Аппаратчик химводоочистки: должностная инструкция, особенности обучения и отзывы. Профессия Аппаратчик. Описание профессии. Кто такой Аппаратчик. Описание профессии Профессия аппаратчик оператор
Главная » Расчет » Аппаратчик химводоочистки: должностная инструкция, особенности обучения и отзывы. Профессия Аппаратчик. Описание профессии. Кто такой Аппаратчик. Описание профессии Профессия аппаратчик оператор

Аппаратчик химводоочистки: должностная инструкция, особенности обучения и отзывы. Профессия Аппаратчик. Описание профессии. Кто такой Аппаратчик. Описание профессии Профессия аппаратчик оператор

Теплоэнергетика всегда была одной из самых нужных и востребованных рабочих сфер. Именно поэтому профессия аппаратчика химводоочистки является очень важной. Обо всех тонкостях и особенностях этой работы будет рассказано далее.

Кто такой аппаратчик химводоочистки?

Качество как холодной, так и горячей воды, поступающей из крана, обязательно должно соответствовать нормам. Подача отопления в холодное время года также должна быть эффективной. Следить за всем этим положено аппаратчику химводоочистки.

Представитель рассматриваемой профессии - это специалист, который занимается обслуживанием водоподготовительных установок. Помимо этого аппаратчик химводоочистки должен следить за качеством работы котельной и ее элементов. Если будет допущена даже незначительная ошибка в работе водоподготовительной системы, то все может обернуться самым худшим образом. Именно поэтому данная профессия является такой важной и нужной.

Обязанности и функции аппаратчика химводоочистки

Как и любой другой специалист, аппаратчик химводоочистки имеет ряд профессиональных обязанностей. Конечно же, все функции разнятся в зависимости от разряда и квалификации.

Однако некоторые основные виды деятельности выделить все-таки можно. Во-первых, это устранение и выявление различного рода проблем и неисправностей в работе водоподготовительного оборудования. Во-вторых, это запуск и остановка всей обслуживаемой системы. Также можно выделить такие немаловажные обязанности, как ведение процесса очистки воды, работа с фильтрами, подготовка специального сырья, выбор, регулирование и поддержание определенного режима работы и т. д.

Представитель рассматриваемой профессии обязан знать следующие моменты:

  • методы проведения анализов;
  • устройство различного оборудования;
  • как осуществляется запуск и остановка обслуживаемых агрегатов;
  • свойства определенных растворов и некоторые другие вещи.

Таким образом, довольно непростыми обязанностями обладает аппаратчик химводоочистки. Обучение этой профессии тем не менее поможет полностью освоиться и приобрести необходимые знания. А получить все знания о профессии можно в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комби-натах (курсах), а также на курсах, специально создаваемых предприятиями по разрешению (лицензии) органов технадзора. Програм-мы подготовки должны быть со-гласованы с органом технадзора. Индивидуальная подготовка персонала не допускается.

Какими качествами должен обладать аппаратчик химводоочистки?

Конечно же, далеко не каждый человек сможет получить профессию в сфере теплоэнергетики. А все потому, что для работы необходимо обладать определенными качествами и навыками.

Что можно сказать о качествах, которыми должен обладать рабочий, о необходимых для получения профессии чертах характера?

Невероятной, почти что запредельной аккуратностью должен обладать аппаратчик химводоочистки. Обязанности у этого рабочего требуют особой внимательности. Ведь работать зачастую приходится с различными химическими веществами, с элементами оборудования, требующими особой аккуратности в обращении. Именно поэтому такие качества, как аккуратность, внимательность и точность, являются основополагающими в работе теплоэнергетика.

Стоит помнить и о том, что рассматриваемая профессия подходит только для людей с хорошим, крепким здоровьем. Чтобы получить рабочее место, нужно обладать хорошим зрением и слухом, отличной ловкостью и устойчивым вниманием. Вряд ли начальство возьмет человека с аллергией, с нарушениями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Для получения работы необходимо обладать хорошими физическими данными.

О первом разряде в профессии

Должностная инструкция аппаратчика химводоочистки классифицирует профессию по определенным разрядам. Всего существует четыре вида квалификации.

Что можно рассказать о начальном, самом первом разряде?

Аппаратчик химводоочистки первого разряда обладает следующими функциями:

  • регулировка режима работы устройств дозирования;
  • вспомогательные работы по обслуживанию некоторого оборудования;
  • составление растворов реагентов;
  • транспортировка химикатов в пределах рабочего места;
  • чистка и промывка некоторых видов оборудования и другое.

Стоит отметить, что многие свои функции аппаратчик химводоочистки с первым разрядом выполняет только под пристальным вниманием специалиста с более высоким разрядом. Также стоит отметить, что выше были названы далеко не все, а лишь самые основные функции. Обязанности рабочего могут варьироваться в зависимости от станции, региона и т. д.

О втором разряде в профессии

Аппаратчик химводоочистки, имеющий второй разряд, наделен чуть большими функциями и полномочиями, нежели специалист с начальным разрядом. Так, в его полномочия входят следующие должностные обязанности:

  • очистка воды при помощи различных химических процессов (известкование, хлорирование, обессоливание и т. д.);
  • обслуживание водоподготовительного оборудования производительностью не более 70 м 3 /ч;
  • наблюдения за показаниями различных измерительных приборов;
  • очистка и промывка оборудования;
  • ремонт некоторого оборудования;
  • заполнение журнала о работе установок.

Могут быть у специалиста второго разряда и некоторые другие функции. Но зависит это уже от рабочего места.

О третьем разряде в профессии

Что прописывает про третий разряд рассматриваемой профессии должностная инструкция?

Для аппаратчика химводоочистки этой квалификации уготованы следующие функции и обязанности:

  • химическая очистка воды на установках, имеющих производительность от 70 до 300 м 3 /ч;
  • регенерация некоторых фильтров;
  • работа с сырьем: подготовка веществ к дроблению, просеву, осветлению, подогреву и т. д;
  • работы по при помощи специальных фильтров (под руководством аппаратчика химводоочистки четвертого разряда);
  • ручное или автоматическое регулирование подачи воды на технологические станции.

Помимо всего вышеперечисленного специалист третьего разряда обязан запускать и останавливать оборудование, регулировать температурный режим, выявлять и устранять неисправности и т. д.

О четвертом разряде в профессии

Специалист последнего, а стало быть, самого важного разряда, обладает рядом очень обширных полномочий.

Среди них можно выделить:

  • на оборудовании, имеющего производительность не менее 300 м 3 /ч;
  • ведение глубокого процесса обессоливания воды на всех имеющихся фильтрах;
  • процесс измерения электропроводности обессоленной воды;
  • полный контроль за режимом работы (а именно за температурой, давлением, скоростью подачи воды и многим другим) в соответствии с установленными нормативами;
  • удаление из воды ненужных примесей;
  • обеспечение оптимальной работы всего оборудования - контроль за очисткой, промывкой и смазыванием агрегатов;
  • сдача в ремонт оборудования и его прием из ремонта;
  • фиксация всех необходимых показателей и данных в производственный журнал.

Поскольку аппаратчик химводоочистки четвертого разряда - это должность очень ответственная и важная, то и функций здесь может быть гораздо больше.

Об ответственности и правах аппаратчика химводоочистки

Охрана труда аппаратчика химводоочистки включает в себя определенные виды прав и ответственности.

За что же несет ответственность представитель рассматриваемой профессии? Должностная инструкция прописывает следующие моменты:

  • ведение рабочего журнала;
  • грамотность эксплуатации и сохранность агрегатов;
  • снабжение жидкостью котельной, проверка водного режима котельной;
  • анализ пара и воды.

А какие права у представителя рассматриваемой профессии предусматривает должностная программа? Аппаратчик химводоочистки имеет право:

  • требовать от начальства ремонта поломанного оборудования или замены вышедших из строя агрегатов;
  • требовать от начальства спецодежду, спецобувь (в случае если эти вещи не были своевременно выданы);
  • ставить начальство в известность о любых производственных проблемах.

Таким образом, ответственность и права аппаратчика химводоочистки являются довольно раскрытыми и справедливыми.

36.1

Для друзей!

Справка

Слово «аппарат» пришло к нам из латинского языка - apparatus - в значении «приготовление, оборудование, утварь». Различные приспособления для изготовления предметов быта использовались ещё жителями Древнего мира. Однако в те времена такую деятельность можно было отнести к ремесленной, ручной работе. Когда у людей возникла необходимость в производстве продукции в больших количествах, то они стали изобретать различные механизмы, аппараты. Благодаря им скорость создания нужных материалов и вещей сильно увеличилась, а на рынке труда появились представители новой профессии - аппаратчики.

Востребованность профессии

Очень востребована

В настоящее время, профессия Аппаратчика считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

Вся статистика

Описание деятельности

Профессия аппаратчика приобрела широкое распространение во многих сферах деятельности. Её представители работают в лёгкой, химической, металлургической промышленности. Их труд неразрывно связан с работой за специальной аппаратурой. Они контролируют правильность её функционирования, выполняют определённые действия. Прежде всего, этот специалист рассчитывает, какое количество сырья необходимо для производства, загружает его в аппарат, выбирает соответствующие режимы работы автоматизированной системы. Во время производственного процесса аппаратчик следит за показателями контрольно-измерительных приборов, проверяет работу автоматических регуляторов. Кроме того, он отвечает за выгрузку готовой продукции, чистку оборудования и его подготовку к ремонту.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Аппаратчика нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Аппаратчика , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Аппаратчика обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Аппаратчиком (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Аппаратчиком .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Аппаратчик должен точно рассчитать количество сырья, необходимого для производства продукции, обслуживать отдельные агрегаты, регулировать температуру, давление, работу дозировочных устройств. Ему также необходимо следить за исправностью оборудования. Такому работнику следует очищать аппаратуру, мыть посуду, пробирки и прочее оборудование. Всю работу он обязан выполнять при строгом соблюдении правил техники безопасности. Для записи результатов производственного процесса и ведения учёта сырья ему необходимо заниматься ведением документационных дел.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Аппаратчика - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Аппаратчика важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Представители данной профессии могут работать на предприятиях химической, металлургической, лёгкой промышленности. У аппаратчика существует возможность карьерного роста. Со временем такой специалист может дорасти со второго до шестого разряда.

Возможности карьерного роста

Хорошие условия для карьеры

По мнению большинства опрашиваемых, профессия Аппаратчика имеет хорошие условия для карьеры. Придя на должность простого работника в этой сфере, можно стремительно подняться по карьерной лестнице, но, конечно же, при наличии интереса и личных стараний.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Аппаратчик химического производства

Профессия аппаратчика - одна из самых распространенных на химическом производстве. Аппаратчик осуществляет управление химическим процессом, происходящим в технологической установке. Он анализирует показания дистанционных контрольно-измерительных приборов и результаты проб продукта, проводимых химической лабораторией. Опираясь на эти данные, оценивает текущее состояние технологического процесса. В случае его отклонения от допустимых параметров рассчитывает и осуществляет необходимое регулирующее воздействие. Работает аппаратчик на автоматизированной системе управления химико-технологическим процессом, включающую в себя контрольно-измерительные приборы, автоматические регуляторы, системы сигнализации и защиты. Работает индивидуально, в помещении. На некоторых химических производствах процесс управления осуществляется бригадой из 2-3 человек. Аппаратчик несет повышенную ответственность на соблюдение техники безопасности и поддержание технологического процесса в заданных границах, так как его ошибки могут приводить к выпуску бракованной продукции, не соответствующей нормативам, возникновению аварийных ситуаций, грозящих гибелью людей и заражением окружающей среды. Работа аппаратчика химического производства относится к категории профессионально вредных из-за слабого, но постоянного воздействию на организм человека токсичных веществ (что компенсируется дополнительными выплатами, бесплатным санаторным обслуживанием, более ранним выходом на пенсию).


Должен знать

Основы физики и химии (в объеме общеобразовательной школы); технологию и оборудование, используемое в химическом производстве; технологическую схему управляемой установки; допустимые параметры протекания химического процесса и правила их регулирования; методики расчета регулирующих воздействий; принципы работы контрольно-измерительных приборов. Он должен уметь анализировать данные контрольно-измерительных приборов, рассчитывать и осуществлять воздействия, регулирующие технологических процесс.

Профессионально важные качества

· быстрая зрительно-моторная реакция;

· способность к концентрации внимания в течение длительного времени и его гибкому распределению;

· хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление.

Медицинские противопоказания

· хронические заболевания легких, в том числе туберкулез;

· заболевания глаз и кожи;

· нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук;

· поражения печени и почек;

· стойкое понижение слуха и плохое зрение

· приступы головокружения и потерей сознания.

Пути получения профессии

Среднее или высшее учебное заведение.

Родственные профессии

Лаборант химического анализа, оператор АСУ.

‹ Аппаратчик химводоочистки Вверх Аппаратчик электролиза ›

· Виды труда:

o Обслуживание,

o Производство

· Проф. направленность:

o человек - знак,

o человек - техника

· Сферы деятельности:

o Промышленность,

o Обслуживание

· Сферы труда:

o Информация,

o Техника

· Характеристики профессии:

o в помещении,

o Физический

· Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Журнал о личных финансах IQ Review продолжает рубрику “Репортаж”, в которой наши корреспонденты делятся собственными впечатлениями от различного опыта трудовой деятельности. В этот раз наш корреспондент Денис расскажет, как он работал на заводе. Данный отзыв будет особенно интересен жителям мегаполисов и “белым воротничкам”, которые никогда не видели завода вблизи и не представляют, что творится за воротами заводской проходной.

Как я пошел работать на завод

Заводская труба

Я живу в Восточной Украине. До 2011 года я и подумать не мог, что мне придется работать на заводе. Почему-то сложился стереотип (не только у меня), что завод - это не самое лучшее место, с маленькой зарплатой и нулевыми перспективами. Однако так получилось, что мне довелось отработать там около 3 лет - не слишком много, конечно, но достаточно, чтобы полностью изменить свое мнение.

С предприятия я ушел в середине 2014 года, когда завод полностью остановился из-за (для производства нужны были сотни тысяч кубометров газа в час и огромное количество электроэнергии). Предприятие стоит и до сих пор, из-за чего оттуда уже ушли примерно половина работников (осталось около 4-5 тысяч из 9-10). Оставшиеся получают минимальные оклады (в 1500-2000 грн в месяц).

С чего все начиналось для меня

В 2010 году поступил в местное ПТУ: туда можно было вообще не ходить и при этом получать стипендию. Не то чтобы мне не хватало денег - я пошел туда, скорее, за компанию (поступали двое знакомых). Ну и чтоб «корочку» лишнюю иметь - может пригодиться.

По завершении учебы, ПТУ трудоустраивает выпускников на местное предприятие - крупный химический завод, на котором работали около 10 тысяч человек (в то время). Конечно, когда я подавал документы, об этом даже не думал, и после получения диплома сразу забросил его куда-то в стол.

Однако буквально через пару дней мне позвонила куратор и сказала, что для трудоустройства не хватает желающих (кажется, у ПТУ был определенный план - «поставлять» какое-то ), и предложила мне подать документы в отдел кадров (на добровольной основе, конечно, силой никто никого на завод не гнал). Официально трудоустроен я тогда не был, большинство друзей-знакомых разъехались на учебы-работы. Решил узнать подробнее - все-таки забрать документы при желании можно в любой момент.

Первое знакомство с химическим заводом

Отдел кадров меня приятно удивил: я пришел туда впервые и ждал, что меня встретит здание довоенной постройки с полутемными комнатами и сидящими в них скучающими бабушками-пенсионерками. На деле же я увидел неплохо отделанный фасад, просторные светлые коридоры, новую мебель и огромное количество людей (в большинстве своем - до 35-40 лет).

Было скорее формальным - начальник ОК спросил об образовании (помимо ПТУ, на тот момент я заочно учился на 3 курсе факультета информационных технологий), опыте работы. Весь разговор занял буквально пару минут, после чего он выдал мне направление в один из цехов (вновь прибывших распределяли по отделениям, которые нуждались в новых работниках).

Что представляет собой работа на заводе


Работа на заводе

Вкратце о самом предприятии и первом посещении цеха

Как я уже говорил, завод, где я работал - крупное химическое предприятие, разделенное на цеха. В каждом из них производили различные виды продукции: калиевую и натриевую селитру, мочевину, винилацетат, аммиак. Кроме производственных объектов, на территории завода располагались и другие отделения: 2 или 3 ремонтных цеха, цех службы КИПиА (которая занимается поверкой и ремонтом контрольно-измерительной аппаратуры), цех электроснабжения (отвечающий за обслуживание и ремонт электроустановок по всей территории комбината), несколько - 3 или 4 - столовых. Имелись также своя больница и пожарная служба.

Раньше - до «перестройки» - работающих цехов было больше раза в 2: здесь же выпускали и клей, и чемоданы, и полиэтилен, и даже ракетное топливо. Сейчас, кстати, эти цеха стоят заброшенные, некоторые - полуразрушенные. Причем все это - посреди завода: мне приходилось идти до моего отделения мимо нескольких огромных зданий, с выбитыми окнами, на крышах которых росла трава.


Заброшенный завод

Впечатления противоречивые - с одной стороны, все это смотрится удручающе: огромные производственные объекты, которые давали работу сотням, тысячам людей, просто брошены (из-за нерентабельности). С другой стороны, смотрелось все это монументально и захватывающе - огромные здания, в которых располагались компрессоры, создающие давление в линиях трубопроводов, соединяющих сотни резервуаров, емкостей, котлов, колонн. Кстати, первое, что я вспомнил, проходя мимо одного из таких цехов - это игру «Сталкер»: пейзаж просто идеально подходил под ее сюжет.

Мой же цех, как говорилось выше, выпускал винилацетат. Если по-простому - это прозрачная жидкость, имеющая характерный запах, которая используется в химической отрасли для получения других веществ. В частности, из него получают поливинилацетат и сополимеры, которые применяются в производстве клеев (в том числе ПВА), лакокрасочной продукции, а также для дальнейшей переработки.

После того как я добрался до самого цеха - а идти от проходной пришлось минут 15 - мне нужно было увидеться с его начальником. Его пришлось дожидаться - я пришел в цех рано утром, чуть позже 8, и в это время все руководство обязательно чем-то занято: раздает работу на день, принимает отчеты, подписывает документы, проводит утренние «пятиминутки».

Как устроиться работать на завод без опыта работы — собеседование

Начальником оказался мужчина лет 40-45, который, кстати, ходил в обычной спецовке и каске (я думал, что увижу его в пиджаке и туфлях). Вначале узнал об образовании и опыте, затем стал спрашивать о том, что я вообще знаю по химии. К счастью, накануне я подготовился: около получаса потратил на то, чтобы вспомнить самые основные знания по предмету (по совету одного знакомого, который тоже работает на этом заводе). Как оказалось - не зря. Ничего особо сложного начальник не спрашивал - задал какой-то вопрос о давлении, о том, из чего состоит воздух и про агрегатные состояния веществ. На первый вопрос я не смог ответить толком, на следующие - ответил более-менее внятно. Кстати, как потом оказалось, эти вопросы ничего и не значили: начальник просто хотел узнать, насколько сидящий перед ним человек вообще разбирается в предмете. Но даже если бы я не ответил ни на один вопрос, ничего бы не изменилось - некоторые работники имеют минимальный набор знаний по химии, даже при многолетнем опыте работы. Конечно, поощряется развитие, но не в принудительной форме.

Процесс приема на работу

После этого разговора меня направили на медосмотр - в заводскую больницу. Его, кстати, проводили достаточно серьезно, особенно ЛОР и окулист - с проблемами со зрением или слухом на такую работу не принимают (а вдруг я не разгляжу цифру на мониторе или капающую из щели в трубе жидкость?).

На следующий день после медосмотра меня направили к завхозу. От нее я получил форму - 2 летних комплекта спецовок (штаны и куртка, достаточно прочные), 1 зимний комплект (фуфайка и штаны), ботинки. Выдали и средства защиты: каску, очки, 3 пары перчаток (матерчатые рукавицы, обычные перчатки и кислотозащитные, беруши, с десяток одноразовых респираторов-«лепестков» и противогаз с сумкой.


Резиновый противогаз

Стажировка на заводе

После этого где-то 3 месяца я потратил на стажировку: нужно было досконально выучить закрепленную стадию, нормы технологического режима, управление станцией, порядок действий в случае аварийных ситуаций, принципы работы оборудования и его пуск и остановку…

Вначале мне показалось, что я не справлюсь - слишком уж много нужно было освоить, причем абсолютно все это было для меня незнакомым. Но в результате все получилось, правда, учиться пришлось достаточно усердно, а нормы технологического режима я повторял даже дома - чтобы запомнить все цифры и пределы. В конце стажировки сдал «экзамен» комиссии, в которую входил сам начальник цеха и его замы (всего было 5 человек).

Должность аппаратчика


Заводской рабочий в каске

Чем занимается аппаратчик?

Задачей аппаратчиков является контроль над технологическим режимом. Я сидел за специальной станцией управления, на монитор которой выводились данные о протекающем процессе: температура, давление, расход. Вместе со мной этим же занимались еще 6 человек: каждый из них контролировал определенную стадию. Технологический процесс достаточно сложный, и уследить за каждым показателем в одиночку просто нереально.

Любое отклонение - даже в пару градусов температуры - может привести к дальнейшим изменениям технологического процесса, что было недопустимо. В случае если параметры изменялись до неприемлемых, мы (аппаратчики) должны были принимать меры: настраивать поток среды, увеличивая или уменьшая ее расход. Делалось это либо с пульта управления, либо на месте - арматурой, которая располагалась на трубопроводах.

С каким оборудованием приходится работать

Мониторы и пульты не новые, но и не слишком старые - устанавливали оборудование в первой половине нулевых. На экранах показывались группы клапанов с показаниями их датчиков, а также графики, по которым аппаратчик отслеживал изменения параметров. На пульте имелся набор кнопок (как с буквами, так и с цифрами): с их помощью можно было переключаться между группами клапанов (которых было около десятка на каждой стадии), графиками и управлять ими, прикрывая или открывая клапаны дистанционно.

Все это располагалось в отдельной просторной комнате - ЦПУ (центральный пункт управления) . Сюда к нам поступали данные с сотен датчиков, которые располагались на каждом трубопроводе, каждом аппарате. Пульты располагались полукругом - получалось, что всю смену мы сидели вшестером друг рядом с другом. Вдобавок в обязанности входили следующие задачи :

  • обход, который выполнялся минимум 2 раза в смену (перед приемом и перед сдачей смены);
  • контроль над состоянием оборудования на месте (отсутствие утечек, целостность теплоизоляции, наличие средств пожаротушения, целостность лестниц и перил и так далее), который осуществлялся при обходах;
  • поддержание закрепленного участка - стадии - в чистоте и порядке;
  • сообщение о замеченных неполадках в работе оборудования (утечках, отсутствии маховиков на арматуре, отклонениях в показаниях датчиков и так далее);
  • заполнение ежесменного отчета с указанием технологических параметров в указанные часы (в 12 и 18 часов) и произведенных действий (если выполнялись).

Структура рабочей смены

Кроме «рядовых» аппаратчиков, которые постоянно сидели за станциями управления, в смене были еще 1-2 человека (тоже аппаратчики) свободных, которые обычно знали сразу несколько стадий. Они подменяли других, когда им нужно было выйти - в туалет, поесть, на улицу (для обхода) или же просто отвлечься - все-таки часами сидеть у монитора тяжеловато. Кроме них в каждой смене были также старший аппаратчик (который знал все стадии процесса и имел достаточный опыт работы) и мастер смены, который сидел за отдельно стоящей станцией.

Таким образом, в течение всей смены на ЦПУ нас было по 9-10 человек. Производство - непрерывное, так что и смены у нас были дневные (с 8 до 20) и ночные (с 20 до 8) вне зависимости от выходных и праздников.

Помимо технологического персонала (аппаратчиков), в каждой смене работали и другие люди: дежурные слесари (2-3 человека), 1 дежурный электрик, 1 дежурный слесарь КИПиА и 1 лаборантка.

Технологический режим на заводе — основа бесперебойной работы


Химический завод

Если по технологическому режиму все было в порядке, мы могли отвлекаться (не отходя от станции - никто не заставлял сидеть всю смену, неотрывно глядя в монитор). Обычно работа проходила следующим образом: мы «перенимали эстафету» у предыдущей смены и первые полчаса тратили на просмотр графиков, изучение текущих показаний датчиков, чтение отчетов и «пятиминутку», на которой докладывали о состоянии стадии мастеру. Если не было запланировано никаких работ, и все было в порядке по режиму - мы либо общались, либо же утыкались в смартфоны. Ближе к 10 и к 2-3 часам (утра или ночи) народ по очереди выходил есть - для приема пищи была отдельная комната рядом с ЦПУ, в которой был холодильник, кулер с водой и микроволновка. Рядом - санузел.

По очереди выходили и на улицу: на каждой стадии имелись определенные процессы, которые контролировались только на месте. Да и обход регулярный тоже требовался - поленишься, не сходишь лишний раз - и сменщик уже отказывается принимать смену из-за натекшей лужи воды или из-за намерзшей сосульки на трубе. Так что на улицу выходили все, где-то по 2 раза за смену.

Ближе к концу рабочего дня (или ночи) заполняли отчеты. Где-то за полчаса до пересменки приходили аппаратчики из следующей смены. Выполнив свой обход, они приходили на ЦПУ, чтобы перед приемом смены изучить отчет, узнать о том, что делалось на стадии, все ли было в порядке, ничего ли не нарушалось, не ломалось. Тут приходилось быть предельно внимательным: забудешь спросить о какой-то проблеме и примешь смену с отклонением - придется самому его устранять и отвечать за него.

Кстати, об отклонениях: если технологический режим шел не так, как нужно - требовалось максимально быстро устранить проблему. Возросшая выше нормы на одной стадии температура (пусть даже на 0.5 градуса) могла «откликнуться» ростом давления на другой, и так далее - по цепочке.

Так что за параметрами следили внимательно. Обычно выглядело это так: ты устраиваешь свой смартфон возле монитора и смотришь фильм (или читаешь книгу), раз в пару минут бросая взгляд на показания датчиков.

Зарплата и карьерные перспективы заводского рабочего

При поступлении на стажировку, на руки я получал около 2800-3000 грн в месяц (по курсу 2011 года - около 12 тысяч рублей). После сдачи производственного минимума сумма выросла до 4500 грн (18 тысяч рублей). Цифра могла меняться - в зависимости от общего количества смен в месяц, от количества ночных и выходных смен и смен, выпадавших на праздники, от количества стадий, которые знает аппаратчик. За участие в различных соревнованиях (регулярно на предприятии проводились как спортивные, так и научные конкурсы и чемпионаты) могли накинуть сверху еще около 200-300 грн, а в случае победы - 500-600.

Карьерный рост на заводе

Старшие аппаратчики и мастера смен получали, конечно, больше - по 7-8 и 9-10 тысяч в среднем. до определенных пределов зависел только от самого человека: можно было выучить и сдать еще одну стадию, затем - еще одну, и так далее. Если аппаратчик осваивал 3 стадии (включая свою), ему полагалась прибавка еще в 1000 грн - так что многие изучали дополнительные обязанности уже только ради этого. Ну и вдобавок, те, кто знал несколько стадий, могли стать старшими аппаратчиками, а затем - и мастерами. Для этого, впрочем, нужен был еще и реальный опыт работы на каждом рабочем месте.

Впечатления о коллективе

Повторюсь, в каждой смене (всего, кстати, смен было 4) работали по 9-10 аппаратчиков, которые на протяжении 12 часов находились в одном помещении. Вместе работали, ели, купались, шли на проходную и по домам. Тут уже хочешь не хочешь - а придется узнать каждого, и узнать очень хорошо. С остальным сменным персоналом - слесарями, электриком, киповцем и лаборанткой - мы общались, но реже - на ЦПУ они заходили ненадолго.

Кто работает на заводах сегодня

В моей смене было 4 человека до 25 лет, еще 2 - до 30, остальным - лет по 35-40. Самому «взрослому» было 43 (на 2011). В остальных сменах соотношение было примерно такое же: половина смены - молодежь, знающая по 1-2 рабочих места и работающая 1-3 года, остальные - народ взрослее и с реальным опытом (все-таки даже 1 год работы не позволяет досконально изучить хотя бы одну стадию).

Поскольку всем нам приходилось много времени проводить в одном обществе - особых конфликтов не было, по крайней мере, в открытую. Да, были те, кто слишком хорошо относился к конкретным людям, но это никак не демонстрировалось. Во-первых, от этого портилась атмосфера в коллективе, что реально мешало работать. Во-вторых, в ночные смены, где-то с 3 до 6 утра, очень сложно быть внимательным и сосредоточенным. Если общаешься с остальными - бороться со сном куда проще, чем сидеть, уткнувшись в смартфон. Так что в коллективе всеми силами все старались избегать любых конфликтов.

Заводской “тимбилдинг”

Регулярно проводились различные совместные мероприятия - мы вместе (включая мастера и старших аппаратчиков) праздновали дни рождения, другие праздники, выезжали на природу, играли в футбол, пейнтбол. Собирались обычно либо в одном из не слишком дорогих заведений, либо же шли в гости - один из нас не имел семьи, но зато имел достаточно большой дом.

Никого не смущала разница в возрасте в 10-20 лет. Конечно, мы, молодежь, относились к старшим уважительно, называли по имени-отчеству и соблюдали определенные рамки приличия. Была даже своего рода «дедовщина» - нас отправляли на уборку территории и на обходы. Впрочем, это делалось не столько из-за того, что мы моложе, сколько из-за того, что оставлять на ЦПУ менее опытных работников без надзора - попросту опасно.

Несколько раз конфликты случались вне работы. Посиделки обычно сопровождались распитием спиртных напитков, и в таких ситуациях народ переставал следить за тем, что говорит. Чуть ли не каждое второе мероприятие заканчивалось словесной перепалкой. На моей памяти (за 3 года работы) 2 раза это доходило до драки.

Примерно так же обстояло дело и в других сменах. Кстати, с ними у нас тоже складывались достаточно хорошие отношения: нам приходилось общаться на пересменке, и многие дружили между собой. Минимум по 3-4 раза в год организовывались крупные сборы, на которые приходили все, кто не был в то время на смене. Подтягивалось и начальство, которое также поддерживало дружеские отношения с «рабочим классом». В целом, можно сказать, что коллектив у нас был отличный, достаточно дружный и приветливый.

1. Общая характеристика профессии

Работает на химическом производстве. Управляет химическим процессом с помощью автоматизированной системы, включающей контрольно-измерительные приборы, автоматические регуляторы, системы сигнализации и защиты.

Обслуживает сложные аппараты и сооружения, управляет сложными технологическими процессами с главного пульта управления с использованием контрольно-измерительных приборов и автоматизированных устройств, контролирует и регулирует технологические процессы и качество продукции.

Основной функционал:

Ведет входной контроль сырья и полуфабрикатов

Ведет производственно-техническую документацию

Выбирает оптимальные технологические параметры для проведения технологического процесса

Контролирует и измеряет параметры технологического режима процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов

Обслуживает типовые процессы и аппараты

Определяет и выбирает типовые процессы и аппараты, применяемые в технологии производства конкретных продуктов

Определяет типы химических реакций

Осуществляет контроль технологических процессов и готового продукта

Отбирает пробы на анализ и проводит несложные анализы

Оценивает химико-технологические процессы на экологическую приемлемость

Соблюдает правила обращения с реактивами, безопасности труда при проведении анализов

Сопоставляет основные технико-экономические показатели производства

Участвует в переработке и утилизации отходов

Читает и изображает технологические схемы

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы быстрая зрительно-моторная реакция, способность к концентрации внимания в течение длительного времени, хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление.

3. Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям с заболеваниями: органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); органов пищеварения (хронические заболевания печени и др.); почек и мочевых путей (почечная недостаточность, туберкулез почек и др.); опорно-двигательного аппарата (ограничивающие подвижность рук); нервной системы (навязчивые состояния, обмороки и др.); кожи (дермиты, экзема и др.).

4. Требования к профессиональной подготовке

Аппаратчик должен знать: основы физики и химии (в объеме общеобразовательной школы); технологию и оборудование; технологическую схему управляемой установки; допустимые параметры протекания химического процесса и правила их регулирования; методики расчета регулирующих воздействий; принципы работы контрольно-измерительных приборов. Он должен уметь анализировать данные контрольно-измерительных приборов, рассчитывать и осуществлять воздействия, регулирующие технологических процесс.

5. Родственные профессии

Лаборант химического анализа, оператор АСУ.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта