Все о породе лошадей — советский тяжеловоз. Явления породы
Главная » Монтаж » Все о породе лошадей — советский тяжеловоз. Явления породы

Все о породе лошадей — советский тяжеловоз. Явления породы

Сайт Конезавод, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Конезавод

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Конезавод. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Конезавод. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Конезавод представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Конезавод вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Конезавод. Быстрая доставка.

Легендарный мордовский конезавод, основанный еще графом Орловым, продолжает удивлять мир своими воспитанниками

В ичалковском селе Оброчное находится один из крупнейших в Поволжье конезаводов. Именно здесь в 1952 году были выведены знаменитые советские тяжеловозы. Также местные коневоды выращивают мокшанских рысаков, арабских скакунов и очаровательных пони. «К сожалению, сегодня люди потеряли интерес к лошадям, - говорит начальник конюшни Сергей Стрельцов. - А ведь эти животные помогают детям, страдающим ДЦП, и способны принести немало пользы в бою с врагом». Краевед Сергей Бахмустов уверен, что благосостояние регионов напрямую связано с отношением власти к разведению коней. Анна Оправхат и Жанна Ларцева (фото) посетили легендарное предприятие, узнали его историю и познакомились с добродушными красавцами.

Глубокой осенью, среди пестрой листвы огромные советские тяжеловозы выглядят впечатляюще. Любуясь их красотой, кажется, будто находишься не в обычном мордовском селе, а в самой настоящей сказке. Ощущение, что вот-вот появится былинный богатырь, запрыгнет на громадную красавицу и ускачет вдаль. Но мечты мечтами, а то, что сотрудники Ичалковского завода смогли вывести эту редкую для нашей страны породу, иначе как чудом и не назовешь. «Не каждому народу Господь позволяет вырастить породистых лошадок, - говорит Сергей Стрельцов. - В дореволюционной России никто не занимался разведением тяжеловозов. Это была прерогатива европейских государств. К нам их привозили исключительно из-за границы. А потом советские власти поручили местным коневодам вывести свою породу. В 1952 году от финского коня у нашей кобылы впервые родился жеребенок-тяжеловоз…» С тех пор прошло много лет. Сегодня на предприятии содержится сотня представителей «мощной» породы. Кобылица Бразилия является гордостью местных работников. Она неоднократно принимала участие в различных выставках и конкурсах. Имеет множество наград. Кроме того, животное с завидной регулярностью дает качественное потомство, что является большой редкостью. «Даже невероятно красивая лошадь может рожать уродцев, тогда как какая-нибудь хиленькая способна приносить породистых жеребцов, - продолжает коневод. - С Бразилией нам очень повезло. Она и красотка, и отличная мать. Ее дети частенько побеждают на всероссийских и международных соревнованиях. Но наша звезда рожает не от любого жеребца… Да, здесь все зависит от чувств. Лошади тоже умеют любить. Не нужно думать, что у них нет разума. Люди просто необоснованно считают себя самыми умными существами на Земле. Но это не так. Возможно, мы даже глупее этих грациозных животных».

Бразилия удивленно смотрит на гостей. Собеседник поясняет, что она ждет угощений. Корр. «С» берет кусок хлеба и подносит к массивным губам лошади. Та жадно съедает и начинает громко ржать. Для простого человека стоять рядом с громадиной ростом 169 сантиметров в холке, мягко говоря, страшновато. «Не бойтесь, она у нас добрая и ласковая, - успокаивает Стрельцов. - Вообще характер лошади напрямую зависит от характера конюха, который ее обслуживает. Нервные и злые люди не способны привить своим подопечным хорошие качества. Но у нас, слава богу, с кадрами все в порядке. На предприятии трудятся 17 сотрудников, каждый из которых обожает свою работу».

Еще столетие назад судьба конезавода была под угрозой. Его история началась более 200 лет назад, когда граф Алексей Орлов получил в подарок от Екатерины II 100 и 120 тысяч десятин земли рядом с селами Ичалки Саранского уезда Пензенской губернии и Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1770 году императрица присвоила графу звание адмирала и назначила командующим русским флотом на Черном море. Во время сражения в Чесменской бухте наши моряки сожгли все турецкие корабли, и Орлов был удостоен титула Чесменский и ордена Георгия I степени. Граф питал страсть к породистым лошадям, поэтому решил заняться их разведением.

«Местные крестьяне не любили фаворита императрицы, - рассказывает краевед Сергей Бахмустов. - Дело было в том, что он настолько фанатично любил своих питомцев, что порол работников за любое бранное слово о конях. Но Орлов был далеко не одинок в своих нежных чувствах к лошадям. В то время каждый четвертый помещик занимался коневодством. Скачки были очень популярны среди дворян. Они испытывали безумный восторг, наблюдая за тем, как несутся рысаки. Каждый уважающий себя барин непременно должен был уметь ездить верхом. Многие помещики даже заказывали у художников портреты своих любимцев и вешали эти произведения искусства на самое видное место в своих домах. Вы только подумайте: лошадь могла стоить до 10 тысяч рублей, когда труд одного рабочего оценивался всего в 140 рублей! Вот такое отношение было раньше к этим животным».

После революции 1917 года крестьяне бросились грабить хозяйство и уничтожать конюшни. Но представители новой власти вовремя усмирили бунтовщиков, понимая, что конезавод необходим государству. Вскоре предприятие восстановили, и сотрудники стали работать над выведением новых пород. «Кстати, в становлении и развитии завода участвовал сам патриарх Кирилл, - замечает Стрельцов. - Еще мальчишкой он прибегал сюда - помогал своей матери, которая здесь трудилась. Так что мы можем гордиться таким знаменитым работником».

После распада Советского Союза завод стал частным, но власти продолжали его поддерживать. «Я заметил одну очень интересную вещь, - говорит Сергей Бахмустов. - Чем богаче регион, тем больше в нем конезаводов. В развитых европейских странах и США этому направлению уделяют особое внимание. У нас коневодство тоже популярно, но, к сожалению, далеко не везде». «Да, сегодня люди потеряли интерес к лошадям, - соглашается Сергей Стрельцов. - А ведь эти животные помогают детям, страдающим ДЦП. Давно доказано, что иппотерапия благоприятно влияет на их мышцы и нервную систему. К нам приезжают нездоровые детишки даже из соседних регионов. Конечно, мы понимаем, что современный мир полон техники, и лошадиный труд уже не так популярен. Только нужно помнить, что в сражении у танка может закончиться горючее и именно лошадка-тяжеловоз сможет быстро доставить топливо. Все мы знаем, что кони внесли свою лепту в победу в Великой Отечественной войне. Тогда на фронт были отправлены 9 тысяч животных, 7 тысяч из которых пали смертью храбрых. Мы всегда рады гостям. Жаль, что подрастающее поколение постепенно теряет интерес к коням. Родители теперь слишком активно опекают своих чад. Ребята только и умеют, что пялиться в компьютеры и телефоны. А ведь нужно прививать молодежи любовь к природе, животным…»

В 1985 году во Львове кобыла Вятка установила рекорд максимальной силы тяги - 28 тонн! На конезаводе выращивают и другие породы - мокшанских рысаков, арабских скакунов и очаровательных пони… Всего 150 голов. Многие выращенные в Мордовии скакуны служат в Кремлевском полку. В основном это сыновья великолепной кобылицы Триады. Стрельцов ведет нас через двор к денникам. Здесь нас встречают молодые жеребцы. Многие из них еще даже не знают, что такое любовь, но уже могут стать отцами. Рысака Бразильца воспитывает невысокая хрупкая женщина Наталья. Она ловко выводит красавца, который гордо позирует перед фотокамерой. Остальные кони, пытаясь привлечь к себе внимание, громко ржут и бьют копытами. Сотрудники кормят их сахаром.

«Ухаживать за лошадью сложно, - продолжает наш собеседник. - Но это стоит того. Как говорил писатель Александр Куприн, можно бросить пить, курить, женщины тебя сами бросят, но если ты полюбил лошадиное ржание, то это на всю жизнь. Мы всегда сильно переживаем, когда наши питомцы болеют. Стараемся дарить любовь и ласку каждому из них. Внимательно относимся к подбору партнеров. Перед скрещиванием тщательно купаем кобылу и привязываем к специальному стойлу. Иногда приходится помогать в родах. Это очень опасное занятие, поскольку животное в такой момент думает, что мы представляем опасность для ее будущего потомства - может лягнуть копытом или даже укусить. Не каждая лошадка способна самостоятельно разродиться. Дело в том, что целые поколения породистых коней выращены в неволе, поэтому их репродуктивная система может давать сбои. В природе они просто бы не выжили. Через пару месяцев мы посылаем на анализ пробу крови жеребенка, чтобы установить отцовство. А то ведь редко, но случается, что племенная кобылица спаривается с еще каким-нибудь самцом. Всякое бывает, конечно. С лошадью может заниматься только преданный своему делу человек. Никто из наших конюхов не осмелится посмотреть на конину. Признаюсь, сам я пробовал конскую колбасу, но она была сделана из незнакомой мне лошадки. А своих друзей я не ем принципиально!»

Милым украшением ичалковского предприятия являются пони. Их сюда завезли в 1984 году. В настоящее время местные коневоды выращивают 10 особей. Пони любят резвиться в соломе. Со стороны это смотрится очень трогательно. Они дружат с дошкольниками и всегда рады прокатить на себе ребят. Круглый год запряженные в тележки «малыши» катают детвору в парках. Эти животные неприхотливы: для жизни им нужен только теплый закуток и совсем немного корма. «Мы гордимся тем, что за все годы существования не потеряли ни одной особи, - говорит на прощание Сергей Стрельцов. - Сколько их было в лучшие времена, столько и осталось. Надеюсь, власти продолжат помогать нашему заводу. А вы обязательно приезжайте еще. Глядите, как на вас смотрят наши питомцы. Я чувствую, что они вас тоже приглашают в гости. У нас тут красиво и душевно в любое время года».

Гордость нашего коневодства – порода советский тяжеловоз. Эти потрясающие красавцы, богатыри конного мира, имеют ряд непревзойдённых характеристик и считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в нашей стране. Регистрация породы состоялась в 1952 году, но работы по её выведению начались ещё в Российской империи, в XIX веке.

Эта порода — гордость российского коневодства, представители которой считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в стране.

Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.

Бельгийская тяжеловозная лошадь – брабансон (или брабант) считается одним из предком наших тяжеловозов.

Экстерьер

По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.

Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный. Бёдра мускулистые, немного коротковатые. Копыта широкие, хорошей формы, пясть с большим обхватом. Оброслость щёток умеренная.

Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.

Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.

Характер

По темпераменту советские «тяжи» достаточно спокойны и энергичны. По словам сотрудников Починковского конезавода, абсолютно добронравными этих коней не назовёшь. При выведении породы основной упор делался не на доброту, а на массивность, силу и выносливость.

Тем не менее, советские «тяжи» вполне послушны, уравновешенны и характер показывают нечасто.

Эти лошади спокойны и энергичны, послушны и уравновешены, но изредка могут показать свой нрав.

Разновидности породы

Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:

  • Починковский (Нижегородская область);
  • Ичалковский (Республика Мордовия);
  • Перевозовский (Нижегородская область).

Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.

В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

Разведение

Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Продуктивность

Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.

Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.

Рекорды

Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.

Рекордсменами таких соревнований часто становились советские «тяжи»:

  • 1957 год – жеребец Форс . Сцепку из повозок с общей массой груза 23 тонны он тянул целых 35 метров.
  • 1971 год – жеребец Зубр . 2 км на шагу он преодолел за 11 минут 51 секунду.
  • 1968 год – кобыла Русалка . Утащила 9 тонн на 2131,17 м.

Список можно продолжать долго. Все призёры и победители получили широкое использование в племенной работе, благодаря чему качество породы сохранялось и совершенствовалось.

Современное положение

Починковский конный завод — один из немногих, на которых разводят элитных тяжеловозов.

Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.

Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».

У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.

Резюме

Советская тяжеловозная порода лошадей без преувеличения может считаться нашим национальным достоянием. Интенсификация сельского хозяйства, о которой столько говорится, может поспособствовать сохранению и развитию конных заводов. Ведь отдельные производственные процессы всё ещё требуют использования этого сильного и умного животного.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта