Обслуживание как форма межличностных взаимодействий. Вопросы к экзамену по дисциплине. Общение как взаимодействие
Главная » Пол » Обслуживание как форма межличностных взаимодействий. Вопросы к экзамену по дисциплине. Общение как взаимодействие

Обслуживание как форма межличностных взаимодействий. Вопросы к экзамену по дисциплине. Общение как взаимодействие

В обществе в процессе социальной жизни образуется система взаимодействий личностей. Разнообразные социальные отношения, субъектами которых они являются, обусловленные разнообразием социальных интересов. Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в его внутреннем мире, приобретают личностный смысл, что проявляется в индивидуальных поведении, чувствах, настроениях и др.

Особенности взаимодействия в социальной психологии

Непременной особенностью социальных отношений является между-личностный социально-психологический аспект. Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (соперничество, сотрудничество), степень их выраженности (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). На их формирование влияют условия жизнедеятельности человека, эмоциональная окрашенность. Эмоции побуждают к действию, играют важную роль в таких отношениях, как дружба, любовь, брак. С помощью эмоций (испуг, смех и др.) человек может влиять на партнера по взаимодействию, соответственно изменяя его реакцию на предмет обсуждения.

Человека с обществом связывает разветвленная система связей. Основными их элементами являются субъекты связи, предмет связи - то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Конкретный связь происходит в форме контакта и собственно взаимодействия, но контакт является первой ступенью реального взаимодействия. Он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. Такой контакт поверхностный, мимолетный, лишенный системы родственных действий субъектов друг с другом. Собственно взаимодействие являются систематическими, регулярными действиями субъектов, направленными друг на друга, имеющие целью вызвать соответствующую реакцию, которая будет предопределять новую реакцию того, кто осуществляет воздействие.

Взаимодействие - взаимосвязанный обмен действиями, организация людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.

Во время взаимодействия происходит обмен действиями, зарождаются родство, координация действий обоих субъектов, а также устойчивость их интересов, планирование совместной деятельности" распределение функций и тому подобное. С помощью действий происходят взаимное регулирование, взаимный контроль, взаимовлияние, взаимопомощь. Это означает участие каждого участника взаимодействия в решении общей задачи с корректировкой своих действий, учетом предыдущего опыта, активизацией собственных способностей и возможностей партнера.

Общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует их. Это позволяет избежать разрыва между коммуникацией и взаимодействием.

Виды взаимодействия

Традиционно виды взаимодействия разделяют на две группы:

1. Сотрудничество. Оно предусматривает такие действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность. Этот вид взаимодействия обозначают также понятиями "кооперация", "согласие", "приспособление", "ассоциация".

2. Соперничество. Эту группу образуют действия, которые в определенной степени расшатывают совместную деятельность, создают преграды на пути к взаимопониманию. их обозначают также понятиями "конкуренция", "конфликт", "оппозиция", "диссоциация".

Эта классификация в основе имеет дихотомическое разделение видов взаимодействий. Другая - количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. В соответствии с ней различают взаимодействие между. группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Основные научные взгляды на взаимодействие и ее структуру

Широкий спектр особенностей взаимодействия как социально-психологического феномена, различные формы ее протекания в различных социальных средах, влияния на личность, неодинаковые гносеологические основы ученых, которые исследовали эту проблематику, выкристаллизовывались в соответствующих теоретических конструкциях. Одной из самых известных среди них была теория социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), которая в разных вариантах описывала индивидуальный акт действия, а также компоненты взаимодействия: люди, связь между ними, влияние друг на друга. Главную свою задачу она видела в поиске доминирующих факторов мотивации действий. Широкий контекст человеческой деятельности, по мнению ее сторонников, является результатом единичных действий (элементарных актов), которые и образуют системы действий. Элементами акта (единичного действия) есть деятель (тот, кто осуществляет действие); другой (тот, на кого направлено действие); нормы, согласно которым организуется взаимодействие; ценности, которых придерживается каждый из участников; ситуация, в которой осуществляется действие.

Американские социальные психологи Дж. Тибо и Г. Келли обосновали модель диадической взаимодействия (взаимодействие в диаде), сущность которой сводится к следующим положениям:

Любые межличностные отношения являются взаимодействием, реальным обменом поведенческими реакциями в пределах определенной ситуации;

Взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они будут иметь выгоды из нее;

Для выяснения наличия или отсутствия выгоды каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который является суммой вознаграждений и потерь вследствие обмена действиями;

Взаимодействие будет продолжаться, если вознаграждения ее участников будут превышать потери;

Процесс получения выгоды участника осложняется возможностью участников влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери.

Дальнейшие исследования в рамках этой теории касались типов контроля и особенностей социального поведения участников взаимодействия.

Рассмотрение взаимодействия с позиций концепции символического интеракционизма связано с именем американского социального психолога Дж.-Г. Мида. Взаимодействие в ней рассматривается как исходный пункт любого социально-психологического анализа. Решающую роль она играет в становлении человеческого "Я", но не потому, что люди являются совокупностью простых реакций на мнения других, а потому, что в ситуациях взаимодействия формируется личность, осознает себя" действуя вместе с другими. Моделью таких ситуаций является игра, в которой индивид выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он им воспринимается. Главная идея концепции символического интеракционизма заключается в следующих положениях: личность формируется во взаимодействии с другими людьми; механизмом этого процесса является контроль действий личности, которая имеет в своей основе представление окружающих о человеке. Согласно этой концепции, общество - это совокупность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом в значимых социальных ситуациях. Упрощенно эту связь можно рассматривать по такой схеме: "Я - социальная ситуация - символическая интерпретация ситуации - другой человек".

Структурное описание взаимодействия представлен и в транс-акционном анализе Бы. Берна, который рассматривал ее через динамику межличностных позиций партнеров, обозначив их как Ребенок, Взрослый, Родитель. их взаимодействие является эффективной, если трансакции совпадают (имеют "дополнительный" характер), то есть когда, например, коммуникатор обращается к реципиенту как Взрослый и тот отвечает в такой же позиции. Показателем эффективности является также адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

По утверждениям Г. Андреевой, взаимодействие как организация совместной деятельности людей способствует раскрытию смысла их конкретных действий. Интерактивный аспект общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые помогают партнерам осуществлять совместную деятельность. Взаимодействие фиксирует обмен информацией, организацию совместных действий, то есть коммуникация организуется в процессе совместной деятельности, по ее поводу. Разрыв общения (его стороны) с деятельностью отграничивает эти процессы от широкого социального фона, на котором они происходят. То есть теряется содержательный фактор общения. Единственным условием "улавливание" этого смыслового момента 6 взаимодействие как форма организации конкретной деятельности людей.

Среди разнообразных форм межличностного взаимодействия можно выделить такие, как привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и др.

* Одна из распространенных форм - ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы: люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их; что составляет их социальные ценностные ориентации.

На протяжении своей истории человечество выработало огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся и многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т.п.

* Операция - вид взаимодействия, при котором общение осуществляется с позиции "Взрослый - Взрослый". С операциями мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, практически в любом виде созидательной деятельности. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

* Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, а все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели. Человеку при этом присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды.

* В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом.



* Времяпрепровождение - следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающий хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, "поглаживаний" между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций (единиц взаимодействия), призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самая распространенная тема времяпрепровождения - "Вещи" (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и др.). Мужское времяпрепровождение чаще происходит на тему "Кто вчера выиграл" (футбольные и другие спортивные результаты). Преимущественно женские темы - "Кухня", "Магазин", "Платье", "Дети", "Сколько стоит?" и т.п.

* Дружба и любовь как формы взаимодействия удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Данные формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции по типу "Ребенок - Ребенок", выражающие взаимное признание и симпатию. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

* Игра, манипуляция - еще один тип взаимодействия между людьми. Игры - стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора взаимодействия сторону без учета желаний второго участника трансакции. Каждая игра начинается с "приманки", которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом особенностей его характера, его "слабинки". Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Чтобы выйти из игры и не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку игра возможна лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.

Понятие коллектива.

ž Высшая форма организованной группы - коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности.

Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности.

В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

Метод социометрии.

Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д.Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

ž социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

ž характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

ž наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

ž относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Пример простой дифференцированной социограммы

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру - тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее - менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет социальной психологии.

2. Общение и деятельность.

3. Общение и личностные взаимодействия.

4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью.

5. Зарождение социальной психологии на Западе («психология народов», «психология масс», «теория инстинктов социального поведения»).

6. Социальная психология и социология.

7. Социальные установки.

8. Руководство как форма межличностных взаимодействий.

9. Виды межличностных отношений: деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные.

10. Общее понятие о межличностном познании.

11. Понятие социальных групп.

12. Манипуляция как форма межличностных взаимодействий.

13. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны).

14. Формирование первого впечатления о другом человеке.

15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий.

16. Развитие социальной психологии в России, Советском Союзе, постсоветской России.

17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий.

18. Развитие социальной психологии в Европе и США.

19. Классификация групп.

20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность.

21. Эффекты межличностного восприятия и понимания: «ореола», «стереотипизации», «первичности», «новизны».

22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный, сверхличностный.

23. Разновидности общения:субъект – реальный партнер, субъект – субъективированный объект, субъект – воображаемый партнер.

24. Транзактный анализ.

25. Лидерство в группе.

26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность.

27. Эксперименты Аша: исследования давления группы.

28. «Психологическая» социальная психология и «социологическая» социальная психология.

29. Функции общения: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.

30. Общая характеристика общения.

31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.

32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.

33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком.

34. Психологическая характеристика конфликта.

35. Понятие об индивидуальном стиле общения.

36. Виды межличностных отношений: субъект – объектные, объект – субъектные, субъект – субъектные.

37. Социальная фасилитация.

38. Фундаментальная ошибка атрибуции.

39. Сопротивление групповому давлению.

40. Деиндивидуализация в группе и борьба за уникальность.

41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.

42. Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

43. Взаимоотношения подростков.

44. Отношения с людьми в ранней юности.

45. Общение и воспитание.

46. Развитие личности в школе.

47. Семья и воспитание.

48. Формирование и изменение социальных установок.

Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия.

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь . В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности . Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты:

Межличностное взаимодействие

МЛО Совместная деятельность Общение

(как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них)

Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний , скрытый процесс отношений между людьми.

Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения . Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение.

МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе).

Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия .

Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций.

Так, с точки зрения психоанализа , основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному . Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти », которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни.

С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями.

Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей.

С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта.

*Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность.

*Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость.

*Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями.

Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях.

Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией . Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом.

В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений:

Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация .

Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия.

Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются.

В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как:

    дистанция , или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая);

    валентность , или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);

    позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

    степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные).

Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие).

Выделяют следующие характеристики межличностных отношений : симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание .

Симпатия это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.

Притяжение потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком.

Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях.

Совместимость людей характеризуется следующими факторами:

Социологические факторы (социальный статус, профессия, образование);

Социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);

Психологические факторы (характер, стереотипы поведения);

Психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма.

Из ряда наблюдений вытекает, что:

а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).

Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).

Понимание способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация . Адекватность это точность отражения одной личности другой. Идентификация это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.

Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:

  • когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
  • когда существует основа для межличностного сближения;
  • в случае принадлежности субъектов к одной .

Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:

  • при установлении эмоционального контакта;
  • при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
  • при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
  • когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:

  • при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
  • когда человек видит в другом черты своего характера;
  • когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
  • при ссылках на прежние случаи;
  • при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

  • - в виде речевого сообщения.
  • - осуществляемая посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.

В форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной .

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности :

  • каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

  • Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
  • Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
  • Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
  • Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).

  • Кооперация - максимизации общего выигрыша.
  • Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
  • Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
  • Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
  • Агрессия - минимизации выигрыша другого.
  • Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность . Она зависит от целого ряда факторов:

  • типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
  • товарищеских (деловых по сути отношений);
  • знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
  • степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:

  • устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
  • отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология .

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление:

  • кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.
  • Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
  • Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
  • Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов :

  • Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
  • Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:

  • в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
  • в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:

  • в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
  • в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:

  • в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
  • в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:

  • в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
  • в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:

  • в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
  • в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта