Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с овз Обучение детей с овз закон
Главная » Монтаж » Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с овз Обучение детей с овз закон

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с овз Обучение детей с овз закон

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

На ступени начального общего образования

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения.

Цель программы:

Создание условий для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы школы обеспечивает:

1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их развитии;

2. различные формы специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования;

Обучение детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе по индивидуальной программе.

3. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

4. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

Своевременное выявление детей с трудностями в обучении;

Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы;

Разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

Оказание консультативной и методической помощи родителям;

Анализ особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или психическом) развитии, обучающихся в школе на 01.09.2014 года:

В МБОУ «СОШ №3» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии:

1. Дети с задержкой психического развития. (3 ребенка-1А класс, 1 ребенок-2А, 2 ребенка-2Б класс, 2 ребенка-3А класс, 1 ребенок-4А класс, 3 ребенка-4Б класс).

2. Дети с умственной отсталостью легкой степени. (8 учеников в специальном классе: 2 ученика-3 класса, 1 ученик – 4 класса, 5 учеников - 5 класса).

3. Дети инвалиды - 3 ученика (из них двум рекомендовано обучение по программе 7 вида).

Программа коррекционной работы обеспечивает возможность освоения детьми с ОВЗ ООП НОО и их интеграцию в образовательном учреждении с учетом характера и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений. Группа обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития. (3 ребенка-1А класс, 1 ребенок-2А, 2 ребенка-2Б класс, 2 ребенка-3А класс, 1 ребенок-4А класс, 3 ребенка-4Б класс) в соответствии с уровнем психофизического развития, по заключению городской ПМПК, может осваивать стандарт начального общего образования. Для этих детей с ОВЗ, способных освоить образовательный стандарт НОО, разрабатывается индивидуальный учебный план в соответствии с федеральными нормативными актами, равноценный по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения. Ежегодно эти дети проходят обследование городской ПМПК по определении программы обучения. По окончании НОО обучающиеся с ОВЗ проходят промежуточную аттестацию в определенных положением о промежуточной аттестации формах. При условии, что по окончании начального общего образования дефицитарность познавательных способностей детей с ОВЗ с задержкой психического развития окажется настолько устойчивой, что не позволит овладеть цензовым образованием, то необходимо перевести их на адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.

Группы обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью легкой степени (2 ученика-3 класса, 1 ученик – 4 класса) не способны к освоению в полном объеме образовательного стандарта НОО. Для этих детей с ОВЗ, не способных к освоению в полном объеме образовательного стандарта НОО, образовательный процесс организуется по адаптированным образовательным программам в соответствии с индивидуальными учебными планами, разрабатываемыми образовательным учреждением в соответствии с положением и согласуемыми с родителями (законными представителями). Они обучаются в коррекционном классе по программе 8 вида. Класс организован по принципу малокомплектной школы.

Учебный план для обучающихся, не способных освоить образовательный стандарт НОО, разрабатывается в соответствии с психофизическими особенностями. При этом «образовательный» блок соотносится с аналогичным компонентом стандарта общего образования и может быть не равен ему по объему, при согласовании с родителями, при этом «коррекционный» блок расширен.

Направления коррекционной работы,

обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с ОВЗ

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от медицинского работника, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, классного руководителя, учителей-предметников образовательного учреждения;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

Изучение развития эмоционально волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

Анализ динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья после проведенной коррекционно-развивающей работы.

коррекционно-развивающая работа включает:

-

консультативная работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

Организацию и проведение педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, классным руководителем, учителями-предметниками индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии универсальных учебных действий;

Развитие и коррекцию познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

- информационно-просветительная работа предусматривает:

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,

Вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


Похожая информация.


Под занавес 2012 года был кардинально обновлен Федеральный закон «Об образовании». Обсуждался он около двух лет; отклики зачастую были прямо противоположны; не ругал его в целом или отдельные его положения только ленивый.

Прошло три месяца, страсти улеглись. Действовать закон начнет с 1 сентября 2013 года. Попробуем узнать мнение юриста правовой группы Центра лечебной педагогики о том, что сулит новый закон детям с ограниченными возможностями здоровья. Появился ли «свет в конце туннеля»?..

Материал взят с сайта «Особое детство»: http://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/109-.html

Кратко об основных новациях ФЗ «Об образовании»

(принят в 2012 г., вводится в действие с 01.09.2013)

Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов

Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:

а ) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b ) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c ) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d ) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e ) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе.

В прежнем (ныне действующем) законе также не было никаких запретов на этот счет; но политика государства была иной, имеющиеся нормы не исполнялись. В новом законе положения Конвенции в большей степени формализованы, и тем самым – закреплены.

Основные новации

Конкретизация определений

– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .

В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Новации по существу

1. Отдельно введены гарантии государства по предоставлению психолого-педагогической и медико-социальной помощи . Она организуется субъектами РФ и предоставляется как центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП), так и специалистами образовательных организаций.

ЦППМСП созданы для консультирования как детей, так и родителей и образовательных организаций (ОО). На них же может возлагаться и функция ПМПК ; следовательно, ПМПК не будет оторвана от места, где ребенок наблюдается и ему оказывают помощь (нынешняя ситуация – обратная).Появились некоторые нормы про ПМПК (хотя все равно дается отсылка к Положению, от него многое зависит).

2. Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.

Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий , обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность,идругиеусловия,без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .

Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций. Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол. Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное) – зависит от особенностей региона.

Минобразования должно разработать Типовые положения учреждений для разных «типов» детей с ОВЗ. К существующим «типам» добавлены «с расстройствами аутистического спектра , со сложными дефектами и други х обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Финансирование

Норматив финансирования (подушевой) устанавливается с учетом специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ. Применение зависит от региона.

В Москве для ребенка-инвалида с ДЦП установлен коэффициент 3, для остальных детей с инвалидностью – 2. Для создания полноценных специальных условий обучения этого крайне недостаточно!

4. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и «содействует привлечению таких работников в организации ».

По организации педагогического процесса

– Введено дисциплинарное взыскание к учащимся , вплоть до исключения из школы и перевода. Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Следовательно, существует ненулевая опасность применения дисциплинарного взыскания к детям с умеренными эмоционально-волевыми, поведенческими и пр. нарушениями.

Если ребенок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему дается год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию. Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение («второй год»); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе (АОП); в) обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам. В результате ребенок, не успевающий по отдельным предметам, имеет возможность не менять коллектив.

Для выпускников школ « VIII вида» – не имеющих основного среднего образования – при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нем отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения .

– В школах создаются комиссии по урегулированию споров (для родителей).

– Закреплено право родителей :

Ÿ – «получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся» ;

Ÿ – присутствовать на обследовании ПМПК , обсуждать, высказывать мнение по поводу рекомендаций.

Итоговая аттестация

Допускаются лица, выполнившие учебный план и не имеющие академической задолженности – если иное не установлено правилами проведения аттестации по образовательной программе, по которой они обучаются .

Обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в интернатах: приоритетно обучение организуется за пределами интерната . Если нет возможности (образовательной инфраструктуры) – тогда в учреждениях. Направлено на социализацию и интеграцию детей в ДДИ и реализацию их права на образование.

– В ОО функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования . Следовательно, «продленка» в школе, а также «присмотр и уход» в детских садах могу стать платными. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией.

Возраст поступления в школу

Было: начало обучения от 6,5 до 8 лет. Станет: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя . Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.


Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья по-новому.

Комментарии.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Обратите внимание - в соответствие с настоящим Федеральным законом наименования и уставы образовательных учреждений должны быть переименованы не позднее 1 января 2016 года. В частности, «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации ».

В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Кто конкретно имеется в виду? К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5 статьи 41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» , «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».

Образованию лиц с ОВЗ посвящена статья 42 закона «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». Подчеркиваем, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей или законных представителей. Кроме того, родители имеют право «присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей». В законе подробно описано, на какие учреждения могут быть возложены функции и разработка положения о ПМПК.

Можно много говорить о правилах приема на обучение по основным общеобразовательным программам, о стипендиях, об условиях платного и бесплатного обучения, оплаты и освобождения от нее за присмотр за детьми в дошкольных и школьных учреждениях, но родителей таких детей волнует не менее важный вопрос – о льготах при поступлении в ВУЗ. Если раньше дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты имели право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний (п. 3 ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании "), то в новом законе получение высшего образования (по программам бакалавриата или программам специалитета) регулируется особыми правами при приеме на обучение по этим программам.

Право на прием без вступительных испытаний имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников; 2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства , инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право только на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - на обучение за счет бюджетных ассигнований. Причем квота приема для получения (бесплатного) высшего образования по указанным программам (бакалавриата и специалитета) устанавливается ежегодно образовательной организацией «в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований» всех уровней.

Согласно новому закону, право на прием на подготовительные отделения за счет бюджетных ассигнований имеют 13 категорий граждан , куда включены: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан; граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети погибших военнослужащих, дети прокурорских работников и др.

Всем этим лицам предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение (по программам бакалавриата и программам специалитета) при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Что касается стипендии, то «государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи», а также другим студентам, которые перечислены в ст. 36 нового закона об образовании.

С нашей точки зрения, ситуация для инвалидов и детей-сирот ухудшилась не только потому, что они лишились такой льготы, как зачисление вне конкурса в государственные образовательные учреждения (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов). Плохо то, что квоту приема для получения (бесплатного) высшего образования теперь устанавливает само образовательное учреждение. Кроме того, в законе совсем не упоминаются лица с ОВЗ, постоянно проживающие в интернатных учреждениях РФ.

Мы опять забываем, что дети-инвалиды становятся взрослыми! Если речь идет об общем образовании детей (в т.ч. и с девиантным поведением), то в законе рассмотрены и условия для проживания обучающихся в интернате, для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, и проблемы установления платы за содержание детей или освобождения от нее; указано на обязательность организации обучения на дому или в медицинских организациях детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, или нуждаются длительном лечении.

Однако совсем не обсуждается право совершеннолетних инвалидов, постоянно проживающих в стационарных учреждениях, на получение или продолжение образования в интернатах . Это особая проблема, т.к. у интернатов нет лицензии на реализацию такого рода деятельности, а управления образования устраняются от решения этой проблемы. Пункт 2 статьи 12 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривает для детей-инвалидов «право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями…путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством», но совершеннолетние инвалиды, проживающие в домах-интернатах (чаще всего – в домах престарелых и инвалидов), такого права лишены. Хотя возможности для получения образования (в том числе и дистанционного) в настоящее время имеются.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.19) обязывает государство «обеспечить инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Это обязательство должно распространяться и на совершеннолетних инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, поскольку «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование» (часть 1 статьи 5 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012).

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта