Система управления молодежной политикой в муниципальном образовании. Муниципальное управление молодежной политикой. Мониторинг муниципальной молодежной политики: молодежный социальный атлас
Главная » Фундамент » Система управления молодежной политикой в муниципальном образовании. Муниципальное управление молодежной политикой. Мониторинг муниципальной молодежной политики: молодежный социальный атлас

Система управления молодежной политикой в муниципальном образовании. Муниципальное управление молодежной политикой. Мониторинг муниципальной молодежной политики: молодежный социальный атлас

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2010

    Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Необходимость выделения молодежной политики в самостоятельный объект исследования. Характеристика ситуации в молодежной среде в современных условиях. Методы реализации молодежной политики. Основные направления молодежной политики в крупном городе.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика молодежи как социально-демографической группы, с которой связаны реальные перспективы развития государства. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации. Правовая база молодежной политики РФ.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная политика на Ставрополье. Демография и здоровье молодежи, образование и трудоустройство. Реализация молодежной политики в сфере культуры. Патриотическое воспитание.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Сущность и содержание молодежной политики. Методы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия).

    дипломная работа , добавлен 12.10.2009

    Основные направления реализации молодежной политики в Курганской области. Деятельность общественных формирований, органов и учреждений по работе с молодежью в регионе. Должностные обязанности сотрудников органов и учреждений региона по делам молодежи.

    отчет по практике , добавлен 29.07.2017

Афанасьева Людмила Викторовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социальная работа и государственное муниципальное управление» ФГБОУ ВО «КомсомольскийнаАмуре государственныйтехнический университет», г. КомсомольскнаАмуре[email protected]

Реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне

Аннотация.Статья посвящена вопросам реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне и связанным с этим процессом проблемам. Автором проанализированы нормативноправовые документы, используемые в работе с молодежью, выделены трудности и предложены некоторые способы их преодоления.Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, муниципальное образование, проблема, муниципальная программа

Успешное социальноэкономическоеи культурное развитие любого государства невозможно без молодежи, которая является не пассивным потребителем публичных услуг, а активным субъектом гражданского общества.Любое правительство заинтересовано в наличии у подрастающего поколения определенной самостоятельности, творчества, самоопределения, умения приспособитьсяк социальноэкономическим и политическим изменениям. Однако в российском обществе, признающем ценность молодежи как особого социальноэкономическогоресурса, продолжает наблюдаться низкий уровень ее социальной активности. Проявляется это в том числе в низкой явке на избирательные участки, перекладывании ответственности за происходящее в обществе на государственные органы. Пассивность молодежи накладывает определенный отпечаток и на демографическую ситуацию в стране. Для преодоления сложившихся негативных тенденций на государственном уровне периодически принимаются решения, направленные на оказание помощи и поддержки молодежи как особой социальнодемографической группе, молодым семьям, объединениям молодых людей. Делается это в рамках отдельного направления социальной политики, именуемого молодежной политикой. При этом приоритеты в реализации молодежной политики периодически корректируются, в соответствии с изменениями, происходящими в целом в стране и в молодежной среде в частности. Реализация государственной молодежной политики на региональном и местном уровне имеет свои особенности. С точки зрения практической работы наибольший интерес представляет именно деятельность органов местного самоуправления, поскольку от ее действенности зависит сохранение и приумножение потенциала молодого поколения на территории конкретных муниципальных образований. В этом свететема настоящей работы особенно актуальна, поскольку посвящена реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования.

Автор поставил перед собой задачу –исследовать проблемы, возникающие приреализациигосударственной молодежной политики на муниципальном уровне и сформулировать возможные рекомендации по их разрешению.Хронологические рамки исследования ограничиваются 4 полными последними годами, т.е. 2012 –2015 гг., территориальные рамки–муниципальным образованием «Город КомсомольскнаАмуре» (образован в 1932 г.). Эмпирическую базу работысоставляют нормативно –правовые документы администрации г. КомсомольсканаАмуре, размещенные на официальном сайте администрации города в разделе «Деятельность» и в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт», а также годовые отчеты о деятельности отдела по делам молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре. В г. КомсомольскенаАмуре вопросы реализации государственной молодежной политики на протяжении 2012 –2015 гг. были возложены на отдел по делам молодёжи Администрации муниципального образования «ГородКомсомольсканаАмуре».В 2016 году в структуре администрации города была произведена реорганизация, отдел получил новое название «Отдел по молодежной политике» и с таким именем вошел в состав нового Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике.Таким образом, в 2012 –2015 гг. именно отдел по делам молодежи какотраслевойорган администрации города КомсомольсканаАмуре без права юридического лица

функционировал длярешения вопросов местного значения по организации работы с молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре». Деятельность отдела была организована в соответствии с теми решениями, чтопринимались на федеральном ирегиональном уровнях. 30 сентября 2015 г. Законодательная Дума Хабаровского края приняла Закон «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае», который объединил в себе основные положения документов, определяющих разные направления поддержки молодежи, в т. ч. в трудовой сфере, в области культуры, международного сотрудничества и пр. В этом документе четко определены полномочия органов управления разного уровня в области молодежной политики на территории Хабаровского края, а также подтверждено полномочие губернатора учреждать премии в области молодежной политики в Хабаровском крае. Впервые такая премия была установлена на территории края в 1997 г. Сделано это было в целях поддержки субъектов реализации молодежной политики –физических и юридических лиц, работающих с молодежью. Втечение 1997 –2014 гг. ее получили 58 организаций и 122 физических лица –работников учреждений социальной сферы.ВЗаконе Хабаровского края «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае» от 30 сентября 2015 г. в статье 8 определено, что «органы местного самоуправления муниципальных образований края участвуют в реализации молодежной политики в крае в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .Этот документ не отменил действие принятой ранее, в мае 2012 г. государственной программы Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае». Такое сочетание разных сфер можно объяснить тем обстоятельством, что до того, как вопросы разработки и реализации молодежной политики на федеральном уровне были переданы в федеральное агентство при Министерстве образования и науки Российской Федерации, они были включены в круг компетенций иного министерства –спорта, туризма и молодежной политики (соответственно ответственным исполнителем этой программы является министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края). На сегодняшний момент завершился первый этап реализации программы. Он продлился с 2012 до 2015 гг. Второй этап рассчитан до 2020 г. и его отличает отсутствие субсидий из федерального бюджета. Ожидается, что к концу реализации программы доля молодых людей, состоящих в молодежных и детских общественных объединениях или участвующих в их деятельности, достигнет 12 % (в расчете от общей численности молодого поколения в Хабаровском крае). Остальные 10 предполагаемых результатов, которые исполнитель программы должен получить к 2020 г., касаются исключительно спорта и физической культуры.Это позволяет предположить, что основной акцент в работе с молодежью Правительство делает на воспитательномпотенциалеспортивной общественности краяи ее позитивном примерев деле развития молодежи. При этом интересно отметить, что ранее молодежная политика осуществлялась в привязке к системе образования, о чем свидетельствует другая краевая целевая программа –«Развитие образования и молодежной политики хабаровского края».В целом же на правительственном уровне отмечено, что в крае «создана система мер по реализации молодежной политики, определены основные механизмы, видны положительные тенденции».В КомсомольскенаАмуре реализация государственной молодежной политики строится с учетом принятого 11 ноября 2015 г. постановления администрации города «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы». В этом документе были обозначены следующие основные субъекты реализации молодежной политики (помимо отдела):

отдел образования администрации города;

Отдел культуры администрации города;

Отдел по физической культуре и спорту администрации города;

Управление экономического развития администрации города;

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодежи центр внешкольной работы «Юность»;

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детскоюношеский центр «Дземги»;

Краевое государственное казенное учреждение «Краевой центр социального воспитания и здоровья»;

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер г. КомсомольсканаАмуре.Программа «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы» принята 11 ноября 2015 г., после утверждения распоряжением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2015 года № 578рп «Концепции государственной молодежной политики Хабаровскогокрая на период до 2025 года». В городе также продолжают действовать 3 муниципальные программы, принятые в течение 2013–2014гг., действие которых может быть распространено и на молодежь:

Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы (утверждена постановлением администрации города 12.11.2013 № 3564па);

Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми муниципального образования городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2014 –2018 годы» (утверждена постановлением администрации города 15.11.2013 № 3625па);

Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы (утверждена постановлением администрации города КомсомольсканаАмуре 22.10.2014 № 3807па).Деятельность отдела в этот период также осуществлялась в соответствии с постановлением главы города КомсомольсканаАмуре от 15.01.2013 № 5 «Об итогах организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» в 2010 2012 гг. и основных направлениях на 2013 2015 годы». В этом документе были обозначены приоритетные для города направления реализации государственной молодежной политики. Программа «Обеспечение качественным жильем»содержит подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре», в которой отмечается, что подобные программы реализуются в городе с 2007 года. Важность работы с молодежью в этом направлении объясняется тем обстоятельством, что наличие в собственности жилья является одной из потребностей людей, ценностью человеческого существования, обеспечивающей, как указано в программе, «здоровье нации, формирование и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации».Жилище в современном сознании ассоциируется со стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне. И качество жилого фонда продолжает оставаться низким. 122 тыс. кв. м. в городе продолжают относиться к аварийному. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 1000 семей. Муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы» ориентирована на предоставлениесоциальных выплат:

200 молодым семьям на строительство индивидуального жилья или его приобретение и 65 молодым семьям как участникам долевого строительства. В целом на реализацию всей программы Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы (помимо молодых семей) предусмотрено финансирование в размере 1097850100 руб., в т. ч. 761732500 руб. должно быть предоставлено из местного бюджета. В программе запланировано также использование собственных средств молодых семей в размере 336 337 600 руб..Вторая программа, посвященная дополнительным мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми муниципального образования городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2014 –2018 годы, предусматривает 15 видов мер, из которых в 5 молодые люди (преимущественно из малообеспеченных семей) могут принять участие:

компенсациязатрат по проезду общественным транспортом учащимся муниципальных образовательных учреждений;

единовременная материальная помощь при оформлении документов для постановки на воинский учет, получении паспорта;

компенсация части стоимости путевки в оздоровительный лагерь;

материальная помощь на приобретение детского питания;

муниципальная стипендия учащимся высшего среднего, начального профессионального образования. Третья программа –«Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы» ориентирована главным образом на активизацию и поддержку гражданских инициатив различных объединений, в т. ч. детских и молодежных. Ееответственным исполнителем обозначен организационный отдел администрации г. КомсомольсканаАмуре, в перечень соисполнителей помимо отдела по делам молодежи также включены:

отдел по социальной работе;

сектор по взаимодействию со средствами массовой информации;

отделы жилищнокоммунального хозяйства округов и пр. структурные подразделения администрации.

Программа предполагает ежегодное оказание имущественной поддержки некоммерческих организаций и финансовой поддержки тех, чьи социально значимые проекты будут побеждать на муниципальных конкурсах социальнозначимых инициатив. Считается, что это позволит повысить роль и участие населения в решении вопросов местного значения, в т. ч. при реализации государственной молодежной политики. Для поднятия гражданской активности молодежи как субъекта реализации молодежной политики и активизации ее творческого потенциала программой также предусмотрено ежегодная организация конкурса лидеров молодежных общественных объединений «Лидер XXIвека» (проводился в городе и до принятия указанной программы). Анализ отчетов о деятельности отдела по делам молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре позволяет сделать несколько выводов: 1) о периодической смене приоритетов в реализации государственной молодежной политике на территории муниципального образования; 2) о неизменном расположении на 1 месте данных о реализации программы / подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей». Итоги обзора отчетов отдела сведеныв таблицу, в которой использованы следующие обозначения:

1плюс –предполагается, что работа в обозначенном направлении проводилась;

2 плюса –обозначают осуществление конкретноговидадеятельности;

3 плюса –активная реализация обозначенного вида деятельности.При составлении учитывалось: 1) расположение сведений о тех или иных направлениях деятельности в годовом отчете отдела по дела молодежи администрации г. КомсомольсканаАмуре; 2) объем приведенных в них данных.Таблица 1Сводная характеристика деятельности отдела по делам молодежипри реализации основных направлений государственной молодежной политики

2012201320142015реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»++++++++++++патриотическое воспитание молодежи++++++++++++организация летней оздоровительной компании++++++++++решение вопросов временной занятости подростков++++++++организация работы с молодежью, занятой в различных отраслях экономики++++++++поддержка деятельности детских и молодежных объединений ++++++++++поддержка талантливой молодежи+++++++++развитие волонтерской деятельности+++++

В государственной программе Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края 24.05.2012, обозначены следующие проблемы реализации государственной молодежной политики на территории края:

слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;

несформированность действенного комплекса мер по выявлениюи сопровождениюталантливой и активной молодежи;

невысокий уровень гражданской активности и роли молодежи в общественнополитических процессах;

ограниченность инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений и социальных служб для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;

незавершенностьпоискаэффективных форм организации добровольческого, волонтерскогодвижения;

узкая направленность мероприятий молодежной политики на молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, отсутствие системной работы с работающей молодежью. Эти проблемы существуют и на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре».Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающей в г. КомсомольскенаАмуре, составляет 56 079человекили 40 % трудоспособногонаселениягорода. В городе отмечается низкий уровень социальной активности молодежи. В конкурсах, фестивалях творческой, научной направленности участвует лишь 12 % от общего числа городской молодежи. В молодежные и детские общественные организации вовлечены не более 13 %. Поэтому приоритетным направлением в работе с молодежью должно стать развитие ее самосознания и активности. Сделано это может быть через активизацию ее участия в работе молодежных и детских общественных объединений, советов, консультативных или совещательных структур при администрации города и органах студенческого самоуправления. Необходимый для этого задел имеется. В городе зарегистрировано 71 детское и молодежное общественное объединение, в которых состоят лишь 2 тыс. чел. Однако сделать это возможно при наличии заинтересованности всех сторон, а также информированности молодежи об имеющихся возможностях приложения их сил в рядах различных объединений, ассоциаций, объединений и клубов. Молодежь города отличает социальная мобильность и восприимчивость к новым идеям, однако экспертный опрос свидетельствуето том, что в молодежной среде:

культура ответственного гражданского поведенияразвита слабо;

мотивация к участию в общественнополитической деятельностинаходится на низком уровне;

молодыелюди социально изолированы и разобщены;

полноценный набора возможностей для помощимолодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, на территории муниципального образования не сформирован, хотя органы местного самоуправления и прилагают усилия для создания необходимой системы помощи;

молодежь слабо вовлечена в общественнополитическую жизнь города;

системавыявления и продвижения инициативной и талантливой молодежине развита. Лишь определенная доля учащихся профессиональных образовательных учреждений участвует вработе студенческого самоуправления. Работает городской студенческий совет, под эгидой которого проводятся традиционные мероприятия. Главными формами работы является организацияакций, фестивалей, конкурсов, концертов, культурномассовых, развлекательных, игровых программ. Добавляют проблем в реализации основных направлений молодежной политики и нерешенность жилищных проблем молодых людей, ониформируют у них ощущение социальной незащищенности, гасят интерес к проявлению активной позиции и влекут уехать на постоянное место жительство в другие регионы страны. Документально закреплено, что необеспеченность жильем является одним из факторов, ухудшающих демографическую ситуацию. А отказ молодежи от создания семьи и рождения детей ставит под вопрос будущее муниципального образования.Пассивности молодежи способствует и недостаточная развитость гражданского общества, что проявляется в низкой активности социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре». При главе города работали 2 совета –общественнополитический (создан в 2010 г.) и по делам инвалидов (создан в 2011 г.). Программа «Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы» (утверждена постановлением администрации городаКомсомольсканаАмуре 22.10.2014 № 3807па) предусмотрела переход взаимодействия власти и общества на новый уровень путем создания нового Общественного совета, выполняющего консультативносовещательные функции и осуществляющего общественный контроль. Однако для преодоления негативных тенденций этого все еще недостаточно. Перечисленные обстоятельства накладывают отпечаток на деятельность всех субъектов реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре». В эту деятельность вовлечено незначительное количествоучреждений:

центры«Юность», «Дземги»;

филиал «Краевого центра социального воспитания и здоровья»;

межрайонныйфилиал краевого учреждения «Краевой дом молодежи».При этом необходимо учитывать, что центры,несмотря на подотчетность отделу по делам молодежи,одновременно выполняют задания по линии отдела образования. На базе муниципальных учреждений 78 преподавателей ведут занятия по 28 направлениям, обучая в кружках и секциях5310 детей и подростков. Общий охват молодежи в год в рамках проводимых учреждениями мероприятий составляет около 45 тысяч человек.Обозначенные центры не имеют загородных оздоровительных лагерей или баз отдыха.Их деятельность действительно не охватываетработающую молодежь. Финансовое обеспечение организации и осуществления муниципальных мероприятий по работе с молодежью на территории города КомсомольсканаАмуре осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовые средства идут на:

городские молодежные программы;

направление делегаций на краевыеи пр. мероприятия, в оздоровительные лагеря;

организацию и проведение городских культурномассовых и досуговых мероприятий (соревнований, фестивалей, смотров, конкурсов, праздников, концертов, акций и т.д.).Добровольные пожертвования и спонсорские средства могли бы увеличить финансовую базу отдела. Еще одной проблемой является недостаточное освещение в сети Интернет (на официальном сайте администрации города, в социальных сетях, на персональных страницах работников отдела) деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования «Город КомсомольскнаАмуре» в рамках реализации государственной молодежной политики. Администрация города является учредителем местной газеты «Дальневосточный Комсомольск», и на ее страницах освещаются наиболее значимые события, происходящие на территории муниципального образования, однако в большинстве своем это происходит после завершения тех или иных мероприятий, и информация носит отчетный характер. Необходимо активизироватьработу по развитию системы информационного обеспечения молодежи, позволяющей обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи.В структуре Управления по физической культуре, спорту и молодежной политикеадминистрации города КомсомольсканаАмуре можно создать справочную службу. Служба сможетвести свою работу в тесном взаимодействии с отделом по молодежной политике, а также организациями, общественными объединениями, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи.Работа справочной службы позволит увеличить доступ каждого молодого человека к информационным ресурсам города, края, российским и международным проектам, а значит развивать оперативные коммуникационные каналы. Создание единого информационного пространства молодёжных организаций и объединений позволит обеспечить возможность интеграции и взаимодействия с большим количеством внешних информационных систем и ресурсов.Достижение этого можно добиться следующими способами:

создание единого информационного пространства с применением инновационных технологий;

обеспечение должного внимания к количеству и качеству информационных материалов, адресованных и распространяемых среди молодежи, что позволит информировать максимальное количество молодых горожан о молодежной политике;

подготовка спецвыпусков страниц молодёжной газеты по молодежной тематике; подготовка телевизионных телепередач;

поддержка молодёжных средств массовой информации (школьной прессы, молодежного телевидения, клуба начинающих журналистов и т.д.);

проведение социологических опросов среди молодых людей по всем направлениям и проблемам жизни города;

сбор и анализ информации о состоянии молодежной среды;

более активное освещение мероприятий по реализации молодежной политики на территории города;

донесение до молодежи позитивной информации;

предоставление информационносправочных услуг;

организация работы молодежных редакций.Вструктуре информационносправочной службы возможно создание следующих отделов сбора информации, а также мониторинга и статистики. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления на протяжении многих лет проводят значительную работупо реализации основ государственной молодежной политики. При этом важность и значимость работы с молодежью не вызывает сомнений у всех участников этой деятельности, а сама молодежь давно перестала восприниматься исключительно как получатель услуг государственных структур и служб и превратилась в активного субъекта, равного по правам и обязанностям государственным структурам. Хотя не все молодые люди до сих пор понимают необходимость формирования собственной активной гражданской позиции и не готовы принять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу следующего поколения.Органы местного самоуправления не только активно участвуют в претворении в жизнь основных идей, разрабатываемы на федеральном и региональном уровне (в рамках единого правового пространства, действующего на территории всей Российской федерации). Они же являются инициаторами собственных программ для молодежи. Это позволяет им наиболее полно учитывать реалии времени и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности молодых людей местных сообществ. Однако местные органы власти обычно ограничены в средствах и вынуждены перекладывать часть работы по поиску дополнительных финансовых источников на самих участников молодежной политики. Например, при реализации местных конкурсов социальных проектов для молодежи конкурсантамнеобходимо иметь минимальный запас собственных средств. Софинансирование таких проектов является своего рода выходом из сложившейсяситуации, хотя это частично и уменьшает количество заявок, отталкиваетчасть молодежных объединений, не нашедших необходимых средств, от проявления инициатив. Не все направления государственной молодежной политики, прописанные в федеральных и региональныхдокументах, из года в год реализуются с одинаковым успехом. Возможны ситуации ослабления внимания или наоборот, активизации работы в том или ином направлении, в т. ч. и благодаря поиску нетрадиционных форм работы с молодежью, обнаружению инициатив самой молодежи, предлагающей органам управления необычные проекты, находящие отклик в молодежной среде (например, проекты в г. Комсомольскена Амуре «Сдавайся» и «Аппетит»).

Ссылки на источники1.Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае»: постановление Правительства Хабаровского края от 24.05.2012. № 169 –пр. 2.О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 30.09.2015 № 117. 3.Об итогах организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» в 2010 2012 гг. и основных направлениях на 2013 2015 годы: постановление главы города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 15.01.2013 № 5.4.Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Обеспечение качественным жильем на 2024 –2018 годы»: постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 12.11.2013 №3564па.5.Об утверждении муниципальной программы «Содействие развитию и поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и инициатив гражданского общества в муниципальном образовании городском округе «Город КомсомольскнаАмуре» на 2015 –2019 годы»: постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 22.10.2014 № 3807па.6.Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» «Развитие молодежной политики городского округа «Город КомсомольскнаАмуре» на 2016 –2020 годы»: постановление администрации города КомсомольсканаАмуре Хабаровского края от 11.11.2015 № 3412па.

вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не от­носят проблемы молодежи к числу первоочередных.

2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздорови­тельные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важней­шей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные сред­ства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финан­сирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерально­го финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, под­держиваемой из бюджета.

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее пер­спективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне си­стемы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной по­литики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юри­дической, финансовой и социальной экспертизы.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкрет­ной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффек­тивного решения. Получение социального заказа предполагает, что представлен­ные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Еще по теме Механизмы реализации муниципальной молодежной политики:

  1. Механизмы реализации муниципальной экологической политики

Молодежь призвана сыграть особую роль в обеспечении и процветания в России XXI столетии. Именно молодые люди уже сегодня потенциально являются основной движущей силой российского социума. Несмотря на то, что молодежь оказалась в ходе реформ одной из наиболее пострадавших от их издержек группой населения. Она сохраняет свой статус как лидирующая группа российского общества, быстро адаптирующая к постоянно меняющимся социальным условиям, постоянно участвуя в самом процессе их изменения.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

Возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

Создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

Содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

Воспитания и образования молодежи;

Реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

Использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

Создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

Недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного.

Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе.

Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она готова к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.

Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь можно определить значение термина “молодежная политика”.

Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 30 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).

Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.

В - третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.

Таким образом, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это -- на будущее состояние общества. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.

Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы.

Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной.

Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости.

Государственная молодежная политика - это система социально- экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.

Молодежная политика не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции государства в области социального управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Цель определяет взаимосвязанные задачи:

Создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

Создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;

Практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Гаджиев К.С. Каменская Г.В. Родионов Г.А. Введение в политологию[текст]. - М.: Пресс, 2007.с.179.

Российское общество и государство должно рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов.

В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить возрождению России как великой державы.

Данные обстоятельства предполагают постоянное внимание государства к молодежи, что должно реализоваться в определенной совокупности мер государственной молодежной стратегии.

В настоящее время значимость молодежи, как политического и социального ресурса возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке. Проводимые сегодня реформы предполагают получение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии[текст]. 2006. №3. с.65.

В научных и политических кругах не раз возникали дискуссии о необходимости сместить приоритеты государственной политики в целом, обеспечить молодежи центральную роль политического, экономического и социального автора.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что молодежь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, - обладает всеми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для ответа на новые вызовы современности в форме адаптации и самостоятельного осуществления необходимых инноваций, обеспечена ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.

Без целенаправленного воздействия со стороны государства и общества это может создавать серьезную угрозу общественной безопасности в настоящем и лишать общество предсказуемого будущего. Молодежь в условиях социально-экономических реформ[текст].// Материалы международной научно-практической конференциии. - 2007.с.15.

Поэтому воздействовать на социализацию молодежи необходимо так, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не создавала угрозу обществу в настоящем.

Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение. Политология.[текст]/Под ред. Г. В. Полуниной.- М.: Акалис, 2007.с.196.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика -- совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. чел.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанна с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность[текст] // Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65.

На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Целью муниципальной молодежной политики является содействие молодым гражданам в возрасте до 30 лет и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации в интересах всего общества.

Современные приоритеты экономического и политического развития регионов и муниципалитетов, в том числе города Орла, не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов города важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение.

По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14 - 25-летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений.

Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году, по сравнению с 2005 годом, на 20% и составит 700 человек. То есть от качественных параметров такой категории населения, как молодежь, зависит социально-экономическое положение города Орла в ближайшем будущим. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на начало 2010 года в городе Орле проживают 75774 граждан в возрасте от 14 до 30 лет и 24 190 человек в возрасте от 30 до 35 лет, что составляет примерно 31,55% от общей численности населения города (316 838 человек). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

(Приложение А)

Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают существовать негативные явления в молодежной среде. В тоже время молодежи свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.

Молодежь - один из основных стратегических ресурсов, который необходимо направлять на социально-экономическое развитие города. Таким образом, эффективная молодежная политика - один из важнейших элементов развития города Орла, роста благосостояния его жителей и совершенствования общественных отношений.

По данным социологического опроса, для 53% респондентов из числа молодежи остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

Среди факторов, мешающих найти работу по специальности, - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Только 34% опрошенных молодых специалистов сообщили, что были полностью готовы к исполнению своих обязанностей на первом рабочем месте и им не потребовалось времени на адаптацию.

Для 32% период адаптации на первом рабочем месте длился до 3 месяцев.

Свыше 70% опрошенных молодых рабочих отметили, что в начале трудовой деятельности им требовался наставник, 56% достигли определенного уровня мастерства только через один - два года работы. Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.

Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования.

Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур.

Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, "круглых столах" и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.

Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне.

В настоящее время в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь города Орла на 2011-2015гг.» основными целями данной программы являются:

1) Вовлечение молодежи в социальную практику.

2) Патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде.

3) Формирование системы выявления, развития потенциала и поддержки талантливой молодежи.

4) Формирование молодежного актива и поддержка молодежных общественных объединений.

5) Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения в молодежной среде.

6) Совершенствование кадровой, информационно-методической деятельности и развитие инфраструктуры по работе с молодежью.

Структура финансирования программы «Молодежь г.Орла на 2011-2015гг.» (Приложение Б)

По состоянию на начало 2010 года в программных мероприятиях в сфере молодежной политики в городе Орле было задействовано около 40% молодежи города, только около 60% молодежи имели информацию о возможности применения своего творческого, интеллектуального, лидерского потенциала. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

В программные мероприятия, исходя из возможностей их финансирования из городского бюджета, есть возможность привлекать менее половины молодежи города. Однако эта малая доля состоит из лидеров мнений в молодежной среде и формирует молодежный актив города.

Именно через актив общественных объединений, учебных заведений, предприятий и учреждений города может быть налажено взаимодействие органов исполнительной власти с молодежью. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы - жизненная необходимость развития города Орла.

Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории г.Орла является Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г. Орла Структура Управления приведена в виде схемы (Приложение В).

Основной миссией управления является разработка и реализация на территории города Орла молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, становление и развитие молодых граждан города Орла.

Основными функциями управления являются:

Анализ ситуации в сфере молодежной политики, прогнозирование социальных процессов в молодежной среде;

Взаимодействие с общественными организациями;

Выявление реальных потребностей, интересов и проблем молодежи, а также возможности ее участия в социально-экономическом развитии города Орла посредством проведения исследований, семинаров, форумов, научно-практических конференций, совещаний, иных мероприятий с привлечением общественных организаций, движений, инициативных граждан;

Разработка совместно с заинтересованными организациями городских комплексных и целевых программ в сфере реализации молодежной политики и деятельности общественных организаций, координация и контроль их исполнения;

Участие в разработке и реализации областных программ по вопросам своих полномочий; Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Спецификой молодежной работы является высокая концентрация высших и средне-специальных учебных заведений, сосредоточенных в городе.

Как показывает общая характеристика Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями круг полномочий осуществляемый им очень широкий, это как и работа с молодежью так и взаимодействие и координация деятельности общественных организаций, к тому же деятельность Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями частично пересекается с деятельностью Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Орла.

В городе Орле нерешенной остается проблема несовершенства инфраструктуры по работе с молодежью. Слабо развита система клубов и центров по работе с молодежью. Наблюдается несоответствие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Десантник» современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Значимым мероприятиями в 2010 году стали: праздничное мероприятие «Российский день молодежи» (июнь), празднование которого приняло масштабный характер. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

На летней сцене детского парка прошли: молодежный концерт «Рок свободы», молодежный бал; в Городском парке культуры и отдыха прошли: концертные программы «Мы вместе», «Молодежный калейдоскоп»; на Александровском мосту: выставка молодых художников, конкурс граффити и фестиваль молодежных культур; перед кинотеатром Победа: фестиваль по брейк-дансу, боди-арт; на площади им. Ленина: турнир по стритболу, концертная программа, праздничная дискотека и фейерверк; молодежная культурно-развлекательная программа «День знаний» (1 сентября), которая проходила на эстраде детского парка с приглашением команды КВН г. Москвы; студенческая акция «Мир во всём мире» (сентябрь), посвящённая Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В городском парке культуры и отдыха собралась активная, творческая, неравнодушная молодёжь, которая своим творчеством высказала протест против войн, агрессии, терроризма.

Как символ любви к человечеству и борьбы с терроризмом стало создание полотна мира, запущенное в небо. Молодёжная акция, посвящённая здоровому образу жизни «Ударим по вредным привычкам» (октябрь) с проведением экологического субботника в парке Победы.

В октябре 2010 года организован первый слет молодежного актива города Орла, целью которого было вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города Орла, формирования активной гражданской позиции и повышения правовой культуры. В рамках слета прошла деловая игра: «Время выбирать молодым!».

Так же совместно с молодежными общественными организациями города Орла проведены следующие мероприятия: автопробег по местам боевой славы (июль), акция, посвященная Дню защиты детей (1 июня), слет Орловских радиолюбителей (сентябрь), молодёжная акция «Флаги России» (22 августа), первенство города Орла по компьютерному спорту, посвященного Дню интернета в России (30 сентября). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Возобновилась работа по формированию штаба молодежных оперативных отрядов. 07 октября 2010г. был организован семинар с представителями прокуратуры, правоохранительными структурами и руководителем городского штаба ДНД, на котором были вручены удостоверения члена оперативного отряда, а также темы последующих семинаров, которые планируется проводить не реже 1-го раза в квартал. В 2010 году было сформировано 22 молодежных оперативных отряда на базе ВУЗов и ССУЗов города Орла.

Впервые проведен конкурс для работающей молодежи «Минута славы» (октябрь-декабрь). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

На развитие программных мероприятий в 2010 году было направлено из бюджета города Орла 1 200 тыс.руб., которые были освоены полностью. Также благодаря активной работе управления со спонсорами за второе полугодие 2010г. было привлечено около 155 тыс. руб. дополнительно. Все крупные культурно-массовые молодежные мероприятия широко были освещены в СМИ.

В своей деятельности управление по делам молодежи столкнулось со следующими проблемами:

1. Низкий уровень интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни общества, социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, низкий уровень вовлеченности молодежи в экономическую деятельность и подготовленности к конкуренции на рынке труда.

2. Несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города: усиление тенденции девальвации семейных ценностей, недоверие молодежи к ценностям демократии, институтам власти и гражданского общества, снижение престижа военной службы, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов, приводящее к экстремистским действиям.

3. Снижение престижа общественной деятельности в молодежной среде, низкий уровень подготовленности молодежных общественных лидеров, отсутствие системы поддержки молодежных общественных объединений.

4. Ухудшение здоровья молодого поколения, высокий уровень распространенности вредных привычек и асоциального поведения в молодежной среде. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010

5. Недостаточное количество клубов, центров для работы с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.

6. Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе. В настоящее время в городе Орле не придают значения этой проблеме.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Текущее состояние молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов - молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее. Проектирование системы государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях целесообразно осуществлять руководствуясь несколькими принципами. К их числу относятся:

1. Системный характер, который проявляется в том, что социальные проекты должны учитывать системный характер муниципального пространства;

2. Вариативность, которая обеспечивается использованием при разработке проекта несколько важных сценариев развития;

3. Инновационность, определяющаяся спецификой объекта, высокой динамикой перемен в российском обществе, достаточно значимым инновационным потенциалом работников молодежных структур;

4. Перспективность, выражающаяся в долгосрочном характере молодежных проектов. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Перспективы развития молодежной политики показывают, что комплексные целевые программы в данной сфере деятельности позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствие с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики.

Программно-целевой метод управления молодежной политикой - метод управления, при котором разрабатываются цель управления молодежной сферой, механизм реализации направлений молодежной политики, сроки, состояния промежуточных значений процесса, а также предполагаемые конечные результаты предлагаемых мероприятий.

Целевая комплексная программа - ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.

Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей территории страны, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Кроме того, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ <Наименование факультета >

КАФЕДРА <Наименование кафедры >

реферат

по учебной дисциплине <Менеджмент в молодежной политики >

ТЕМА: <Муниципальная молодежная политика >

Выполнил:

Студент 4_курса группы 42 росп

Ломакин Иван Алексеевич

Преподаватель: Кандидат экономических наук, доцент,Горбова И.Н


Введение ………………………………… …………………..2-4

Государство и молодежь……………………………………..5-7

Цели и задачи государственной муниципальной молодежной политики и ее принципы….....................................................8-10

Проблемы молодежной политики…………………………..9-12


Введение

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.

Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов


Государство и молодежь

В обществе молодежь является социальной категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера. Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно - ближайшие поколения граждан и общество в целом.

В этой связи, учитывая исключительную значимость вопроса о молодежи для судеб народа и страны, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание, заботу и поддержку государства по отношению к молодежи одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Именно и только такой подход является залогом общественного процветания и прогресса.

Однако реалии таковы, что осуществление этого подхода на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой исторический период, когда само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и образование, или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам. Начиная с 1992 года молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи, прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.

Таким образом, начавшиеся экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие проблемы, как образование, занятость, семья, жилье. Отсутствуют или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой защиты, информационного обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами. Наиболее проблемными возрастными сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14-17 лет (старшие школьники, учащиеся училищ и техникумов, незанятая молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты старших курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая молодежь). Среди больших социальных слоев - студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие, а также - такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских домов, молодые наркоманы, и т.д., особенно - в переходные моменты (выпуск, освобождение, демобилизация, излечение и т.п.).

Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитию в целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный мир и нелегальный бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому - не являются реальной силой. При этом, кроме уже обозначенных существуют и еще две больших социальных слоя молодежи. Первый из них - это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным на это практическим действиям. Второй - это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта