Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. "Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступл
Главная » Фундамент » Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. "Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступл

Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. "Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступл

Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 . Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема социализации в обществе лиц с ОВЗ является актуальной для современности. Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Инвалидность представляет собой социальный феномен. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, окружающей страны, исторических и политических причин в частности, участия в войнах и военных конфликтах. В нашей стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На 2013год в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами.

Люди с ОВЗ относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Для них затруднительно получить образование. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше . Государство, обеспечивая социальную защищённость людей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для достижения приемлемого по сравнению со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной адаптации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной адаптации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. И особое значение данная проблема приобретает, когда речь идет о молодежи. Молодые люди с ОВЗ, находясь в начале жизненного пути и имея неравные стартовые условия, остро нуждаются в поддержке, чтобы занять достойное место в обществе . социализация адаптация здоровье правовой

1. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

Преодоление состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;

Восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

Специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

Помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

Разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

Возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

Включиться в творческую деятельность;

Обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которыхнаправлен этот процесс:

Выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;

Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;

Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.

Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор - основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [ Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 Глава XI Статья 79 ].

Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Известно, что снижение доступности качественного образования ведет к усугублению складывающегося социального неравенства и является предпосылкой маргинализации (от лат. marginalis -- находящийся на краю) тех граждан, которые не смогли его получить. Инвалиды и лица с ОВЗ достаточно часто называются исследователями в числе тех, кто подвержен риску маргинализации. В связи с этим в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается необходимость особого внимания к обеспечению доступности качественного образования и создания условий для успешной социализации детей ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы расширялись успешные практики образования лиц с ОВЗ. Например, Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» закрепляет ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных учреждениях условий для общего и профессионального образования лиц с ОВЗ. В Статье 10 данного законодательного акта прямо указывается, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций».

В этом контексте серьезно возрастает нагрузка на учреждения среднего профессионального образования (УСПО), которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования. Для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также требования регионального - столичного - рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция, постоянный рост системы высшего профессионального образования и др.

По данным Департамента образования города Москвы, на 1 декабря 2010 г. в УСПО города Москвы получали профессию/специальность 3252 обучающихся с ОВЗ. Это достаточно большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть которых имеет инвалидность.

Заключение

Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. Осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности. А также не малую роль играет полноценное профессиональное образование, которое возможно и нужно получить в нашей стране, для успешной реализации себя, как социально- значимой личности для общества и государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013).

2. Аверин А.Н. Социальное управление. М., 2012.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

4. Выготский JI.C. Социальная ситуация развития / Психология социальных ситуаций. С-Пб., 2011.

5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 2011. № 5.

6. Ким, Е.Н. Модели инвалидности // Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. / под ред. А.Н. Панова и Е.И. Холостовой.- М.: Институт социальной работы, 1997. - Т.1. - С. 354-359. 4.

7. Лапшина М.Ю. Мир современной науки. Выпуск том 4 / 2012 Коды ГРНТИ: 15.81.21 - Педагогическая психология ВАК РФ: 19.00.07

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. М., 2010.

9. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.

10. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Правовые аспекты социальной защиты граждан с ограниченными возможностями здоровья. Реализуемые программы социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в Омском регионе, их общая характеристика и направления деятельности, оценка эффективности.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2011

    Программа исследования изменения положения людей с ограниченными возможностями на долгосрочную перспективу. Изучение основных проблем и трудностей при социализации инвалидов. Повышение уровня адаптации инвалидов в стандартных социокультурных условиях.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Особенности процесса активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью социальных средств. Правовые акты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Примеры жизни и деятельности известных личностей науки и искусства.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Психофизические особенности, диагностика проблем и кризисных ситуаций в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы, анализ и интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Изучение государственной программы адаптации городской среды для лиц с ограниченными возможностями. Изучение степени удовлетворенности расположением тактильных полос для людей с нарушением зрения и оснащенности звуковыми сигналами для слабовидящих людей.

Лиц с ОВЗ

Социально-трудовая адаптация – процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в обществе и трудовом коллективе нормами, правилами, традициями.

Конечный этап социально-трудовой адаптации - интеграция личности в определенной социальной группе (личность удовлетворена социальной средой, образом деятельности и общения и, в свою очередь, социальная общность воспринимает и принимает данную личность).

Элементы целостной системы, направленной на решение проблемы адаптации лиц с ОВЗ:

Учет всех факторов аномального развития (биологических, социальных, психологических) с целью их ослабления, нейтрализации или устранения

Создание условий для полной реализации своих возможностей каждой личностью, имеющей дефект развития, в интересах самой личности и общества

Наличие действенных общественно-государственных структур, оказывающих умственно отсталым лицам педагогическую, социальную, юридическую, профессионально-трудовую и другие формы помощи, которые в совокупности обеспечивают им фактическое равенство и возможность активного участия в общественно полезной и производительной деятельности и дос­тойную жизнь в обществе

Адаптация – особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия (философский словарь, 1999г.)

Физиологическая адаптация (Большая Советская энциклопедия) – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направления к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гентальтксикологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактует, что адаптация – это взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Значение адаптации

· оздоровительное;

· социально-бытовое;

· поддержание гомеостаза;

· саморегуляция организма;

· повышение активности симпатической системы и увеличение концентрации кортикоидов;

· средство разрешения внутренних и внешних противоречий жизни.

Условия социально-трудовой адаптации выпускников СКОУ:

1. Социально-трудовая адаптация - личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ребенка - ученика специальной школы, с его достоинствами, недостатками и особенностям

2. Воздействие на личностные изменения школьника (выпускника) с ОВЗ с целью совершенствования его адаптационных (интеграционных) свойств будет оказывать как имеющееся у него ограничение в здоровье, так и условия, в которых личность развивается, формируется и функционирует

3. Процесс социально-трудовой адаптации должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества

4. Управление процессом социально-трудовой адаптации должно осуществляться через систему параллельных и преемственных связей между различными ведомствами под контролем доверенных общественных структур на местах

Задачи адаптации:

· Обеспечить каждому ребенку с ОВЗ такой уровень образования и общего развития, который бы оказался достаточным для освоения простейших специальностей, стал основой для самостоятельного познания каждым выпускников специальной школы процессов, происходящих в обществе, природе, конкретном коллективе или социальной группе через скорригированные, сохранные и развитые стороны деятельности, коммуникации и общения.

· Осуществить целесообразное пpoфеccиoнaльнoe ориентирование и профессиональную подготовку по избранной специальности.

· Освоение реальной действительности во всем ее разнообразии (многообразия человеческих отношений, включение в систему этих отношений).

· Обеспечение каждому ребенку условий для реализации своих возможностей в деятельности.

Адаптационный механизм. Человеческий организм является саморегулирующейся системой, зависящей от окружающей среды, В связи с постоянно меняющимися условиями среды в результате продолжительной эволюции у человека выработались механизмы, позволяющие приспособится к данным изменениям. Эти механизмы называют адаптационными. Адаптация - это динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм - среда» возникают значимые изменения, которые обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, что позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

У человека решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум - среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Ф.Б. Березин сформулировал следующее определение психической адаптации: «Психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребностии реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды».

Психическая адаптация является сплошным процессом , который включает в себя следующие аспекты:
- оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Психофизиологическая адаптация - это совокупность различных физиологических (связанных с приспособлением) реакций организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования, которое определяется двояко (по Г. Айзенку):
- как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой;
- как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда , в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
- Аллопластическая адаптация - осуществляется изменениями внешнего мира под существующиепотребности личности.
- Аутопластическая адаптация - осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию , общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда
ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие поддерживания конфликта со средой.Социально-психологическая адаптация процесс преодоления проблемных ситуаций личностью , в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои
основные потребности.

С активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояниеличности. По завершении адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют потребности, адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависят от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.

Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Дня понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Адаптивнаяактивностьосуществляется двумя видами :

Адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации;

Адаптацией с сохранением ситуации - приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется :

Успешным принятием решений,

Проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются :

В сфере социальной активности - приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;

В сфере личностных отношений - установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Адаптационный потенциал личности - это копинг поведения, совокупность копинг-ресурсов испособность вырабатывать копинг-стратегии.

Е.К. Завьялова, обобщив основные положения по проблеме адаптации, высказанные в трудах B.C. Аршавского и В.В. Ротенберга, В.И. Медведева и Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, Ф.Б. Березина, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой пришла к заключению, что:

Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой;

Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «социально-трудовая адаптация»

2. Какие, с Вашей точки зрения, условия необходимо создать в образовательном учреждении и за его пределами, чтобы социально-трудовая адаптация человека с ОВЗ была успешной?

3. Расскажите о правах лиц с ОВЗ на социально-трудовую адаптацию в Российской Федерации

4. Каковы, с Вашей точки зрения, основные проблемы в получении профессионального образования лицами с ОВЗ в настоящее время. Какими путями их необходимо решать?

5. Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы условия и возможности ее осуществления?

Современное образование ориентируется на разработку механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями, что является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с отклонениями в развитии, с признанием их прав на предоставление равных возможностей в обучении .

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих проблемы в развитии. Теория включенного образования признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Включение особых детей в коллектив сверстников дает им возможность в полном объеме участвовать в жизни образовательного учреждения .

В то же время широкое распространение отклонений в психическом развитии детей является для социума постоянным источником проблем, основными из которых можно считать наблюдающиеся у этих детей трудности социальной адаптации, приводящие к девиантному поведению, обуславливающему рост преступности и неполноценную интеграцию в социум. Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и превратилось в серьезную социальную, психологическую и педагогическую проблему. Отклоняющееся поведение человека представляет собой совокупность действий, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде агрессии, попыток суицида, алкоголизме и наркомании, нарушении пищевого поведения, аномалиях сексуального поведения, коммуникативных девиациях, патохарактерологических акцентуациях. Девиантное поведение обусловлено нарушением социальной адаптации.

Различные трудности, возникающие в процессе адаптации подрастающего поколения к современным жизненным условиям и социуму, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки с различными нарушениями развития . Трудности приспособления к новым социальным условиям обусловлены как причинами, вызвавшими ту или иную девиацию, неправильными условиями воспитания подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и следствием самого нарушенного развития. В связи с этим одной из актуальных задач специальной психологии является изучение факторов формирования девиантного поведения у детей и подростков с ОВЗ в целях их предупреждения и профилактики на основе учета типа дизонтогенеза.

Особенно интенсивно проблемы социальной адаптации проявляются у детей при изменении социальной ситуации развития, связанной с процессом вхождения в организованные группы сверстников с началом освоения ситуации школьного обучения. Этот период является критическим, т.к. проверяется на прочность сложившаяся к моменту обучения структура интеллектуального и личностного развития ребенка, отражающая особенности его предшествующей социальной адаптации и социализации. Подобные проблемы наблюдаются у 15 %-40 % учащихся младших классов . Кроме того, в массовых группах куда интегрированы дети-инвалиды с нарушением слуха, дети с ЗПР, УО и аутизмом - педагогам на практике приходится решать сложную проблему нахождения в группах детей с нарушением интеллекта и неадекватным поведением. В последнее время среди здоровых детей становится все больше детей не только с непредсказуемым поведением, но и с асоциальным (девиантным) поведением. Причем воспитывают таких мальчиков, как правило, одни матери, которые с ними явно не справляются.

Работа учителя при инклюзии становится крайне сложной: возрастает ответственность педагогов, в том числе юридическая (так как риск получения детьми травм в этой ситуации возрастает). Ведь число детей в классе не уменьшается при появлении в них детей с особыми потребностями. В результате инклюзии неизбежно снижается уровень знаний здоровых детей, так как педагог вынужден в ущерб им тратить больше времени на обучение и уход за ребенком с особыми потребностями.

В категорию дезадаптированных, прежде всего, попадают дети с нарушениями развития, а симптомы школьной дезадаптации выступают у них как вторичные признаки нарушений. Однако проблемы адаптации к школе не всегда являются следствием какого-либо дефекта. К примеру, первичные симптомы психического недоразвития могут быть настолько слабо выраженными, что сами по себе не способны стать причиной трудностей адаптации к обучению в школе, но становятся ими при неадекватных педагогических воздействиях, как со стороны школы, так и со стороны семьи.

Среди реальных причин, лежащих в основе нарушений школьной адаптации, фигурируют и недостаточная готовность ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций; трудности, испытываемые при формировании учебных действий; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства . Перечисленные нарушения следует рассматривать как факторы риска, способные при определенных условиях стать причинами школьной дезадаптации. Влияние данных факторов на развитие дезадаптации зависит также от возможности компенсации нарушенных функций и позитивных изменений средовой ситуации. Тем не менее, все названные факторы представляют угрозу для личностного благополучия ребенка.

Каково положение педагога: воспитателя, учителя в условиях инклюзии? Ведь педагог несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. (Если, не дай Бог, что случится, то педагог окажется в тюрьме). А часто особый воспитанник является источником опасности, причем он может причинить вред и окружающим, и даже самому себе.

Несостоятельность в учебной деятельности приводит к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими, что на фоне полной утраты интереса к школе нередко приводит к формированию асоциального поведения, а также может способствовать возникновению нервно-психических и психосоматических расстройств . Основой нарушения школьной дисциплины являются также отклонения в поведении, которые формируются в связи с синдромами гипервозбудимости или психомоторной заторможенности, причем психологические трудности дезадаптирующего характера чаще всего имеют вторичную обусловленность, возникая как следствие неверной интрепретации учителем индивидуально-психологических особенностей ребенка 8; 11].

Важную роль в успешной адаптации к школе играют личностные особенности детей. Несформированность у ребенка необходимых коммуникативных навыков или наличие отрицательных личностных черт часто приводят к его отвержению или пассивному игно- рированию одноклассниками.

К числу важнейших внешних факторов, способных привести к быстрой и достаточно тяжелой дезадаптации ребенка, следует отнести демонстративно негативное отношение к нему со стороны учителя, формирующее аналогичное отношение и со стороны сверстников, результатом которого является ситуация травмирующей изоляции такого ребенка. Исследования данной проблемы показали, что отрицательный стиль отношения учителя к ученикам, недисциплинированным или плохо справляющимся с учебой, приводит к тому, что уже в первом классе они попадают в категорию «отвергаемых», что препятствует нормальному развитию их интеллектуальных способностей, формирует у них нежелательные черты харак- тера и уже вторично усугубляет школьную неуспеваемость .

Устойчивые, вовремя не скомпенсированные формы школьной дезадаптации, усугубляя проявления отклонений в психическом развитии ребенка, нередко приводят к формированию устойчивых видов нарушения поведения, нередко достигаюших уровня клинической и криминальной выраженности . Развивается так называемое девиантное (отклоняющееся) поведение, понимаемое как нарушение правовых, нравственных и социальных норм поведения.

В зависимости от подходов к определению девиантного поведения выделяются причины его возникновения. С. А. Беличева считает основной причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации и социальной адаптации. Эти нарушения проявляются в форме детско-подростковой дезадаптации, которая может быть представлена в до вольно сложном сочетании и возникает в достаточно раннем возрасте, причем на разных этапах формирования девиантного поведения мера патогенности каждого фактора и его место в общей структуре изменяются, вследствие чего выявление такого рода негативных влияний затруднено .

В. Н. Мясищев, занимавшийся проблемами трудновоспитуемости как формой проявления девиантного поведения, указывал на то, что девиантное поведение - это результат сложного сплетения комплекса социальных и биологических факторов. При этом «…мы подчеркиваем важность изучения личности ребенка в целом, роль отношения его к действительности и характеристики с точки зрения динамики этих отношений аномального детства…» .

Е. В. Змановской выделено несколько групп факторов, приводящих к развитию девиантного поведения: индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности; дефицит ресурсов личности; дефицит социально-поддерживающих систем; социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие девиантное поведение; отношение личности к отклоняющемуся поведению. Сочетание нескольких факторов определяет психологическую склонность ребенка или подростка к определенному виду девиантного поведения .

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности и т.д. Нами выделены следующие основные факторы, обусловливающие девиантное поведение лиц с ОВЗ:

1. Биологические факторы, к которым относят наличие у ребенка психофизиологических или анатомических нарушений, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет не о специальных генах, фатально влияющих на развитие девиантного поведения, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся генетические факторы. Это могут быть наследственно обусловленные нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, опорно- двигательного аппарата, повреждения нервной системы, а также влияния наследственных заболеваний, особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Кроме того, данные нарушения возникают в результате влияния эндо- или экзогенных патологических факто- ров в период внутриутробного развития, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, венерические заболевания).

Негативные воздействия на плод в дальнейшем способны привести к патологии регуляции аффективной, когнитивной и поведенческой сферы ребенка, что впоследствии может повлечь раннее начало потребления психоактивных веществ.

Следующая группа - психофизиологические факторы, связанные с влиянием на организм человека физических нагрузок, стрессов, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

Физиологические факторы, включающие в себя нарушения речи, внешнюю непривлекательность, нарушения опорно-двигательного аппарата человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе. К физиологическим факторам риска развития девиантного поведения относят наличие заболеваний с органической неполноценностью мозга (например, последствия черепно-мозговой травмы, эпилепсия). Эти проблемы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, как в интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной. В результате, лица с подобными проблемами будут искать средство, помогающее им справиться с нагрузками. И этими средствами зачастую становятся психоактивные вещества.

2. К психологическим факторам следует отнести индивидуально-психологические особенности ребенка, усиливающие вероятность употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими и развития зависимости. Это повышенная импульсивность, стремление к поискам новизны, синдром детской гиперактивности, нарушения поведения в детстве . Психологическими факторами риска развития девиаций является также наличие у ребенка психопатии или акцентуации характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка возможно два варианта развития адаптации: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, диспропорциональностью развития психики.

Одной из основных психологических причин многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Расхождения между притязаниями подростка и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности, особенно со взрослыми. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Эти факторы риска являются прежде всего инициальными побудителями к приему психоактивных веществ. Привычка к регулярному их употреблению развивается затем под действием подкрепляющих условий, которые заключаются как в социальном признании подростка референтной группой, так и в самом «положительном» действии употребляемого вещества. Активность подкрепляющих условий приводит к тому, что многообразные, особенно стрессовые, ситуации чаще вызывают потребность в аддикции.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

3. К социально-педагогическим факторам можно отнести особенности семейного или общественного воспитания, социальный статус родителей, успешность освоения ребенком социальных ролей, положение в различных системах межличностных отношений, реакции окружающих на его поведение, на отклонения в развитии и т.д. .

Педагогическая запущенность в условиях семейного или общественного воспитания приводит к нарушениям ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Такие проявления социальной дезадаптации, как проблемное поведение, неуспеваемость в школе, сниженная ориентация на достижение успехов в школе, положительное отношение к потреблению наркотиков, осознание своей неполноценности, способствуют развитию фрустрации - состоянию психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости.

Часто молодые люди, употребляющие психоактивные вещества, не могут объяснить причину своей зависимости. Они сводят все к непосредственным субъективным ощущениям, возникающим после приема психоактивных веществ: изменению сознания, эйфории, релаксации. Были установлены три типа личностных мотиваций употребления психоактивных веществ: 1) позитивная («для получения удовольствия»); 2) негативная («защита от тоски»); 3) нейтральная («для приспособления к окружающим», «по привычке»). Тем не менее, основным мотивом приема психоактивных веществ у подростков является именно утрированная конформность со стремлением любой ценой быть «своим» в референтной микрогруппе, т. е. «нейтральная» мотивация приобретает первостепенное значение .

Важным фактором возникновения отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Ближайшее окружение оказывает наиболее сильное влияние на приобщение детей и подростков к алкоголю и наркотикам. Половина детей до 10 лет и 90 % до 15 лет впервые по- пробовали алкоголь под воздействием ближайших родственников, друзей, знакомых .

В семье же дети могут подвергаться жестокому обращению. Эти действия включают физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подвергались такому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушений поведения: повышение агрессивности, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушения общения со сверстниками, снижение самооценки. У детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), возникают также различные нарушения сексуального поведения, проявляющиеся в трудностях становления полоролевой идентификации, страхах перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

4.Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию; а также низкий морально-нравственный уровень современного общества.

В прошлом считалось, что важнейший социальный фактор, способствующий распространению девиантных форм поведения, - уровень жизни, контраст распределения доходов в обществе. Действительно, наиболее широко химическая зависимость распространена среди малообеспеченных слоев. Но оказалось, что и повышение благосостояния жизни общества также способствует алкоголизации и наркотизации: урбанизация привела к большей доступности алкоголя и наркотиков. В 1990-2000-е гг. социальный статус аддиктов сместился от антисоциальных и маргинальных элементов к группе формально благополучных и материально обеспеченных людей . В число зависимых начали вовлекаться широкие социальные группы. Следствием этого стало и изменение отношения общества к проблеме наркомании. Она стала восприниматься уже не как нечто экстраординарное, трагическое и пугающее. «Стиль жизни», мода на употребление алкоголя и наркотиков оказывают влияние, как на уровень потребления, так и на предпочтение определенного психоактивного вещества.

Подобная девиантная «субкультура» является следствием низкого морально-нравственного уровня современного общества и нейтрального отношения к проявлениям отклоняющегося поведения, что в свою очередь приводит к количественному росту подростковых девиаций, достигающих уровня криминальной выраженности.

Наличие у подростков отклонений в развитии усугубляет риск развития девиаций, поскольку отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации .

Одной из закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья является своеобразие в становлении личности и самосознания, проявляющееся по-разному при разных вариантах дизонтогенеза. К ним относятся неадекватная самооценка, повышенная внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, трудности регуляции эмоций в виде импульсивности и аффективной возбудимости со склонностью к агрессии, недостаточно сформированные коммуникативные навыки, приводящие к страхам контактов. Эти особенности приводят к формированию различных девиаций в поведении. Неадекватная самооценка приводит к проблемам в межличностном общении, попыткам суицида, развитию аддикций; повышенная внушаемость, распространяющаяся и на асоциальные формы поведения, способствует вовлечению в преступную деятельность; импульсивность может привести к агрессии; нарушения в коммуникативной сфере - к возникновению различных фобий. К примеру, дети с нарушением интеллекта в силу повышенной внушаемости особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, а синдром расторможенности влечений способствует формированию сексуальных девиаций. Подростки с нарушением слуха, вследствие изолированности их референтных групп и общения с помощью жестового языка, непонятного для большинства окружающих, могут быть вовлечены в криминальную деятельность. Для детей и подростков с психопатиями характерно проявление агрессии и аутоагрессии как способа добиться желаемого результата.

Таким образом, девиантное поведение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья часто является реакцией на неблагоприятные условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, тогда как социально приемлемые способы поведения исчерпали себя или несформированы.

Подводя итог описанию признаков и факторов девиантного поведения, следует подчеркнуть следующие основные моменты, важные для верного понимания сущности этого феномена в контексте рассмотрения причин их возникновения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в «чистом», изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархическую структуру нарушений поведения.

Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а проявляется опосредованно, причем на разных этапах формирования девиантного поведения мера патогенности каждого фактора и его место в общей структуре не являются постоянными.

В-третьих, становление девиантного поведения у подростков с ОВЗ происходит не просто на фоне, а в неразрывной связи с симптомами психического дизонтогенеза, что не дает оснований для их отождествления, но обуславливает необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае, поскольку именно такой анализ необходим для разработки системы профилактических мероприятий.

1.2 Проблема адаптации детей с ОВЗ . Теории адаптационного потенциала. Необходимость помощи детям с ОВЗ в процессе адаптации

Адаптация – неотъемлемый процесс становления личности человека.

На сегодняшний день проблема изучения структуры личности ребенка с ОВЗ отражена в малом количестве научных работ в силу больших трудностей в организации и проведении подобных исследований. Структура личности аномального ребенка частично описывается в работах И.И. Мамайчук (2001), М.И. Смирновой (2003), Л.М. Шипицыной (2001), и др. В силу сложности охвата всей структуры личности, авторы выделяют эмоционально-волевые, когнитивные компоненты личности ребенка с ОВЗ, влияние и действие которых можно зафиксировать по наблюдениям и с помощью психодиагностических методов .

Эмоционально-волевая сфера личности ребенка с ОВЗ может быть обусловлена действием биологических и социальных факторов. В связи с различными видами дизонтогенеза, эмоционально-волевая сфера личности будет специфически проявляться в поведении ребенка. Данная сфера рассматривалась в работах по изучению некоторых видов нарушенного развития: детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС) и др. Так, в психологических исследованиях детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП, вторичный дефект, согласно учению о дефектах Л .С. Выготского, может проявляться в нарушении эмоционально-волевой сферы, а также в психических расстройств, обусловленных эмоциональной депривацией . Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-60 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что у детей, лишенных материнской заботы и любви в раннем детстве, наблюдается задержка и отклонения не только в физическом и интеллектуальном развитии, но и эмоциональном .

Особенности формирования личности ребенка с нарушенным развитием связаны, в первую очередь, с условиями ее развития, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. В частности , для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным процессом формирования высших структур мозга (лобные доли), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". . Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае наблюдается повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения (синдром гиперактивности и дефицита внимания СДВГ). Другую категорию детей напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик, действиям свойственна вялость и медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Эти особенности характерны для лиц с двигательными нарушениями , в частности с ДЦП .

Однако, существует ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации : двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, формальные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию. По данным исследований подобная реакция встречается у детей в 7-8 летнем возрасте, в процессе самоидентификации , когда ребенок понимает, что он не такой как все .

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ряд ограничений:


  • ограниченные способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости;

  • ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

  • ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту;

  • ограничение экономической самостоятельности;

  • ограничение способности к профессиональной деятельности;

  • ограничение способности к интеграции в общество.
Возможности психологической адаптации детей с ОВЗ в социуме увеличиваются в связи с использованием различных технологий, которые облегчают ребенку образовательный процесс и обучению коммуникации .

Ситуация развития детей с нарушенным развитием направляет исследователей и широкий круг специалистов на поиски специальных вариантов помощи в процессе адаптации. Как говорилось ранее, возможности постепенной адаптации к окружающей среде и социуму у данной категории детей обусловливаются рядом трудностей. Так М.Ю. Лапшина считает, что современные, предоставляемые Россией, условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к возможности выживать, а не развиваться. Автором отмечается, что основная проблема социализации и адаптации детей с ОВЗ является одиночество, чувство отверженности обществом из–за физических и психологических особенностей, депрессия, социальная неуверенность и пр. М.Ю. Лапшина также выделяет два фактора, которые больше всего затрудняют процессы адаптации и социализации данной категории детей:


  1. Психологические барьеры общения, которые затрудняют
коммуникацию с окружающими, возможности обучения и получения профессии.

  1. Ощущение себя жертвой субъективных и принятых стереотипов со
стороны общества. Здесь проблемным моментом скорее является низкая компетентность общества относительно психологии данной категории людей .

Традиционно, адаптация (от лат. - приспособляю) рассматривается как приспособление функций организма , его органов и клеток к условиям окружающей среды. Современное научное представление о феномене адаптация основывается на работах выдающихся ученых–исследователей: И.П Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. (цит. По С.Т. Посоховой «Психология адаптирующейся личности: субъектный подход», 2001). Проблемой психологического изучения адаптации занимались в целом, как процессом приспособления человека к окружающей среде, занимались многие авторы (А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова и др.).

Несмотря на большое количество изученных проблем в области адаптации и наличия особенных нюансов каждой теории, всё же существует несколько основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это:


  • свойство организма;

  • процесс, осуществляемый приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в том, чтобы достичь
равновесия между средой и организмом;

  • результат взаимодействия в системе «человек-среда»;

  • цель, к которой стремится организм.
Одна из первых биологических теорий адаптации принадлежит Г. Селье, который предполагал, что процесс адаптации для человека строится на приспособлении к стрессовым факторам, на преодоление их и стремление к гомеостазу. Физиологическая реакция организма человека на стрессовую ситуацию, согласно теории Г. Селье, представляет собой – общий адаптационный синдром, который формируется на основании трех фаз:

  1. Фаза тревоги – человек испытывает шок от первичного восприятия
непредсказуемой ситуации, который провоцирует физиологические реакции организма, проявляющиеся в виде повышения температуры тела, учащенного сердцебиения, потливости ладоней, неспецифических биохимических реакций и т.д. – всё это признаки стрессового состояния

  1. Фаза противодействия характеризуется стремлением к покою,
привести, к попытка восстановить нормальную деятельность организма, в норму дыхание. После реактивного всплеска функции организма восстанавливаются .

  1. Фаза истощения – проявляется как неспособность организма
справиться со стрессовой ситуацией. В том случае, если ситуация носит сильный стрессовый характер, то организм склонен снова перейти в фазу тревоги. В силу слабости организма могут начаться физиологическое расстройства и психосоматические заболевания.

Адаптация рассматривается не только как процесс и результат взаимодействия человека с окружающей средой , но и как «системный» ответ организма на воздействия окружающей среды, который поможет сформировать человеку адекватные реакции, тем самым продолжить процесс развития как личности .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта