Самооценка психических состояний личности: методы и тесты. Результаты исследования "самооценка обучающихся" Самооценка психических состояний айзенка справка
Главная » Из бетона » Самооценка психических состояний личности: методы и тесты. Результаты исследования "самооценка обучающихся" Самооценка психических состояний айзенка справка

Самооценка психических состояний личности: методы и тесты. Результаты исследования "самооценка обучающихся" Самооценка психических состояний айзенка справка

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то - 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

№ п/п Психическое состояние Подходит Подходит, но не очень Не подходит
Не чувствую в себе уверенности
Часто из-за пустяков краснею
Мой сон беспокоен
Легко впадаю в уныние
Беспокоюсь о только воображаемых еще
неприятностях
Меня пугают трудности
Люблю копаться в своих недостатках
Меня легко убедить
Я мнительный
С трудом переношу время ожидания
Нередко мне кажутся безвыходными положения,
из которых можно найти выход
Неприятности меня сильно расстраивают, я
падаю духом
При больших неприятностях я склонен без
достаточных оснований винить себя
Несчастья и неудачи ничему меня не учат
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее
бесплодной
Я нередко чувствую себя беззащитным
Иногда у меня бывает состояние отчаяния
Чувствую растерянность перед трудностями
- 19 В трудные минуты жизни иногда веду себя по-
детски, хочу, чтобы меня пожалели
Считаю недостатки своего характера
неисправимыми
№ п/п Психическое состояние Подходит Подходит " но не очень Не подходит
Оставляю за собой последнее слово 2 1
Нередко в разговоре перебиваю собеседника 2 1
Меня легко рассердить 2 1
Люблю делать замечания другим 2 1
Хочу быть авторитетом для окружающих 2 1
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 2 1
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 2 1
Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять 2 1
У меня резкая, грубоватая жестикуляция 2 1
Я мстителен 2 1
Мне трудно менять привычки 2 1
Нелегко переключаю внимание 2 1
Очень настороженно отношусь ко всему новому 2 1
Меня трудно переубедить 2 1
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от 2 1
которых следовало бы освободиться
Нелегко сближаюсь с людьми 2 1
Меня расстраивают даже незначительные 2 1
нарушения плана
Нередко я проявляю упрямство 2 1
Неохотно иду на риск 2 1
Резко переживаю отклонения от принятого мною 2 1
режима

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов (табл. 6.20).

Таблица 6.20. Результаты тестирования

Баллы Самооценка психического состояния
0-7 8-14 15-20 I. Тревожность (вопросы 1-10) Не тревожны Тревожность средняя, допустимого уровня Очень тревожны
0-7 8-14 15-20 II. Фрустрация (вопросы 11 -20) Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей Средний уровень, фрустрация имеет место У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач
0-7 8-14 15-20 III. Агрессивность (вопросы 21-30) Вы спокойны, выдержанны Средний уровень Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми
0-7 8-14 15-20 IV. Ригидность (вопросы 31-40) Ригидности нет, легкая переключаемость Средний уровень Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер) 27

Методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русский язык была адап­тирована Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожнос­ти), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Описание

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня си­туативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревож­ности (JIT).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зави­симости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Фамилия, имя, отчество
Дата Возраст Образование
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Ответы
№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я спокоен 1 2
Мне ничто не угрожает 1 2
Я нахожусь в напряжении 1 2
Я внутренне скован 1 2
Я чувствую себя свободно 1 2
Я расстроен 1 2
Меня волнуют возможные неудачи 1 2
Я ощущаю душевный покой 1 2
Я встревожен 1 2
Я испытываю чувство внутреннего 1 " 2
удовлетворения
Я уверен в себе 1 2
Я нервничаю 1 2
Я не нахожу себе места 1 2
Я взвинчен 1 2
Я не чувствую скованности, 1 2
напряжения
Я доволен 1 2
Я озабочен 1 2
18 Я слишком возбужден и мне не по 1 2
себе
Мне радостно 1 2
Мне приятно 1 2

Шкала личностной тревожности 17

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зави­симости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

Шкала личностной тревожности (JIT)

№ п/п Суждение Нет, это не так Отве Пожалуй, так гы Верно Совершенно верно
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым,
как и другие
Я сильно переживаю неприятности и
долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание
работать
Я спокоен,хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют
меня
Бывает, что я чувствую себя
неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я
думаю о своих делах и заботах
Таблица 6.21. Ключ к шкале личностной тревожности
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Номер суждения Ответ Номер суждения Ответ 2 3 Номер суждения Ответ Номер Ответ
суждения
_ 10
Сумма CT = Сумма ЛТ =

Ход выполнения задания

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал соглас­но инструкциям, помешенным в опроснике, и напоминает, что они рабо­тают самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Обработка результатов

Низкая........................................ до 30 баллов

Умеренная................................. 31 - 44 балла

Высокая..................................... 45 и более баллов

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор) 17

Личностная шкала проявлений тревоги предназначена для измерения уровня тревожности. Первый вариант опросника методики адаптирован Т. А. Немчиным.

Вариант 1

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испыту­емому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция. Вам предлагается ознакомиться с набором высказыва­ний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отве­чайте «Да», если не согласны - «Нет». Долго не задумывайтесь, важен пер­вый пришедший вам в голову ответ.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие.


11.У меня редко бывает сердцебиение.

12.Обычно мои руки достаточно теплые.

13.Я застенчив не более, чем другие.

14.Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16.У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18.У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19.Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком серьезно.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потли­вость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Ожидание меня нервирует.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Инструкция.

Предлагаем вам описание различных состояний.

Если вам это состояние часто присуще - 2 балла.

Если вам это состояние бывает, но изредка - 1 балл.

Если вам это совсем не подходит - 0 баллов.

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. Я с трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня учить.

15. Я часто отказываюсь от борьбы в трудных ситуациях.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывают состояние отчаяния.

18. Я чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни мне хочется, чтобы меня пожалели, как в детстве.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21. Всегда оставляю за собой последнее слово.

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечания другим.

26. Не довольствуюсь малым, хочу большего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29. В моей речи встречаются резкие интонации.

30. Я мстителен.

31. Мне трудно менять привычки.

32. Нелегко переключать внимание.

33. Очень осторожно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня из головы не выходит мысль, от которой следовало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивает даже незначительные нарушения плана

38. Нередко я проявляю упрямство.

39. Неохотно иду на риск.

40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

41. Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

1. 1-10 вопросы - тревожность;

2. 11 -20 вопросы - фрустрация;

3. 21 -29 вопросы - агрессивность;

4. 31 -40 вопросы - ригидность.

1. Тревожность: 0-7 - не тревожен;

8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов - очень тревожены.

2. Фрустрация: 0-7 - не имеет высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боится трудностей;
8-14 баллов - средний уровень фрустрации;

15-20 баллов - низкая самооценка, избегает трудности, боится неудач.



3. Агрессивность: 0-7 баллов - спокойны, выдержаны;
8-14 баллов- средний уровень агрессивности;

15-20 баллов - агрессивность на высоком уровне, не выдержанность, трудности при общении.

4. Ригидность: 0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость;
8-14 баллов- средний уровень;

15-20 баллов - сильно выражена ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов. Противопоказаны смена привычных видов деятельности и обстановки.

Вербальный вариант теста К. Йирасека

№ п/п Вопросы Ответы Баллы
Какое животное больше - лошадь или собака? лошадь
собака -5
Утром мы завтракаем, а в полдень -... обедаем
Полдничаем ужинаем -3
Днем светло, а ночью... темно
неправильно
Небо голубое, а трава... зеленая
непоавильно -4
Черешни, груши, яблоки - что это? фрукты
непоавильно -4
Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути правильно неправильно
опускают шлагбаум -4
Что такое Москва, Рязань, Киев? города
станции
непоавильно -1
Который час? Поставить на часах четверть, без 5 правильно
минут и 5 минут, например, девятого правильно 1 ч или полчаса
не знает
Маленькая корова - это теленок. Маленькая собачка - неправильно -1
это... Маленькая овечка - это... щенок, ягненок
один из двух правильный
Собака больше похожа на кошку или на курицу? Что у на кошку
Них одинаковое? на курицу -3
ни на кого
Почему на всех автомобилях тормоза? 2 причины
1 причина
неправильный ответ -3
Чем похожи топор и молоток? 1 признак
не назвали
2 признака
Чем похожи белка и кошка? 2 признака
1 признак
непоавильно
Чем отличаются гвоздь и винт? 1 отличие (резьбой)
винт завинчивается, а гвоздь
забивается
непоавильно
Футбол, прыжки в высоту, плавание-это... спорт, физкультура
игры, упражнения, соревнования
неправильно
Какие ты знаешь транспортные средства 3 наземных + самолет и пароход
только 3 наземных
неверно
Чем отличается старый человек от молодого? 3 признака
1-2 признака
неверно
Почему люди занимаются спортом? 2 причины
1 причина
неправильно
Почему аморально (плохо, неправильно), когда кто- остальные за него
нибудь уклоняется от работы? должны работать
он лентяй, не может
трудиться
Почему на письмо надо наклеивать марку? так за пересылку платят
другой должен
заплатить за письмо
неправильно

Все полученные положительные и отрицательные числа складываются. Если ученик получает:
24 балла -1 уровень готовности (высокий) от -1 до -10 баллов - IV уровень (посредственный)



от 14 до 23 баллов - II уровень (хороший) от -11 до... баллов - V уровень (неготовность)

от 0 до 13 баллов - III уровень (средний)

Психологическое заключение.

Заключение по результатам диагностического обследования (Ирина М.)

Испытуемый: Ирина Меньшикова

Дата обследования: 16.09.10.

Цель: диагностика психологической готовности и личностных особенностей. Состояние здоровья: удовлетворительное. Внешний вид: опрятная, аккуратно одетая.

Реакция на обследование: на контакт идёт осторожно, малоактивна; устает уже через 10 минут, с интересом выполняет задания с наглядностью, чем словесные. Малообщительна, контакта глаз старается избегать. Крутит одежду, теребит пальцы рук. При неуспехе начинает плакать.

Познавательное и личностное развитие: низкий уровень мотивационной готовности: желания учиться, неадекватные ощущения от школьной жизни, воспринимает школу, как нечто неизбежное, эмоциональной привлекательности школа для неё не содержит. Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.

Средний уровень объёма зрительной памяти и опосредованного запоминания. Средний уровень обобщённости мышления, умеет дифференцировать существенные признаки предметов от несущественных, средний уровень интеллектуальных способностей. Кругозор достаточный для данного возраста. Уровень работоспособности и переключения внимания ниже среднего по классу. Средний уровень объёма и устойчивости произвольного внимания. Самооценка завышенная неадекватная (по возрасту). Уровень учебной и межличностной тревожности высокий.

Заключение: уровень актуального развития соответствует возрастной норме. Наблюдаются нарушения в поведении в сфере общения: замкнутость, опасливость, недоверчивость; навязчивые движения (крутит волосы и одежду). В силу этих особенностей трудности адаптации в школе.

1) родителям: наладить эмоционально тёплые взаимоотношения с ребёнком, не провоцировать страхи;

2) педагогам: формировать интерес к учебной деятельности; использовать специальные приемы для повышения уверенности в себе и своих силах у ребёнка, для развития произвольной сферы, навыков саморегуляции; быть более внимательными и тактичными.

3.6. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.

Границы младшего школьного возраста с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учёбе и с тем, что у ребёнка уже есть завоёванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ даётся детям труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно это дети не умеют. Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определённой части учащихся. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют

«обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Ребёнок становиться самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою позицию в группе сверстников. У детей появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребёнок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определённым нормам или не приведёт к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребёнка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребёнка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребёнок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребёнок не такой, как внутренне. Именно поэтому эти изменения в личности ребёнка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». В младшем школьном возрасте происходит рост, стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха. В этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он осознаёт себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё отражение во всех сферах жизни ребёнка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так,

как это принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться и верить в свои силы.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ (ПО Г. АЙЗЕНКУ)

Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит,

но не очень

Не подходит

1.

Не чувствую в себе уверенности

2.

Часто из-за пустяков краснею

3.

Мой сон беспокоен

4.

Легко впадаю в уныние

5.

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

6.

Меня пугают трудности

7.

Люблю копаться в своих недостатках

8.

Меня легко убедить

9.

Я мнительный

10.

С трудом переношу время ожидания

11.

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

13.

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.

Чувствую растерянность перед трудностями

19.

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели

20.

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

21.

Оставляю за собой последнее слово

22.

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

23.

Меня легко рассердить

24.

Люблю делать замечания другим.

25.

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

28.

Предпочитаю больше руководить, чем подчинять

29.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30.

Я мстителен

31.

Мне трудно менять привычки

32.

Нелегко переключаю внимание

33.

Очень насторожено отношусь ко всему новому

34.

Меня трудно переубедить

35.

Нередко у меня выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

36.

Нелегко сближаюсь с людьми

37.

Меня расстраивают даже незначительные разрушения плана

38.

Нередко я проявляю упрямство

39.

Неохотно иду на риск

40.

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:

I . 1-10 вопросы - тревожность.

II . 11-20 вопросы - фрустрация.

III . 21-30 вопросы - агрессивность.

IV . 31-40 вопросы - ригидность .

I . Тревожность

0-7 баллов - вы не тревожны.

8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня.

15-20 баллов - вы очень тревожны.

II . Фрустрация

0-7 баллов - вы имеете высокую самооценку, устойчивы к

неудачам и не боитесь трудностей.

8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место.

15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

III . Агрессивность

0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны.

15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержанны. Есть трудности

в работе с людьми.

IV . Ригидность

0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость.

8-14 баллов - средний уровень.

15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии

Диагностика психических состояний студентов в период сессии

Специфика психических состояний студентов до и в период сессии

Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я. Чебыкина . А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В исследовании А.Н.Лутошкина были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.

Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения - ведущего вида деятельности студентов. Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности -- содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики - особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием - воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной и эмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложность задания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а также дефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы. .

Но, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. . Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки. .



Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели: отмечается учащение сердцебиения на 10-15 ударов в минуту, усиление тремора рук, снижение температуры пальцев. Все это свидетельствует о сопровождающем возбуждении симпатоадреноловой системы. Во многих исследованиях подтверждается неблагоприятное влияние экзаменов на сердечно-сосудистую систему студентов. Кроме того, в ситуации экзаменов отмечено снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, работоспособности, ночного сна, аппетита. Появляются страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям. .

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. .

В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается по- разному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других - констатацией того, что трудное позади, и воспоминанием о минувших трудностях; в-третьих - переключением на другую деятельность. Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными. На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др.

Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.

В целом тревожность - это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ научно-психологической литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.

Тревожность понимают как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности-естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности .

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека . Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом и неопределенностью ситуации.

Березин Ф.Б. определил тревожный ряд , который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и, вместе с тем, при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.

Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений . Трудности и возможные неудачи в учебной деятельности при сдаче экзаменов могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи.

Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса . Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся :

1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора). В свою очередь препятствия могут быть следующих видов:

а) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);

б) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

в) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

г) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель).

Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но и зависят от особенностей личности, от ее «способности» терпеть. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); ригидность (при фиксации) и т. д. Чаще всего такие состояния возникают в период сессии и перед ней. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности .

Разрешение фрустрации (выход из нее) может осуществляться несколькими способами: отказ от выполнения действия; обход препятствия; поиск замещающей цели; уход из ситуации; с помощью общения типа «поплакаться в жилетку» с посторонним лицом. И, прежде всего, это ситуация, в которой проявляется личность человека в зависимости от своих индивидуальных особенностей. В нестандартной ситуации неопределенности человек либо гибко и легко приспосабливается к новым условиям, либо косно, инертно, нечувствительно ведет себя в изменившихся условиях (состояние ригидности). Ригидность характеризуется как состояние психологического консерватизма, негибкости личности. Формами проявления ригидности можно назвать инерционность мышления, плохую переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденцию планировать свои действия заранее и отрицательную реакцию на внезапное их изменение. Ригидность, таким образом, понимается как затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки . В нашем случае условием является ситуация экзамена.

Выделяются: 1) ригидность когнитивная - обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации; 2)ригидность аффективная - выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) ригидность мотивационная - проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения .

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности, стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр. Уровень ригидности зависит от уровня агрессивности.

Агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Немаловажное значение имеет разграничение понятий агрессии как состояния и агрессивности как устойчивой черты личности. Агрессия - это состояние, определяющее индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. В неопределенной ситуации экзамена в большей мере присутствуют агрессия инструментальная и агрессия реактивная. Агрессия инструментальная отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели. Агрессия реактивная возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная [Там же]. Вся эта группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску, но именно она наиболее характерна для студентов в период неопределенной и экстремальной ситуации экзамена.

Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности - предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психолого-педагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена. Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен - могу - хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя.

Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, которое возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях (фрустрация, агрессивность, тревожность, ригидность) и определяемых свойствами личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Объект исследования: психические состояния студентов

Предмет исследования: особенности психического состояния

Гипотеза исследования: предположим, что психические состояния студентов в процессе обучения в вузе имеют свои особенности

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

1) провести эмпирическое изучение психических состояний студентов в период сессии;

2) проанализировать результаты исследования;

Исследование проходило на базе ВятГГУ города Кирова. В эксперименте участвовали 15 студентов 1 курса, группы ПДДО-11, педагогического факультета специальности «Дошкольное образование. Дополнительное образование». Средний возраст 18 лет.

Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной тревожности); опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности».

Данные методики позволили рассмотреть динамику психических состояний в период экзаменационной сессии.

Цель методики: выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени

Критерии: Норма тревожности составляет от 0 до 7 баллов. Норма фрустрации составляет от 0 до 7 баллов. Норма агрессии составляет от 0 до 7 баллов. Норма ригидности составляет от 0 до 7 баллов.

Таблица 1- Самооценка психических состояний по Айзенку до сессии

Рисунок 1 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка до сессии (n=15)

В результате наших исследований, выяснили следующее: 3 человека, что составляет 20% от числа респондентов имеют низкий уровень тревожности, что является нормой. 8 человек, что составляет 54% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 4 человека, что составляет 26% опрошенных имеют высокий уровень тревожности. 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют низкий уровень фрустрации, что является нормой. Так же 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют средний уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень фрустрации. 9 человек, что составляет 60% от числа респондентов имеют низкий уровень агрессивности, что является нормой. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень агрессивности. 7 человек, что составляет 47% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют средний уровень ригидности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

Таблица 2- Самооценка психических состояний по Айзенку во время сессии

Рисунок 2- Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка во время сессии (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень тревожности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 11 человек, что составляет 74% имеют высокий уровень тревожности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень фрустрации. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень фрустрации. И 9 человек, что составляет 60% имеют высокий уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень агрессивности. 2 человека, что составляет 14% имеют средний уровень агрессивности. 12 человек, что составляет 80% опрошенных имеют высокий уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень ригидности. 9 человек, что составляет 60% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

Методика 2. Опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной и ситуативной тревожности)

Цель методики: определить уровень эмоциональной тревожности, состояние тревоги.

Критерии: Нормой личностной тревоги является до 30 баллов. Нормой ситуативной тревоги является до 30 баллов.

Таблица 3 - Изучение уровня тревожности до сессии

Рисунок 3 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности до сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: 8 человек, что составляет 54% имеют низкий уровень ситуативной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 1 человек, что составляет 6% опрошенных имеет высокий уровень ситуативной тревожности. Людей с низким уровнем личностной тревожности не выявлено. 9 человек, что составляет 60% имеют умеренный уровень личностной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют высокий уровень личностной тревожности

Таблица 4 - Изучение уровня тревожности во время сессии

Рисунок 4 – Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности во время сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: людей с низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности не выявлено. 2 человека, что составляет 14% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 13 человек, что составляет 86% опрошенных имеют высокий уровень ситуативной тревожности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют умеренный уровень личностной тревожности. 10 человек, что составляет 66% имеют высокий уровень личностной тревожности.

Выходные данные сборника:

АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ДО 65 ЛЕТ

Коноплёв Николай Николаевич

магистрант, магистратура (практическая психология) Российского государственного социального университета (филиал в г. Минске), Республика Беларусь, г. Новополоцк

Курилович Марина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске, Республика Беларусь, г. Новополоцк

ANALYSIS OF THE SELF-ASSESSMENT OF MENTAL CONDITIONS OF WORKING AND NON-WORKING PENSIONERS TO 65 YEARS

Nikolay Konoplev

undergraduate, MSC (applied psychology), Russian state social University (branch in Minsk), Belarus, Novopolotsk

Marina К ourilovich

candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology and

conflict branch RSSU in Minsk, Belarus, Novopolotsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена сравнительному анализу психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет. В условиях социальной депривации неработающие пенсионеры склонны оценивать своё функциональное состояние менее позитивно. Перед ними стоит задача адаптироваться к новым условиям. Адаптация полагает постановку новых жизненных целей.

ABSTRACT

The article is devoted to comparative analysis of the mental conditions of working and non-working pensioners to 65 years. In conditions of social deprivation, pensioners tend to assess their functional state less positively. Their challenge is to adapt to new conditions. Adaptation believes a new life goals.

Ключевые слова: работающие и неработающие пенсионеры; психическое состояние.

Keywords: working and non-working pensioners; mental state.

Одним из характерных явлений современности является процесс старения общества, увеличение количества пожилых людей в общей численности населения, что требует проявления по отношению к ним, к их опыту и заслугам большого уважения и заботы. Проблема осмысленности жизни и жизнестойкости в пожилом возрасте недостаточно разработана.

Для изучения характеристик самооценка психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров в рамках магистерской диссертации (2013-2014 гг.) в г. Новополоцке проводится исследование. Выборка случайная. Работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312); неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312). Для изучения самооценки психических состояний была выбрана психодиагностическая методика «Самооценка психических состояний» далее СПС (Ганс Юрген Айзенк). Результаты диагностики обработаны в IBM SPSS Statistics 20. Для выявления различий между изучаемыми признаками был проведён расчёт U-критерия Манна-Уитни.

С помощью теста методики СПС можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тревожность - индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Фрустрация - это психическое состояние, выраженное неуспехом в удовлетворении потребности, желания и может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Агрессивность - это не вызванное объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека, по отношению к людям и окружающему миру. Ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное ригидности по значению свойство личности - пластичность .

Таблица 1.

Абсолютные и относительные величины по показателям СПС у работающих и неработающих пенсионеров

Переменные

Уровни

Пенсионеры

Всего

Работающие

Неработающие

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Анализируя данные абсолютных и относительных величин по показателям СПС у работающих и неработающих пенсионеров (табл. 1), следует отметить следующее, по шкале «Тревожность» у работающих и неработающих пенсионеров по низкому, среднему и высокому уровню незначительное отличие. Преобладание низкого и среднего уровня позволяет утверждать, что работающие пенсионеры до 65 лет чувствуют себя комфортно и безопасно. По шкале «Фрустрация» так же не наблюдается существенных отличий по процентным показателям, отражающим уровни переживания неуспеха в удовлетворении потребностей, желаний. По шкале «Агрессивность» согласно показателям имеются существенные отличия. Низкий уровень у работающих пенсионеров (51,3 %), и соответственно у неработающих (35,6 %). Средний уровень работающие пенсионеры (45,2 %), неработающие (57,4 %). Высокий уровень работающие пенсионеры (3,5 %), неработающие (7,1 %). Таким образом, распределение процентных показателей по уровням позволяет говорить, что у неработающих пенсионеров увеличивается средний и высокий уровни агрессивности. Это можно объяснить тем, что агрессивность преподносится как образец мужества и силы, и выступает своеобразной формой психологической защиты от страха. Так же, возможно, это выражение внутренней неудовлетворённости собой, своим социальным положением, принятием себя, своей новой роли (аутоагрессия).

По переменной «Ригидность» отмечается снижение низкого уровня неработающие (27,6 %), работающие (34,6 %) и увеличение высокого уровня (у работающих - 4,2 %, у неработающих - 13,5 %). Это говорит о том, что у неработающих пенсионеров существует затруднённость в принятии своей новой социальной роли, требующей перестройки сознания к изменившейся ситуации, связанной с характером социальной среды. Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обуславливается взаимодействием личности с характером среды, включая степень сложности решения задач, связанных с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью в период зрелости. Результаты статистического анализа выявили различия по переменным «Агрессивность» и «Ригидность» у работающих и неработающих пенсионеров. Более выраженное количественное преобладание по переменной «Агрессивность» имеют неработающие пенсионеры (U=59400,000. p < 0,001). Средний ранг работающие пенсионеры (278,12), неработающие (34,88). По переменной «Ригидность» получены следующие значения (U=54755,000. p < 0,007). Средний ранг работающие пенсионеры (293,00), неработающие (332,00). Таким образом, проведённые качественный и статистический анализы эмпирических данных, а также содержательная интерпретация результатов U-критерия Манна-Уитни позволяет заключить, что выдвинутая в ходе исследования гипотеза о различии самооценки психических состояний подтвердилась частично. Обобщая полученные результаты, необходимо сделать следующий вывод: неработающие пенсионеры более склонны к неспровоцированной враждебности по отношению к людям и окружающему миру, вызванной неудовлетворённой потребностью социальной значимости, наблюдается снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. У неработающих пенсионеров возникают затруднения, связанные с перестройкой целей, задач, поведения в условиях новой социальной ситуации развития личности.

Усовершенствование своего внутреннего мира на основе образовательного процесса позволит в зрелом возрасте оформить сознание (картину мира) не в деструктивном смысле (доживание, донашивание, доедание), а в позитивном (долголетие, достаток, добролюбие). Предлагается по новому увидеть зрелый возраст, его возможности для развития личности в аспекте личностного самосовершенствования на основе познания себя, своей жизни.

Список литературы:

1.Психологическая диагностика личности. Практикум для студ-тов, обучающихся по специальности 030301.65 - психология / сост.: В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. - 160 с.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта