Аналитическая справка библиотекаря о библиотечном фонде. Аналитическая справка о работе библиотеки мбоу «ливадийская сш. Код бюджетной классификации
Главная » Из бетона » Аналитическая справка библиотекаря о библиотечном фонде. Аналитическая справка о работе библиотеки мбоу «ливадийская сш. Код бюджетной классификации

Аналитическая справка библиотекаря о библиотечном фонде. Аналитическая справка о работе библиотеки мбоу «ливадийская сш. Код бюджетной классификации

Библиотека находится на первом этаже школы, расположенной по адресу Республика Татарстан " href="/text/category/tatarstan/" rel="bookmark">Татарстан, Алькеевский район, село Базарные Матаки ул. ***. Общая площадь помещений 72 кв. м. Библиотека оборудована столами и стульями, стеллажами, шкафами имеется телевизор оборудованное компьютером рабочее место библиотекаря.

Книжный фонд библиотеки состоит из учебников, художественной, научно-популярной и методической литературы. Всего в книжном фонде состоит на учете 28250 книги. Фонд учебников: 14404 - экземпляров (из них федерального перечня 11379 экз. регионального 3025 экз.). Фонд пополняется за счет поступлений из федерального и регионального бюджетов.

Режим работы библиотеки – с 8.00 до 14,00 ежедневно, с выходным днём воскресеньем.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором МАОУ СОШ, согласованным с заместителем директора по ВР, методистом ИМЦО Зайнуллиной обслуживание осуществляется в соответствии с нормативами и указаниями, данными в методическом пособии «Технологии работы школьной библиотеки » (инструктивно-методические материалы и учетные формы),

Основными задачами школьной библиотеки являются:

1. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

2. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.

3. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.

4. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).

5. Накопление собственного банка педагогической информации.

6. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологий.

7. Организация обучения пользователя (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

8. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.

Фонд расставлен по таблицам ББК Фонд открытый. В библиотеке имеется штамп. Постоянно ведется картотека новых поступлений. Продолжается работа по составлению каталогов и картотек.

Обслуживание читателей

В 2011 – 2012 учебном году выполнено 376 библиографических справок . При выполнении библиографических справок били использованы, как традиционные носители информации так и электронные. Анализ справок показывает, что чаще всего пользователи обращаются в библиотеку, подыскивая материал для выполнения домашних заданий, для написания докладов, рефератов по заданию учителей. Преобладает информационное и деловое чтение.


Для открытого доступа предоставлена литература для младших школьников разделы: «О братьях наших меньших», «В гостях у сказки», «Татарские писатели – детям».

Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, новейшими педагогическими технологиями. Наиболее часто востребованы периодические издания «Вестник образования России», «Классный руководитель», «Последний звонок», «ПедСовет», «Народное образование». По всем этим изданиям имеются картотеки газетно-журнальных статей «В помощь учебно образовательному процессу», «Книга лучший друг», «Экологическое воспитание», «Великая Отечественная войнал», «Организация учебно - воспитательного процесса»

Значимыми показателями в работе библиотеки являются следующие показатели:


Показатели говорят о засоренности фонда, что и приводит к его низкой обращаемости. Читаемость несколько ниже среднестатистической в связи с тем, что книга перестает быть единственным источником информации.

В библиотеке ведется «дневник» не только книговыдачи по категориям читателей, но и разделение прочитанной литературы по темам. Это можно отобразить на диаграмме следующим образом:


Таким образом, наиболее спрашиваемой среди читателей является художественная и литература для 1-4 классов. Однако прочитанная художественная литература в основном вписывается в рамки школьной программы. И лишь некоторые ученики берут книги для чтения в свободное время .

Наиболее активными читателями школьной библиотеки являются следующие учащиеся:

1. Чукляева А (11 «б»)

2. (11 «Б»)

3. (11 «А»)

4. (11 «б»)

5. (10 «Б»)

6. (9 «а»)

7. (9 «в»)

8. Камалова Э(9«А»)

9. (9 «А»)

10. (8 «Б»)

11. (8 «Б»)

12. (8 «б»)

13. (8 «А»)

14. (3 «б»)

15. (3 «Б»)

16. (3 «Б»)

17. (3 «В»)

18. (5«А»)

19. (5«Б»)

20. ХуснутдиноваЭ. (6«А»)

21. (5 «а»)

22. (3 «В»)

23. (3«А»)

24. (3 «а»)

25. (3 «а»)

Низкая заинтересованность детей в чтении заключается в недостаточном комплектовании фонда и то, что в последнее время появился целый ряд изданий с уже готовыми решениями, сочинениями и т. д.

Диаграмма о количестве и составе читателей

Начальные классы" href="/text/category/nachalmznie_klassi/" rel="bookmark">начальных классов являются следующие разделы: «В мире сказок», «О братьях наших меньших», а учащиеся среднего звена отдают предпочтение художественной литературе, в основном в рамках школьной программы. Многие учащиеся пользуются справочной литературой (большая Российская энциклопедия, серии «Я познаю мир», «Все обо всем», словари, справочники), а так же книги, находящиеся по 1 – 2 экземплярам и пользующиеся спросом (краеведческая литература, серия «Мировая художественная литература для детей», «История государства Российского» и т. д.)

Чтобы привлечь внимание детей к книгам, расширить их кругозор в работе библиотеки были использованы книжные выставки : «В гостях у сказки», «Сто любимых книг», «Наш Тукай», «Береги здоровье смолоду», «Прочитайте нас пожалуйста», Писатели – юбиляры: , Н, В.Гоголь, . «Татарстан мой край родной», «готовимся к ЕГЭ», «Кем быть?», «Война, народ, Победа».

Проведены следующие мероприятия :

«ВОПРОСЫ ЗАДАЁТ КОЛОБОК» литературная игра 3,4 класс (развитие у учащихся активной читательской деятельности, памяти, развитие речи, наблюдательности); Литературная игра «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

1-2 класс(формирование мотивации чтения, воспитание интереса к чтению); «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» литературное путешествие по сказкам

Q прием и обработка поступивших учебников и художественной литературы;

Q прием и выдача учебников по графику (май – июнь, август);

Q оформление подписки на 2 е и 1 е полугодие 2008-09 учебного года.

Q составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года для всеобщего ознакомления;

Q электронная каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы; учебников по авторам, предметам и классам.

На следующий учебный год библиотека ставит перед собой следующие задачи:

Q проведение мероприятий, направленных на пропаганду книги;

Q Привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

АНАЛИЗ

работы школьной

библиотеки

МАОУ «Базарно - Матакской

средней общеобразовательной

школы»

за учебный год


+ Справка по работе школьной библиотеки

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Школьная библиотека прививает

у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного периода.

Школьная библиотека - это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

I. Общий фонд библиотеки – 32246 экз.

Из них:

художественная литература - 18799 экз.

справочная литература - 123экз.

учебная литература - 11801 экз.

методическая литература - 1523 экз.

Библиотечный фонд пополняется энциклопедическими изданиями, новыми справочниками и словарями, которые пользуются большой популярностью у учеников, справочниками по предметам и другими изданиями.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);
среднего школьного возраста (5-9 классы);
старшего школьного возраста (10-11 классы);
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-9 классы, 10- 11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Интересное о разном», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в библиотеке.

Фонд учебников расположен на отдельном стеллаже. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные для списания.

Ежегодно делается заказ на новые учебники. В формировании заказа участвуют библиотекарь и администрация школы.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями - детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников.

В конце учебного года по графику проходит сдача учебни­ков по классам

II. Содержание и организация работы с читателями.

В конце учебного года проводится анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.

В 2013-2014 учебном году средние показатели читательской активности значительно увеличились, а количество пассивных читателей сократилось. Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей возросло во всех ступенях.

Количество читателей: 235

Число посещений: 2024

Число книговыдачи: 4048

Количество

Учащихся

Количество читателей

%читателей

Прочие (уч-ля, тех. служащие)

Увеличение читательской активности произошло за счет пополнения фонда справочной литературы, художественной литературой современных авторов. Много поступило переизданной детской литературы Байгобылова, Райан.Р, Коуп Р, Николая Носова и других авторов. Во 2-х и 9-х классах возросла книговыдача художественной программной литературы. Особенно активно читают ученики начальных классов, в среднем звене это ученики5, 6, 9 классов. Учащиеся 9-11классов берут не только программные произведения, но и много литературы по истории, критического материала, книги современных авторов. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов тра­диционно происходит в сентябре. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Первые уроки чтения, первые уроки доброты». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Из периодических изданий особой популярностью пользуются журналы и газеты: «Классный руководитель», «Справочник классного руководителя», «Последний звонок», «Учительская газета».

III. Справочно-библиографическая работа

Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители

Составлены папки в помощь классным руководителям:

- « Моя Родина –Казахстан».

- «Великие имена».

- «Государственные Символы РК».

- «Знаете ли вы?».

- «Ты и твоя будущая профессия» по профориентации.

Большая работа проводилась среди учащихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение учебного год проводятся библиотечные обзоры и библиотечные уроки для читателей всех возрастных групп. На этих мероприятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий, познакомились с новинками художественной литературы. Пользователям библиотеки представляется «Обзор литературы, поступившей за лето в школьную библиотеку».

IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга.

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, ко­торые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Новые поступления». Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В прошлом учебном году читатели познакомились с творчеством А.Тарази, К.Токаева, Н.Носова, Ч.Айтматова.

Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом были использованы разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

За 2013 -2014 учебный год были проведены мероприятия.

Мероприятия

Библиографические уроки и обзоры

Книжно-иллюстративные выставки

Крупные комплексные мероприятия

(литературно-музыкальные композиции, утренники)

V. Работа с активом

По составленному плану велась следующая работа:

Знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места;

При поступлении новых изданий учебной и художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп;

Для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам;

Один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе. Учились записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов;

Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.

VII. Взаимодействие с другими службами и другими организациями

Принимаю участие в декадах, месячниках, объявленных по школе:

Декада по Самопознанию.

Декада казахского языка.

Декада начальных классов.

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Библиотека в течение года оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Производится подбор литературы, сценариев, стихов; оформляются книжные выставки. Школьная библиотека прививает у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.

Библиотека развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандирует чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старается добиться систематического чтения, прививает интерес к периодической печати, ведет работу с читательским активом.

Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.

Общие выводы и предложения:

1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.

3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.

4.Активизировать читательскую активность в среднем звене.

5.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

Информационно-методическое и библиотечное

обеспечение учебного процесса

за 2012-2015 уч.годы

Быстротекущий процесс информатизации всего общества определяет необходимость инновационных изменений в деятельности школы и школьной библиотеки. В настоящее время библиотека становятся не просто хранителем печатных и других материалов, а информационной системой, создающей определённые информационно-библиотечные ресурсы.

Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного процесса школы.

Основная цель школьной библиотеки – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании. Школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса.

Библиотека руководствуется в своей работе нормативными документами:

Типовое Положение о библиотеке общеобразовательной школы.

Правила пользования школьной библиотекой.

Должностные инструкции работников библиотеки.

Приказ Министра образования и науки РК от 17 августа 2000 года № 827 «Об утверждении документов по библиотечному делу для библиотек системы образования».

Приказ Министра образования и науки РК от 3 июля 2001 года № 522 «О мерах по улучшению качества работы библиотек общеобразовательных школ РК».

Постановление Правительства РК от 19 февраля 2003 года № 173 «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования».

Приказ Министра образования и науки РК от 18 июля 2003 года № 508 «Об утверждении Инструкции о формировании фонда библиотеки государственной организации образования РК.

Перечень учебных изданий определенный Приказами МО и НРК « об утверждения перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования» № 400 от 27 сентября 2013 года, № 460 от 18 ноября 2013 года и № 127 от 28 апреля 2014 года «О внесении изменения и дополнений в приказ № 400 от 27 сентября 2013 года» .

Исходя из особенности организации учебной деятельности и программы развития школы, основными задачами работы библиотеки являются:

Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов.

Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения.

Совершенствование традиционных и инновационных форм индивидуальной и массовой работы.

Привлечение родителей к решению вопросов библиотечного обслуживания и организации чтения детей.

Формирование интереса к здоровому образу жизни.

Формирование экологической культуры современных школьников.

Материально техническая база:

помещение - 1 комната

площадь – 54 кв.м.

В соответствии со штатным расписанием школы: Библиотекарь – 0.5 единицы.

Основные функции библиотеки .

Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели,

Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы,

Сервисная – библиотека представляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов,

Информационная – представляет возможную информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя,

Культурная – организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность с другими библиотеками, администрацией для более полного удовлетворения потребностей пользователя в документах и информации,

Социальная – библиотека содействует развитию особенности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе,

Просветительская – библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. Направления деятельности библиотеки

Работа с учащимися:

уроки культуры чтения;

библиографические уроки;

информационные и прочие обзоры литературы;

игры, конкурсы, викторины, презентации и т.д.;

доклады о навыках работы библиотеки; 2. Поддержка общешкольных мероприятий:

предметные недели естественно научного – цикла, казахского, русского языков и литературы, математики, информатики, детской книги;

общественные акции: день борьбы с наркоманией, курением, алкоголизмом и др.

3.Работа с учителями и родителями:

обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;

информационные обзоры на заданные темы;

индивидуальная работа с педагогами;

оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

Общие сведения о библиотеке:

Количество учащихся – 196 ,

из них читателей – 196

Количество учителей –17 , из них читателей –17.

Объем библиотечного фонда –32246

Объем учебного фонда - 11801

Формирование фонда библиотеки.

Работа с библиотечным фондом литературы:

Прием и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объеме согласно учебным программам.

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на каждый учебный год. Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.

Прием и техническая обработка поступивших учебников и художественной литературы.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды с проверкой учебников)

Списание учебного фонда и художественной литературы с учетом ветхости и смены учебных программ.

Ведение журнала выдачи учебников.

Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками.

Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. Книжный фонд библиотеки формируется Отделом образования Астраханского района. Библиотекой выполняются все требования по приему и технической обработке новых изданий. Обеспечивается сохранность фонда. Проводится мелкий ремонт книг.

Эффективность управления и качество организации учебно-воспитательного процесса. Количество учебников в расчете на одного учащегося (количество учебников в школьной библиотеке, количество учащихся).

Материально-технические ресурсы
Библиотечный фонд организации образования

Количество учебников по классам в процентном отношении

Всего учащихся

Количество по классам

Обеспеченность в %

Количество электронных учебников по предметам в разрезе классов обучения:

Наименование учебной дисциплины

Наименова
ние класса

Наименование электронного учебника

Иностранный язык

Английский язык (2003)

Информатика

Информатика (2008)

Информатика (каз.яз)

Информатика (2008)

Математика

Веселая математика (2008)

Физика (2005)

Химия (2004)

Әліпби cиқырлы әріптер (2007)

Самопознание

Самопознание(2010)

Өзін-өзі (2010)

Өзін-өзі(2010)

Качество обслуживания читателей.

Кол-во читателей

книговыдача

Кол-во посещений

Библиотечный фонд школьных учебников учитывается отдельно от основного фонда. Проводятся рейды по проверке сохранности учебников. Практически всем учащимся в начале учебного года в пользование выдаются учебники, следовательно, каждый учащийся становится читателем библиотеки

коли чество фонда дополнительной литературы.

Справочная литература 123экземпляров

Языковые словари -26 (на трех языках)

5-(Официально-деловой, каз. русс.)

Периодические издания-5

Количество электронных учебников-18

4. Величина книжного фонда В начале учебного года в классах проводятся родительские собрания по разъяснению порядка обеспечения учебниками, согласно Постановления Правительства РК «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования». Недостающие комплекты учебников по классам приобретаются за счет средств родителей через торговую сеть, так же по некоторым предметам выдаются учебники старых годов издания, по мнению учителей-предметников, их можно использовать при реализации учебных программ, производится межбиблиотечный обмен учебниками в рамках школ района.

Организация библиотечного обслуживания. Одной из самых важнейших задач школьной библиотеки, помочь школе в воспитании у подрастающего поколения стремления овладеть глубокими знаниями по предметам школьной программы. Пробудить у ребят интерес к знаниям; приобщать к чтению, пропагандировать литературу в помощь учебному процессу, воспитать любовь к книге, бережное отношение к учебникам, используя для решения этих задач беседы при записи в библиотеку, экскурсии, уделять внимание индивидуальной работе с читателями. В этом нам помогает формирование фонда с целью наиболее полно обеспечить учебно-воспитательный процесс, с учетом задач и специфики школы. В библиотеке сформирован фонд по отраслевому составу фонд, включающий учебную, справочную, художественную, научно- популярную литературу для учащихся, педагогическую и методическую литературу для педагогических работников. Для реализации учебного плана школы ежегодно за счет средств районного бюджета приобретается учебно-методическая литература, анализ библиотечного фонда свидетельствует о том, что рассматривать поступление учебной литературы с точки зрения учета схематично можно изобразить так:

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки РК в библиотеку поступают учебники:

2011-2012 уч. году – 458 экз.

2012-2013 уч. году - 227экз.

2013-2014 уч. году – 671экз.

Из анализа поступлений следует, что поступление учебников ежегодно увеличивается. В 2011-12 годах мы получили 100% тетради и доукомплектовывались учебниками по Самопознанию. Учебная литература поступала в размере 50% от общего количества учащихся в 2013, а в 2014году-70%. Не достающее количество учебников родители приобретают сами в книжном магазине.

Анализ обеспечения учебниками показал, что уч-ся начального звена на 55% обеспечены учебниками, 5,6,7,8,9, 11 - 75% за счет бюджета и 25% за счет родителей. 10 классы -100% за счет бюджета.

За основу в работе библиотеки берется годовой «План работы библиотеки», который включен в общий план учебно-воспитательной работы. Весь фонд расположен на стеллажах. Фонд по отраслям знаний расположен на полках систематически. Книги расставлены по отделам, расположены за разделителями, на которых указан индекс той отрасли знания, к которой относится книга. Художественная литература расположена на полках в алфавитном порядке. Фонд для дошкольников и учащихся 1-4 классов расположен тематически. Общее название «Твои первые книжки» и подразделы: «Стихи детям», «Мир сказок», «Ребятам о зверятах». Литература для учащихся 5-11 классов расположена в алфавитном порядке. Наиболее читаемые книги, любимые жанры, выделены на полках. Это – «Путешествия, приключения, фантастика», «Сокровища мировой литературы».

Сочетание жанра с определенной темой дает возможность переключить внимание ребят на книги научно - познавательного характера: от приключенческой повести к чтению исторической литературы: от фантастических романов к знакомству с книгами по технике и естествознанию

В библиотеке также имеются книги справочного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, справочники, словари. Для младших школьников в фонде имеются энциклопедические издания: «Что такое?», «Почемучка», а для подростков «Детская энциклопедия», несколько томов Акимушкина «Жизнь животных». В работе также используем энциклопедии общего характера. Это «БСЭ» , «Советский энциклопедический словарь» энциклопедия «Казахская ССР» в 4 томах. Конкретность запросов читателей даже младшего возраста требует обращения к этим изданиям. За последние два года справочный аппарат наполнился новыми изданиями, такими как справочники по биологии, химии, физике, математики, географии, истории. Книги справочного характера: «Древние города»и др. Что позволяет выполнять запросы читателей и педколлектива. Вся эта литература учитывается в инвентарных книгах. Так же учет литературы ведется в «Книге суммарного учета». Сейчас фонд стал пополняться новыми изданиями, но их еще получаем в малом количестве. При частом пользовании, небрежном отношении, что имеет место в нашей жизни, книга со временем ветшает, утрачивает свой первозданный вид, и дальнейшая работа с ней затрудняется. Особенно подвержены этому учебники. Поэтому одним из обязательных условий в пользовании библиотечным фондом, является бережное отношение к книге. По классам проводили беседы о правилах пользования книгами. Проводим рейды «Живи книга». Ребята помогают обрабатывать вновь поступившую литературу, проводят мелкий ремонт книг и учебников. Для детей начального звена работает «Книжкина больница», где проходит мелкий ремонт книг. Ежедневны соответствующие беседы «Книга- мой лучший друг». Читателями библиотеки являются учащиеся, преподаватели и другие работники школы. Специфика работы школьной библиотеки такова, что в начале учебного года выдаем учебную литературу на весь контингент учащихся. На основе проведенного анализа формуляров выяснилось, что учащиеся 1-4 классов посещают библиотеку чаще, чем учащиеся 5-7. В среднем прочитано 20-25 книг одним читателем.

Непосредственное наблюдение за подростком, вовремя поданный совет и помощь в выборе книги помогают читателю сформировать определенный эстетический и художественный вкус. Воспитание ребенка – читателя в библиотеке начинается с того момента, когда только, что научившийся грамоте ученик впервые приходит в библиотеку. Наша задача состоит в том, чтобы из всех книг отобрать такие, которые были бы доступны пониманию ребенка, давали ему новые знания. Для этого в библиотеке используется наглядная пропаганда – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Формы наглядной пропаганды, открытый доступ к книгам, книжно-иллюстрированные выставки, просмотры литературы. В зависимости от тематики и значения выставки организуются на разные сроки. Приход и запись в библиотеку для начинающего читателя - значительное событие. Он не только вместе со своими товарищами знакомится с библиотекой и ее правилами, но и становится самостоятельным читателем.

Организация библиотечного обслуживания. Главная задача библиотеки - обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей. Библиотека сотрудничает с массовыми библиотеками ЦБС, библиотеками других школ района. В работе соблюдается принцип дифференцированного подхода к читателям с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, читательских интересов. Пользуется популярностью «Золотая полка для маленьких читателей». «Положи на эту полку понравившиеся книги».

Приоритетные темы и основные направления работы

Военно-патриотическое воспитание

Неумолкающей темой в деятельности школьной библиотеки всегда будет тема памяти о Великой Отечественной войне, ее жертвах, ее героях. Не дать забыть, помнить о цене Победы, донести до ума и сердца подвиг старшего поколения, цель рекомендаций книг с книжной выставки «Поклонимся Великим тем годам» с подразделами «Спасибо деду за победу», «Казахстанцы в ВОВ», «Поэзия хранит те огненные годы», оформленной к очередной дате. Постоянно действующей и пользующейся спросом у читателей младшего и среднего возраста является темполка «Дети, опаленные войной » после беседы взяты учениками книги «Друзья-однополчане», Л.Кассиля «Главное войско».

Очень важное значение, имеет воспитание у школьников чувства патриотизма, любви и гордости к своей Родине.

С этой целью в библиотеке оформлена книжная выставка «Казахстан сегодня!» с темполками Символы нашей Родины», «Край мой - гордость моя!»

Библиотека участвует в проведении родительских собраний посредством оформления книжных выставок, бесед, рекомендаций. Так на одном из общешкольных собраний родителей была предложена вниманию книжная выставка «Болашақты,ң ақ жолына-кітаппен! », «С книгой - в добрый путь!». Выставка вызвала живой интерес и внимание к ее материалам.

В декабре наша страна отмечала день независимости РК. Библиотекой к этому событию проводились обзоры, беседы по различным источникам, «Біздің Президентіміз», «Наш Президент». Познакомили детей с биографией Н. А. Назарбаева. Оформлена большая развернутая книжная выставка «Казахстан-гордость моя!» с тематическими разделами: «Лидер, ведущий за собой», «Летопись Независимости», «Астана-символ новой эпохи».

При содействии общеобразовательному и воспитательному процессу библиотека оказывает помощь и участвует в подготовке и проведении мероприятий к знаменательным датам, предметным учебным декадам. Подборки материалов, обзоры, беседы, книжные выставки готовятся ко «Дню знаний», «Прощанию с букварем», «Последнему звонку» и др. Ежегодно выпускается «Календарь знаменательных дат», проводятся просмотры источников к предметным мероприятиям.

Уделяем внимание рекомендации книг и др. источников экологического направления. Привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения ко всему живому, что нас окружает. У книжных выставок «Природа вокруг нас», «Хранителем природы стань, человек!» проводятся тематические беседы по книгам «Профилактика ЗОЖ», «Красная книга-сигнал тревоги». Ежедневно к урокам по познанию мира, естествознания, биологии рекомендуются энциклопедические издания «Птицы Казахстана», «Животный, растительный мир Казахстана», «Заповедники и Национальные парки Казахстана» и мн. др. У книжных полок провожу опрос «Что вы читали о природе?» и рекомендует книги Пришвина, Бианки, Раушанов «Кұстар-біздін досымыз» и др.

В век скоростей и техники нельзя забывать и о духовно-нравственном воспитании нового поколения. В данном направлении библиотекой проводятся следующие мероприятия: большая развернутая книжная выставка-приглашение к собеседованию «Про тебя самого, для тебя одного.» с тематическими полками «С книгой в добрый путь », «Азбука твоей жизни», для всех возрастных групп учащихся представлена книжная выставка-диалог «С радостью в сердце», у которой состоялись дискуссии, обсуждения «В человеке все должно быть прекрасно» . Подрастающее поколение должно быть грамотно в правовом отношении. У тематической полки «Ваши права» проведена беседа по книге «Конвенция о правах ребенка» с учащимися. Тематическое досье «Правовое воспитание» предоставляется при подготовке классных часов, уроков, рефератов. Молодое поколение должно развиваться и физически. Для приобретения здорового образа жизни в библиотеке ученикам предоставлена книжная выставка «Спорт, учеба и труд рядом идут». У кн. полки о спорте библиотекарь рекомендовала книгу «Малыши открывают спорт» и др. Живя в многонациональном государстве необходимо знать традиции и обычаи народов нашей страны. Библиотека участвует в подготовке и проведении классных и школьных торжеств: праздника «Наурыз - праздник весны ». Для подготовки мероприятий в библиотеке оформлена подборка источников «Торжествуй, Наурыз!». Ко Дню единства народа Казахстана 1е мая оформлена подборка материалов. Обзоры по книгам «Народ Казахстана - история и современность», «Волшебный хоровод», «Волшебный город мастеров». Выбор будущего дела, долгий и кропотливый процесс в жизни школьника. Помочь в этом и забота библиотекаря. У книжной выставки «Мир профессий» проведена беседа с учащимися 9х классов. В библиотеке оформлена книжная выставка «Нас зовут неведомые дали» с разделами «Звездный сын Земли», «Они были первыми», «Космос Земле». «Космос далекий и близкий» - обзор книг, конкурс рисунков «Все о космосе» показал интерес ребят к космической теме.

Информационная и справочно-библиографическая работа.

Библиотечно-библиографическая грамотность школьников, залог успешной учебы. Библиотекой в данном направлении ведется систематическая работа, начиная с 1х классов. «Ваша школьная библиотека» - экскурсии-знакомства с «Посвящением в читатели». Каждому ученику вручен «Читательский билет» с приглашением, стихами «Как хорошо уметь читать», Обращением Книги к читателям и стихотворном обозначении термина «Книжкин Дом». На книжных стеллажах младшего возраста расположен указатель «Азбука библиотеки», темполки свободного выбора «Страницы истории», «Стихи, пословицы, загадки», у которых ведутся беседы по книгам. Ежедневно библиотекарь обращает внимание учеников на имеющиеся справочные, энциклопедические издания, проводя библиотечные уроки в библиотеке. Для младшего среднего звена постоянно пополняется стол просмотра красочных универсальных и отраслевых энциклопедий. К юбилейным литературным датам обновляется стенд «Знаменательные даты».К 550- летию образования Казахского Ханства оформлена книжная полка. Сборники стихов и поэм казахских авторов и просветителей. На период летнего отдыха для чтения библиотека предоставляет часть книжного фонда. Проведены следующие мероприятия: Игра-урок «В мире сказок», викторина по сказкам Г.Х.. Андерсена, игра-путешествие «Волшебное путешествие по стране Казахстан». Проведен опрос «Что вы знаете о книге? Отгадайте-ка загадки». Ко Дню символов РК проведен обзор книг «Конституция РК», «Символы Независимости» и д.р. Эмоционально прошел просмотр видео-диска «Астана- любимый город!» под девизом «Цвети, моя столица!» с последующим обзором книг: «В сердце Евразии», «История Астаны» и д.р.

Формирование и организация книжного фонда. Работа с фондом учебников.

В каждой учебной четверти проводятся рейды по сохранности учебников «Берегите учебники - ваши главные книги!» В классах проводятся беседы «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя!» Постоянно действует «Книжкина больница», в которой ученики начальных классов и на уроках труда ремонтируют ветхие учебники. Проведена информация и соответственно индивидуальная подписка на периодические издания. Ведутся все формы учетной документации фонда. Проводимые библиотекой мероприятия направлены на сохранение и развитие нравственных, эстетических ценностей, целостное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Воспитывается культура чтения. Достигается одна из главных целей - пропаганда книги, чтения. И как результат – умение учащимися-читателями использовать полученную информацию в интересах своего духовного и интеллектуального развития.

Организационно-методическая работа.

Активное участие принимается в проводимых районных семинарах библиотекарей.

Библиотекарь: Карпова С.В.

Справка
по итогам проверки состояния работы школьной библиотеки
МБОУ «Нижне-Нойберского СШ №2».
Согласно плану внутришкольного контроля на 2015-2016 учебный год заместителем директора по воспитательной работе Ясаевой З.М. изучена документация заведующей школьной библиотеки Мацаевой Р.С-А.
Цель проверки: изучение системы работы школьной библиотеки и оценка её эффективности.
Сроки проведения проверки: с 16 по 21 ноября 2015 года
Изучая работу библиотекаря проведена следующая работа:
Заведующая библиотекой Мацаева Р.С-А.
Режим работы библиотеки с 9.00 до 17.30, ежедневно с перерывом на обед, с одним выходным днем (воскресенье).
Школьная библиотека, прежде всего, – учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет и функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу.
Проверка показала, что библиотека работает по плану, который является приложением к общешкольному и утверждён директором школы. План реален, выполним, имеются все разделы с анализом и задачами на новый учебный год. В годовой план библиотеки внесен план работы проведения библиотечных уроков. В своей работе библиотекарь руководствуется нормативными документами, регламентирующими работу библиотеки: Должностная инструкция;
положение о библиотеке школы;
правила пользования библиотекой школы;
конвенция о правах ребенка;
перспективный план библиотекаря;
инструкция об учете библиотечного фонда.
Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном обслуживании.
Школьный библиотекарь хорошо знает как учителей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно осуществлять и индивидуальную и массовую работу.
Библиотека находится в приспособленном помещении. В библиотеке имеется зона читального зала. В помещении светло, чисто, уютно, температурный режим соответствует нормам.
Классные руководители начальных классов проводят мероприятия по работе с книгой, по привлечению детей к чтению.
Библиотекарь Мацаева Р.С. ведёт индивидуальную работу с учащимися при обмене книг, при записи в библиотеку. Библиотечные уроки проводятся согласно плану и записываются в дневник работы библиотеки. Библиотека оформлена по принципу открытого доступа. В библиотеке постоянно оформляются тематические книжные выставки и выставки к юбилеям писателей. Учащиеся и педагоги школы активно используют периодические издания, выписываемые школьной библиотекой, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Документы учёта фонда:
книга суммарного учёта;
инвентарная книга учета дарственных книг;
инвентарная книга учёта методической литературы;
инвентарная книга учета школьных учебников.
Данные книги ведутся в соответствии с требованиями. Журнал регистрации посещения учащихся, дневник детской библиотеки в котором ведется запись учета посещаемости в библиотеку, план работы библиотеки, паспорт, федеральный список экстремистских материалов, папка информаций о проведенных мероприятиях и библиотечных уроках.
На день проверки вся литература была обработана. Библиотекарем начата картотека учёта учебников, картотека журнальных статей, картотека по профильному обучению, по ЕГЭ и ГИА.
Состояние комплектования фонда следующее:
школьные учебники – 9241;
художественная литература – 368;
методическая литература – 433;
словари и энциклопедии – 131.
Учащиеся обеспечиваются учебниками. Активом библиотеки один раз в четверть проводятся рейды проверки учебников. Результаты рейдов своевременно доводят до учащихся. Учащиеся старшего звена в основном берут из библиотеки периодические издания и литературу по программе.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
- книга суммарного учёта фонда библиотеки;
- инвентарные книги (4 шт.);
- папки «Акты»;
- картотека учёта учебников;
- папка «Накладные»;
- читательские формуляры (301).
На выставочных стеллажах в 2015-2016 учебном году оформлялись следующие выставки: «Правила дорожного движения», «Здоровье потеряешь- все потеряешь», «Люблю тебя, моя Чечня», «Для родителей», «Лес- наш друг», «Знакомьтесь- новые книги», «С законом на «Вы», «Первый раз, в первый класс», «Готовься к экзаменам»,
«Права ребенка».

На основе вышеизложенного:
Выводы:
Работа школьной библиотеки по вовлечению учащихся в мир культуры ведется в соответствии с намеченным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Библиотекой используются все возможные формы и методы обслуживания с применением всех имеющихся в библиотеке материалов и печатных изданий для выполнения главной задачи – формировании культуры чтения и любви к книге.
Рекомендации:
1. Внедрять новые, эффективные формы работы, новые технологии по формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
2. Организовывать мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско- патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
3. Продолжать повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.
4. Формировать у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого пользователя.
5. Формировать фонд учебников согласно Федеральному перечню учебников и ФГОС.
6. Завершить работу по систематизации фонда.
Справку составила зам. дир. по ВР Ясаева З.М.

Цель: организация совместнойработы библиотеки и педагогического коллектива по стимулированию интереса к чтению, самообразованию.Работа библиотеки в школе, выполнение плана воспитывающей деятельности школьников в рамках Недели детской книги

Объект контроля: библиотекарь

Методы и формы контроля : собеседование сбиблиотекарем, посещение мероприятий иуроков

Виды контроля : тематический

Сроки проведения : с 01.04 по 08.04.2009

Выход на результат : справка

Одна из задачдеятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.

В ходе проверки выявлено следующее:

Школьная библиотека работает в режиме пятидневной рабочей недели с 8 00 до 16 00 часов.

План работы школьной библиотеки и план Недели детской книги составлен в соответствии с общешкольным планом.

В течение Недели Детской книги быловыявлено:

Ø Посещений школьной библиотеки – 451

Ø Взято книг избиблиотечного фонда – 753

Ø Самые активные классы, посещающие школьную библиотеку – 11 «б», 9 «а», 7 «в» Ребята из этих классов показали самый высокий процент посещений библиотеки в течение предметной недели. Спросом пользовалась у ребят литература различной тематики: это и информационные справочники, историческая литература,литература родного края и многое другое.

План работы в рамках Недели Детской книги был составлен совместно с методическим объединениемучителей гуманитарного цикла. Он направлен:

Ø на воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умениепользоваться библиотекой;

Ø насодействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

Ø на привлечение учащихся к систематическому чтению, развитию речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

Был посещён урок внеклассного чтения в 5-х классах, который подготовили Юдинцева С.С. и Чекменёва В.М. по теме «Путешествие в книжное царство». Урокбыл подготовлен, соответствовал возрасту учащихся. Ребята в игровой форме учились работать с книгой, отвечали на каверзные вопросы, показывая свою эрудицию. Воспитательная эффективность этого урока – умение работать в коллективе: большом и малом (группы); повышение культуры слушателя и читателя. На уроке было много наглядности, оформлена книжная выставка, использовалосьм/медийное оборудование. Учителя учли дозировку использования оборудования в целяхпрофилактики и сохраненияздоровья учащихся. Общий эмоциональный фон урока – доброжелательный, творческая обстановка.

На других уроках применялись различные виды деятельности учащихся, наблюдалось многообразие форм проведения. Данные уроки имеют большое воспитательное значение, прививают любовь к чтению, развивают познавательные интересы.

Совместно с районной центральной детской библиотекой были проведены тематические классные часы:

с 5 «б» классом «Бажовские чтения» - кл.руководитель Тлеуленова А.С.

с 7 «в» классом «Бажовский фестиваль» - кл.руководительКучерова С.А.

с 9 «а,б» классами – «200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя» - кл.руководители: Токарева Л.М., Оникиенко Е.В.

Однако, некоторыемероприятия в рамках неделине были проведены:

Уразаева Г.А. – урок – презентация «Похвала книге» к 430-летию И.Фёдорова в 7-х классах; Кузнецова И.В. - викторина «Герои любимых книг» в 9-х классах.

В соответствии со знаменательными и памятными датами были оформлены выставки, стенды:

  • Тематическая выставка к 200-летию со дня рожденияН.В.Гоголя – Чекменёва В.М.
  • Информационная выставка «К нам новая книга пришла» – Чекменёва В.М.
  • Стенды«Души прекрасные порывы» - Донец И.Е., Юдинцева С.С.
  • Тематические выставки рисунков «Мы читаем и рисуем…», «Сказы Бажова», «По страницам произведений А.С.Пушкина»,«Книга»

Так же был проведён конкурс на лучшую эмблему, экслибрис школьной библиотеки среди учащихся 5-8 классов.

Подготовлен к выпускулитературный альманах №3, в который вошлитворческие работы учащихся школы, педагогов, выпускников школы под руководством Донец И.Е

Вывод : Работа школьной библиотеки ведется в соответствии со школьным воспитательным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Работу библиотекаря школыЧекменёвой В.М. признать удовлетворительной.

1. Классным руководителям активнее сотрудничать со школьной библиотекой, вовлекая учащихся в подготовку и проведение классных часов и внеклассных мероприятий, соответствующих плану воспитательной работы в классах.

2. Библиотекарю Чекменёвой В.М. составить график проведения мероприятий по классам-группам совместно с классными руководителями на 2009/2010 учебный год и довести его на заседании методического объединения классных руководителей.

3. В рамках недели детской книги проводить не только уроки, но и внеклассные мероприятия после уроков, вовлекая учащихся в подготовку и проведение коллективного творческого дела.

4. Объявить замечание Уразаевой Г.А. и Кузнецовой И.В. за невыполнение должностных обязанностей учителя в рамках Недели на заседании МО учителей гуманитарного цикла.

5. Отметить работу учителей-предметников Тюриной Е.М., Юдинцевой С.С., Донец И.Е., Чекменёвой В.М. в рамках Недели.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта