Доказательство. Тезис в доказательстве. Сочинение рассуждение тезис доказательство вывод примеры Как создается тезис вывод доказательство
Главная » Пол » Доказательство. Тезис в доказательстве. Сочинение рассуждение тезис доказательство вывод примеры Как создается тезис вывод доказательство

Доказательство. Тезис в доказательстве. Сочинение рассуждение тезис доказательство вывод примеры Как создается тезис вывод доказательство

сочинение-рассуждение на тему "Лексикология как наука.Что она изучает, почему?"

Сколько слов в русском языке? Есть ли ответ на этот вопрос?Или дать ответ на него очень сложно?К примеру, А.С. Пушкин использовал в своих произведениях более 21 тысячи слов, М.Горький-более 30 тысяч.
Богатство нашего языка в его огромном запасе-лексике.Изучением лексики, всего словарного состава языка, и занимется лексикология.Наука эта сравнительно молодая, но многоаспектная. Ведь объектом изучения ее является слово, слово с самых его различных сторон.
Какие задачи стоят перед лексикологией, как перед наукой? Что ее интересует?
Прежде всего, лексикология занимается изучением слова,его семантикой. Кроме того, лексикологию интересует и происхождение слова, его этимология. Профессиональные слова, заимствованные, неологизмы,синонимы, антонимы-вот далеко не полный перечень того, что интересует лексикологию. И тут ей на помощь приходят словари русского языка, "Этимологический","Словарь омонимов", "Фразеологический словарь".Примечательно,что и описанием лексики в виде словарей тоже занимается эта наука. Получается, что эта лингвистическая наука очень всеобъемлющая и безграничная.Почему же перед этой, такой молодой наукой, стоят такие сверхзадачи?
Вероятно,это связано с прогрессом, а, ведь как известно, именно в слове находят свое отражение все изменения, происходящие в мире:появление новых понятий и слов, заимствование из других языков, измения стилистистических свойств слова и оборотов речи.
Думаю,что "работы" у лексикологии еще много и много.И при этом нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Розенталя, утверждающего, что изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями.

тезис :

Современное общество требует от человека различных навыков, в том числе и у меня описывать свои мысли. Система образования как источник знаний обязана научить учащегося всему, что может потребоваться ему в жизни.

Часто в школах дают задание написать сочинение-рассуждение. Это делается для подготовки учащихся к написанию итогового экзамена. Только тренировка и тренировка поможет научиться писать интересные и красивые сочинения.

Как же выглядит сочинение-рассуждение? В основу такого сочинения положено рассуждение как тип речи. Это значит, что автор высказывает свои мысли на обозначенную тему (возможно мысль будет не одна), развивает их, приводит доводы в пользу одной или другой. Итогом сочинения служит вывод о том, к какой мысли автор склоняется и почему. Таким образом, грамотно написать сочинение-рассуждение означает убедительно доказать свою точку зрения, подтвердив её сильными аргументами.

План сочинения-рассуждения выглядит так:

Разберем на примере . Тема сочинения: Зачем нужна орфография?

Во первых необходимо описать что такое орфография, зачем она нужна. Можно привести традиционный пример: Казнить нельзя помиловать. Сказать о важности верного применения орфографии для каждого человека. Ну и сделать вывод из вышесказанного.

Сочинение – рассуждение своего рода творческая работа. Не стоит стесняться своих мыслей. Не надо думать, что они будут выглядеть глупо. Представьте, что вы разговариваете с другом и доказываете свою точку зрения.

Часто возникают трудности с написанием первых предложений. Ребенок не знает с чего начать. В таком случае написание вступления следует отложить. То есть, сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда вернуться ко вступлению.

Для того чтобы дети не стеснялись своих мыслей, я бы рекомендовала написание анонимных сочинений с тем, чтобы в дальнейшем их прочитать перед всем классом и разобрать на их примере ошибки. Каждый ребенок узнает свое сочинение и не боясь насмешек товарищей или плохой оценки поймет что в его работе было неверно (в стилистическом плане, в логике изложения и т.д.). В то же время преподавателям не следует зачитывать даже очень смешные выдержки из сочинений, особенно с указанием автора. После подобного “веселого” разбора “полетов” у ребенка может возникнуть стойкая ненависть к написанию сочинений.

Следует отметить, что ключом к хорошим сочинениям является чтение книг и живое общение со взрослыми. Чаще говорите с ребенком, обсуждайте все что видите и слышите, все что ему интересно.

Как правильно писать сочинение-рассуждение ГИА?

Видео для тех, кому предстоит сдавать ГИА.

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение9raquo;:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…

Вступление в сочинении-рассуждении - это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация - не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения - три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом.

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, .

В этом легко убедиться, обратившись к…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно .

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа: прил. к газ. "Первое сент.". - 2001. - № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение9raquo; в «Стилистическом словаре русского языка».

Международный информационно-просветительский проект «Современный русский»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Тема .Тезис и доказательство.

Цель урока:

1. Актуализация знаний учащихся, полученных на прошлых уроках (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).

2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.. Развитие устной и письменной речи.

3. Привитие любви к русскому языку.

1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме.
1. Птица рада весне, а дитя - матери.
2. Сердце матери лучше солнца греет
2. Ближе матери друга нет.
3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

Раздаточный материал :
Текст №1

Текст 2:
Текст 3:

Ход урока

I. Повторение пройденного о типах речи.

Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?

Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в группах.

Учитель. Прочитайте тексты.
1 группа.

Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

2 группа.
Текст 2:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

3 группа.

Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию?
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию?
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода. Учитель. Что такое тезис?
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство?
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод?
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.
Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.
Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
Ученик. Ближе матери друга нет.
Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...

Отработка структуры текста - рассуждения.
Текст
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:" За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.

Работа по опорным карточкам
Части рассуждения Примеры
1. Тезис . Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.
2.Доказательства .

1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»

3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святы-
ни названы и озарены именем матери.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы
о маме

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».

Реферат по предмету «Методология исследовательской деятельности»

на тему « АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ»

студента 2 курса ГМУ

Мелконяна Арена.

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы строго следуйте правилам построения сочинения-рассуждения.

Рассуждение Тезис

(положение, которое надо доказать)

Аргументация

(доказательства, доводы)

Вывод

(общий итог)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации , т.е. примеры, поддерживающие аргумент. Например:

Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1

Действительно, порой речь скажет о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрация к аргументу 1

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух.

Аргумент 2

Иллюстрация к аргументу 2

Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Виды аргументов:

    логические, или рациональные, – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы);

    психологические аргументы – доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и т.д.).

Есть и другие классификации аргументов, например:

    рациональные (логические) : реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов;

    иллюстративные : конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры;

Возможны различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая .

При поддерживающей аргументации ученик соглашается с мнением автора и приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:

ТЕЗИС

Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство.

__________________________________________________________

Аргумент 1 Аргумент 2

Связь языка и культуры очевидна для каждого Нельзя забывать и о том, что в

мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв переломные моменты истории именно

в книге очерков «Земля родная» назвал язык родная речь, родной язык становятся

главным богатством нации. В самом деле, вся той духовной опорой, которая

духовная культура немыслима без языка и речи, обеспечивает единство нации. Именно

которые не только создают особый «культурный об этом писал И.С. Тургенев в

слой», но и отражают нравственное состояние стихотворении в прозе «Русский язык»

народа. («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние

при виде того, что совершается дома»).

Вспомните также знаменитые строки

стихотворения А. Ахматовой

«Мужество», написанного в страшные

годы Великой Отечественной войны:

«Но мы сохраним тебя, русская речь,

великое русское слово». Мне кажется, в

этом произведении особенно ярко

звучит мысль о значимости русского

языка для каждого россиянина.

_______________________________________________________________

ВЫВОД

Да, русский язык богат и великолепен,

и задача каждого из нас – приобщиться

к этому богатству и преумножить его.

При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя примерами. Например:

Тезис: На войне осознаётся ценность человеческой жизни.

Контртезис: Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.

Аргумент 1: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914 – 1918 годах, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

Аргумент 2 : Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930 – 1931 годах немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.

Вывод : Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» (содержат указание на положительные последствия принятия тезиса)или «аргументы к угрозе» (указывают на негативные последствия принятия или непринятия тезиса). Например:

Тезис

Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.

Аргумент к обещанию

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Аргумент к угрозе

Подтверждение мысли автора можно найти в статье Д.С. Лихачёва «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчёркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.

Аргументы, оцениваемые 2 баллами:

    примеры из художественной литературы;

    примеры из публицистической литературы;

    примеры из научной (научно-популярной) литературы.

Эти аргументы всегда предполагают ссылку на автора и название произведения; необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой . Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить им путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

Приведя примеры из публицистической или научной (научно-популярной) литературы, не забудьте указать не только фамилию автора, но и название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например: 1. Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www . gazeta . ru . По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности. 2. Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс вклад в развитие общества.

Аргументы, оцениваемые 1 баллом:

    примеры из жизни;

    собственные наблюдения и выводы;

    пословицы и поговорки, афоризмы (приведённые без объяснения);

    примеры из кинофильмов.

Примеры из жизни . Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку очень часто они неубедительны. Например: Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом , поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргумент, демонстрация. Без осмысления этих понятий невозможно говорить о структуре и особенностях аргументирующей речи.

Как формулируется тезис?

Тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать (Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем?» ). К формулировке тезиса предъявляются следующие требования:

1. Тезис должен быть истинным , иначе никакими доказательствами не удастся его обосновать.

2. Тезис должен быть ясно, понятно и точно сформулирован , он не должен содержать логического противоречия. Нечетко сформулированный тезис трудно доказать. Нечеткая формулировка тезиса может привести к потере тезиса. Формулировка тезиса должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле. Неопределенность утверждения иллюстрирует известная шуточная история (студент говорит другому: «Купи два килограмма апельсинов. Спорим, я один съем». Поспорили. Друг купил апельсины. Студент взял один апельсин, съел его и заявляет: «Я выиграл спор».

3. Тезис должен вызвать личностную заинтересованность , чтобы слушатели уловили личностную значимость суждения, в противном случае может не возникнуть желания вникать в обоснование суждения. Сравните: «Написание индекса отделения связи необходимо для ускорения доставки корреспонденции» и «С индексом ваше письмо дойдет в два раза быстрее».

4. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи.

Для доказательства тезиса используют аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть:

· Совокупность фактов;

· Статистические данные;

· Теоретические положения, например, юридические или экономические законы;

· Суждения, основанные на житейском опыте и т.п.

Третий элемент доказательства – демонстрация – показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем?» Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать можно непосредственно (путем наблюдения) и посредством рассуждений (логических умозаключений).

Требования логики к аргументам:

1. аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису , иначе можно доказать нечто весьма далекое от первоначального замысла.

2. аргументы должны быть истинными , то есть доказанными ранее. При нарушении этого требования возникает ошибка ложного основания (если аргумент заведомо ложен) или ошибка предвосхищения основания (если аргумент никем не был доказан). Вывод, сделанный на ложном основании, заведомо неверен, на недоказанном – не исключает ложности.



3. аргументы должны быть обоснованны независимо от тезиса . Если это не так, то возникает ошибка «круг в доказательстве». Например, в фильме «Михайло Ломоносов» есть такой эпизод: на заседании ученого совета Российской академии наук Ломоносов задал вопрос Шумахеру о том, почему в академии мало русских студентов. Шумахер ответил, что это объясняется малым количеством профессоров, говорящих по-русски. Когда Ломоносов возмутился тем, что в академии мало русских профессоров, Шумахер сослался на малое количество русских студентов. Ломоносов ударил по столу рукой: «Да это чертов круг какой-то!» – и удалился с заседания.

4. аргументы должны быть достаточны для получения вывода , то есть таковы, чтобы вывод нельзя было не сделать, иначе возникает ошибка «вывод не следует». Например, из того, что некоторые бывшие двоечники стали бизнесменами, еще не следует, что для успеха в бизнесе не нужны знания.

Среди аргументов можно выделить аргументы разных типов:

1. Сильные и слабые аргументы . Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым , и наоборот, довод, который нелегко опровергнуть, называют сильным .

Сила и слабость аргумента определяются с точки зрения слушателя, а не говорящего. Так, для родителей, чей ребенок подстригся несколько необычно, слабым аргументом будет «Всем ребятам в классе понравилось!», а сильным – «Директор сказал, что эта прическа идеальна для ученика». Понятно, что для того, чтобы убедить, лучше оперировать сильными доводами. Достаточно редко встречаются ситуации, в которых для убеждения достаточно одного исчерпывающего аргумента. Но гораздо чаще приходится использовать несколько аргументов. Сколько? Есть мнение, что оптимальное количество аргументов – 3-4. Поскольку 1 аргумент – это просто факт, на два аргумента «во-первых, во-вторых» – можно возразить, на три аргумента это сделать сложнее, а после четвертого аргументы воспринимаются как «много». В этом «много» теряется вес каждого конкретного аргумента.

2. Аргументы «к делу» (логические доводы) – это факты, подтверждающие справедливость выдвинутого тезиса (законы, статистические данные, аксиомы, основоположения или принципы некоторой теории, определения, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения и т.п.). Эти аргументы имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения. Приводя аргументы «к делу», нужно:

1. добиваться, чтобы такие аргументы были понятны («Клиента убеждает не то, что мы говорим, а то, что он понимает» (специалист по маркетингу М. Шапотэн));

3. подбирать такие аргументы, которые взяты из сферы деятельности слушателей, близки им, опираются на их опыт;

4. учитывать приемлемость информации: мужская, женская, молодежная аудитория, аудитория пенсионеров – все они имеют свои особенности. Есть вопросы, которые в конкретной аудитории могут вызвать нежелательную реакцию, а этого следует избегать.

Аргументы «к человеку» (психологические аргументы) – иррациональные, взывающие к чувствам. Эти аргументы не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. С точки зрения логики эти аргументы не корректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся к выяснению и обоснованию истины.

«Аргумент к личности» – ссылка на личные качества оппонента, его вкусы, внешность, достоинства и недостатки, на поступки человека, чьи идеи или предложения обсуждаются. «Тебе «Титаник» не понравился? Нет? Да что ты понимаешь, ты в жизни кроме мультиков и ужастиков ничего не смотришь!» Использование этого аргумента ведет к тому, что предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается личность оппонента.

«Аргумент к публике» (ссылка на общественное мнение). Это ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей с целью привлечь их на свою сторону и с их помомощью оказать психологическое давление на оппонента. С точки зрения логики соображения «все давно так делают» или «это никому не понравится» ничего не доказывают, но психологическое воздействие они имеют. Действие такого довода основано на удовлетворении присущей большинству людей потребности вписаться в определенную социальную группу, заслужить ее одобрение.

«Аргумент к силе» – вместо логического обоснования тезиса и убеждения прибегают к внелогическому принуждению – угрозе неприятными последствиями, в частности угрозе применения насилия или применения каких-либо средств принуждения: физических, моральных, административных, экономических.

«Аргумент к здравому смыслу» – используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования.

«Аргумент к состраданию» – вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, состраданию в надежде пробудить в слушателе сочувствие и желание уступить, помочь в чем-либо.

«Аргумент к тщеславию» – расточение неумеренных похвал, комплиментов противнику в надежде, что он станет более уступчивым, покладистым.

«Аргумент к невежеству» – использование неосведомленности или непросвещенности оппонента или слушателя и навязывание ему мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

«Аргумент к выгоде» – вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-психологическом или экономическом отношении.

Перечисленные виды психологических аргументов используются в повседневных, общественно-политических, научных и т.п. спорах, поскольку спор – это не только столкновение умов, но и столкновение характеров, чувств и эмоций спорящих. Тем не менее эти аргументы являются некорректными с точки зрения логики и не должны использоваться оратором при воздействии не аудиторию.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации аргументов обеспечивает доказательность рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в различных областях знаний (практической, научной, общественно-политической, деловой).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта