Речь. Мышление. Сознание. Мотивации и эмоции. Биологические ритмы. Сон, его значение. Мотивации, эмоции, сознание. Потребности и мотивации. Эмоции, их роль в поведении и механизмы. Сознание, подсознание, сверхсознание. 29 эмоции и мотивации мышление и соз
Главная » Стройматериалы » Речь. Мышление. Сознание. Мотивации и эмоции. Биологические ритмы. Сон, его значение. Мотивации, эмоции, сознание. Потребности и мотивации. Эмоции, их роль в поведении и механизмы. Сознание, подсознание, сверхсознание. 29 эмоции и мотивации мышление и соз

Речь. Мышление. Сознание. Мотивации и эмоции. Биологические ритмы. Сон, его значение. Мотивации, эмоции, сознание. Потребности и мотивации. Эмоции, их роль в поведении и механизмы. Сознание, подсознание, сверхсознание. 29 эмоции и мотивации мышление и соз

Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.

Работа содержит 1 файл

Введение……………………………………………………… … ………… … … … … … … … .. 2

1. Эмоции………………………………………………… ……… ………………... ………..…. 4

1.1.Возникновение эм о ций……………………… ……………………… ……...… … . 9

1.2. Развитие эм о ций…………………………… ……………………… ………. .…… . 11

2. Мотив а ции………………………………………… …………… …………... ……..………. 15

2.1. Сущность мотивирования челов е ка………… ……………………… ………...…. 1 5

2.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управл е нии . ……... 14

2.3. Содержательные теории мотив а ции……… ………………………. ……...….. .…15

2.4. Процессуальные теории мотив а ции....…… ………………………. …………. .….17

3. Мышл е ние……………………………………… ………………… .. ……………………….22

3.1. Общее понятие о мышл е нии…………… ……………………… ………………… 22

3.2. Виды мышл е ния……………………………… …………………... ……………….24

3.3. Индивидуальные различия в мышл е нии…… …………………… ………………25

3.4. Формирование мышления у д е тей…………………… ………………….. ………26

Заключ е ние…………………………………………… ……… …………………... ………… … 34

Список литерат у ры………………………………… ………………… ………. …………….. 36

Введение

Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мот и вации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в опред е лении направленности поведения и способов его реализации.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме неп о средственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают знач и мость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношен и ем их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют фун к ции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъе к тивные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.

Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных п е реживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъекти в но связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, бол е вых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощ у щения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции пр о тивопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интерв а лами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соо т ветствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особе н ностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую де я тельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции ра з виваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реал ь ными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адапт а ции. Согласно этой точке зрения эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свид е тельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют л о кальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классифик а ции эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоционал ь ных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровожда ю щиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затраг и вающими его физическое существование, так и социальными, например, социал ь ными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оц е ночное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. П о этому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эм о ций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых м е нее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний чел о века. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?

Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.

1. Эмоции

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразум е вают самые разнообразные реакции человека от бурных взрывов страсти до то н ких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отража ю щие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. Об их влиянии на психическую жизнь В. И. Ленин сказал так: " Без человеческих эм о ций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины."

Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание- это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. Человек всегда занимает по отношению к событию определённую позицию, он не производит чисто рациональной оценки, его поз и ция всегда пристрастна, включая эмоциональное переживание. Отражая вероя т ностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребёнка избегать огня, которым он когда-то обжёгся. Эмоция может предвосхищать и благоприя т ные события.

Когда человек чувствует опасность , он находится в состоянии тревожн о сти- реакции на неопределённую ситуации, несущую в себе угрозу.

Когда человек эмоционально возбуждён, его состояние сопровождается о п ределёнными физиологическими реакциями: давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряжённость мышц. В.Джемс и Г.Н. Ланге предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций. Одн а ко в дальнейшем было экспериментально показано, что эмоции всегда остаются, даже если исключить все их физиологические проявления, т.е. всегда оставалось субъективное переживание. Значит, необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоции. Тогда остаётся неясным, зачем же нужны физиологические изменения? Впоследствии выяснили, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма для усиленной м ы шечной деятельности (при борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую организацию человека. Такое представл е ние позволяет понять биологическую ценность врождённых эмоций. В одной из своих лекций И.П.Павлов пояснил причину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующим образом:" Если мы обратимся к нашим о т далённым прародителям, то увидим, что там всё было основано на муск у лах…Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гнева ю щегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование переходило в работу мышц. Например, когда гневается лев, то это выливается у него в форму драки, испуг зайца переходит в бег и т.д. И у наших предков всё выливалось так же непосредственно в какую-либо деятельность ск е летной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набр а сывались на врага, то защищали жизнь своего ребёнка."

П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции предста в ляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной п о требностью и возможностью её удовлетворения, т.е. при недостатке или сущес т венном избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели. При этом степень эмоционального напряжения определяются потребностью и дефиц и том информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Однако в особых случаях, в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными св е дениями для того, чтобы организовать свои действия по удовлетворению сущес т вующей потребности, нужна иная тактика реагирования, включающая побужд е ние к действиям в ответ на сигналы при малой вероятности их подкрепления.

Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и п о гибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все её движения и казались бе с смысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушечьих лап загустела, превратилась в комок масла, лягушка влезла на него и выпрыгнула из банки. Эта притча иллюстрирует роль эмоций с указанной позиции: даже бесполезные на первый взгляд действия могут оказаться спасительными.

Эмоциональный тон воедино собирает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов внешней среды, устойчиво сохраняющихся на протяжении длительного времени. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно- вредно.

Приведём в качестве примера данные эксперимента Лазаруса, которые св и детельствуют, что эмоции может рассматриваться как обобщённая оценка ситу а ции. Целью эксперимента было выяснение, от чего зависит волнение зрителей- от содержания, т.е. от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того, что показывают. Четырём группам здоровых взрослых испытуемых показ а ли кинофильм о ритуальном обычае австралийских аборигенов- инициации –посвящении мальчиков в мужчины, при этом создали три разных версии муз ы кального сопровождения. Первая (с тревожной музыкой) подсказывала трактовку: нанесение ритуальных ран- опасное и вредное действие, и мальчики могут поги б нуть. Вторая (с мажорной музыкой)- настраивала на восприятие происходящего как долгожданного и радостного события: подростки с нетерпением ждут посв я щения в мужчины; это день радости и ликования. Третье сопровождение было нейтрально- повествовательным, как если бы учёный - антрополог беспристрас т но рассказывал о не знакомых зрителю обычаях австралийских племён. И, нак о нец, ещё один вариан т - контрольная группа смотрела фильм без музыки- немой. Во время демонстрации фильма велось наблюдение за всеми испытуемыми. В минуты тяжёлых сцен, изображавших саму ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса, электр о проводимости кожи, гормональные сдвиги. Зрители были спокойнее, когда во с принимали немой вариант, а тяжелее всего им было при первой (тревожной) ве р сии музыкального сопровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм может вызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: всё з а висит от того, как зритель оценивает происходящую на экране ситуацию. В да н ном эксперименте оценка навязывалась стилем музыкального сопровождения. Эмоциональный тон может рассматриваться как обобщённая познавательная оценка. Так, ребёнок при виде человека в белом халате настораживается, воспр и нимая его белый халат как признак, с которым связана эмоция боли. Он распр о странил своё отношение к врачу на всё, что с ним связано и его окружает.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, вкл ю чающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и са р казм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобрет а ют художественную форму.

Эмоции часто рассматриваются как чувственное выражение инстинктивной деятельности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека и, исходя из них, стр о ить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти вне ш ние проявления достаточно выразительны. Например, видя, что человек хмурится, стискивает зубы и сжимает кулаки, можно без расспросов понять, что он испыт ы вает гнев .

Вообще, определение эмоции носит абстрактно- описательный характер или требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим ряд таких определений. С о ветские психологи Лебединский и Мясищев дают определение эмоции как пер е живание.

Эмоции- одна из важнейших сторон психических процессов, характер и зующая переживание человеком действительности. Эмоции выражают интеграл ь ное выражение изменённого тонуса нервно- психической деятельности, отр а жающийся на всех сторонах психики и организма человека.

Эмоции влияют и на психику и на физиологию. Известный физиолог Ан о хин рассматривал связь эмоций с потребностями организма. Анохин писал: "… с т.з. физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счёте приводят к возникновению и отрицательн о го (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционал ь ного состояния. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Из определ е ния следует, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испыт ы вает потребность, а положительные- при удовлетворении."

Платонов К.К. писал, что эмоция- это особая, ранее других сформирова в шаяся в филогенезе (тот путь, который прошла психика) психика и формируемая в её онтогенезе, форма коих отражения, свойственно не только человеку, но и ж и вотным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологич е ских реакциях, она есть отражение не самих феноменов, а их объективных о т ношений с нуждами организма. Эмоции делятся на астенические, ослабляющие жизнедеятельность организма, и стенические, повышающие её, причём больши н ство (страх, гнев) могут проявляться в обеих формах. У взрослого человека эм о ции обычно проявляются как компоненты чувств.

Об эмоциях можно говорить много и долго, но, по- моему, самое главное заключается в том, что эмоция- это переживание. Человек чувствует, значит п е реживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Положительные эм о ции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них чел о век открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют но р мальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Например с восприятием у эмоций связь прямая, т.к. эмоции- это в ы ражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек настроении, эм о циональном состоянии, так он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Также эмоции связаны с ощущением, только в этом случае ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность, человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая шероховатую- человеку неприятно.

1.1. Возникновение эмоций

Почему возникли эмоции, почему природа " не могла обойтись " мы ш лением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышл е ния, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции. Де й ствительно, необходимым условием для выделения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является д е центрация – способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения. В эмоции человек ещё сохраняет нить связи своей позиции только с самим собой, он ещё не способен выделять объективные отн о шения между предметами, но уже способен выделять субъективное к какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно говорить, что эмоция- важнейший шаг на пути развития мышления.

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым с у ществам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции- эмоциональный тон- непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, темп е ратурные) и побуждающие их к сохранению или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта. Эм о ции человека- продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.

Я думаю, что простейшие эмоции (страх, ярость) имеют природное прои с хождение, т.к. они довольно-таки тесно связаны с жизненными процессами. Эту связь видно даже из обычного примера, когда любое живое существо умирает, в нём не обнаруживаются внешние, эмоциональные проявления. Допустим даже физически больной человек становится безразличным к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Он теряет способность эмоционально отвлекаться на внешние воздействия.

У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры, тесно св я занные с эмоциональной жизнью. Это лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в неп о средственной близости к его центру, управляющему основными органическими процессами: кровообращением, пищеварением, железами внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с сознанием человека, так и с состояниями его организма.

Среди эмоций человека и животных несмотря на всё их разнообразие мо ж но выделить 2 категории:

- положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей и н дивидуума или сообщества;

Для их возникновения необходимо сочетание двух факторов:

1. неудовлетворённая потребность

2. прирост вероятности её удовлетворения.

- отрицательные эмоции, связанные с опасностью, вредностью и даже угр о зой для жизни.

Для их возникновения достаточно семантического рассогласования между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из внешней среды. Именно такое рассогласование наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар эле к трического тока. Таким образом положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата.

Подводя итоги по этой части можно сделать следующие выводы. Эмоци о нальные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своео б разный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всево з можных эмоциональных состояний, которое оно способно переживать. Наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эм о циональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их орг а нические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

1.2. Развитие эмоций

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития- от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эм о ционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы- интеллектуальные и эстетические, составляющие эм о циональное богатство личности. Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности:

Самосохранение (страх)

Свобода движений (гнев)

Получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного уд о вольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни ч е ловека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врождё н ным страхом, являясь социальной формой этой эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы дв и жений. В 2-3 года у ребёнка развиваются ревность и зависть- социальные формы гнева. Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием- убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо п о требности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовател ь ском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие во з никает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции уд о вольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребё н ку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребё н ка.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией- эмоционал ь ной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, найдена зам е щающая цель. Привычные способы разрешения такой ситуации определяют фо р мирующиеся при этом эмоции. Нежелательно при воспитании ребёнка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Чтобы д о биться желаемого поведения у ребёнка, можно использовать его возрастную ос о бенность- неустойчивость внимания, отвлечь его и изменить формулировку ук а зания. В этом случае для ребёнка создаётся новая ситуация, он выполнит требов а ние с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не о т зывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необх о дима и ответственность за другого, забота о младших братьях и сёстрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно они лежат в основе нравственности и творческих способностей чел о века.

Ребёнок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эм о ций, т.к. это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неу с тойчивости у детей.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выраз и тельным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Получены доказательства врождённости некоторых проявлений эмоций. В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразительности может оказаться свидетельством недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое п о нимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, холодность, невозмутимость.

Эмоции являются результатом деятельности Н.С.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

1) в дифференциации качеств эмоций ;

2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выраж е ние.

Вывод: у малышей эмоции идут на неосознанном уровне. С возрастом чел о век может управлять ими как внешне, так и внутренне. А у детей эмоции выпл ё скиваются наружу. Взрослый может контролировать выражение своих эмоций, а ребёнок нет. Чем человек становится старше, тем лучше он научается управлять эмоциями.

2. Мотивации

2.1. Сущность мотивирования человека

Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, бу к вально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом, как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, людьми, которые к н е исчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотив а цией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации человека, – значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые он воспроизводит, а это значит, что здесь будет отражено только частное, что само по себе не выделит существенные черты мотивации как так о вой. Не намного сужает эту проблему ограничение всей многогранности мотив а ционного процесса мотивацией лишь трудовой деятельности.

Для того, чтобы составить достаточно полное общее представление о мот и вации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики процесса мотив а ции.

Одно из самых простых и распространенных определений мотивации: м о тив – это внутренняя ценность выполняемой деятельности. В самом приблиз и тельном понимании такое определение отражает внутреннее состояние человека, однако, следует заметить, что силы, побуждающие к действию, находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать нек о торые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями челов е ка опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего ра з личные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздейс т вия со стороны одинаковых сил.

Исходя из этого, можно предположить, что процесс мотивации человека подвержен как внутренней, так и внешней детерминации. Отсюда выделяется п о нятие мотивирования. Мотивирование это процесс воздействия на человека с ц е лью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем опр е деленных мотивов.

В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно р е шает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию опред е ленные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные дейс т вия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побу ж дать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. Этот тип мотивирования н о сит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с как и ми-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует г о раздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членам. Различие этих двух типов мотивации нашли свое отражение в теории экстринсивной и и н тринсивной мотивации Хеккаузена.

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Особую роль в процессе мотивации труда играют стимулы. Стимулы – это специфические внешние раздражители, которые играют роль «рычагов» возде й ствия, актуализирующих те или иные мотивы человека. Специфика стимулов в том, что сами по себе они не могут вызвать определенный вид деятельности, они могут лишь выполнять роль «катализатора» активности работников, направле н ность которой уже будет определяться внутренней мотивационной структурой личности. Стимулы эффективны лишь в том случае, если они способны вызвать реакцию со стороны человека.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей н а зывается процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является м а териальное стимулирование. Однако очень важно учитывать ситуацию, в кот о рой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преув е личения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозна ч ную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей. Так, например, эту особенность человеческой мотивации (т.е. ее неоднозначность и не сводимость к материальной сфере) недооценивала система мотивирования по принципу «кнута и пряника», о которой речь будет идти ниже. Мы не будем углубляться в тонкости онтологического понимания мотива, а также в процессуальные характеристики мотивации, поскольку это проблема второго раздела нашего исследования, а сразу же перейдем к мотивационным моделям, сложившимся на данный момент в те о рии управления.

2.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побу ж дает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и колле к тивных целей.

Эволюция применения различных моделей мотивации показала как пол о жительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимул и рования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие мод е ли мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.

Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение ч е ловека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объясн е ния мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.

Из всей гаммы разработанных учеными-управленцами мотивационных м о делей можно выделить, с нашей точки зрения, наиболее жизненные и оправда в шие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования весьма и весьма многообразна.

Ниже приводится классификация, выделенная Кокоревым, которая, по его мнению, широко используемая фирмами ряда стран. Это такие модели, как:

 кнута и пряника;

первичной и вторичной потребности;

внутреннего и внешнего вознаграждения;

факторная модель стимулирования;

 справедливости;

 ожидания;

социальной справедливости и др.

Самой древней и по праву классической схемой мотивации труда может считаться теория мотивации по принципу «кнута и пряника». Возникнув еще до появления теории управления как науки, можно даже сказать на бессознательном уровне, когда о проблеме мотивации еще не было и речи, эта теория воздействия на человеческий труд и до сих пор заявляет о своих правах на существование. Вкратце ее суть известна практически каждому: человек реагирует на поощрение (в основном материальное) повышением производительности труда или, по кра й ней мере, закрепляет у себя уверенность в том, что данный тип поведения, кот о рый повлек за собой награду желателен в организации. А наказание служит инд и катором недопустимого результата или качества работы со стороны подчиненн о го. Эффективность данного способа мотивации подтвердила себя за долгие годы существования, однако, у этой теории есть и существенные недостатки, а точнее, оговорки или определенные условия, которые необходимы для ее нормального функционирования:

психологические, означающие, что человек не всегда поступает «л о гично», то есть материальное поощрение не всегда заставляет человека трудится усерднее. Эти идеи были результатом психологической критики бихевиоризма, который, как известно, развивал концепцию поведения человека по принципу «стимул – реакция». Человек – не кибернетический черный ящик, который только и способен выдавать реакцию на внешние раздражители.

организационные, то есть для реализации данного типа мотивации н е обходимо существование специальных контролирующих и оценочных органов, что не всегда возможно, а зачастую просто не выгодно.

экономические, обусловленные рядом законов. Например, закон Го с сена, свидетельствующий о том, что каждое новое приобретенное благо приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущее.

Социальные, которые означают, что при определенной общественной напряженности материальные стимулы могут терять свою актуальность.

По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность делает ее актуальной и по сей день.

Теориями мотивации в подлинном смысле слова можно считать уже ста в шие классическими содержательные и процессуальные схемы мотивации челов е ка.

2.3. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют л ю дей действовать так, а не иначе. Предпосылкой появления содержательных те о рий мотивации стало осознание менеджерами некоторой «нелогичности» повед е ния подчиненных. Целью этой работы не является подробное рассмотрение мот и вационных моделей управления, разработанных учеными зарубежных стран (А.Маслоу, Ф.Герцберга, Мак-Клеланда). Наиболее существенным в теории Ма с лоу, а также других исследователей в этом направлении было выделение в чел о веческой побудительной системе первичных и вторичных потребностей. То есть была совершена попытка создать какую-то единую схему иерархии мотивов в п о ведении человека, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребн о стей, удовлетворяет их в определенной последовательности.

Не смотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции в этом направлении, они не л и шены определенных недостатков, к которым можно отнести:

1. Игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, сведение всего многообразия побудительных сил человека к ограниченному н а бору потребностей.

2. Недооценка индивидуальности человеческой деятельности. Пытаясь преодолеть ограниченность стимулирования по принципу «кнута и пряника» с о держательные концепции мотивации попадают в собственную ловушку: пытаю т ся ограничить поведение человека жесткой иерархией или набором внутренних ценностей.

3. Невозможность установить четкую корреляцию между различными потребностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человеческой деятельности.

Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной обла с ти, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процесс у альными.

2.4. Процессуальные теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях связанных с ним факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории ра с сматривают мотивацию в другом плане, в них анализируется то, как человек ра с пределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребн о стей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его во с приятия и ожиданий, связанных с дани ситуацией, и возможных последствий в ы бранного им типа поведения.

Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожид а ний, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

3 . Мышление

3 .1. Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отнош е ниями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и во с приятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пр о странстве), и такими свойствами и о т ношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. п о средством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действ и тельности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономе р ных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что ч е ловек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосред о ванно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление вс е гда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, предста в ления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредова н ное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как позн а ние общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявл я ется лишь в отдельном, в ко н кретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обознач е ние относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе схо д ных объектов. Обо б щённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущн о сти, явления, качес т ва, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные сл о вом.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувс т венной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Ч е рез органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим м и ром - поступает в мозг инфо р мация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации явл я ется деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед чел о веком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт су щ ность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе прео б разует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и воспр и ятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сло ж ный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении пре д мета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении с у щественного, общего для мн о гих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, пр о блем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач вс е гда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений ин о гда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - де я тельность активная, требующая сосредоточё н ного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционал ь но-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль ст а новится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письме н ное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средс т ва передачи результатов мышления: световые и зв у ковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют усло в ные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информ а ции.

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализ у ется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее прои с ходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано с речевыми механи з мами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью л ю дей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Пра к тическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий исти н ности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической де я тельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной си с темы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахо ж дение новой мысли физиологически означает з а мыкание нервных связей в новом сочетании.

3 .2. Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и а б страктное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей з а дач - практических и теоретич е ских.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных з а дач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной пра к тической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техн и ческое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической де я тельности есть процесс взаимодействий умственных и практических комп о нентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практич е скими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особе н ностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюд а тельность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкре т ной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение б ы стро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мы с ли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения ч е ловек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. А б страктное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, пре д ставления в нём играют вспомог а тельную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теорет и ческое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек реш а ет, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, п о том конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности ка ж дого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

3 .3. Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнал ь ных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное пр е обладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку на и более свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и др у гие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их наз ы вают к а чествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не тол ь ко особенности его мышления, но и особенности других познавательных проце с сов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимател ь ность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, о т зывчивым, добрым. Качества мышления - основные к а чества ума. К ним относ ят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и нек о торые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслител ь ных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в с о ответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления против о стоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно во с произведение усвоенного, чем активные поиски неи з вестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей тво р чества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и нах о дить ориг и нальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в час т ности.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго лог и чески рассуждать, убедительно д о казывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассужд е ния.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

3 .4. Формирование мышления у детей

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым пам я тью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления эл е ментарного мы ш ления.

Основным условием развития мышления детей являе т ся целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предме т ными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взросл ы ми, и действ о вать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной де я тельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновр е менно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - п о знав а тельные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особе н ности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, напра в ленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, наход я щийся в поле зрения, н а деть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игру ш ку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мы ш ление н а глядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обо б щённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения м е жду действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет сл о во.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышл е ния, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышл е ние.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономе р ными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем н а блюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной лит е ратуры.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактн о сти их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов об у чения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития уч а щиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понят и ем, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных сл у чаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащи е ся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое о п ределение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное прим е нение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются сужд е ния и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утверд и тельной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказыв а ют своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на ко с венные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных н а блюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Сужд е ния с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся но р мой в их рассуждениях. С одинак о вой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по анал о гии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правил ь ность ответа на него.

Заключение

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ч е ловеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во вр е мени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и оп о средованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и во с приятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.

Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскр ы вает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чу в ственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, н е посредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, нео б ходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пр о странством и временем, могут носить лишь единичный характер .

Список литературы

1. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.

2. Павлов П.И. Журнал ВНД// т.47, выпуск 2, М: Наука, 1997

3. Популярная Медицинская Энциклопедия// под ред. Б.В.Петровского, М: Советская Энциклопедия, 1987

4. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990.

5. Психология эмоций. Тексты. // под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М: Издательство МГУ, 1984

6. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы совреме н ной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201-217.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// М: Педагогика, 1989

8. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты// М: Наука, 1975

9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг//М: Наука, 1981

10. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность.// М: 1984

11. Словарь практического психолога// Минск: Харвест, 1998

12. Хеккаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивация http://www.rtsnet.ru/tc/emp/ satin/psychology/Hekhauz.htm

13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.

14. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности// М:Наука,1971

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы мышления, эмоций и мотивации, а также проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.
Для достижения поставленной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие мышления;
- изучить понятие эмоций;
- изучить сущность мотивации мышления;
- рассмотреть проблемы мотивации мышления;
- изучить физиологию мотиваций и эмоций как особенности высшей нервной деятельности человека;
- рассмотреть мышление как сложную форму психической деятельности.

Введение……………………………………………………………………...2-3
1 Сущность мышления, эмоций и мотивации
1.1 Понятие мышления…………………………………………………4-8
1.2 Понятие эмоций…………………………………………………….9-13
1.3 Сущность мотивации………………………………………………14-19
2 Взаимосвязь мышления, эмоций и мотивации
2.1 Проблема мотивации мышления…………………………………..20-22
2.2 Физиология мотиваций и эмоций как особенности высшей нервной деятельности человека………………………………………………………23-26
2.3 Мышление как сложная форма психической деятельности……..27-30
3 Проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью…………….31-35
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список использованных источников……………………………………….38

Работа состоит из 1 файл

1.2 Понятие эмоций

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению.

Сигнализируя о непосредственно м положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и тому подобное, формируются у человека по мере его включения в социальные связи, то есть по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т.д.).

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены.

Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение. При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх – «пьяному море по колено».

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам, не зная чего, или счастлив без причины.

Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

Таким образом, можно сделать вывод, что, описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем, и безнадежность и т.д. Первые желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств. Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект.

1.3 Сущность мотивации

В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током.

Трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях

Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; их называют смыслообразующими мотивами.

Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных,

Лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами.

Существует множество определений мотива.

Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно. Также необходимо определить некоторые другие понятия

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживании (стремлений, желаний и т п.) и установок в поведении субъекта

Теории мотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации и теории удовлетворения потребностей. Теории удовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности. Зная потребности, мы строим механизм их удовлетворения, тем самым получаем более мотивированного, более производительного работника. Процессуальные теории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения) построены на работе мотивов личности. Если человек чего-то ожидает от работы и это ожидание оправдано, значит, он более мотивирован. Если удовлетворяются его основные мотивы в процессе работы, зависящие от индивидуальной структуры личности, человек более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности и научиться на них воздействовать.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения к деятельности.

Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные.

Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. }

Предыдущая статья: Следующая статья:


© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта