Восприятие есть процесс. Сущность, свойства и процесс восприятия. Восприятие. Сущность восприятия
Главная » Фундамент » Восприятие есть процесс. Сущность, свойства и процесс восприятия. Восприятие. Сущность восприятия

Восприятие есть процесс. Сущность, свойства и процесс восприятия. Восприятие. Сущность восприятия

  • 5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.
  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.

    Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при воздействии адекватных физ. раздражителей на органы чувств. Активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.

    Ощущение – это псих. отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Врожденное, не требует научения.

    Переход от ощущения к восприятию требует пожизненного научения.

    Для развития восприятия недостаточно только наличие адекватной стимуляции, необходима собственно активность.

    Схема – способ организации новой информации в соответствии с уже существующей. (построение образа)

    - Найссер: схема как основной принцип организации потока информации. – это активный организатор опыта, который подготавливает субъект к принятию информации строго определенного типа.

    Найссер предложил модель перцептиного цикла, объясняет как мы используем схемы при восприятии. Модель включает: схему, которая направляет исследование, которое выбирает объект, который модифицирует схему. (замкнутый треугольник).

    - Схема – эта та часть перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и специфична в отношении того, что воспринимается. Формируется и развивается по мере накопления опыта.

    Восприятие носит циклический характер – мы отбираем поступающую информацию, основываясь на предсказаниях существующих у нас схем, а затем изменяем схемы в соответствии с поступающей информацией.

    Свойство:

    Константность восприятия – фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия.

    Константность размера, формы, цвета.

    Гельмгольц (объяснение константности) – «теория бессознательных умозаключений» - система восприятия производит молниеносные автоматические вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сечатке и расстоянии до него.

    Восприятие – система перцептивных действий, направленных на ознакомление с предметами, явлениями, воздействующими на органы чувств.

    Процесс построения перцептивных образов состоит в следующем:

      структурирование хаотических потоков стимуляции

      Выделение наиболее характерных для него признаком;

      Опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений, классификация.

    гипотеза эталона – соотнесение с эталоном, идеалом. но это крайне неэкономно.

    гипотеза черт – каждый символ кодируется с помощью комбинаций простейших деталей – эталонов и ключевых связей между ними. Более экономна.

    Категорическое опознание – это такой вид восприятия, когда объекты опознаются, как принадлежащие к разным категориям, и исключается возможность их градации в пределах одной категории. (напр. мы не можем оценить некоторый звук между «б» и «п».)

    гипотеза прототипа – прототип= «главная идея» того или иного объекта, не имеет четко фиксированных границ, отнесение к той или иной категории зависит от контекста. Дополняет гипотезу черт.

    Восприятие пространства:

    Движущиеся объекты представляют биологический интерес для человека.

    Изменение местоположения на сечатке стимула со схожими характеристиками однозначно интерпретируется мозгом как движение.

    Феномен кажущегося движения (Вертгеймер) – окружность с 2мя прорезями с расстоянием в 30 градусов. Луч света пропускался попеременно через них. Когда интервал между освещением 1 и 2 прорези около 60мс, у испыт-ого создавалось впечатление, что светящаяся полоска движется по часовой стрелке.

      Явление бинокулярного параллакса – физиологическое различие между осями зрения двух глаз. На его основе мозг непосредственно оценивает расстояние до объекта.

      Явление монокулярного параллакса: Можно вынести суждение о глубине и размере объекта, основываясь на данных лишь одного глаза – монокулярные признаки расстояния: относительный размер, интерпозиция, относительная четкость, яркость, градиент текстуры итд.

      Интерпозиция – если изображение одного объекта частично накладывается на другое, мы воспринимаем его, как расположенного ближе.

      Относит. четкость и яркость – свет отражаемый отдаленным объектом рассеивается сильнее, нечеткие объекты кажутся нам расположенными дальше.

      Градиент текстуры: мы оцениваем смену крупных и отчетливых объектов более мелкими и более тесно расположенными как сигнал увеличения расстояния.

      Относительное движение (двигательный параллакс) – мы воспринимаем не просто движение изолированных объектов в пространстве, но и изменение их взаимного расположения.

    Распознавание целостных объектов с помощью групп стимулов – принципы организации феноменального поля:

      принцип близости – элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся объединенными в группы.

      принцип непрерывности – сущ-ет тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать элементы в непрерывную последовательность (напр. колонки точек или строчки)

      принцип сходства – подобные элементы воспринимаются совместно, образуя замкнутые ряды

      принцип замыкания – тенденция к завершению незаконченных предметов и заполнению пробелов.

      принцип простоты – организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой, устойчивой.

      принцип выделения фигуры из фона – склонность разделять зрительное поле на объект и задний фон. Объект (фигура) кажется более яркой.

    Восприятие движения . Это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Движение способна воспринимать периферия зрения. Точная оценка скорости движения объекта в поле зрения возможна только при участии версионных (следящих) движений глаз. При неподвижном положении глаз восприятие движения объекта в поле зрения переоценивается в 1,5 – 2 раза (явление Ауберта-Флейшла).

    Другие виды восприятия:

    Гаптическое – канал восприятия информации, образуемый сочетанием кожной и кинестетической стимуляции. (давление, холод, боль и пр.)

    Экстрасенсорное восприятие – восприятие происходящее независимо от известных сенсорных процессов. (телепатия, предсказание)

    Слуховое восприятие – частота, громкость,

    Вкусовое восприятие – 4 основных вкусовых ощущений – горькое, сладкое, соленое, кислое.

    Зрительное восприятие – яркость, цвет, контур, форма. Сюда особенно относятся гипотезы эталона, черт, прототипа и принципы организации феноменального поля.

    То видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

    Процесс восприятия

    Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

    При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

    Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов . В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

    Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

    Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

    Виды восприятия

    Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

    Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

    Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

    Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

    Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

    Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

    Свойства восприятия

    Предметность

    Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

    Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

    Целостность

    В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

    Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

    Структурность

    С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

    Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

    Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

    Константность

    Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

    Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

    Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

    Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

    В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

    Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

    Осмысленность восприятия

    Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

    Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

    Апперцепция

    Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

    При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

    Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

    Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

    Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

    • стимульная , «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
    • деятельностная , утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

    Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

    Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

    Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

    Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

    Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

    Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

    Общая характеристика

    Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

    В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

    1. образуемые в пределах одного анализатора;
    2. межанализаторные.

    Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

    Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

    Восприятие и действие . Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

    Основные свойства восприятия

    К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

    Восприятие времени и движения, пространства . Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

    Восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий.
    Восприятие движений - отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

    Иллюзии восприятия . Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений - так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

    Рис. 5. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение

    Восприятие (перцепция) – процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентировку в ситуации. Перцепция – это процесс осознания ощущения того, что находится вокруг нас. С помощью восприятия человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Воспринимаемый мир есть чувственное отражение реального. Это фрагмент реального мира.

    Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия. Стимул – любое событие, предмет, образ, понятие, нечто, возбуждающее организм или приводящее его в состояние готовности, т.е. воздействующее на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом.

    Основными свойствами восприятия являются:

    · предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме целостных образов конкретных предметов. Эти образы обладают относительным постоянством некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия;

    · структурность заключается в том, что восприятие доводит до нашего сознания смоделированную структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Мы воспринимаем не наши мгновенные ощущения, а некую абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени;

    · активность заключается в сосредоточении нашего внимания в любой момент времени только на одном стимуле или конкретной группе стимулов, остальные объекты реального мира активно не отражаются в нашем сознании;

    · апперцептивность означает ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, требующее напряжения воли. Поэтому в процессе восприятия большое значение имеет предшествующий перцептивный опыт, особенности личности человека, его знания, мотивы, установки, эмоциональное состояние;

    · контекстность восприятия – влияние определенных обстоятельств (событий, физических и психологических процессов), при которых происходит действие или событие и которые оказывают влияние на поведение человека. Реакция людей на внешние раздражители зависит от контекста. Главная проблема заключается в том, чтобы различить значительные и незначительные ситуативные воздействия;



    · осмысленность восприятия связана с мышлением и языком человека. Это выражается в том, чтобы сознательно выделить предмет, мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом, осуществить осознанный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    Процесс восприятия – это сложный процесс, состоящий из следующих этапов:

    1. Регистрация (наблюдение). Сначала мы «наблюдаем» информацию (чувственные данные) из внешнего окружения с помощью наших органов восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса;

    2. Селекция (отбор, избирательность). Наш мозг отбирает только те данные, которые подлежат дальнейшей обработке;

    3. Организация восприятия. Мы организуем отобранные данные в значимые образы для интерпретации и ответной реакции;

    Большинство различий перцепции у людей связано с тем, каким образом они отбирают и организуют чувственно воспринятые данные. На результат каждого из этапов оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с органами восприятия, чувственными данными или объектом восприятия, а внутренние – с воспринимающей личностью. Характеристики объекта и нас самих – это те ключевые составляющие, которые влияют на то, что мы воспринимаем вещи иначе, чем окружающие нас люди. Рассмотрим факторы, влияющие на избирательность процесса восприятия.

    Внешними факторами , влияющими на избирательность восприятия являются:

    · размер . Чем больше размер внешнего фактора, тем большая вероятность его восприятия людьми;

    · движение . Движущийся фактор имеет большую вероятность восприятия;

    · интенсивность . Чем больше интенсивность внешнего фактора, тем больше вероятность того, что его воспримут (яркий свет, громкий звук, угрожающая интонация и т. д.);

    · повторяемость. Повторяющийся фактор воспринимается намного быстрее;

    · контрастность. Степень выделения объекта на фоне других. Внешние факторы, которые находятся в противоречии с окружением или которые расходятся с ожиданиями людей будут восприняты быстрее;

    · новизна и узнаваемость. Внимание, в первую очередь, привлекает либо знакомый, либо новый фактор в окружающей среде.

    Внутренними факторами восприятияявляются перцептивные ожидания (установки), потребности и мотивация, цели и задачи, знания, личностные особенности, Я-концепция, эмоциональное состояние, жизненный и профессиональный опыт.

    Перцептивные ожидания – это ожидание, основанное на прошлом опыте с такими или подобными стимулами. Это установка восприятия, при которой люди видят, слышат то, что они хотят или ожидают увидеть и услышать.

    Потребности и мотивация играют важную роль в восприятии. Люди замечают чувственные данные, которые потенциально удовлетворяют их потребности. Необходимость удовлетворить определенную потребность мотивирует к восприятию определенных стимулов. Голодный человек более чувствителен к пище, чем неголодный. Мотивация играет важную роль в определении того, что человек заметит в первую очередь. Например, в период кризиса и возможного сокращения персонала организаций работники будут более чувствительны к объявлениям о найме на работу, чем в предшествующий благоприятный период функционирования организаций.

    Личностные особенности, индивидуальность сказываются на том, в каком свете люди воспринимают других людей. Оптимисты видят вещи в благоприятном свете, пессимисты – в негативном. Между этими двумя крайностями те, кто видят вещи более или менее объективно. Реалистично воспринимающие себя люди хорошо знают свои достоинства и недостатки и могут эффективно действовать, не обращая особого внимания на оправдания за свои ошибки. Индивидуальные черты личности (макиавеллизм, локус контроля, авторитаризм, догматизм и др. будут рассмотрены в 3 главе) заставляют людей отфильтровывать или активно отбирать чувственные данные на базе их ориентации.

    Я-концепция – это самоопределение каждого человека, она вырабатывается в процессе взаимодействия с окружающими людьми и определяет как мы обрабатываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг восприятия себя. Я-концепция изменяется с возрастом и под влиянием ситуативных факторов. К таким факторам относятся:

    · культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство «Я». Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают взаимозависимое, «социально связанное» чувство своего «Я»;

    · личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности;

    · суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение;

    · роли, которые мы играем. Когда мы только начинаем играть новую роль (студента университета, родителя, продавца и т. д.), то мы можем испытать чувство неловкости. Постепенно наше чувство «Я» впитывает в себя то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью;

    · самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самим собой, можно открыть, что теперь воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражали;

    · социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низких, благородных или подленьких.

    Мы используем наше «Я» как базу для восприятия. Например, если мы воспринимаем себя некомпетентными, слабыми, беззащитными, то мир вокруг будет восприниматься как угрожающий. Поэтому мы вряд ли будем рисковать и пытаться завоевать наше окружение. Если мы воспринимаем себя знающими, то мы будем ставить высокие цели и добиваться их. Оценивание себя является самооценкой или самоуважением. Высокий уровень самоуважения более предпочтителен, чем низкий.

    Эмоции. Эмоциональное состояние личности оказывает большое влияние на восприятие. Сильная эмоция, например полное неприятие курса фирмы, может вызвать у человека негативное восприятие большинства решений и правил фирмы. Поскольку сильные эмоции часто искажают восприятие, управляющим необходимо осознать, с какими вопросами или действиями связаны сильные эмоции у подчиненных.

    Организация восприятия является третьим этапом в процессе восприятия. Фундаментальной формой организации восприятия является «фигура – фон» на основе принципа группировки стимулов в узнаваемую структуру. Не все стимулы осознаются с равной ясностью. Сфокусированный (доминирующий) фактор называется фигурой. Фактор, который воспринимается, но не находится в фокусе, называется фоном. Фигура – фон это стремление воспринимать чувственные данные, к которым мы наиболее внимательны, на фоне чувственных данных, к которым наше внимание менее пристально. Например, в рабочем коллективе профсоюзный лидер или неформальный лидер воспринимаются руководителем яснее, чем другие рабочие.

    Организующая природа восприятия очевидна также, когда подобные стимулы группируются вместе в некую узнаваемую структуру. Группировка является основным принципом организации восприятия и осуществляется по следующим принципам:

    · близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;

    · схожесть (подобие). Стимулы, схожие по размеру, цвету, форме, очертаниям имеют тенденцию восприниматься вместе;

    · завершение (замкнутость, полнота, цельность) выражается в стремлении закончить фигуру, имеющую отсутствующие элементы. Эта способность позволяет воспринимать стимулы как цельный объект, хотя некоторые детали объекта остаются невидимыми;

    · общая зона. Стимулы, выявленные в пределах одной зоны, имеют тенденцию восприниматься как группа. В соответствии с этим принципом мы мысленно объединяем людей из одной страны, провинции или географической зоны.

    Результатом процесса восприятия является построение образа ситуации, который более значим для поведения, чем сам объект восприятия. Образ ситуации – это обобщенная картинафрагмента реального мира, воспринимаемого человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – складывающаяся в результате переработки информации о нем. С помощью процессов категоризации и интерпретации индивид тем или иным образом определяет ситуацию, то есть исследует и оценивает ее. Следствием этих процессов становится его поведение, которое он строит в соответствии с ситуацией. В связи с этим можно конкретизировать определение поведения людей, данное в начале данной главы.

    Человеческое поведение – это совокупность реакций приспособления к изменяющемуся пониманию ситуаций. Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но создает образ ситуации и определяет себя в этой ситуации.

    , 09.09.2019 Организация деятельности ГПС Тема № 1. Организация по , Военно-морской флот Российской Федерации.pptx , Прогноз социально-экономического развития Российской Федерац (1) , МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do , Курганская М. Я. Автореферат ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИ , Министерство образования и науки Российской Федерации.docx .

    Восприятие

    40. Восприятие часто принято называть:

    а) осязанием,

    б) апперцепцией,

    в) перцепцией,

    г) наблюдательностью.

    41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

    б) отечественной психологии

    в) гештальт психологии

    г) психологии сознания
    42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

    а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

    б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

    г) все ответы неверны

    43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

    восприятия.

    а) первичны

    б) вторичны

    в) третьичны

    г) все ответы верны

    44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, - это:

    а) апперцепция

    б) перцептивная система

    в) перцептивные действия

    г) осязание

    45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:

    в) форма существования материи

    г) активность субъекта

    46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

    а) ведущий анализатор

    б) предмет отражения

    в) форма существования материи

    47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

    а) апперцепция

    б) иллюзии

    в) наблюдательность

    г) осязание

    48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

    а) бессознательного

    б) сознательного

    в) надсознательного

    г) все ответы верны

    49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

    а) агнозией

    б) галлюцинацией

    в) иллюзией

    г) бредом

    50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:

    а) транспозиции

    б) фигуры и фона

    в) прегнантности

    г) константности

    51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

    а) иллюзиями восприятия

    б) галлюцинациями

    в) фантазиями

    г) грезами

    52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

    а) инсайтом

    б) перцепцией

    в) апперцепцией

    г) сенсибельностью
    53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.

    а) иллюзия

    б) константность

    в) целостность

    г) предметность

    54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов , называется:

    а) константностью

    б) осмысленностью

    в) избирательностью

    г) целостностью

    55. Константность восприятия _____ свойство.

    а) врожденное

    б) приобретенное

    в) генетически обусловленное

    г) все ответы верны

    56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприят ия:

    а) целостности

    б) предметности

    в) константности

    г) структурность

    57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

    а) потребностей

    б) интересов

    в) ожиданий

    г) все ответы верны

    58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные , но существенные детали, характеризует:

    а) иллюзии

    б) перцептивные действия

    в) наблюдательность

    г) осязание

    59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

    а) более продолжительное

    б) быстро прошедшее

    в) обычно, без изменений

    г) все ответы верны

    60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:

    а) апперцепция

    б) установка

    в) наблюдательность



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта