Все о сказочных русских лошадях породы битюг. Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы Битюг лошадь
Главная » Фундамент » Все о сказочных русских лошадях породы битюг. Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы Битюг лошадь

Все о сказочных русских лошадях породы битюг. Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы Битюг лошадь

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей . Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста , крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50-85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа , в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами , а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади .

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.


1947 г. Картон, пастель. Серия картин «Породы лошадей» Вадима Вадимовича Трофимова.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам , состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 - 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.

Эта порода тяжелоупряжных лошадей, выведенная в 18 веке для работ в сельском хозяйстве, в первозданном виде не существует, полностью утрачена.

Есть две версии относительно происхождения битюгов:

  1. Петром Первым были привезены выносливые голландские и датские жеребцы пород клейдесдаль и брабант для скрещивания с исконно русскими тяжеловозами.
  2. Выведением битюга занимался граф Орлов на Хреновском конезаводе. Таким образом, «орловцы» - это не только рысистые кони, но и тяжеловозы.

Вторая версия более правдоподобна, поскольку отдельные знаменитые представители породы «битюг» отличаются характерной «орловской статью». Кроме того, при селекционной работе использовались и рысистые лошади. Вернее всего то, что в обеих приведенных версиях есть рациональное зерно: первая инициатива по выведению тяжеловозных коней принадлежала Петру, а граф Воронцов работал над улучшением рабочих качеств животных.

Скрупулезный подход к подбору производителей, качественный и обильный корм привели к тому, что в конечном итоге была получена новая порода коней, которая уникальна по своей силе и грузоподъемности.

Название свое порода получила от речки Битюг, на берегу которой и было расположено коневодческое хозяйство.

Описание

Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:

  • для жеребцов – 1550–1580 мм;
  • для кобыл – 1500–1550 мм.

Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.

Типичные животные этой породы отличались уникальным сочетанием силы и чрезвычайной выносливости с быстрым ходом.

Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния. Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.

Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте. В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской. Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.

Масть у битюгов бывает разной. Самый распространенный окрас – мышастый и бурый, гораздо реже попадаются лошади пегой и рыжей масти. Есть записи, что Огарев, полицмейстер Москвы, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одной масти для пожарных команд, причем каждой из пожарных частей соответствовал определенный окрас тяжеловозов.

Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».

Исчезновение породы

В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости. Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки. Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.

Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.

Воронежские упряжные

На смену битюгам была выведена порода Воронежская, как своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными.

Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная. Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная. При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.

Селекционная работа велась по следующим направлениям:

  • скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
  • прилив крови лошадей рысистых пород;
  • отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.

Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.

Описание

Крепкая и сильная лошадь, с удлиненным туловищем и ровной спиной. Круп удлиненный, прямо поставленные передние ноги. Копыта крепкие, уплощенные. Щетки на ногах выражены.

Различают три разновидности:

  1. Массивные скакуны с удлиненным туловищем, которые восходят по мужской линии к тяжеловозам. Это самая малочисленная группа.
  2. Животные пропорционального, более легкого сложения, которые восходят по мужской линии к жеребцам рысисто-битюгских кровей.
  3. Помеси, происхождение которых неизвестно. Экстерьер этих животных грубоватый, сложение дисгармоничное.

Как и битюги, Воронежские упряжные лошадки неприхотливы к содержанию и выносливы. Лучшие представители породы демонстрируют грузоподъемность в 4000 кг.

Битюг – порода русской тяжелоупряжной лошади, которая произошла от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови. Эта порода лошадок была выведена в 18 веке крестьянами Воронежской губернии возле реки Битюг. Отсюда и название породы.

В настоящее время порода битюг прекратила своё существование. Она стала исчезать ещё в конце 19 века. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой, и сокращением площади кормов вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями - кормом, неподходящим для такой лошади.

Лошади породы битюг были довольно крупного роста, их высота в холке достигала 178 см. Они обладали широкой грудью, сухими ногами с щетками. Крестец и спина у них были широкими, мускулистыми.

Масть битюгов гнедая, пегая и серая.

Битюги обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью, неприхотливостью и большой грузоподъёмностью. Этих лошадей использовали для перевозки тяжестей, для запряжки в тяжёлый экипаж. Они имели спокойный темперамент и упорство. Лошади битюг могли проходить до 80 км в день с грузом более 800 кг. Это были типичные сельскохозяйственные рабочие лошадки.

После утраты породы битюг был разработан план племенной работы по совершенствованию типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Эту лошадь стали называть воронежской упряжной.

Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Если говорить об этой породе лошадей, то следует прежде сказать, что это настоящие русские богатыри. Эти кони обладают всеми качествами русского народа. Они выносливы, крепкие и могли выдерживать очень большие грузы. К сожалению, битюг — порода лошадей, которая сегодня прекратила свое существование. Однако былая слава этих скакунов живет и сегодня.

Как вы уже поняли, битюг – это старинная . Они много лет помогали нашему народу осуществлять различные сельские работы и радовали прекрасным характером. Эти лошади крайне спокойные, добрые, покладистые. Они трудолюбивы и безотказные. Кроме работ на поле, их использовали в качестве верхового транспорта. Есть предположение, что на таких конях ездили русские богатыри.

Происхождение

Начало этой породе дала потребность на Руси в очень выносливых и сильных лошадях. Основой для получения битюгов стали местные кони, которые жили в степях. После развития отрасли коневодства их стали скрещивать с другими тяжеловозами, постепенно формируя облик настоящего русского коня-богатыря. Считается, что выведены они были в 18 веке в Воронежской губернии в долине реки Битюг. От этого порода позже получила свое официальное название.

Сегодня многие иппологии говорят, что окончательно вид этих мощных коней сформировалась во времена Петра Великого, когда он скрестил голландских и датских жеребцов с уже популярными на то время тяжелыми кобылами. Еще позже к битюгам была прилита кровь . Однако во второй половине 19 века, эти крупные лошади стали исчезать. Это связано с уменьшением кормовой базы, а также с сильным разбавлением кровей. Еще некоторое время порода существовала на Хреновском конном заводе, а потом исчезла и вовсе.

Есть предположение, что на основе битюгов была создана новая русская порода коней – воронежская упряжная. Когда численность тяжеловозов резко сократилась, здесь к оставшимся экземплярам прилили кровь рысаков. Так что есть вероятность, что кровь богатырей течет и в современных лошадях.

Внешний вид

Хотя порода и исчезла, но сегодня сохранилось много фактов о том, как выглядели настоящие битюги. Это были очень крупные, хорошо сложенные лошади. Рост в холке у жеребцов достигал 170 сантиметров. Позже после скрещивания с другими породами рост немного стал меньше – в среднем 155-165 см. Туловище у них крепкое и длинное, хорошо развита шея, широкая грудь и немного длинноватый круп. Это хорошо видно на фото.

Спина у битюгов прямая, широкая с хорошо развитой поясницей. Ноги крепкие, хоть и сухие, прямые с плотными плоскими копытами. Очень хорошо были развиты щетки, а также длинная грива и волнистый хвост. Если вы хотите наиболее точно узнать, как выглядели эти кони, посмотрите картину Васнецова «Три богатыря». Центральная лошадь наиболее точно подходит под описание битюгов.

Масть у этих коней была преимущественно гнедая и серая. Но также встречались рыжие и даже, как существуют описания, пегие.

Фотогалерея

Видео «Традиции русского тяжелого коневодства»

В этом видео вы сможете увидеть несколько видов отечественных тяжеловозов. Возможно в этих скакунах также течет кровь великих богатырских коней.

Как известно, рыцари Средневековья ездили на мощных, тяжелых и выносливых лошадях. Однако не только европейцы могут похвастаться своими тяжеловозами, славянские богатырские кони ни чуть не уступали рыцарским. Наоборот, по красоте нередко превосходили несколько неуклюжих ломовых «европейцев». Оценить их красоту мы может сегодня не только на картинках или в сказках, ведь прообраз богатырского коня сохранили нынешние породы. Как выглядят эти лошади, а именно владимирский, советский, вы сможете увидеть на фото в нашем обзоре.

Наш обзор современных богатырских лошадей мы хотим начать с истории, а именно с породы битюг. Сегодня, к сожалению, в чистом виде мы ее уже не встретим, так как она за счет постоянного скрещивания и селекции утратила свой первоначальный вид. Однако, этих лошадей можно считать наиболее приближенными к древнему образу славянских рабочих коней. Представление о них сегодня нам дают лишь описания, старинные гравюры и картины.

Свое громкое название порода получила от названия реки в Воронежской области, где была впервые выведена на конезаводе графа Орлова. За основу селекции были взяты местные крестьянские кобылицы, которых скрещивали с заграничными голландскими и английскими жеребцами. Битюги были хоть и не очень высокими, но мощными и крепкими. Лошади спокойно выполняли любые грузо-транспортные крестьянские работы и отличались неприхотливостью и выносливостью. Особо ценили этих «работяг» за удивительную грузоподъемность: с весом в более 800 кг битюги могли проходить до 85 км в день.

Однако в конце 19 века битюгов стали массово скрещивать с лошадьми различных типов и пород, в результате чего как отдельная порода она вскоре исчезла. Как утверждают специалисты, подобных битюгам коней удалось найти лишь в глубинке Воронежской области. На их основе в нескольких районах был воссоздан приближенный тип тяжеловозов, которые получили название воронежская упряжная порода. В 1939-м году нескольких ее представителей были продемонстрированы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Советская тяжеловозная порода лошадей считается и по сей день одной из самых лучших отечественных. Сразу после своего выведения эти кони завоевали славу, как «рекордисты», так как во многих показателях превосходили известные на то время породы. Считается, что их предками являются битюги, которых скрещивали со знаменитыми зарубежными арденами, суффольками и брабансонами. Так как заграничные тяжеловозы, а в частности, бельгийские брабансоны, были плохо приспособлены к русскому суровому климату, использовать их в чистоте не получалось. Но грамотный подход и селекция позволили получить не только очень выносливую и крепкую лошадь, но и красивую, во многом превосходя рыхлых и сырых по конституции бельгийцев.

Порода получила официальное признание в 1952-м году и уже через 5 лет потрясла весь Союз своим абсолютным рекордом грузоподъемности. Шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме прошел 35 м с грузом почти 23 тонны. Как оказалось позже на последующих испытаниях эти кони еще обладают и прекрасной грузоподъемностью на рыси.

Существуя вот уже более 60 лет, Советский тяжеловоз сегодня может похвастаться высоким уровнем совершенства. Представители породы обладают практически идеальными промерами тяжелоупряжной лошади, чуть ли не самыми высокими показателями продуктивности. Они самые крупные из отечественных тяжеловозов, мускулистые с хорошо развитой спиной и грудью. Однако многие современные факторы играют не в пользу развития породы, в результате чего поголовье сокращается. Наиболее ценные линии сосредоточены в Мордовском и Починковском конных заводах, куда вы сможете совершить виртуальное путешествие на видео от CenterNF.

Владимирский

Владимирская тяжелоупряжная порода, выведенная на землях Владимирского ополья, появилась чуть раньше, чем советская – в 1946-м году. Она также была создана путем прилития заграничных кровей, а именно английских шайров и клейдесдалей. Именно поэтому владимирских коней часто используют не только в упряжи, но и под седлом. Это очень нарядные, энергичные, гармоничные по красоте и темпераменту лошади, завоевавшие сердца многих всадников.

Как видно на многих фотографиях, владимирский конь отличается по конституции от, скажем, битюгов и советских тяжеловозов. Представители этой породы имеют длинную горбоносую голову, высокую длинную шею с хорошим выходом, удлиненный корпус с широким крупом и спиной. Ноги у них также высокие, крепкие с хорошо выраженными суставами. Отличаются более живым темпераментом и энергичностью. Так, именно владимирцу принадлежит абсолютный рекорд среди всех тяжеловозов по срочной доставке груза рысью.

Сегодня владимирские кони возобновляют былую славу, но больше используются не в сельскохозяйственных работах, а в конном туризме и любительской верховой езде. Как говорят любители породы, на этих конях очень удобно ездить верхом – сидишь, как на диване.

Русский

Русские породы лошадей славятся не только на российском конном рынке, но и далеко за его пределами. И прямое тому доказательство, это порода русский тяжеловоз, которую охотно покупают заграничные коневоды. Сформировалась эта порода в конце 19 века на основе бельгийских арденов. В начале 20 века была начата племенная работа по улучшению рабочих качеств лошадей. Цель была получить экономически выгодную тяжелоупряжную универсальную породу. И результат превзошел все ожидания – русские кони отличались не только превосходными рабочими качествами, но и уникальной экономичностью.

Русский тяжеловоз сегодня одна из самых выгодных и неприхотливых тяжелоупряжных пород. Кони прекрасно сохраняют свой вес и работоспособность даже на самом подножном корме. Использоваться в работе лошади могут до 25 лет.

Оценивая экстерьер русских тяжеловозов, стоит отметить, что лошади не очень высокие, но крупные за счет массивности телосложения. Как видно на фото, у них достаточно мускулистая шея и глубокая грудь при небольшой голове, а также очень крепкая широкая спина..



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта