Высшая красота в эстетике платона. Учение платона о прекрасном. Как выглядел философ, его характер
Главная » Фундамент » Высшая красота в эстетике платона. Учение платона о прекрасном. Как выглядел философ, его характер

Высшая красота в эстетике платона. Учение платона о прекрасном. Как выглядел философ, его характер

Возникновение классической философии связывают с периодом античности. Для всех последующих поколений философов образцами философской мысли были и будут философские системы Платона и Аристотеля. Если Аристотеля можно оценивать как предвестника естественнонаучной картины мира, то Платон, безусловно, именно философ в чистом виде. Платон является вдохновителем мудрецов античности и отцов церкви, средневековых теологов и философов Возрождения, великих мыслителей Западной Европы и русских философов. Именно он впервые сформулировал фундаментальные философские вопросы, ответы на которые человечество пытается найти и сегодня. Он оказал и продолжает оказывать, большое влияние на всю последующую философию и культуру в целом.

Человек во все времена стремился познать мир. Но мир находится в процессе постоянной изменчивости, и то, что казалось сегодня абсолютным знанием, уже завтра приобретает характер относительного. За этой изменчивостью трудно, а порой невозможно, уловить сущность мира. В своей философии Платон дает ответы на вопросы, которые будут волновать человека вечно. Прежде всего это касается происхождения мира и законов его развития. Платон говорит о существовании двух миров: чувственного мира, изменчивого и непостоянного, и мира идей, который не зависит от пространства, времени и чисел.

Единственный путь к пониманию мира и его законов Платон видит в познании мира идей. Возможность такого познания для Платона заключается в природе самого человека. Мужество, мудрость, умеренность, справедливость – добродетели, позволяющие душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Фундаментальной силой познания является любовь, дающая человеку крылья.

В диалоге «Тимей» Платон говорит, что нужно различать то, что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует. Различия между бытием и становлением определяет сущность всех предметов исследования.

Мир идей достаточно разнообразен, но одной из центральных является идея прекрасного. Платон разъясняет, что предметом исследования является то, что по истине есть прекрасное, т.е., прекрасное само по себе, сущность прекрасного, которая не зависит от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.

В диалоге «Гиппий Больший» Платон описывает спор о прекрасном между Сократом, учителем самого Платона, к которому он продолжал испытывать необыкновенное уважение, даже когда сам стал известнейшим философом, и Гиппием.

На вопрос: « Что такое прекрасное?» - Гиппий отвечает, что «Прекрасное - это красивая девица». Сократ же легко заставляет Гиппия признать, что в таком случае прекрасными должны быть признаны и конь, и лира, и горшок. В этом диалоге показано, что предметы чувственного мира являются прекрасными лишь в относительном смысле, то есть предмет может быть назван прекрасным, если он удовлетворяет какую либо потребность человека, его изучающего или использующего. Таким образом, Платон отмечает относительность прекрасного. В понимании Платона прекрасное - это не свойство самих предметов, а скорее свойство отношения к ним человека .

В дальнейшем в диалоге выясняется, что прекрасное не может быть полезным или подходящим. Прекрасное не может быть полезным, так как полезное всегда полезно лишь в каком-либо отношении. Прекрасное не может быть и подходящим, так как подходящее есть то, что заставляет вещь лишь казаться прекрасной. Платон же ищет то, что прекрасно на самом деле, а не просто кажется прекрасным. Он ищет, то, чем прекрасная вещь в самом деле прекрасна. Прекрасное в этом понимании есть «идея». Задачей Платона является определение прекрасного как того, что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, великими, добрыми. Он стремится найти ответ именно на этот вопрос и предметом его исследования становятся идеи, т.к. именно они существуют объективно и являются основой самой реальности.

Платон утверждает, что постепенное созерцание прекрасного дает возможность увидеть прекрасное как таковое, то есть то, что будет прекрасно вечно, то, что не уничтожается, не увеличивается, не уменьшается, то, что прекрасно везде и для всех. Прекрасное это не то, что существует на земле или на небе, оно не существует во времени и пространстве, т.е. лишено физических характеристик. Прекрасное можно познать лишь с помощью разума. Прекрасное существует вечно, независимо, неизменно. Прекрасное – это сверхчувственное бытие, доступное только разуму человека.

Платон противопоставляет «идею» всем ее чувственным копиям, миру вещей, доступному нашим органам чувств. В чувственных предметах нет ничего прочного и устойчивого, они находятся в процессе постоянной изменчивости. А «вид», или «идея» неизменны, не подлежат превращениям и тождественны только самим себе.

Как «идея» прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая и даже безобразная, бесформенная. По мнению Платона, местопребыванием «идей» являются «наднебесные места», неосязаемые органами чувств и доступные только для разума» .

Платон утверждает, что несовершенство нашего способа мышления дает нам ошибочное представление, будто «идея» прекрасного находится в каком-то пространстве, подобно чувственным вещам. Но этот взгляд ошибочен. Именно эти ошибки не позволяют нам составить представления о действительно существующей природе, т.к. последние совершенно запредельны, невыразимы в образах чувственного опыта, в каких либо понятиях и категориях.

Постижение «идеи» прекрасного представляется трудным, а порой невозможным, т.к. предметом познания становится сверхчувственное. Действительно, прекрасное как «идея» вечно, неизменно и тождественно. Прекрасное не зависит от условий пространства и времени. Прекрасное едино, безусловно и безотносительно. А чувственные вещи являются преходящими, они возникают и погибают, возникают в пространстве и погибают во времени. Они всегда зависят от тех или иных условий.

В понимании Платона прекрасное это красота души и тела - «калокагатия». Для Платона «калокагатия» - это способность человека выбирать лучшее и прекраснейшее, но не только в смысле внешней красоты, но, прежде всего, красоты внутренней, то есть нравственной.

Человек постигает прекрасное с помощью разума, благодаря интеллектуальному созерцанию. Человек неосознанно стремится к красоте. Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного. Если платоническая любовь направлена на человека, значит, в этом человеке видится отблеск абсолютной красоты.

Для нас понятие прекрасного непосредственно связано с искусством. Но Платон не придавал ему значимой ценности, т.к. искусство, по его мнению, лишь подражает вещам, которые сами подражают идеям. Искусство - это копия копии, т.к. мир вещей является лишь несовершенным отражением мира идей. Таким образом, искусство – это вдвойне несовершенная копия мира идей. Исключение Платон делал лишь для поэзии. По его мнению, поэт в процессе творчества наполняется божественным вдохновением и приобщается к вечной красоте.

Для Платона творчество является глубоко мистическим актом, который не зависит от наших способностей и от профессиональной подготовки, т.к. настоящему искусству нельзя научиться. В основе искусства божественное вдохновение, которое не контролируется человеком, а, значит, не может быть результатом его воли или желания.

Воплощением прекрасного для Платона является душа и поэтому он считает ее бессмертной. В диалогах «Федр» и «Федон» душа представлена Платоном крылатым и бессмертным существом, которое пребывает в мире богов. Попадая в материальный мир, она забывает то, что видела и чем жила на небесах. Познать прекрасное можно лишь через состояние одержимости, то есть через воспоминания души о том времени, когда она пребывала в мире идей и не была связана телесной оболочкой. Платон считал, что красота является одной из самых великих сил, которая способна исцелить и возвысить душу человека и вернуть ему «воспоминание» о красоте, не подвластное моде, законам, политике. Именно эти «воспоминания» заставляют человека искать что-то неизведанное, непонятное даже для него самого.

Наиболее глубокое постижение прекрасного – это познание красоты внутреннего мира души, природы ее добродетельности и гармонии. Красота, к которой стремился Платон, заключалась в отрешении от внешних форм, обнаруживаемых в чувственном мире. Физический мир казался Платону преградой, за которой скрыта истинная природа мира. Он стремился обрести и познать идеал, который является призраком.

Список литературы:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия: учеб. пособие / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1976. – С. 451.
  2. Богомолов А.С. Античная философия: учебник / А.С. Богомолов. – М.: высшая школа, 2006. – С. 390.
  3. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – Спб., 2003. – С. 422.
  4. Платон Собр. соч. в 4-х т., Т.1 / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1990. – С. 860.

В своих диалогах Платон часто и с охотой говорит о красоте и много внимания уделяет ее определению. Рассуждения о красоте и различные подходы к определению ее проявлений можно найти во многих диалогах, таких как «Федр», «Филеб», «Государство». Один из ранних диалогов, «Гйппий Больший», полностью посвящен анализу понятия красоты, и здесь Платон уже делает вывод: красота не может сводиться к красоте отдельных предметов, но во всех прекрасных предметах проявляется нечто общее. Однако что есть это общее, еще остается неопределенным. Безусловно, вершиной рассуждений о красоте является диалог «Пир». В нем красота оказывается напрямую связана с любовью, страстным стремлением - в том числе, с философией как любовью к мудрости. Сразу становится ясным, что понимание и красоты, и любви у Платона очень специфично. Красота не является для него побочным или сопутствующим свойством самой любви или ее предмета. Она отражает самую его сущность. А любовь - что окончательно утверждается в речи Сократа, завершающей мерный ряд речей о любви,- не является любовью к единичному (хотя и это присутствует у Платона в речи Аристофана, рассказывающего знаменитый миф об ищущих друг друга половинках). Любовь как безрассудное, бессознательное влечение также отвергается Платоном. Любовь - это любовь к совершенному,- самому по себе, или же обнаруженному в индивидуальном,- но не к индивидуальному как таковому. Концентрироваться не только на одном прекрасном теле, но даже на одной прекрасной душе или на одной из прекрасных наук, любовь не имеет права. Хорошо хранить верность другу, но любовь не может обрести в единичном своего истинного предмета и должна продолжать стремление к нему, пока не достигнет своего предела. В речи Сократа из «Пира» Платон со стремительной быстротой совершает переход в рассуждении от любви - к благу, от блага - к бессмертию, а от бессмертия - к красоте, тема которой в предыдущих речах проходила лишь вскользь. Что же связывает для Платона эти понятия? Любовь определяется как стремление не просто к какому-либо предмету, но к предмету, представляющему собой некое благо, т.е. любовь - это стремление к благу. И не просто к благу, но к вечному обладанию благом. Любовь - это всегда стремление также и к бессмертию. И красота оказывается тем необходимым условием, без которого не может быть достигнуто это бесконечное постоянство в обладании благом. Если для смертного человека бессмертие оказывается достижимым только путем произведения на свет того, что переживет изменчивое тело (от произведения потомства на низшем уровне, до художественного творчества, военных подвигов, законодательных установлений и, наконец, философской мысли - на высшем), то родить и произвести на свет, по утверждению Платона, как тело, так и душа могут только в прекрасном - в присутствии же безобразного и тело, и душа мрачнеют и сжимаются и не могут произвести на свет должное потомство. Безобразие препятствует рождению - а значит, и бессмертию. И это неудивительно - ведь в безобразии для Платона, как и для всей античной традиции, нет главного условия бытия: порядка, гармонии. Безобразное непостоянно и случайно, оно есть результат отклонения от правила, дефекта формы, нарушения закономерности, а следовательно, является недостатком бытия, и безобразная вещь - вещь не вполне бытийствующая. Чтобы понять значение красоты в учении Платона, нужно обратиться к его взглядам на устройство бытия и действие познания, так как понятие красоты не просто является элементом платоновской системы, но ее всеохватывающим определением. Согласно Платону, мир обладает порядком благодаря вечным и неизменным идеальным первообразам, несовершенными копиями которых являются материальные вещи. Благодаря этим идеальным формам материальный мир существует как упорядоченный космос, а не как хаос. Благодаря им же мы способны познавать мир - узнавать подобные вещи, наблюдать сходства. На этом основана платоновская концепция знания как припоминания: мы уже видели чистые, незамутненные идеи - потому способны узнавать подобные им материальные вещи. Скорее всего, рассуждение Платона и всей сократической школы должно было идти именно от свойства познания обобщать, подводить под единый род. Наше знание зависит от общего, в любом предмете мы знаем общее и не знаем индивидуального, того, что абсолютно отличает один предмет от других и не подводится ни под какое определение. Но поскольку основой истинного познания не могло бы быть нечто несуществующее (иначе познание было бы ложным), то это общее должно необходимым образом существовать - до всех единичных вещей. Таким образом Платон создает основу любой метафизической концепции, выявляющей внефизические основания физического мира. Именно в этом пункте Платон совершает тот мыслительный ход, который был воспринят европейской мыслью на тысячелетия и лишь в Новое время был подвергнут критике. Платон полагает, что знание в любом случае есть знание порядка и основания этого порядка находятся в самом бытии. В противном случае физический мир был бы полным хаосом - и этого хаоса нет благодаря существованию идей. Мы способны видеть порядок и не являемся бессмысленными существами потому, что наша душа причастна к миру идей. Склонность к видению порядка внутренне присуща нашему разуму потому, что он причастен миру порядка. А иногда наблюдаемое нами совпадение порядка вещей с этой нашей склонностью не может не вызывать в нас удовольствия и восхищения, особенно потому, что мы вовсе не имеем оснований ожидать от вещей этого совпадения (наша душа, закованная в материальное тело, едва ли могла бы рассчитывать на такой подарок в беспорядочной и грубой материи). Платон соотносит это удовольствие с понятием прекрасного. Красота в вещах, таким образом - напоминание об идее, понятие онтологическое, свидетельство подлинного бытия. Красота - это наибольшее соответствие идее, наилучшее ее подобие, а поскольку идея - это и есть сущность вещи, то красота - наибольшее соответствие сущности, т. е. совершенство. Идеи как идеальные формы сами по себе есть прекраснейшее (что было бы невозможно в новоевропейской традиции, где красота в конце концов была определена как только гувственноеявление идеи). В качестве подлинной сущности вещей идеи представляют собой истину мира. Они - основания бытия, основания порядка в мире, они придают хаотической материи форму, создают космос из хаоса, они есть благо в высшем смысле слова: податель бытия. Значит, гем вещь больше походит на свою идею, т. е. гем она прекраснее - тем она ближе к истине и благу. Таким образом, красота - это неотъемлемый атрибут истины и блага, и красота, наблюдаемая в материальных вещах,- самый непосредственный путь к истинному познанию, истинное же познание - путь к Благу. Потому для Платона нет сомнений в близости любви к прекрасному и любви к мудрости (философии). Истинное познание может начинаться с восхищения прекрасными телами - ведь они напоминают идею, причем не просто какую-то идею вроде знаменитых «стельности» и «лошадности», послуживших предметом античной критики в адрес Платона, а наиважнейшую из идей, красоту как таковую, т. е. умозрительную и непревзойденную красоту истины самой по себе.

Творчество Платона (427-347 до н. Э.) Открывает новую эпоху в истории античной эстетики и философии в целом - период высокой классики. Основные труды философа, содержащие изложение теории эстетического - "Ион", "Гиппий Больший", "Банкет", "Федон", "Федр", "Филеб", "Софист", "Государство", "Республика". Эстетические проблемы тесно связаны в философии Платона с проблемами метафизики и этики. Именно в его философии эстетические понятия были введены в систему понятий философии, а главным понятием эстетики встал прекрасное. В трактате "Гиппий Больший" (первый период творчества) Платон рассматривает много измеримость понятие "прекрасное". Диалог сосредоточен на выяснении этого понятия на основе сопоставления двух противоположных позиций: Сократа и софиста Гиппия. Диалог разворачивает огромное богатство чувственных проявлений красоты, которые, по сути, вкладываются в два определения: прекрасное - уместно; прекрасное - удовольствие, полученное через зрение и слух. Ни один из этих определений Платон не принимает. Во-первых, уместно может быть средством для блага, но собственно благом может и не быть, а прекрасное - всегда благо. Во-вторых, между прекрасных форм и тел есть такие, которые мы ценим том, что они уместны, а есть такие, которые ценим ради них самих. Платон отверг субъективистские взгляды софистов на красоту, ведь они толковали прекрасное как такое, что "приятное на зрение и слух". Он первый различил истинную и ложную красоту.

Понятие «прекрасное» в метафизике Платона неотделимо от учения об идеях. Он начал разрабатывать понятие "идея" с второго периода творчества и продолжал до конца жизни ("Банкет", "Федр", "Федон" и др.). "Идея" предстает в эстетике Платона вечной умоосяжний сути, образцом, принципом порождение, конструирование вещей. Мир идей - это надличное мир, он воплощает законы, по которым осуществляется мировое космическое жизни. Идеи - идеальные сущности, лишенные телесности. Они объективной реальностью, которая находится вне конкретных вещами и явлениями. Идея красоты, входит в этот идеальный мир и выражает сущность прекрасного как такового, является образцом, принципом создания прекрасных, чувственно воспринимаемых вещей. Отсюда - прекрасным предстает все то, в чем имеется идея красоты.

Самым воплощением идеи прекрасного Платон считает умоосяжний космос. Космос возникает обустроенным, эстетически завершенным целостным, то есть идеей. Согласно Платону, космос - максимальное осуществления идеальных принципов бытия. А. Лосев замечает: у Платона "формализованном космоса возвращается его" антропоморфность ", то есть" сознание "," душа "; космос снова становится личностно-социальным бытием, то есть мифом... Итак, его начала, его движущие силы, его субстанционные формы теперь уже - не стихии, не числом и не формы, а боги, причем боги в аспекте логично выстроенных смысловых моделей и структур ". Платон понимает космос как воплощение максимально идеального начала - божественных, диалектически сконструированных идей в максимально реальном (чувственно данной материи). Идея и материя предстают как начала (архе) хотя материя - ниже ступень бытия, обе они необходимы для создания мира. Материя - это то, в чем возникает чувственная подобие усло-обозримого образца . Итак, космос возникает совершенным художественным произведением.

Платон не отрицает красоты в явлениях реального мира, рассматривая ее основания на почве понятие "идея". В вещах реального мира идея является субстанцией вещи, то есть ее внутренней определяющей силой. Относительно природного мира и человеческой творческой деятельности, реальным воплощением идеи является чувственно данные вещи. Идея осуществляет и воплощает себя в собственном, также идеальном теле. Это специфически осуществлена целесообразность, в "теле" которой объединены особенное и общее.

Идея красоты имеет в эстетике Платона все пропускающий характер. Она обнаруживает себя красотой в природе, душе, обществе. Все человеческие творения - подражание космического бытия, а затем и осуществленных в нем вечных идей, хотя они возникают только их слабыми копиями. Без идеи невозможно бытия, невозможна определенность вещей, их в себе выражена само-ценное жизненность, их "душа" (в "Тимее" - картина вечно сущего умоосяжного космоса дополняется фигурой ума-демиурга, сочетающий оба мира с помощью "мировой души") . По сути, Платон стремится ответить на вопрос натурфилософов, которые считали космос упорядоченным целым, разумным и определенным в своей жизненности.

Модификациями эстетического принципа у Платона есть разновидности обнаружения прекрасного, в частности такие онтологические категории, как "число", "мера", "ритм", "гармония". Число предстает в эстетике Платона как то, что себе создает вещи и определяет их упорядоченность, оно нечто внешнее в вещах и одновременно - единство внутреннего и внешнего, сила, которая порождает все новые формы. При таком толковании роли числа, бытия, согласно Платону, есть ничто иное, как бытие эстетическое. Понятие «гармония» (harmonia) - единство противоположностей - это наличие целого и сочетание в нем элементов, образующих его структурную целостность. Гармония возникает у Платона и сущностным признаком вещей (их оформленность, определенность), и духовным явлением (определенное "единомыслие" с целым). Понятие мера (metron) - одно из определяющих в античной эстетике - Платон также рассматривает в двух аспектах. Первый - объективный принцип бытия эстетического предмета. В диалоге "Филеб" выдвинута идея меры как диалектического синтеза границы и беспредельного. Второй аспект - субъективный принцип меры, связан с оценкой целесообразности предмета в соответствии с его назначением либо в соответствии с его сущности: соответствуют мерки этого предмета его сущности, то есть, соответствует предмет идеи красоты. Наличие такого критерия измерения Платон считал основанием существования искусства. Эстетический принцип ритма (rhythmos) также возникает в эстетике Платона в двух измерениях. Первый - онтологический: ритм он рассматривает как порядок движения, является всеобщим принципом. Он постигает ритмы человеческой жизни, общественного и индивидуального, законы искусства, в конце концов, есть закон движения космоса. Второй аспект действия принципа ритма связан с психическими процессами человеческой жизни . Философ рассматривает различные типы реагирования людей на явления: буйную вакхических природу ритмики и уравновешенную, отстаивая идею умеренных и стабильных переживаний. Платон подчеркивает важность истинного употребления ритмов и гармонии как условия воспитания нравственности и человеческого благородства целом.

Важная проблема в эстетике Платона - это проблема художественности. Философ трактует ее значительно шире, чем обычно понимают, связывая ее не столько с искусством, которое он практически не отделяет от ремесла, сколько с действительностью как таковой. Осмысление ценности красоты содержит диалог "Пир", что возникает гимном прекрасному - самой ценности мира. Прекрасное во всем его разнообразии является разумным олицетворением бытия. Философ утверждает, что все формы действительности имеют эстетическую нагрузку, становятся проявлениями художественности, поскольку в них отсвечивает идея красоты. Основной характеристикой художественной действительности, согласно Платону, является то, что она - вечно живой организм, в каждом органе которого отображается его целое, то есть реализуется всеобщая идея жизни.

Поскольку красота имеет сверхчувствительный характер, то и достигается она не чувствами, а разумом - умозрительным созерцанием идей. В диалогах "Пир", "Федр", "Федон" описано состояние философского экстаза в процессе мистического постижения прекрасного. Платон выстраивает ступени восхождения к познанию идеи красоты, выступает как процесс приобщения к мудрости: от чувственно воспринимаемых совершенных тел, к понятию «красота тел", а от него - к идее красоты. В диалоге «Тимей» красоту человеческого тела Платон видит следствием сочетания гармонии тела и души . В системе упорядоченной красоты космоса отводится место и искусству. Однако Платон не считает его своеобразным видом воплощения идеи красоты. Искусство в его философии ничем не отличается от природы, а следовательно, и художественное творчество ничем не отличается от производства материальных вещей. То есть, искусство рассматривается как мастерство, владение ремеслом. Правда, поскольку природа, ремесло и искусство возникают тождественными, возникает вопрос о связи идеи и материи в природе и в художественной деятельности. Природа - единство материального и идеального (мировой души и мирового разума), соответственно, искусство - воплощение идеи в материи формирования, а следовательно, явление прекрасного. Красоту искусства Платон понимает в смысле, близком к современному абстракционизма: он считает красивыми не формы, созданные руками мастера-художника, а чистые цвета, запахи, звуки: все, в чем не заметны недостатки и где восприятия не связана со страданием (" Филеб ") . Такое понимание искусства обусловлено идеей связи духовного и материального в предмете формирования. Чем меньше материи в предмете, тем он более совершенный. Основное назначение искусства он видит в удовлетворении, в игре: "Надо жить играючи" . Правда, в работе "Законы" он иначе представляет задача искусства: здесь оно тесно связано с моралью, государственной и общественной целесообразностью.

В эстетике Платона отражена и такая типичная для античной эстетики проблема, как подражание (mimesis). Однако у Платона она получает сугубо негативную окраску. В действиях художника он видит субъективизм, стремление угодить каждому изображаемому, а потому творчество предстает "подделкой". В X книге «Государства» Платон вообще не находит места художникам в государстве, видя в их деятельности лишь подражание божественного "першовзирця", поэтому "подражания есть какая-то забава, а не серьезная упражнение". Обвинив художников в субъективизме, Платон предпочитает отдавать предпочтение разумному познанию, а не искусству. Однако его позиция относительно искусства неоднозначна. Он предполагает целесообразность тех его видов, где предметом возникает прекрасное. В частности, это касается музыкальных искусств, в том числе таких, которые положительно влияют на мораль человека, формируя морально добропорядочных граждан. В общем предпочтение отдается формированию предметов (ремесло), а не созданию их образов (искусство).

Согласно понимание негативной роли искусства в воспитании личности Платон критикует великих поэтов Гомера и Гесиода, а также всех лириков и драматургов, которые не всегда возвышенно писали и говорили о богах, а следовательно, негативно влияли на благочестие граждан. Идеальным в воспитании граждан, в частности воинов, Платон считает сочетание гимнастики и музыки: вместе они формируют дух и тело человека, а ценными - произведения, где воплощены идеи верности и справедливости граждан друг к другу в мирное и военное время. Здесь отражены социальные идеалы философа. В эстетике Платона впервые сформулирована идея единства Истины, Добра и Красоты, стоящих разумной целостностью бытия. Триаду - Истина, Добро, Красота - Платон обосновывает в "Федре" и "Филеб".

Итак, в философии Платона на основе понятия "идея" сформулирована и обоснована целостная концепция эстетического, основой которого является прекрасное, что приобретает всепроникающего характера и возникает определяющей характеристикой космического бытия, предметного мира, человека и его деятельности.

Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.

Великий древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.) создал систему объективного идеализма, характеризующуюся охватом широкого круга явлений окружающей действительности, разработкой вопросов диалектики, гносеологии, этики, эстетики, воспитания. В свете рассмотрения истории развития эстетической мысли чрезвычайно важными видятся представления Платона о прекрасном, находящиеся в неразрывной связи с онтологическим и гносеологическим разделами его учения.

Основу учения Платона составляет противопоставление чувственного мира как кажущегося, нереального, смертного идеальному миру как вечному, действительному, реальному. Именно второй мир - мир идей - является бытием, подлинной реальностью: «Идея не рождается и не умирает, не воспринимает в себя что-либо другое, не переходит сама во что-нибудь другое» Платон. Пир, 51 е - 52 а. . Хотя Платон противопоставил мир идей и мир вещей, они не могут быть полностью отделены друг от друга, и древнегреческий мыслитель говорит о наличии определенных отношений между двумя мирами. Чувственный мир причастен бытию - идеям, является его подобием, но он также причастен и небытию - материи, которая делает видимые вещи подверженными уничтожению. Вещественно-предметный мир находится в постоянном изменении, будучи «чувственно постигаемым, рожденным, всегда подвижным, являющимся в каком-либо месте и опять оттуда исчезающий» Платон. Тимей, 52 а. .

Рассматривая идеи, Платон понимает под ними фактически общее, родовое понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, идея Платона - это объективированное понятие, то есть понятие, существующее уже не в сознании человека, а вне его, за его пределами, обладающее самостоятельным бытием. Идеальный мир противопоставляется миру чувственному как образец своему воплощению, как сущность - явлению, как благое - злому. Высшей идеей является идея блага как источник всего доброго, истинного, гармоничного, добродетельного, соразмерного. Благо доставляет предметам «не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от него сущность» Платон. Государство, VI, 509 b..

Одной из высших идей, поставленных Платоном на следующее за идеей блага место, является идея прекрасного. Вопрос о прекрасном - один из достаточно полно проработанных древнегреческим философом, поскольку на его примере он как раз и объясняет сущность идей и их соотношение с миром вещей. В диалоге «Гиппий Больший», рисующем беседу Сократа и софиста Гиппия, Платон ищет сущность прекрасного. «Я спрашиваю тебя, - говорит Сократ Гиппию, - о самом прекрасном, которое делает прекрасным все, к чему только прикоснется: и камень, и дерево, и человека, и божество, и всякое дело, и всякое знание» Платон. Гиппий Больший, 291 d. . Истинно прекрасное «никогда, нигде и никому не могло бы показаться безобразным» Там же, 291 e. . Прекрасное - это то, что придает красоту вещам, что заставляет их быть прекрасными. Красота телесного мира - человеческого облика, рук, какого либо произведения или животного - смертна и относительна. Истинно прекрасное же вечно: «оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно» Платон. Пир, 211 а. . Прекрасное - это вечная, неизменная, безотносительная идея красоты, занимающая важнейшее место в мире идей Платона.

Учитывая, что мир чувственных вещей причастен и подобен идеям, возможно обнаружить отблеск красоты и в видимых вещах. Вещи, которые причастны идее прекрасного, побуждают человека к поиску истинной красоты, к своеобразному восхождению по лестнице красоты к воспоминанию о вечной идее истинно прекрасного: «Когда кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту, припоминая при этом красоту истинную, он окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но еще не набрав сил, он наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем, что внизу» Платон. Федр, 249 e. . Переживая подобное состояние, душа словно бы впадает в неистовство, исступление, экстаз. Начиная с созерцания отдельных проявлений прекрасного, душа переходит к созерцанию прекрасных тел вообще, затем она восходит к пониманию красоты учения, и лишь потом - к пониманию самого прекрасного Там же, 211 c-d. .

Помогает совершить это восхождение присущая человеку способность к творческой деятельности. У большинства людей она проявляется в продолжении рода, то есть в телесной любви. Однако более высоким проявлением творческой способности является платоническая любовь - любовь к духовному, стремление к созданию прекрасного, тяга к идеальному. Эрос - это главная движущая сила, которая заставляет мир подражать идеям, а в человеке рождает стремление вернуться в мир прекрасного, в запредельную область идей. Таким образом, высшей формой творчества будет подражание миру идей и в конечном итоге - возврат в него.

Исходя из таких представлений, древнегреческий философ трактует искусство и его роль в общественной жизни. В «Государстве» он рассматривает искусство как подражание, являясь тем самым сторонником теории мимесиса (подражания). При этом, по его мнению, искусство может подражать истине и благу как, например, поэзия, а может подражать чувственным вещам как живопись. Первая, естественно, выше второй. Искусство могущественно и способно оказывать глубокое воздействие на человека. Именно поэтому подход к нему должен быть абсолютно рационален и системен. Искусство должно делать людей мужественными, верящими в добро, стойкими, понимающими неизбежность смерти, рассудительными и т.д. Однако наблюдаемая философом реальность жизни заставляла его приходить к выводу о том, что далеко не всегда искусств выполняет эти функции, часто изображая безнравственное, порочное, безобразное. «Стражи, воспитываясь на изображениях порока, словно на дурном пастбище, много такого соберут и поглотят день за днем, по мелочам, но во многочисленных образцах, и из этого незаметно для них самих составится в их душе некое единое великое зло» Платон. Государство, 401 с. . В целях исключения подобного положения, по мнению Платона, следует произвести критический анализ существующего искусства и начать путь к искусству нового типа. Как замечает, А.Н.Чанышев, «Платон изгоняет из музыки неритмичность и дисгармонию как близких родственников злоречия и злонравия, флейту, изнеживающие души лидийский и ионийский музыкальные лады, тогда как дорийский и фригийский лады оставляются, ибо они соответствуют голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности. Сохраняются лира и кифара» Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высш. шк., 2001. С.356. .

Кроме этого, Платон предлагает запретить всякое искусство, в которых творец подражает другому человеку. В первую очередь речь идет о драматическом искусстве любого рода, в которых драматурги, поэты и актеры подражают человеческой жизни. Из идеального государства подражатели другим людям должны быть просто высланы: «…мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным… да и отошлем его в другое государство, умастив ему главу благовониями… а сами удовольствуемся по соображениям пользы более суровым, хотя и менее приятным поэтом и творцом сказаний, который подражал бы у нас способу выражения человека порядочного и то, о чем он говорит, излагал бы согласно образцам, установленным нами» Платон. Государство, 398 а-b. . Мифология и эпос, особенно в том виде, в каком они предстают в рассказах Гесиода и Гомера, также нужно существенно пересмотреть. В них не должно быть героев, которые обнаруживают страх перед смертью, как катающийся в грязи Приам, требующий вернуть ему тело его сына Гектора. Нет в искусстве места для изображения лжи, трусости, стяжательства, бесстыдства: оно ведь должно учить добродетели и возвращать человека к идее блага. Только такие цели и должно выполнять подлинное искусство, уравновешивая душу и воспитывая стойкость. Тех же творцов, кто «не в состоянии выполнить это требование, того нам нельзя допускать к мастерству» Платон. Государство, 401 b-c. .

В учении Платона об искусстве, безусловно, много идей, направленных на ограничение свободы творчества и имеющих целью поставить художественную деятельность в жесткие рамки. Однако нужно помнить и о другой чрезвычайно важной идее этого древнегреческого философа: искусство должно быть высоконравственно и духовно, оно должно учить благу и добродетели, воспитывать человеческую душу и закалять его разум. Достаточно подробно излагая в своей работе «Государство» представления об искусстве и его значении в социуме, Платон начинает долгий разговор о соотношении творчества и нравственности, о связи содержания и формы, о воспитательной роли художественных произведений. И этот разговор найдет широкое продолжение в последующей истории эстетической мысли.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта