабы тренировать себя, чтобы «выдержать голод».

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ И ЕЖЕГОДНЫЕ ГОЛОДАНИЯ

В Евангелии от Луки упоминается о практике однодневного голодания каждую неделю, которая в его дни была, видимо, очень распространена. Периодическое голодание практиковалось многими народами и отдельными лицами. Утверждают, что древние египтяне имели обычай голодать короткое время - около двух недель каждое лето. Многие делают это и сегодня; ежегодно они голодают раз или два. Другие следуют обычаю упомянутого Луки, голодая по одному дню каждую неделю. Другие голодают каждый месяц по три-пять дней. У разных людей практика периодического голодания принимает разные формы. Обычно это всего лишь краткие голодовки, но они всегда приносят отчетливую пользу.

ЗАБАСТОВОЧНЫЕ ГОЛОДОВКИ

Такие голодовки стали очень частыми за последние сорок лет. Вероятно, самыми знаменитыми из них были голодовки протеста Ганди и Максуини и его политических соратников в Корке (Ирландия) в 1920 году. Иосиф Мэрфи, который начал голодовку с Максуини, умер на 68-й день голодания, Максуини - на 74-й день. Пожилые читатели вспомнят, что несколько лет назад, когда суфражистки Англии проводили забастовочные голодовки, их насильно кормили, что было очень болезненно, хотя в то же время было много разговоров о том, что им позволяли в тюрьме голодать до истощения. С тех пор, как Ганди начал популяризировать эту практику, число мужчин и женщин, которые голодали в Индии в основном в знак протеста против какого-то притеснения, составляет многие тысячи. Во многих случаях проводились массовые голодовки в крупном масштабе. Большинство их продолжалось всего по нескольку дней, но в некоторых случаях они объявлялись «голодовками до смерти», пока цель не будет достигнута. До сих пор каждая голодовка прерывалась до смертельного исхода обычно благодаря настойчивым просьбам родственников, друзей, врачей прекратить ее. Одна из голодовок «до смерти», которая не зашла так далеко, была проведена лидером рабоче-крестьянской народной партии Индии Шиббан Лал Саксеной. Сорокадневную голодную забастовку провел Рамчандра Шарма, тридцатишестидневную - Свами Ситарам. Все эти голодовки носили характер политических забастовочных голодовок.

Политические голодовки не обходятся без юмористической нотки. 2 октября 1961 года средства массовой информации сообщили о голодовке сикхского лидера Тара Сингха с требованием о создании отдельного штата сикхов в Пенджабе (Индия). В тот же день аскет и религиозный лидер Хожрадж Сурвадев семидесяти шести лет начал свою голодовку в знак протеста против требований сикхов иметь свой штат. Обе голодовки нейтрализовали друг друга, хотя, явно сохранив статус-кво, Сурвадев выиграл состязание. Надо признать, однако, как я думаю, что борьба подобного рода менее обременительна для народа и обходится меньшим кровопролитием, нежели традиционная кровавая революция.

Четыре голодовки Ганди были, как правило, протестами против британской политики в Индии, хотя иногда он голодал для очищения Индии из-за ошибок, которые та допускала. Но он был хорошо знаком с гигиенической пользой голодания и был в курсе литературы по этому предмету. Его самое длительное голодание продолжалось двадцать один день. Во всех частях мира многие мужчины и женщины проводили забастовочные голодовки более или менее длительное время.

«ЭКСГИБИЦИОНИСТСКИЕ» ИЛИ ТРЮКОВЫЕ ГОЛОДАНИЯ

Существовали люди, которые были более или менее профессиональными голодальщиками и голодали ради шоу и получения денег. Они голодали на публике и взимали плату с наблюдавших за их голодовкой. Таковы были, например, Сакки и Мерлатги в Италии, а также Жакес. В 1890 году Жакес проголодал в Лондоне 42 дня и в 1891 году там же 50 дней. В Эдинбурге в 1880 году он же голодал 30 дней. Мерлатги голодал 50 дней в Париже в 1885 году, а Сакки провел несколько длительных голоданий с этой же целью от 21 до 43 дней. Одну из его голодовок тщательно анализировал известный итальянский специалист по питанию профессор Лючиани.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГОЛОДАНИЯ

Экспериментальных голоданий, в которых участвовали и мужчины, и женщины, вероятно, больше, чем мы думаем. Несколько лет назад профессора Карлсон и Кунде (Чикагский университет) провели несколько подобных опытов. Их голодания были относительно недолгими. Незадолго до своей смерти Карлсон провел несколько экспериментальных голоданий с пациентами и сам имел несколько коротких. Был проведен ряд экспериментальных голоданий большой длительнссти. Так, профессор физиологии Луиджи Лючиано (Римский университет) изучал тридцатидневное голодание. Директор Императорской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге В. Пашутин осуществил ряд экспериментов на животных и исследовал смертельные случаи от истощения у человека, опубликовав результаты исследований в работе «Физиология патологии при истощении». Несколько лет назад доктор Фрэнсис Дж. Бенедикт (Институт Карнегк) опубликовал книгу «Метаболизм истощения».

Несмотря на тщательность наблюдений за ходом экспериментальных голоданий и применение различных тестов и измерении, эти эксперименты дали очень мало результатов, ибо они базировались на краткосрочных голоданиях, самое длительное из которых было семь дней. В первые несколько дней голодания наблюдаются самые тяжелые беспокойства, так что результаты этих коротких голоданий вводили в сильное заблуждение или, как говорит профессор Леванзин, «та большая книга, на которую институт Карнеги потратил шесть тысяч долларов, не стоит бумаги, на которой она напечатана». А изучение доктором Бенедиктом прежних экспериментов с голоданием посвящено голоданиям здоровых людей, что может пролить лишь немного света на значение голодания при болезни.

В 1912 году профессор Агустино Леванзин (Мальта) прибыл в Америку для изучения профессором Бенедиктом голодания самого Леванзина длительностью в тридцать один день. Это голодание началось 13 апреля 1912 года при весе голодающего «немногим более 132 фунтов, нормальном, по стандартам Йельского университета, и при росте пять футов шесть с половиной дюймов».

Леванзин считает, что это важный показатель при каждом голодании. Профессиональные голодалыцики, подобно животным в состоянии зимней спячки, обычно переедают, прежде чем начинают голодание, и накапливают большое количество жира и других запасов. Он полагает, что благодаря этому длительные голодания, до того исследованные, происходили за счет жира, а не всего организма. Он попытался обойти эту «ошибку*, начав голодание при «нормальном» весе тела. По его мнению, длительность голодания не имеет значения, если оно начато не при нормальном весе тела. Он считает, что человек может потерять шестьдесят процентов своего нормального веса без всякого риска умереть или нанести вред своему организму, ибо наибольшую часть обычного веса тела составляют пищевые излишки. «В начале голодания мой точный вес был немногим более 60,6 кг. В конце тридцатиоднодневного голодания я весил едва 47,4 кг, т.е. потерял 13,2 кг. Во время голодания измерялись пульс, кровяное давление, частота и объем дыхания, брались пробы крови, производились измерения тела, анализ мочи, проверялся рост волос, не говоря уже о бесчисленных ежедневных наблюдениях за моим умственным и физическим состоянием».

ГОЛОДАНИЕ В СЛУЧАЯХ, КОГДА ПИТАНИЕ НЕВОЗМОЖНО

Существуют патологические состояния, когда питание невозможно. Такие состояния, как рак желудка, разрушение желудка кислотами, другими факторами, делает далее невозможным прием пищи. Люди в подобных состояниях часто на длительное время перестают есть прежде, чем, наконец, умирают. О нескольких таких случаях будет сказано ниже в тексте по ходу нашего исследования. В некоторых случаях невроза желудка происходит рвота пищей сразу же после ее приема, или же она проходит в тонкий кишечник с почти равной ее приему скоростью и выходит из организма неусвоенной. Такой больной, хотя и ест, но практически лишен питания. И подобное состояние может длиться долго.

ГОЛОДАНИЕ МОРЯКОВ И ПАССАЖИРОВ ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕНИИ

Потерпевшие кораблекрушение моряки, а также летчики, упавшие в море, во многих случаях вынуждены длительное время существовать без пищи и часто без воды. Многие пережили длительные периоды без пищи в суровых условиях, продиктованных пребыванием в море. Многие подобные случаи во время последней войны широко освещались в печати.

ПОГРЕБЕННЫЕ ШАХТЕРЫ

Зачастую при шахтных обвалах один или несколько шахтеров оказываются погребенными на более или менее длительное время, в течение которого они остаются без пищи и часто без воды. Их выживание, пока их не спасут, зависит не от пищи, а от воздуха. Если запасы кислорода иссякают прежде, чем спасатели доберутся до них, они погибают, в остальных случаях они выживают и без пищи. Погребенный шахтер подобен животному, захороненному в снежном сугробе на дни и недели. И он способен прожить длительное время в таких условиях и выжить, как это животное.

ГОЛОДАНИЕ ПРИ БОЛЕЗНИ

Установлено, что голодание ради облегчения человеческих страданий практиковалось непрестанно в течение десяти тысяч лет. Несомненно, что оно применялось с того времени, как человек впервые заболел. Голодание было частью целительной методы в древних храмах Эскулапа за 1300 лет до Иисуса. Мифический греческий «отец медицины» Гиппократ, видимо, предписывая полное воздержание от пищи при активизации «болезни» и особенно в ее кризисный период, в прочих же случаях скромную диету. Тертуллиан оставил нам трактат по голоданию, написанный около 200 года н. э. Плутарх говорил: «Вместо приема лекарства лучше проголодай день». Великий арабский врач Авиценна часто рекомевдозал голодание в течение трех недель и более. Я думаю, несомненно, человек, подобно животным, всегда голодал при остром заболевании. В более поздние времена медицина наставляла больных, что они должны есть для поддержания силы и что, если они не будут питаться, их сопротивляемость упадет, и они ослабнут. За всем этим стоит идея, будто если больной не будет есть, он наверняка умрет. Но истина в обратном: чем больше он ест, тем более вероятности, что умрет. В работе «Питание ради укрепления» выдающийся гигиенист прошлого века М.Л. Холбрук писал: «Голодание - это не какой-то хитрый трюк духовенства, а самое мощное и безопасное из всех лекарств». Когда животные болеют, они отказываются от пиши. Лишь после того, как они выздоровели, и не раньше, они принимаются за еду. Для человека так же естественно отказываться от пищи при болезни, как это делают животные. Его естественное отвращение к еде - это надежный указатель на то, чтобы не есть. Антипатии и нерасположение больного, особенно к пище, шуму, движению, свету, душному воздуху и др., нельзя легкомысленно игнорировать. Они выражают защитные меры больного организма.

ГОЛОД И ВОЙНА

Война и голод, вызванный засухой, вредителями - насекомыми, наводнениями, буранами, землетрясениями, морозами, снегопадами и т.д., часто лишали целые народы пищи на длительное время, так что они были вынуждены голодать. Во всех этих случаях у них были ограниченные запасы продовольствия, а в отдельных случаях долгое время вообще не было пищи. Способность человека голодать, даже длительное время, оказывается, как у низших животных, важным Средством выживания при подобных обстоятельствах. Такие продолжительные периоды лишений в прошлом были более частыми, чем сегодня, когда современный транспорт и средства коммуникаций доставляют людям в районы голода питание за очень короткое время.

ГОЛОДАНИЕ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТРЕССАХ

Горе, волнение, гнев, шок и прочие эмоциональные раздражения почти так же чреваты снижением желания есть и практической невозможностью усвоения пищи, как и боль, лихорадка и сильное воспаление. Отличным примером этого является случай с молодой женщиной из Нью-Йорка, несколько лет назад пытавшейся утопиться и после спасения ее двумя моряками объяснявшей, что когда ее любимый, который был в порту два дня, не позвонил ей, чтобы встретиться, она подумала, что обманута. Ее другу-моряку, задержавшемуся на службе и не имеющему возможности встретиться с ней, разрешили ее навестить в больнице. Он, в частности, спросил ее, когда она ела. И та ответила: «Со вчерашнего дня, Билл, ничего не могла есть». Ее страдание, ощущение утраты привели к остановке пищеварительных секреций и потере желания есть.

ГОЛОДАНИЕ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Психически больные обычно проявляют сильное отвращение к пище, и если их насильно не накормят, они часто длительное время обходятся без еды. В учреждениях, где содержатся и лечатся умственно больные, пациентов обычно кормят насильно и часто очень грубыми методами. Это отвращение к пище у психически больных является, несомненно, инстинктивным позывом, движением в правильном направлении. В работе «Естественное лечение» доктор Пейдж приводит очень интересный случай с пациентом, который восстановил свое психическое здоровье, проголодав сорок один день после того, как прочее лечение потерпело полный провал. Психически больной молодой человек, который находился под моим наблюдением, голодал тридцать девять дней и наутро сорокового дня возобновил еду, сильно улучшив свое состояние. Я применял голодание при разных видах психических расстройств, и у меня нет сомнения в том, что это является инстинктивным средством, предназначенным для оказания помощи организму в его восстановительной работе.

СПЯЧКА У ЧЕЛОВЕКА

О возможной спячке у человека говорится, что это - «состояние, абсолютно не объяснимое никаким принципом». Тем не менее существует определенное число людей, которые проявляют в зимний период состояние, близкое к спячке. Это верно для эскимосов северной Канады, для некоторых племен северной России. Накапливая жир и зимуя, подобно медведю, только в гораздо меньшей степени, эскимосы доказывают, что у человека есть способность к спячке с согреванием себя, прижавшись друг к другу. И, мало двигаясь, они в долгое зимнее время обходятся половиной обычного пищевого рациона. С наступлением зимы эскимосы закутываются в свою меховую одежду «парка», оставляя в ней лишь некоторое отверстие для определенных физиологических нужд, и остаются в своих жилищах, питаясь сухой лососиной, морскими сухарями, мучными лепешками и водой. Проявляя малую физическую активность, они снижают затраты своей энергии, тем самым поддерживая запасы питательных веществ в организме на уровне, при котором нет опасности навредить себе.

ИНСТИНКТИВНОЕ ГОЛОДАНИЕ

Голодание - единственное среди всех прочих средств может претендовать на то, что является методом естественным. Это, несомненно, самый древний метод преодоления тех кризисов в организме, которые называют «болезнями». Он гораздо древнее самого человеческого рода, поскольку к нему инстинктивно прибегают больные и раненые звери. «Инстинкт лечения голодом, - пишет Освальд, - не ограничен нашими безмолвными друзьями - животными. Наш общий опыт - боль, лихорадка, желудочные и даже психические расстройства отбивают аппетит, и лишь неразумные няни-кормилицы пытаются игнорировать целесообразность природы в этом отношении». Доктрине о «тотальном лишении» обучают человека, чтобы внушить недоверие к побуждениям его естественных инстинктов, и хотя она медленно уходит даже из религии, но все еще, как и прежде, сильна в медицине. Инстинктивные побуждения игнорируются, и больных пичкают «хорошей питательной пищей», дабы «поддержать их силы». «Существует очень распространенная точка зрения, - пишет Дженнингс, - что отвращение к пище, которое характеризует все случаи острой болезни и прямо пропорционально серьезности ее симптомов, является одним из промахов Природы, требующих искусного вмешательства и, следовательно, насильственного кормления независимо от отвращения к нему». Доктор Шью заявлял: «Обычно при лечении болезней слишком часто боятся воздержания от пищи. У нас есть много оснований считать, что многие жизни были разрушены неразборчивым питанием, столь часто практикуемым среди больных». В человеческой сфере инстинкт преобладает лишь до той степени, какую мы допускаем.

Хотя одна из первых вещей, какую Природа сотворяет с человеком при острой болезни, - это прекращение всякого желания еды, доброхоты - друзья больного поощряют его к приему пищи. Они приносят ему вкусные соблазнительные блюда, дабы умилостивить его вкус и возбудить аппетит. Но самое большое, что им иногда удается, это заставить его съесть несколько кусочков. Невежественный врач может настаивать на том, чтобы тот ел «для поддержания сил». Но Мать-Природа, которая мудрее любого из живших когда-либо врачей, продолжает говорить: «Не ешь». Человек больной, не способный еще работать, жалуется на отсутствие аппетита. Ему больше не нравится пища. Это - следствие того, что его природные инстинкты знают, что питаться в этом случае обычным путем, значит усилить болезнь. Человек обычно полагает, что потеря аппетита - большая катастрофа, и стремится восстановить его. В этом ему помогают врач и друзья, которые так же ошибочно полагают, что больной должен есть, чтобы поддержать силы. Врач прописывает тонизирующее средство и закармливает больного и, конечно, ухудшает его состояние.

СПОСОБНОСТЬ К ГОЛОДАНИЮ И ВЫЖИВАНИЕ

Из вышеприведенного видно, что голодание человеком практикуется при столь же разных обстоятельствах, что и живыми существами более низших форм жизни, и по многим причинам адаптации и выживания. Голодание - это важная часть жизни человека вплоть до нынешнего времени, когда у нас существует фетиш и развилось смехотворное опасение перед лишением пищи даже на день. Совершенно очевидно,что способность обходиться длительное время без пищи столь же важна как средство выживания при многих условиях жизни человека, как и у низших животных. Вполне вероятно, что первобытный человек был вынужден даже чаще, чем современный, полагаться на эту способность, чтобы пережить периоды нехватки пищи. При острой болезни, в частности, способность длительное время обходиться без пищи имеет очень важное значение для человека, поскольку он, видимо, страдает от болезней гораздо больше, чем низшие животные. В этом состоянии, когда, как будет показано ниже, нет сил для переваривания и усвоения пищи, он вынужден опираться на свои внутренние запасы, что он, подобно низшим формам жизни, хранит внутри себя питательные резервы, которые могут быть использованы в чрезвычайной ситуации или при отсутствии поступления новых веществ.

| | |

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта