Способы вовлечения в террористические организации. Социальные сети. Подросток. Терроризм. Что стоит знать родителям
Главная » Из бетона » Способы вовлечения в террористические организации. Социальные сети. Подросток. Терроризм. Что стоит знать родителям

Способы вовлечения в террористические организации. Социальные сети. Подросток. Терроризм. Что стоит знать родителям

Слайд 1

Терроризм и подросток

Слайд 2

План урока 7 класс

1. Введение 2. Краткая история терроризма 3. Виды терроризма 4. Наиболее характерные черты поведения человека 5. Заключение МБОУ Богородская гимназия Г. Ногинск Учитель ОБЖ ФИНЯК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Слайд 3

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Слайд 4

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

Слайд 5

К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

Слайд 6

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

Слайд 7

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений.

Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синрикё»

Слайд 8

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

Слайд 9

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

Слайд 10

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появления недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверх опасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

Слайд 11

Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Слайд 12

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.

Слайд 13

Наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента Сангвиник – человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди. Холерик – сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего вспыльчив и прямолинеен. Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек. Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.

Слайд 14

Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п

Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

Слайд 15

Заключение

В числе примеров преступной деятельности на территории Российской федерации в 2007-2012гг. можно привести: 13 августа 2006г был организован теракт у здания ГУВД в Назрани (Республика Ингушетия). Террорист протаранил ворота заминированной «Газелью», въехал во двор, где шло построение сотрудников УВД и привёл в действие мощное взрывное устройство. Погибло 25 человек, пострадали262 человека. 27 августа 2007г в Тверской области произошло крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург-Москва. Ранено свыше 60 человек. 29 марта 2010г утром произведены взрывы в поездах на станции метро «Лубянка» и «Парк культуры».Взрыв произвели террористки-смертницы. Погиб 41 человек, ранено 88 человек. Домашнее задание § 6.1 стр. 144-155; практ. №2 письменно.

Урок 14

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА ИХ ВЛИЯНИЯ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, и меры профилактики их влияния.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Что представляет собой на современном этапе терроризм как общественное явление?

    Какие основные особенности террористической деятельности характерны для терроризма в России?

    Какие основные цели ставят перед собой террористические организации?

    Почему террористы стараются организовать свои взрывы в оживлённых местах?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания – это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

    отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

    стремление к праздному времяпрепровождению;

    положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

    наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

    агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;

    стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

    получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

    родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

    социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

    «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;

    чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;

    полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

    стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;

    любовь к своему Отечеству;

    уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;

    формирование способностей к труду и самодисциплине;

    стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;

    умение жить в согласии с собой и окружающими;

    формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

    Выводы.

    Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

    Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

    Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.

    Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

    Вопросы.

    Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?

    Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

    Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

    Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

    Задания.

    Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

    Дополнительные материалы к §14.

Террористы против детей

Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски – «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

Теракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящейся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

Живые цветы в спортзале разрушенной школы №1 Беслана в память об учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §14 «Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния»; выполнить письменно задание (с. 74, раздел «Задания»).

    Выставление и комментирование оценок.

Террористы все чаще используют детей и подростков для своих страшных дел. В некоторых странах, где существуют их действующие ячейки, детей просто похищают. Их бьют, запугивают, натаскивают как смертников, привлекают к массовым казням, "промывают мозги". В более развитых странах, где прямой контакт невозможен, террористы ищут потенциальных жертв в соцсетях. Процесс занимает больше времени, дети из благополучных семей часто не идут на контакт, но трагедии бывают. Детский и подростковый психолог Психологического центра на Волхонке Максим Прохоров рассказал , почему юные любители соцсетей попадают под негативное влияние, что об этом стоит знать родителям и как предупредить беду.

Почему подростки "ведутся" на сомнительные группировки?

Дело в том, что подростку очень важно состоять в группе и иметь какую-то идеологию. Пока ребенок маленький, родители говорят ему, что и как нужно делать. Позднее, в подростковом периоде, они начинают задаваться вопросами и иногда выступать против родителей. "Начинается бунт. Именно в такие моменты подростку бывает не на что опереться, тогда и активизируются тоталитарные секты и другие противоправные организации. Они предлагают четкую идеологию, определяют место подростка в группе. Там ребенок снова понимает, кто главный, что будет дальше, что делать, кто его враг", — пояснил Максим Прохоров.

По словам психолога, "защищенность" подростка в такой в ситуации зависит от того, насколько он нашел свое место, насколько доверительные отношения в его семье, чувствует ли он стабильность в своей жизни. Если вышеперечисленные факторы отсутствуют, то риск попасть не в ту компанию выше. "Такие вещи не происходят внезапно. Если ребенок подался "не туда", скорее всего, перед этим он прошел путь неблагоприятных отношений в семье", — отметил он.

Осторожно, опасность!

Вербовщики часто ищут "кандидатов" и осуществляют их первичный отбор по информации на страницах в соцсетях. Максим Прохоров подчеркивает, что на страничке подростка в Интернете ни в коем случае не должно быть информации о том, где он живет, где работают его родители. Нельзя отвечать на такие вопросы незнакомым людям. Объяснить, почему это важно - задача родителей.

Что стоит знать родителям

Зачастую родители не являются активными пользователями соцсетей. Однако им стоит знать о полезных опциях большинства сайтов, например, о "черном списке", возможности пожаловаться администратору и т.д. "Опция "черный список" позволяет заблокировать любого человека, который досаждает какими-то вопросами. После этого он никак не сможет связаться с ребенком. Это необходимо объяснить ребенку, показать, как это делается, разобраться самим", — пояснил Прохоров.

Пресечь общение на корню

"Часто вербовщики, которые хорошо разбираются в психологии, предлагают ребенку то, чего ему не хватает: любовь, поддержку, ощущение силы или причастности к чему-то большему. Поэтому отказать им подростку бывает очень тяжело", — объяснил . В таком случае психолог посоветовал обучить подростка правилу "общения с назойливыми торговцами". На любые вопросы научиться отвечать "Нет, спасибо, я в этом не заинтересован". Задача заключается в том, чтобы вообще не входить в диалог с человеком, если он не нравится, предлагает что-то сомнительное или не вызывает доверия. При этом специалист пояснил: подросткам часто сложно отказать посторонним людям, потому что они с детства привыкли к авторитету взрослых. Им мешает установка "взрослые всегда правы, они лучше знают, как и что". В результате подросткам кажется, что говорить взрослым "нет" или сопротивляться - нехорошо. Многие родители с самого детства учат детей именно этому, напомнил он.

Как предупредить

Приучать мыслить самостоятельно. Психолог советует с самого детства развивать самостоятельное мышление ребенка: когда он что-то спрашивает, можно спросить в ответ: "А как ты сам думаешь?". Добиться этого можно также чтением и обсуждением книг, просмотром кинофильмов и т.д.

Наладить доверительные отношения. Родителям имеет смысл как-то работать со своим подростком, даже если он бунтует, закрывается в комнате и так далее.

Расширить круг доверия. По словам Прохорова, если ребенок не уверен, что какое-то общение безопасно, то с этим вопросом ему лучше обратиться к взрослым, которым он доверяет. "Необходимо, чтобы у ребенка были не только родители, но и другие взрослые, которым он мог бы доверять: бабушки, дедушки, спортивный тренер и т.д. Они должны помочь ребенку понять, что происходит", — подчеркнул эксперт.

Рассказать об опасности. Желательно рассказать подростку, чем может быть чревато общение с незнакомцами в Сети. Однако психолог предостерег родителей от "запугивания", когда детям и подросткам начинает казаться, что за каждым углом их поджидают террористы и сектанты.

В заключении психолог отметил, что в школах нужно ввести какую-то профилактику. "Психологи могли бы выявлять детей из группы риска и работать с ними", — подытожил он.

Когда стоит бить тревогу

Стоит обращать внимание на странности в поведении подростка и не стесняться обращаться к психологам. "Если у родителей есть подозрения, что ребенок попал под негативное влияние какой-то группировки, то при доверительных отношениях стоит вывести его на откровенный разговор. Если таких отношений нет, ребенка нужно изолировать от Интернета, чтобы разобраться в происходящем", — отметил он. По словам психолога, без доверия подростка сложно чего-то добиться, если нет взаимопонимания между родителями и детьми, работать с ним должен специалист.

В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми » взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты — все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

— Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

— его (ее ) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

— повышенное увлечение вредными привычками;

— резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду ». Основой «контрпропаганды » должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения различными органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети и др.).

Запомните

    Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Террористы в нашей стране никогда не остаются безнаказанными. Они либо бывают ликвидированы во время контртеррористических операций, либо наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. (О том, какие наказания за террористическую деятельность предусмотрены в российском законодательстве, мы подробно рассматривали в 5 классе.)

Так, ликвидирован руководитель теракта в Будённовске в 1995 г. Руководитель рейда боевиков на Кизляр (Дагестан) в 1995 г., арестован спустя пять лет и приговорён к пожизненному заключению. До сих пор органы правопорядка находят участников захвата больницы в Будённовске и исполнителей других террористических актов и осуждают их на различные сроки. Ликвидированы в ходе боевых действий или осуждены на длительные сроки заключения исполнители взрывов двух жилых домов в Москве в 1999 г. Уничтожены почти все исполнители захвата школы в Беслане в 2004 г. и один приговорён к пожизненному заключению.

Этой юной заложнице чудом удалось вырваться из-под обстрела террористов. 3 сентября 2004 г.

Неоднократно для тех боевиков, кто добровольно сложит оружие, объявлялась амнистия. Те из них, кто отказались это сделать, будут и дальше разыскиваться спецслужбами и органами правопорядка, чтобы никто из террористов не ушёл от ответственности перед законом.

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово «терроризм» произошло от латинского terror - «страх», «ужас» и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.

В России о терроризме начали говорить, начиная со второй половины XIX в., когда некоторые политические организации пытались использовать его как средство борьбы с властью.

Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х гг. прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения и в политическом, и в военном отношении. К концу XX в. террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищений людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят «Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа», «Аль-Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций).

Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Все виды терроризма носят политический характер, т. е. служат в первую очередь политическим целям террористов. В настоящее время не существует принятой всеми специалистами классификации видов терроризма. Но можно их выделить по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом терорристы основную ставку делают на прессу.

Примеры: «эскадроны смерти» в Латинской Америке, «Японская красная армия».

Момент контртеррористической операции в Мумбаи (Индия). Террористы захватили заложников в гостиницах в центре города. При освобождении заложников погибло 166 человек. Ноябрь 2008 г.

Терроризм, использующий религиозные мотивы , проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум Синрикё».

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками и т. п.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками. Бывает сложно разобраться, какой характер - политический или уголовный - носит ряд криминальных акций, таких, как убийство крупных деятелей бизнеса, захват заложников, угон самолётов и т. д. Очевидно одно - бесчеловечная и преступная сущность этих деяний.

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Пример: многолетняя деятельность Ирландской республиканской армии с целью отколоть Северную Ирландию от Великобритании.

Технологический терроризм заключается в применении или в угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия, радиактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм , состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма , заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием.

Запомните

    Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление является общим делом всего международного сообщества. Терроризм несёт угрозу национальной безопасности России, и противодействовать ему в полной мере должны государство, общество и каждый здравомыслящий человек.

При этом отметим необходимость противостоять вовлечению в террористическую деятельность, так как существует опасность оказаться в сетях террористической организации, попав под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления.

Отметим ряд факторов и социальных явлений, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность:

  • рост неудовлетворённости в обществе, прежде всего из-за большого разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными;
  • снижение уровня защищённости жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, снижение уровня жизни населения, безработица, - всё это способствует формированию в обществе настроений социальной отчуждённости, усилению эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части населения;
  • влияние организованной преступности на обострение и углубление противоречий в обществе, постепенное втягивание определённой части населения в криминальные отношения;
  • упадок духовной жизни общества, разрушение исторических и культурных традиций народов России, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия, формирование в обществе неверия в способность государства защитить своих граждан, снижение значимости таких понятий, как долг, достоинство, честь и верность Отечеству;
  • расширение возможностей по пропаганде идей терроризма с использованием современных средств коммуникаций, распространение технологических приемов организации и проведения террористических актов через СМИ и Интернет.

Для того чтобы не подпасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т. д.). Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном.

Потом в местах, за которыми наблюдали и куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди.

На что чаще всего рассчитывают террористы, вербуя себе пособников среди подростков? Прежде всего, они рассчитывают на вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Для того чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны, внешними факторами - социальной средой, т. е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны - внутренними факторами - жизненным опытом, приобретённым в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врожденными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Отметим наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента.

Сангвиник - человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди.

Холерик - сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего он вспыльчив и прямолинеен.

Меланхолик - слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек.

Флегматик - сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества - устойчивость и упорство в труде.

Принято считать, что тип темперамента зависит от типа, ритма и интенсивности основных психических процессов. При этом считается, что в чистом виде представители того или иного темперамента встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной ситуации могут проявиться черты, присущие разным темпераментам.

Нельзя говорить о «плохом» или «хорошем» темпераменте. Это врожденные особенности человека и изменить их невозможно. Однако эти особенности нужно знать и учитывать, чтобы в случае необходимости изменить свое поведение и снизить риск вовлечения в террористическую деятельность.

Таким образом, человек при желании и в определенных условиях может изменить свое поведение.

Так, сангвиник способен достичь больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать, целенаправленно доводить до конца задуманное.

Психологическая неуравновешенность может привести к конфликту

Холерик должен воспитывать в себе психологическую уравновешенность, сдержанность, чтобы не поддаваться быстро эмоциям, Прежде чем что-то сгоряча сделать, необходимо задать себе два вопроса: «Зачем мне это нужно?» и «К чему это приведёт?» - и только после обоснованного ответа на них принимать решение и действовать;

Меланхолику можно посоветовать научиться более оперативно переключать внимание с одного вида деятельности на другой и быть готовым прийти на помощь окружающим в соответствующих ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Флегматик должен не останавливаться на достигнутом, постоянно ставить перед собой повышенные, но выполнимые задачи и добиваться их выполнения.

Телефонные террористы

Работники органов правопорядка и МЧС постоянно имеют дело с одной серьёзной проблемой - телефонными звонками и анонимными письмами о якобы заминированных вокзалах, жилых и административных зданиях. Подавляющее число таких сообщений ложное. Но значительны их последствия, так как на поиск взрывных устройств и эвакуацию людей отвлекаются значительные силы и средства отделов внутренних дел, пожарных, медицинских работников, дискредитируются усилия органов власти и правоохранительных органов по противодействию терроризму.

Так, недавно в Саратове за одну неделю поступили анонимные сообщения о бомбах на двух рынках и в четырёх школах. Сапёры, кинологи с собаками, сотрудники внутренних органов и МЧС осмотрели все здания и убедились: тревога ложная. Однако в каждом случае пришлось проводить эвакуацию тысяч людей.

Из материала учебника для 5 класса вы знаете, что такие сообщения являются преступлениями, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Национальный антитеррористический комитет провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т. н. телефонных террористов - это подростки в возрасте 11 -17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Мотивами их действий также являются хулиганские побуждения, месть, желание завоевать псевдоавторитет у товарищей. Некоторые подростки, когда их задерживают за ложные сообщения, говорят, что хотели просто пошутить, не понимая или не желая понять, что совершили преступление.

Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, общее количество данных преступлений всё ещё велико.

Обвинение по таким уголовным делам в обязательном порядке сопровождается гражданским иском по возмещению затрат, понесённых различными службами на выезд по ложному сообщению и его проверке, а также ущерба собственнику помещения (учреждения или предприятия), причинённого нарушением нормального режима работы. Сумма по таким искам может составить десятки тысяч рублей. При этом, если правонарушитель - несовершеннолетний гражданин, указанные затраты плюс штраф возмещают его родители. Кроме того, несовершеннолетних «шутников» ставят на учёт в отделе внутренних дел, что само по себе является серьёзным наказанием.

Оказаться за этой дверью проще простого, а чтобы вернуться в нормальную жизнь, могут потребоваться долгие годы

Следует помнить, что наказание за ложные сообщения неминуемо. Современные технические средства, имеющиеся в распоряжении у органов правопорядка, позволяют установить личность телефонного террориста за короткое время.

Проверьте себя

  1. Какую угрозу для личности и общества представляет терроризм?
  2. Почему, на ваш взгляд, ложное сообщение об акте терроризма является уголовным преступлением? Обоснуйте свой ответ с помощью Интернета и средств массовой информации.
  3. Почему надо быть особенно бдительным, когда незнакомый человек просит оказать ему подозрительную услугу?
  4. Почему все виды терроризма носят политическую окраску? Обоснуйте свой ответ.

Практикум

  1. Повторите материал о наказаниях за террористическую деятельность из учебника для 5 класса.
  2. Вы находитесь дома один. К вам звонит в дверь незнакомый человек и просит оставить хорошо упакованную посылку для соседей. Ваши действия?


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта