Эссе педагогов я педагог дополнительного образования. Профессия педагог дополнительного образования детей и взрослых. Шаг за шагом: только вперед
Главная » Из бетона » Эссе педагогов я педагог дополнительного образования. Профессия педагог дополнительного образования детей и взрослых. Шаг за шагом: только вперед

Эссе педагогов я педагог дополнительного образования. Профессия педагог дополнительного образования детей и взрослых. Шаг за шагом: только вперед

Педагог дополнительного образования - это педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, учебных групп, секций, студий, клубных объединений и т.п. и организация внеурочной работы с воспитанниками. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию личности.

Деятельность педагогов дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования, в различных жизненных ситуациях.

Сегодня, отдавая должное высоким технологиям образования, не следует видеть в них основное средство реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество современного образования.

Однако мастерство педагога определяется, в конечном счете, не используемыми методиками и технологиями, а скорее особым чутьем, позволяющим точно определить, что именно и как нужно сделать ему в конкретный момент.

Педагог, работающий в УДО, должен:

· быть доброжелательным и чутким;

· чувствовать потребности и интересы детей;

· иметь высокий уровень интеллектуального развития;

· иметь широкий круг интересов и умений;

· быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением детей;

· иметь живой и активный характер;

· обладать чувством юмора (нобез сарказма);

· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

· иметь творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение.

В наше время социальных потрясений на педагога дополнительного образования ложится огромная ответственность за личность ребенка, так как пока именно образовательное учреждение дополнительного образования в большей степени способствует ее становлению.

Учреждение дополнительного образования детей - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Поэтому важно знать, какими профессионально значимыми качествами должен обладать педагог дополнительного образования:

· педагогическая направленность (важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии);

· педагогическое целеполагание (умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий);

· педагогическое мышление (овладение системой средств решения педагогических задач);

· педагогическая рефлексия (способность педагога к самоанализу);

· педагогический такт (отношение к ребенку как к главной ценности).

Важно помнить, что успех дела решает не столько овладение чужими методиками, сколько способность педагога дополнительного образования к собственной творческой деятельности. В таких образовательных процессах акцент делается не столько на объяснении ученикам "знания", сколько на развитии их интересов и расширении индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Я - педагог, а это значит,
Что не могу я жить иначе.
И всё хорошее на свете
Дарю своим талантом детям.

Моя дорога в педагогику началась много лет назад с маленькой тропинки. Я выбрала её интуитивно, и на ней было удивительно комфортно. Почему? Потому, что она была наполнена музыкой. Именно музыка повела меня по этой тропе, показав нужное направление. Сейчас я точно знаю, что выбрала ту дорогу, по которой трудно, но так интересно идти. И теперь я иду не одна, а веду за собой своих воспитанников. Опыт педагогической работы позволяет идти вдумчиво, не спешно, чтобы не пропустить важных событий, чтобы спланировать предстоящее и сфокусировать усилия на грядущее.

Для меня эта дорога, как гамма, складывается из разных нот, и идёт только вверх. Итак, моя педагогическая гамма…

«До» - дом, семья.

Всё с чего-то начинается: театр с вешалки, река с ручейка. Моя творческая жизнь - с присказки…

Жила-была девочка, Ниночка, которая уже в 5 лет решила, что будет играть на «пиании» и петь как Алла Пугачева, потому что соседка тётя Валя сказала, у ребёнка есть талант и музыкальные способности. Родители купили девочке инструмент - вот тут-то всё и началось…

Ниночка исправно учила нотки, пыталась петь и играть детские песенки.

Шло время. В школе певунью заметили и пригласили учиться в хоровую школу немного немало, к самому настоящему Принцу! Да-да, к Принцу Альфреду Гуговичу, который стал для неё первым учителем, тем педагогом, который посеял зерно любви к музыке, пробудил в душе творчество . В это время был приобретён первый опыт общения со сверстниками в творческом коллективе. Как будущий педагог я поняла, что очень важно уметь жить и работать с другими людьми в творческом содружестве.

«Ре» - ремесло.

Восемь лет учёбы пролетели как восемь дней, и Нина поступила в музыкально-педагогическое училище, где совмещала учёбу с гастрольными поездками в составе музыкального театра замечательного педагога-режиссёра, дирижёра Граждановой Валерии Викторовны. Занятия этого педагога помогли окрепнуть когда-то взросшему ростку творчества, стать вдохновению и творчеству постоянными спутниками. В эти годы ярко проявилась индивидуальность будущего педагога, которая позволяет сегодня все время быть в поиске новых поворотов на творческой дороге.

«Ми» - мир вокруг меня.

И эти четыре года пролетели как четыре дня. Молоденькая учительница музыки, теперь уже Нина Владимировна, поступила в педагогический институт и вновь совмещала учёбу с пением, но уже в профессиональном коллективе «Доместик» под руководством Копанева Валерия Анатольевича. Общение с этим педагогом способствовало формированию профессионального кредо педагога и музыканта - пробуждать творчество в детях . В эти годы произошло становление молодого педагога. Наряду с профессиональными навыками проявились и другие качества: целеустремлённость, демократичность, внимательность, толерантность, увлечённость, ответственность.

Годы учёбы пролетели как по волшебству! И теперь вся моя жизнь как сказка. Я сама с удовольствием воспитываю своих учеников и верю в то, что моё призвание: пробуждать творчество в детях и их родителях, коллегах по работе, зрителях и слушателях детских концертов.

«Фа» - фантазия, творчество.

Я стараюсь научить учеников любить - любить близких, любить себя, любить Родину, любить наш Седой Урал. Как коренная свердловчанка я искренне и бескорыстно люблю свой город, и он отвечает мне взаимной любовью моих учеников. В суровой неповторимой красоте, края, расположенного на стыке Европы и Азии, черпаем мы своё вдохновение к творчеству. Поэтому в репертуаре нашего ансамбля песни композиторов-уральцев М. Баска, Е. Родыгина, В. Кукина занимают почётное место. Песня «Светлячок» из мюзикла М. Баска «Денискины рассказы» исполняется несколькими поколениями студийцев с неизменным удовольствием. Все выступления для обучающихся - это школа социального взросления.

«Соль» - съесть пуд соли.

Главное - я учу учеников любить музыку, разную музыку: народные и авторские песни, классику и современность, но обязательно настоящую, высокохудожественную, потому, что важно каждому ребёнку открыть свой мир музыки.

А ещё мы вместе учимся не бояться - не бояться трудностей, не бояться идти по жизни своим, пусть даже не простым путём. И каждый день мы дарим друг другу частичку своего сердца и души.

Я - педагог дополнительного образования, а значит, для меня открыт простор для творчества, возможность придумывать, импровизировать, вживаться в любые образы. Я открыта поискам и неожиданным поворотам судьбы.

«Ля» - с песней по жизни веселей.

Мне интересно не только учить детей, но и самой учиться у своих воспитанников. Своим ученикам я не предлагаю готовые истины, знания, а побуждаю их к поиску, создаю условия для развития творческих способностей.

Я открываю каждому ребёнку безграничный мир музыки - мир света и гармонии, надежды и любви. На каждом занятии убеждаю своих учеников: вы способны, талантливы, успешны. Это пробуждает в детях творчество. Мне интересно всё, что окружает моих учеников, близких, ведь педагог состоится только тогда, когда он интересен ребенку. Не случайно отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, стремление шагать в ногу со временем. Современные ученики свободно владеют компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, поэтому я должна, обязана знать и уметь всё, что знают и умеют они.

«Си» - сила успеха.

Я по-прежнему пою. Мои воспитанники гордятся мной. Ведь их педагог в составе вокального квартета «Импрессио» ведёт активную концертную деятельность. В числе наших достижений победы в городском фестивале творческих возможностей педагогов «Большая перемена», участие в международных конкурсах и фестивалях.

Многие годы работы в дополнительном образовании убедили меня в следующем:

Только счастливый педагог может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья.

Только мудрый педагог может посеять зерна добра в душах своих учеников.

Только творчески саморазвивающийся педагог способен быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих воспитанников.

Я хочу быть педагогом, которого ждут дети, педагогом, способным пробуждать в них творчество.

«До» - дорога без конца!

В педагогике есть начало, но нет конца - мы продолжаемся в наших воспитанниках, в их достижениях, творческих успехах. Кто-то свернет на другую дорогу, а кто - то, возможно, станет педагогом и поведет дорогой творчества уже других детей. А это значит, что моя работа останется не напрасной.

Мой путь педагога - это дорога счастливого человека, потому что я живу в гармонии с собой и окружающим миром.

Номинация: Школа Эссе учителя
Название: Эссе педагога дополнительного образования «Моё призвание - педагог»


Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ ДОД Дом детского творчества Октябрьского района
Месторасположение: город Екатеринбург, Свердловская область

Эссе педагога «Моё призвание – педагог»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Лев Николаевич Толстой

Каждый педагог дополнительного образования выбирает дорогу к мастерству: кто-то начинает её с красного диплома в педагогическом институте или колледже: кто-то по зову сердца и складу ума постигает педагогику через самообразование или систему повышения квалификации.
Как же пришла к этому я? Ещё учась в десятом классе, я сама для себя решила буду работать в детском саду. Мне очень нравилось, когда я видела, как моя мама готовится к занятиям и утренникам.Она была воспитателем. Мне всегда хотелось быть похожей на неё. Я тогда считала, что это самая интересная и нужная профессия.
После окончания школы я поступила в Кинешемское педагогическое училище. Закончив его, вернулась в родной город по распределению. Работала воспитателем, старшим воспитателем, методистом по воспитательной работе и педагогом дополнительного образования.
За эти годы было много исканий, радостей и огорчений. Приходилось много работать над собой, многому учиться. Случилось и так, что я уходила из образования на более высокооплачиваемую работу, но не смогла без детей – вернулась!
Сегодня дополнительное образование рассматривается государством как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей ярче и насыщеннее. Зачастую именно дополнительное образование является главным приоритетом в выборе жизненного пути.
Я горжусь тем,что являюсь педагогом дополнительного образования. Считаю что случайных людей здесь,как и в школе, быть не должно. Педагогами должны работать люди по призванию – ведь это огромный труд и ответственность. Именно здесь, как ни в какой другой профессии важны личные качества педагога: это доброта, великодушие, такт, умение видеть хорошее в каждом ребенке, умение заинтересовать, увлечь, иногда просто выслушать и поддержать в трудную минуту.
Я думаю, призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь педагога (воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования) не может существовать без творчества. Потребности современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям.
Я люблю свою работу. Получаю удовольствие от неё. Для меня важно иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Просто быть с ними. Детей-воспитанников я называю «моими детьми». Я учу их творить, помогать друг другу, видеть прекрасное, быть добрее. И надеюсь на то, что «мои дети» найдут свою дорогу в жизни, найдут своё призвание.
Я стараюсь быть доброй и строгой, открытой и понимающей, сочетать требовательность с искренней доброжелательностью. Быть для них помощником и проводником в мир творчества.
Я люблю своих воспитанников . Чтобы их поддержать, подбодрить, повысить самооценку, использую не только похвалу и признание успеха. Стараюсь показать достоинства каждого ребенка, предлагаю задания на выбор по уровню сложности. Очень радуюсь, когда удаётся раскрыть их творческие способности. Мы с ними принимаем участие во многих конкурсах и выставках, и получаем огромное удовольствие от проделанной работы. Мне приятно видеть их достижения, успехи, их рост.
Чтобы идти в ногу со временем, я занимаюсь самообразованием, посещаю курсы, семинары, участвую в конкурсах. Я благодарна судьбе за то, что стала педагогом.
Вот уже более 20 лет я работаю в образовании и думаю, это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не жалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда молодой и энергичной. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание, а это значит, что я счастливый человек. Мне радостно видеть,что дети меня любят. Думаю, что это наивысшая оценка для любого педагога, даже если нет у него никаких наград. Ведь любовь детей и есть высшая награда!

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе МАСТЕРА.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы,

Соль земли …

Р. Рождественский

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии – ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«Труд, творчество, талант» - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога дополнительного образования.

В системе образования должность педагога дополнительного образования укоренилась и прижилась. В перечне педагогических профессий до 1998 г . отсутствовал государственный стандарт подготовки педагогов дополнительного образования. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. Сегодня эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования.

Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к МАСТЕРСТВУ: кто-то начинает её с красного диплома в педагогическом институте или колледже: кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства и постигает педагогику через самообразование или систему повышения квалификации.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Зачастую именно дополнительное образование является главным приоритетом в выборе жизненного пути.

Среди образовательных учреждений Троицко-Печорска есть такие, куда дети и подростки с удовольствием бегут сами и откуда им так не хочется уходить. Среди них - Центр внешкольной работы.

Более шестисот ребят в возрасте от 6 до 18 лет в свободное от учебы время бегут сюда за знаниями и безудержным желанием развивать свои способности.

Для учеников здесь стараются создать комфортные условия. Учебные кабинеты оформлены педагогами в соответствии со спецификой преподавания предмета. Имеется в учреждении собственный актовый и спортивный залы.

Центр – это маленький мир, в котором есть свои будни и праздники, радости и огорчения, встречи и расставания.

39 педагогов (14 из которых штатные работники Центра) каждый день учат детей самому главному – умению жить, творить и общаться в коллективе.

Коллективом педагогов умело руководит методист Дуденгефер Людмила Николаевна . Сегодня методическая работа Центра направлена на результативность учебно-воспитательного процесса, повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников. Для педагогов Центра организуется непрерывное образование: обучение на курсах повышения квалификации, повышение профессионального уровня, участие в районных и учрежденческих семинарах, работа по темам самообразования, представление опыта работы через различные формы (мастер-классы, открытые занятия, методические разработки).

Педагоги дополнительного образования активно реализуют в своей деятельности основное направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: совершенствование учительского корпуса.

§ художественно-эстетическая;

§ туристско-краеведческая;

§ физкультурно-спортивная;

§ социально-педагогическая;

Педагоги Центра - это профессионалы своего дела. Каждый из них работает по своему направлению в соответствии с дополнительной образовательной программой.

Доминирующим направлением деятельности в Центре является художественно-эстетическое , на долю которого приходится половина воспитанников.

Данное направление представлено разнообразием дополнительных образовательных программам, среди которых: Современный и эстрадный танец, Вокал, Хореография, Юный актер, Изобразительное творчество, Рукоделие, Флористика, Столярно-сувенирное дело и многие другие.

«Золотые руки» - так называют педагогов декоративно-прикладного направления. В данном направлении работают как начинающие, так и именитые мастера. Молодое творческое объединение «Ярмарка», руководит которым педагог дополнительного образования Караваева Наталья Борисовна уже может гордиться своими победами. Призовые места в конкурсе детского творчества «Экономная энергия», в конкурсах «Зеркало природы» и «Мастер золотые руки».

Интересные работы выполняют воспитанники творческого объединения «Мастерская Самоделкина», руководитель Кузнецова Елена Михайловна . Елена Михайловна в педагогике человек не новый, её педагогический стаж 33 года. Поэтому знает, как найти к каждому воспитаннику подход, заинтересовать делом, поддержать в нужную минуту. Её воспитанники выполняют прекрасные работы из соленого теста, в технике «бумажная пластика», квиллинг.

Руководитель творческого объединения «Цветик-семицветик», педагог дополнительного образования Зайцева Людмила Александровна – человек творческий, увлеченный. Под ее руководством юные флористы познают красоту окружающего мира через работу с природным материалом. Творческое объединение «Цветик-семицветик» - это огромный мир, мир творчества и добра, красоты и гармонии. Мало кого оставляют равнодушными искренние и наивные, выразительные и яркие работы юных творцов.

Идти вместе с детьми по дороге прекрасного; учить, не навязывая; слушать, рассказывая; быть соавтором в творчестве; не мешать, а развивать, - вот главные заповеди педагогов детских объединений художественно-эстетического направления.

Танцы – это наиболее яркая и эмоциональная часть любого праздничного мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться.

Детский танцевальный коллектив «Визави», руководитель Тиунова Елена Алексеевна - это дружный, творчески работающий коллектив, который имеет собственные традиции. Своё педагогическое кредо Елена Алексеевна сформулировала так: «В каждого ребёнка надо вкладывать душу, быть не только педагогом, но и другом, которому можно доверять». За это её любят воспитанники, уважают родители, не забывают выпускники.

Танцевальный коллектив «Живые камни» существует 19 лет, руководит этим коллективом педагог дополнительного образования Шурыгина Елена Александровна. Отличительной чертой педагога является оригинальность: постановка танцев, подбор музыкального материала, сценических костюмов. Первые воспитанники коллектива самые дорогие, они уже взрослые, сами стали родителями, но своего педагога помнят и любят.

Начинающий танцевальный коллектив «Радость» под руководством профессионального хореографа Дуденгефер Людмилы Николаевны в ближайшее время будет радовать своими выступлениями родителей и гостей Центра. Воспитанники коллектива очень хотят и стараются освоить основы хореографии.

Нет детей неодаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться. Программа творческого объединения «Сюрприз» органично сочетает в себе различные виды искусств: музыку, песню и танец. Бажукова Лариса Петровна руководит творческим коллективом «Сюрприз» 8 лет, она является призером районного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Задору и таланту этих ребят можно только позавидовать!

«Здоровый образ жизни – это стильно!» - так могут сформулировать свой девиз педагоги и воспитанники физкультурно-спортивной направленности. Для занятий в спортивных секциях необходимы большая выдержка, сила, мужество, ловкость, быстрота, твердость и решительность, а также соревновательные качества.

Большой популярностью среди младших школьников пользуется секция по рукопашному бою. Молодой начинающий педагог Мезенцев Денис Михайлович старается научить детей основным приемам рукопашного боя.

Самым романтическим объединением по праву можно назвать туристический клуб «ВисП». Бессменный руководитель клуба Мороз Андрей Елисеевич. Дружные походы по просторам района – любимое дело туристов. А летние туристические смены запомнятся ребятам на всю жизнь. Ни холод, ни жара – не помеха участникам турклуба. В любое время года они готовы покорять склоны и вершины.

Жизнь Центра разнообразна, любой ребенок может найти здесь для себя занятие по душе.

Центр внешкольной работы организует дополнительное образование не только в Троицко-Печорске, но и в поселках района: Нижней Омре, Комсомольске-на-Печоре, Якше, Усть-Илыче, Знаменке на базе общеобразовательных школ и детских садов.

Кроме образовательной деятельности в Центре внешкольной работы выстроилась определенная система районных праздников и конкурсов . Самые значимые их них:

  • фестиваль детских танцевальных коллективов «В ритме танца»;
  • районный конкурс детского прикладного творчества «Мастер золотые руки»
  • праздничное мероприятие ко Дню Матери
  • Новогоднее представление
  • поздравительная открытка для ветеранов педагогического труда
  • праздник, посвященный Дню защиты детей.

Воспитательную работу в Центре ведет педагог-организатор Петрова Татьяна Георгиевна . Она творчески подходит к разработке и проведению всех мероприятий. Незабываемыми, яркими событиями являются театрализованные представления, в которых участвуют не только педагоги, но и родители воспитанников.

Большую работу по созданию нравственно-здоровых отношений в жилых микрорайонах выполняют клубы по месту жительства. Основное направление работы по месту жительства – это организация досуга, проведение массовых мероприятий. Клубы по месту жительства организованы в поселке Мылва и в поселке Белый Бор.

Нельзя обойти вниманием организацию летнего отдыха. В период летних каникул на базе Центра организуются профильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, трудовые бригады, тематические смены. В 2011 году программа тематической смены «Школа Мастеров» стала победителем в районе среди программ летнего отдыха в номинации «Творческая смена» и получила гранд в размере 5 000 рублей.

Педагог дополнительного образования – удивительная, уникальная педагогическая профессия. Педагог-внешкольник помогает ребятам открывать свое призвание, учит любить труд, формирует черты истинных патриотов, мужественных и честных людей.

К деятельности педагога дополнительного образования с полным основанием могут быть отнесены слова Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то – твое».

Не обладая прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

Использование термина «педагог дополнительного образования» для обозначения одного из направлений педагогической деятельности началось после принятия закона «Об образовании» (1992), который изменил статус работников внешкольных учреждений. И если раньше они были руководителями кружков и студий, тренерами в спортивных секциях, то теперь центральным словом в обозначении их профессии является слово «педагог».

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров ,45 .

Профессионально-педагогическое мастерство педагога дополнительного образования детей зависит от целого ряда компонентов. Профессиональное мастерство - это не только знание предмета, но, в большей степени, - уровень развития педагогической рефлексии, которая понимается как процесс самопознания, своих возможностей и собственного педагогического опыта, тех требований, которые предъявляет выбранная профессия. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать собственную деятельность, свое взаимодействие с коллегами и с детьми .

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Оно включает в себя:

  • - гуманистическую направленность, т. е. интересы, ценности, идеалы;
  • - профессиональное знание, т. е. знание предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии;
  • - педагогические способности, т. е. коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональную устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
  • - педагогическую технику - умение управлять собой, умение взаимодействовать .

Аналогичным образом раскрывается содержание понятия «педагогическое мастерство» во взаимосвязи с дополнительным образованием. В Государсгвенных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» определено, что педагогическое мастерство включает в себя профессиональные знания, умения, навыки; педагогическую технику; мастерство педагога в управлении собой; технику использования необходимого оборудования в педагогической деятельности; культуру речи педагога; организацию педагогического взаимодействия; мастерство педагогического общения; педагогический такт, педагогическое разрешение конфликтов; мастерство педагога в управлении образовательным процессом; психолого-педагогический анализ и оценку эффективности учебного занятия и воспитательного мероприятия .

Близким по смыслу к педагогическому мастерству является понятие педагогического профессионализма. Е. Б. Евладова и ее коллеги включают в него следующие компоненты:

  • - общекультурный (уровень общей культуры педагога);
  • - психолого-педагогический;
  • - предметно-технологический.

Но при этом они отмечают, что за пределами такого подхода остаются личностные качества человека .

Н. II. Тарасевич считает, что сущность педагогического мастерства необходимо рассматривать в комплексе свойств личности педагога, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности. А в структуру педагогического мастерства он включает педагогическую направленность личности педагога; профессиональнопедагогические знания; способности к педагогической деятельности; педагогические умения и техники . Исходя из этого, в структуру профессионального мастерства педагога дополнительного образования следует включить такие качества, как:

  • - устойчивость мотивации педагогической деятельности;
  • - поисково-исследовательские способности;
  • - установки на саморазвитие (самосовершенствование) в педагогической деятельности;
  • - опыт инновационного проектирования педагогической деятельности;
  • - наличие индивидуального педагогического стиля.

Как мы видим, профессиональная компетенция и педагогическое мастерство педагога дополнительного образования - это достаточно широкие понятия, интегрирующие в себе целый ряд компонентов, часто также имеющих сложную структуру. Большинство из них не могут сформироваться у человека стихийно. Многие составляющие педагогического мастерства развиваются не только в процессе практической деятельности, но и должны базироваться на профессиональном образовании.

В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • - осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
  • - комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
  • - обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
  • - обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
  • - составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;
  • - выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
  • - поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
  • - организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;
  • - оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
  • - при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • - участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации .

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности,52 . При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

  • 1. Диагностическая деятельность. Действительно, эта деятельность необходима для изучения детей, их способностей, уровня развития, интересов и потребностей, а также взаимоотношений в детском сообществе. Но, кроме того, диагностическая деятельность нужна и для того, чтобы педагог дополнительного образования на основе объективных данных мог впоследствии оценить результативность своей работы. Здесь необходимо отметить, что систематическую диагностическую деятельность с фиксированием и анализом ее результатов у педагогов-практиков можно встретить достаточно рсдко. Причинами этого является отсутствие необходимых знаний и мотивации к такому виду деятельности.
  • 2. Ориентационно-прогностическая деятельность. Суть этого вида деятельности заключается в прогнозировании конечного результата. Однако, как известно, именно цель является ориентиром на конечный результат. Поэтому данный вид деятельности, прежде всего, выражается в постановке цели и задач педагогической деятельности. Реальность и грамотность постановки цели зависит не только от жизненного и педагогического опыта, не только от профессиональных педагогических знаний и умений, но и от того, насколько грамотно была проведена диагностическая деятельность. Для педагога дополнительного образования, имеющего достаточный опыт, основой для прогностической деятельности должен стать анализ предыдущего опыта, основанный, опять же, на данных, полученных в ходе диагностической деятельности.
  • 3. Конструктивно-проектировочная деятельность. Оформлением результатов этого вида деятельности должна стать программа дополнительного образования детей, создаваемая педагогом. Эта деятельность предполагает продумывание и конструирование предстоящего педагогического процесса, его концептуальных основ, форм, методов, технологий и содержания деятельности. Основой данного вида деятельности становятся результаты двух предыдущих, т. к., проектируя будущую деятельность, педагог дополнительного образования должен четко представлять стоящие перед ним цель и задачи, учитывать интересы, потребности и способности воспитанников.
  • 4. Информационно-объяснительная деятельность. Этот вид деятельности связан с передачей конкретных знаний и умений воспитанникам, формированием на их основе определенных личностных качеств и ценностных ориентиров. Это прямое предназначение педагога. Безусловно, что содержание, технологии и способы информационно-объяснительной деятельности находятся во взаимосвязи с предыдущими компонентами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
  • 5. Организаторская деятельность. Этот вид деятельности позволяет организовать педагогический процесс, направить его на решение актуальных задач и достижение поставленной цели. Он связан с умением взаимодействовать с воспитанниками, мобилизовать их на тот или иной вид деятельности. Компонентами этого вида деятельности являются педагогическое управление и педагогическое руководство. Первое состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле над процессом и оценке результатов каждым участником группы. Педагогическое руководство - это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в сс решении, добиваться и отвечать за результат.
  • 6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность. В основе деятельности педагога дополнительного образования лежит, как уже говорилось выше, общение. Профессиональное педагогическое общение - это система органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное взаимодействие , организация взаимоотношений при помощи коммуникативных средств. Оно включает в себя умение создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, поддерживать с ними контакт на уровне сотрудничества и сотворчества, а также решать педагогические задачи коммуникативными средствами. Правильно организованная комму- никативно-стимулирующая деятельность может выступать как средство решения образовательных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, гарантирующий успешность обучения и воспитания.
  • 1. Аналитико-оценочная деятельность. Этот вид деятельности связан с необходимостью регулярной коррекции педагогического процесса. Основой его являются анализ результатов диагностической деятельности, педагогическая рефлексия и основанная на них реальная самооценка достижений педагога дополнительного образования, проблемных мест, удачных и неудачных приемов. В анализе и оценке нуждаются используемые технологии, формы и методы взаимодействия с детьми, их эффективность, а также степень решения поставленных задач и цели. Результатом аналитико-оценочной деятельности могут стать частичные или даже полные изменения на всех вышеперечисленных этапах деятельности.
  • 8. Исследовательско-творческая деятельность. Творческая деятельность педагога дополнительного образования является необходимым компонентом для получения новых, более высоких результатов педагогического труда. Творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Есть ли место творчеству в педагогическом труде? Существует мнение, что педагогическая деятельность есть один из видов искусства, то есть творчества. И сегодня эти два понятия используют, характеризуя педагогический процесс. Педагогическое искусство - это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. Существенной стороной педагогического искусства, как считает В. П. Голованов, является творчество педагога, которое представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию «педагогической» действительности, в центре которой стоит ребенок. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как:
    • - систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных педагогических знаний;
    • - создание оригинальных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности .

Необходимо также обратиться к понятию «профессиональное творчество», которое определяется как нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. В учреждениях дополнительного образования детей профессиональное творчество, в отличие от школьной системы образования, стимулируется правом педагога свободного выбора ритма, уровня, результата образовательной деятельности.

В то же время важнейшими факторами обеспечения педагогического процесса в целом и творческой педагогической деятельности в частности являются готовность, способность и умение педагога дополнительного образования вести исследовательскую, поисковую деятельность, т. к. в педагогике творческий поиск, опытная работа предполагает эксперимент, то есть поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта . В свою очередь, способность к исследовательской деятельности возникает на основе знания психолого- педагогических основ деятельности, современных методов исследования, умения анализировать практическую работу с детьми и научно-литературные источники, а также умения организовывать собственную экспериментально-поисковую деятельность, обобщать и анализировать ее результаты. Опять же необходимо помнить, что исследовательская деятельность не может осуществляться ради самой деятельности. В центре ее находится личность ребенка, и поэтому она должна быть направлена на выявление его интересов, способностей и потребностей.

Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования тесно связана с его мировоззренческой позицией. Как считает О. В. Миновская, наиболее продуктивным, с позиции педагогической поддержки, является построение педагогической деятельности, центрированной на ребенке, в соответствии с принципами философии. При этом необходимо проявлять уважение к воспитаннику, быть внимательным к проблемам его развития. Признание за ребенком способности направлять собственное развитие, соответственно, требует обеспечить воспитанника объективной возможностью выбирать. Это означает признать право воспитанника совершать выбор относительно собственных целей и предложенных средств . Педагогическая деятельность должна быть направлена на поиск ребенком собственной «достаточности» (т. е. понимания того, что он на самом деле хочет и может) и «недостаточности» (выяснения того, что еще нужно узнать, чем овладеть). Таким образом ребенок осуществляет самоопределение, совершая поиск цели. Педагог дополнительного образования сопровождает его на этом пути, оказывает ему педагогическую поддержку, способствующую прохождению ребенка через проблемные ситуации в его жизни с максимальным сохранением чувства собственного достоинства.

Организация педагогической деятельности в области дополнительного образования детей, безусловно, имеет ряд особенностей. Эти особенности имеют объективный характер и связаны с тем, что:

  • - дополнительное образование реализуется в сфере свободного времени ребенка на основе полной добровольности;
  • - дополнительное образование не регулируется федеральными государственными стандартами;
  • - дополнительное образование дополняет общее развитие человека, но не школьное образование.

Вычленение и осознание особенностей педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К таким особенностям относится следующее .

  • 1. Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе. Действительно, деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, занятия в кружке или студии становятся результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет, в каком кружке или клубе он будет заниматься, выбирает время занятий, удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов ее организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Поэтому изучение интересов и запросов детей, их динамики в условиях изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования. Именно ее решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.
  • 2. Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности. Глобальные изменения, произошедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, затронули все сферы человеческой жизнедеятельности. В педагогике эти изменения, кроме всего прочего, привели к уходу массовых детских организаций из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному развитию форм и направлений удовлетворения интересов детей, их потребностей в творческом и познавательном досуге. Номенклатура учреждений дополнительного образования сегодня довольно широка. К ним относятся дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; муниципальные подростковые клубы; станции (юных туристов, натуралистов, биологов и т. д.), профильные клубы (юных техников, археологов, краеведов, геологов, спелеологов, моряков); различные студии и целый ряд других учреждений, целенаправленно создаваемых государством, обществом и отдельными его представителями для организации познавательного досуга детей. Многие из вышеназванных учреждений интегрируют в себе различные направления познавательной деятельности и становятся комплексными воспитательно-образовательными учреждениями. В любом случае одной из основных задач таких учреждений является удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной творческой деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе ребенком кружка, студии или секции. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, т. е. людей (как детей, так и педагогов), для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.
  • 3. Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка. Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Дополнительные образовательные программы, авторами которых являются сами педагоги дополнительного образования, становятся результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и других психофизических особенностей возраста.

Особенностью дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и осуществляется в результате свободного выбора, добровольного участия, избирательности обучающимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, т. к. в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к федеральным государственным образовательным стандартам, и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

4. Общедоступный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи. М. Б. Коваль выделяет различные виды такой деятельности. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним относятся выставки, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.

Ко второй категории относятся кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше, используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета о деятельности какого- либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Кроме того, выделяют формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности.

Важным фактором мотивации детей к занятиям в учреждении дополнительного образования является практико-ориентированный характер предлагаемой деятельности и возможность увидеть результаты этой деятельности в динамике. В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения старшеклассницы. В нем девушка поднимает проблему практической результативности школьного образования. «Да, - пишет она, - я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться». В отличие от общего дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

  • 5. Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. В учреждениях дополнительного образования оно имеет свои специфические особенности, связанные в первую очередь с тем, что общение в этой системе - это общение в сообществе единомышленников, т. е. людей, живущих общими интересами и увлечениями. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, т. к. способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения детей, чувства социальной значимости и взрослости. Исходя из классификации стилей общения, предлагаемой В. А. Кан- Каликом , можно определить, что преимущественными стилями, используемыми педагогами дополнительного образования, являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Для этих стилей характерно устойчивое положительное отношение педагога к детям, совместное обсуждение законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил, ровный тон и доброжелательные интонации. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.
  • 6. Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменить свой статус в коллективе сверстников. Такая атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям, дает реальный шанс для ребенка изменить (повысить) свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые к ребенку. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова и Н. Н. Михайлова считают, что дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях .

  • - Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.
  • - Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, т. к. оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
  • - Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.
  • - Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
  • - Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В. П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это - личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала . К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Традиции педагогики взаимодействия, исторически сложившиеся во внешкольных учреждениях, предполагают активное участие детей на всех этапах организации их жизнедеятельности. Тем не менее важным субъектом такого взаимодействия остается педагогический коллектив учреждения, т. к. именно от педагога дополнительного образования зависит включение детей в воспитательные отношения, основанные на сотрудничестве и сотворчестве. Именно эти отношения часто становятся необходимой базой для решения социально-педагогических проблем детей, посещающих различные кружки, студии и секции в учреждениях дополнительного образования.

Необходимо отметить, что быстрый рост разнообразных форм внешкольной работы с детьми способствовал количественному росту различных категорий педагогов дополнительного образования. Однако многие из них не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление в сфере педагогического труда начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической педагогической деятельности. Это является серьезной проблемой учреждений дополнительного образования, которую пытаются решить через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но, с другой стороны, отсутствие практики работы в школьной системе позволяет таким педагогам легче привыкнуть к особенностям педагогического взаимодействия, а творческий и личностный потенциал в какой-то мере компенсирует недостаток педагогических и социально-педагогических знаний.

Деятельность руководителя кружка, клуба или любого другого творческого сообщества детей представляет собой педагогическое явление, которое развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей. Общепедагогические закономерности определяют педагогическую сущность деятельности педагога дополнительного образования, а специфические особенности его деятельности касаются:

  • - характера взаимоотношений руководителя кружка и воспитанника, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и содружество, диалогически равноправное взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений;
  • - организации разносторонних видов коллективной творческой деятельности воспитанников как способа привлечения к общественно значимой деятельности в сфере свободного времени, действенного фактора повышения их общественной активности, формирования положительного социального опыта;
  • - единства и взаимообусловленности владения профильным для кружка видом деятельности и педагогического овладения ситуацией творческого и нравственного становления воспитанников;
  • - обеспечения полноценного, педагогически целесообразного и эмоционально насыщенного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребностей в новизне впечатлений, самоутверждении, самореализации, общении.

Таким образом, можно отметить, что особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.

Анализ особенностей педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования показывает, что они способствуют росту воспитательно-образовательного потенциала таких учреждений. Новые подходы к системе дополнительного образования, заключающиеся в изменении отношения к ребенку, его воспитанию и образованию, способствуют качественному изменению структуры и содержания деятельности. Особенности педагогического взаимодействия позволяют более эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в творческой деятельности и разнообразии сфер общения. Учреждения дополнительного образования, важной предпосылкой деятельности которых является наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом груде, образовании и культурном досуге, способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что в конечном итоге приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности, ее саморазвитию и самоактуализации.

В настоящее время в основе организации деятельности педагога дополнительного образования лежат два ключевых документа: «Концепция развития дополнительного образования детей» и профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Эти документы взаимосвязаны между собой, т. к. «Концепция развития дополнительного образования детей» ставит задачу развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей и в числе необходимых мер по решению этой задачи выделяет:

  • - апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
  • - модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста .

Введение профессионального стандарта, безусловно, способствует изменению статуса и содержания профессиональной педагогической деятельности в области дополнительного образования детей, требований к ее организации и результатам. В настоящее время актуализируется проблема создания условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, расширения возможностей для работы в учреждениях дополнительного образования специалистов в области искусства, техники и спорта; профессионального и творческого развития руководителей и сотрудников педагогических коллективов учреждений.

  • Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональнаяпедагогическая деятельность. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2014.
  • Управление развитием школы / под. ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новаяшкола. 1995. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. -М.: ВЛАДОС. 2004.
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.[Электронный ресурс] - URL: http://govemment.ru/media/files/ipA 1 NW42XOA.pdf (дата обращения: 10.09.2015).


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта